Просмотр содержимого документа
«Методика подготовки и проведения открытого занятия в старшей школе»
ВВЕДЕНИЕ
Одна из важных форм организации методической работы – это открытые занятия. Открытое занятие – это специально подготовленная форма организации методической работы, которая предусматривает и обычный реальный учебный процесс.
Особую значимость приобретают нестандартные, нетрадиционные занятия, где открытое занятие демонстрирует уровень инновационного опыта, реализации методической идеи, применения методического приёма обучения. Открытое занятие имеет методическую цель, в которой отражается всё то, что преподаватель хочет показать членам комиссии и педагогическому коллективу.
Имеющийся опыт отечественных и зарубежных педагогов уже позволяет ответить на данный вопрос утвердительно. И особое значение имеют современные условия, когда наряду с другими показателями и критериями деятельности не последнее место занимает использование инновационных методов в образовательном процессе, что ярко проявляется и легко поддаётся самообследованию, обследованию и мониторингу через контроль и анализ, изучение и рефлексию проведённых открытых занятий.
Педагог в любой момент рискует столкнуться с тем, что обычные, традиционные методы проведения занятий, не в полной мере обеспечивают современный уровень решения его профессиональных задач, не принося удовлетворения от работы; тогда следует прибегать к новым приёмам и способам, анализируя и прогнозируя свою деятельность, а самое главное – процессу интеграции. И хотя вполне очевидно, что регулярное применение неких приёмов и способов, методик и технологий – это дело добровольное и частное, тем не менее, каждое подобное учебное занятие является поводом к реализации себя как личности и профессионала, и, возможно, в новых качествах.
Если занятия демонстрируют инновационные подходы к обучению, если на них происходит формирование компетентного и высококвалифицированного специалиста, если учащимся предоставляется возможность для самореализации, самоорганизации, самовоспитания, саморазвития, и всё это проходит на качественно-высоком уровне и на фоне эффективной учебно-воспитательной работы, то трудно переоценить значимость такого явления в образовательном процессе как открытое занятие.
Ι. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
На профессионально подготовленном открытом занятии мы можем увидеть и перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на познавательную деятельность школьника, и умение уходить от усвоения только абстрактных знаний, реализуемых главным образом в рамках отдельно взятых учебных дисциплин и обеспечивающих фундаментальную подготовку к более конкретным предметным и межпредметным моделям; открытые занятия могут продемонстрировать научно-исследовательскую деятельность детей, а также подготовку и защиту рефератов на актуальные темы, элементы оппонирования, постановку проблемных вопросов, и, в конечном счёте, обеспечить реальное, последовательное, непрерывное приближение ребят к выбору их жизненного направления.
В наши дни профессиональная рутинизация быстро преодолевается, компьютерные технологии и мультимедийные смарт-доски позволяют расширить педагогические представления, по-новому посмотреть на собственную концепцию.
Воспитательная и нравственная стороны преподавания – это то, что не может вызывать сомнения: воспитание важно на любом этапе образовании, в каждом слове и жесте на всех предметах в школе.
С одной стороны встают научность и информативность, а с другой – доказательность и аргументированность.
Смеем утверждать, что чёткая структура занятия, логика изложения, наличие цели, задач и плана, а затем и следование ему, навязывают проверяющим и оценивающим членам комиссии концентрировать своё внимание на пунктах, содержащихся в нём.
Безусловно, план необходим, ведь без точной логической установки и формулирования подпунктов, без ясной и твёрдой точки зрения, без обозначения целей и указания темы занятие может провалиться. Но, возможно, стоит допустить и импровизацию, высказывание своего мнения и элементы дискуссии с учащимися, отступление от плана при проведении открытого занятия. Над этим мы и попытаемся подумать в данном исследовании.
Идеальная формула, на наш взгляд, такова: язык – научный, точный, грамотный; речь – доступна, проста, но и достаточно экспрессивна; мысль – легка и точна; терминология – метка и безошибочна.
Работа со старшими школьниками характеризует нас самих не только как специалистов и профессионалов, способных провести научное исследование, но и как людей, умеющих организовывать и руководить, активизировать мышление, познавательную, исследовательскую, эвристическую деятельность своих подопечных, умеющих ставить и задавать вопросы, ведь достаточно непросто подавить в своих слушателях леность и равнодушие, и разбудить желание мыслить, трудиться, искать.
Использование аудиовизуальных дидактических материалов и IT-технологий в рамках изучения предметов, безусловно, важно. Равно как и использование интернета. Структурное и чёткое построение урока с показом слайдов, презентацией, короткометражных видеороликов не может не привлечь, не активизировать внимание, так как именно это позволяет показать то, что надо было ещё совсем недавно «рисовать словами». Интерактивные доски с мгновенным подключением по Wi-Fi ярко и красочно способны заменить традиционную школьную доску, украсив собой любой урок.
На современном этапе ужесточения конкуренции среди учебных заведений действительно возросла необходимость в оценке качества образования. И вполне очевидно, что одной из составляющих здесь выступает качество образовательной системы, а критерием оценки является квалификация персонала учебного заведения. Уровень квалификации преподавателя находит своё непосредственное отражение в методическом мастерстве или в качестве проведения учебных занятий. Конечно, в практике школьной работы существует такая форма оценки занятий, как посещение и взаимопосещение с последующим анализом. Но, по ряду объективных и субъективных причин, этой форме работы иногда уделяется недостаточно внимания. Анализ журналов посещений занятий показывает, что многие записи в них чересчур лаконичны, однотипны, необъективны и не дают чёткого представления о качестве проведённого занятия и уровне педагогического мастерства учителя. Кроме того, сложилась традиция оценивать посещённое занятие только с качественной стороны. Но ведь известно, что познать явление можно лишь во взаимодействии его качественных и количественных сторон. Дифференцированность подхода, объективность оценки, эффективность принципа посещений, вероятно, повысятся, если результаты качественного анализа совместить с количественной оценкой.
На фоне вышесказанного любопытно будет взглянуть на требования, выдвигаемые педагогу научной педагогической литературой:
научность и информативность, доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств, эмоциональность формы изложения, активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления;
чёткая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов;
методическая обработка: выведение главных мыслей и положений, подчёркивание выводов, повторение их в различных формулировках; изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и названий;
использование дидактических материалов.
Отечественная педагогика предполагает проведение открытого занятия не только опытными мастерами своего дела, но и начинающими преподавателями в качестве показательных, что позволяет максимально раскрыться педагогу, только что занявшему определённую должность.
Считается, что в обязательном порядке на открытом занятии должен присутствовать представитель администрации, работники, имеющие стаж педагогической работы менее трёх лет, сотрудники учебного или учебно-методического отдела. Занятие считается состоявшимся, если на нём присутствовали не менее трёх сотрудников. Все приглашённые должны соблюдать педагогический такт, не вмешиваться в ход занятия (если этого не требуется по ходу занятия), не выражать в присутствии учащихся своего отношения к работе педагога. Приглашённые в процессе наблюдения могут пользоваться специальными памятками, планами посещения и специально разработанными критериями оценки; естественно, никто не отнимает права высказывать своё особое мнение [12].
Непосредственно после занятия проводится его обсуждение и оформляется протокол, в котором отмечаются положительные стороны, замечания, предложения по совершенствованию методики обучения. Обсуждение можно проводить в следующей последовательности: учитель, проводивший занятие → саморефлексия → приглашённые учителя → администрация образовательного учреждения → учитель, проводивший занятие → ответы на вопросы, разъяснение.
По результатам обсуждения вполне обоснованно уже могут разрабатываться мероприятия по совершенствованию учебного процесса. По итогам проведения открытого занятия в выводе должны быть отражены те его особенности, которые рекомендуются для внедрения в практику других учителей и для проведения на уровне школы мастер-классов, творческих мастерских и прочее.
Важно помнить и учитывать следующее:
правильность, точность подбора педагогом материала для занятия;
связь теории с практикой;
использование учителем собственных разработок, исследований, учебных пособий.
§ 1.1. Основные этапы подготовки и проведения открытого занятия
Подготовка открытого занятия.
Перед тем, как мы начнём рассматривать данный параграф, необходимо уточнить, с какими целями проводятся подобного рода занятия:
- для членов методического объединения;
- по причине демонстрации и распространения уже имеющихся возможностей по овладению инновационной деятельностью;
- с целью аттестации на более высокую квалификационную категорию;
- на конкурс.
Подготовка к открытому занятию проводится в соответствии с требованиями оптимальной методики проведения: анализ содержания учебного материала; анализ особенностей детей конкретного класса на данном занятии; выбор форм, методов, средств обучения; краткое описание хода занятия в соответствии с требованиями плана учебного занятия.
Начинать подготовку рекомендуется с формулировки методической цели открытого занятия, которую в обязательном порядке следует обсудить с коллегами. Выбор темы занятия педагог делает самостоятельно с учётом анализа материала, на котором он сможет лучше показать разработанные или усовершенствованные им приёмы и методы. В соответствии с методической целью занятия учитель выбирает такой учебный материал, который позволит наиболее полно раскрыть те методы, приёмы и средства, которые составляют основу педагогического мастерства. Учитель должен использовать современную информацию, подобрать материалы из периодической, научно-технической и методической литературы, использовать результаты посещения методических конференций, выставок.
Необходимо составить план, который вне зависимости от его оформления содержит следующие элементы: дата проведения; тема, цели и задачи урока; структура урока с указанием последовательности этапов и примерного распределения времени на эти этапы; содержание учебного материала; учебное оборудование, наглядные пособия; актуальность и место их использования на уроке.
2. Требования к открытому занятию.
Уровень открытого занятий должен отражать научность и точность фактического материала, использование последних достижений науки в рассматриваемом вопросе, реализацию учебных, воспитательных и развивающих задач. Методическая оптимальность занятий должна определить: правильность выбранного вида использования наглядности, ТСО, новых методов в обучении; правильное распределение времени на структурные элементы занятия и другие составляющие.
Применение новых педагогических технологий, приёмов и методов преподавания, при помощи которых реализуются цели занятия, формирование знаний, умений и навыков на основе самостоятельной познавательной деятельности школьников, являются основными требованиями к открытому занятию.
Открытое занятие должно служить иллюстрацией тех выводов, к которым пришёл учитель в результате педагогического эксперимента или на основании многолетнего опыта работы. Вот основные правила и приёмы его проведения:
Полный комплект документов, определяющих методическое обеспечение занятия, должен быть готов не позднее, чем за неделю до его проведения.
Методическая цель открытого занятия формулируется в соответствии с методической темой педагога и должна быть предельно конкретной.
Методическая разработка или методические рекомендации к открытому занятию должны отражать вопросы организации и методики учебного процесса на занятии.
Педагог, показывающий открытое занятие, в методической разработке отражает учебный процесс в свете педагогических задач, положенных в основу занятия, чтобы используемые методы и средства воздействия на учащихся, способы организации их деятельности помогли другим педагогам объективно оценивать всю систему работы и вызвали желание её усовершенствовать.
3. Методическое обеспечение открытого занятия. Проведение открытого занятия.
За 1-2 недели до проведения открытого занятия учитель сообщает о своём намерении провести открытое занятие и размещает соответствующее сообщение на сайте школы или вывешивает информацию об этом в самой школе.
Проводится открытое занятие в обычной деловой обстановке. В состав группы посещающих обязательно входят председатель соответствующей комиссии, учителя. Приглашённые входят в аудиторию до звонка, занимают заранее подготовленные места, выбранные так, чтобы меньше отвлекать внимание детей и без помех наблюдать за действиями преподавателя и ребят.
Все приглашённые должны соблюдать педагогический такт, не вмешиваться в ход занятия; не выражать в присутствии школьников своего отношения к работе преподавателя, ведущего занятие.
Педагогический состав в процессе наблюдения должен проследить, как специалист, ведущий занятие, достигает поставленной цели, с помощью каких методических приёмов и средств обучения реализует требования учебной программы, каковы результаты его деятельности.
4. Обсуждение и анализ открытого занятия.
Обсуждение открытого занятия происходит, как правило, в день его проведения. Организует обсуждение председатель соответствующей комиссии.
Цель обсуждения – оценка правильности постановки цели занятия, целесообразность выбранных методов и средств, оказание помощи учителю в акцентировании внимания на отдельных использованных методических приёмах, рассмотрение их эффективности с точки зрения поставленных задач.
При обсуждении занятия вопросы к педагогу, продемонстрировавшему занятие, должны носить конкретный характер (об отдельных приёмах и методах работы, о конкретных явлениях данного занятия), не уводить обсуждение от поставленной цели.
Выступления присутствующих на обсуждении проведённого занятия рекомендуется проводить в следующей последовательности: учитель, проводивший занятие → приглашённые педагоги → председатель комиссии.
Первое слово предоставляется учителю, который проводил открытое занятие. Он должен чётко дать свою оценку, обосновать выбор методов и средств, качество их применения, сообщить критические замечания по проведению учебного занятия и содержанию подобранного материала. Выступление должно помочь присутствующим понять его педагогический замысел, особенности применяемых им методов и приёмов, ведущие идеи, которые лежат в основе системы его работы. Выступающие учителя должны детально разобрать достоинства и недостатки открытого занятия, обратить особое внимание на достижение поставленных целей обучения, воспитания и развития, на эффективность применяемых методов, целесообразность использования ТСО, компьютерной техники. Необходимо тщательно оценить занятие с позиции реализации дидактических принципов. В ходе обсуждений следует отметить недочёты, ошибки, допущенные в организации и содержании занятия, дать советы по совершенствованию дальнейшей работы педагога. В заключении выступает председатель комиссии. Он подводит итоги обсуждения, отмечая, что было упущено выступающими, даёт оценку приёмам и методам, использованным на занятии, акцентирует глубину раскрытия поставленной методической цели занятия и делает выводы о целесообразности дальнейшего использования представленного опыта. При анализе выступающие должны оценить не только учебную, но и воспитательную роль занятия, его значение для освоения учебного материала. Тон обсуждения должен быть деловой и благожелательный. Необходим творческий обмен мнениями, дискуссия, которые вызовут желание не только оценить критически работу коллег, но и творчески использовать опыт в работе.
После выступления присутствующих слово вновь предоставляется учителю, проводившему занятие. Он отмечает, какие замечания принимает, с чем не согласен и почему, отстаивает свою точку зрения.
Все присутствующие на открытом занятии сдают заполненные бланки оценки качества занятия председателю методической комиссии, который готовит заключение по результатам анализа качества проведённого занятия.
Результаты открытого занятия доводятся до сведения всего педагогического коллектива.
§ 1.2. Возможности технологии OpenSpace для формирования профессиональной иноязычной компетенции в школе
Реализация Болонского процесса и переход на федеральные образовательные стандарты третьего поколения определяют необходимость пересмотра и обновления подходов к формированию профессиональной иноязычной компетенции учащихся. Как правило, эта компетенция включает владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения; умение логически верно и убедительно строить устную и письменную речь; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе. Формирование профессиональной иноязычной компетенции может быть полезным при использовании симулятивных методов активного образовательного процесса, в основе которых лежит имитационное и имитационно-игровое моделирование, воссоздающее предметное и социальное наполнение будущей профессиональной деятельности обучаемых.
К числу этих методов обучения относятся ролевые и деловые игры. Одним из ярких примеров масштабной ролевой игры для формирования профессиональной иноязычной компетенции старшеклассников, обучающихся по предмету «Обществознание» в МОУ «Шухободская основная общеобразовательная школа», является пример молодёжной ролевой игры-конференции «Модель ООН», на которой на английском языке имитируется работа регулярной сессии Организации Объединенных Наций [13]. Ещё один интересный вариант ролевой игры – «Переводчики». В ходе игры моделируется ситуация делового общения, которое является важнейшей формой деловой коммуникации, необходимым элементом управления проектами. Суть игры заключается в том, что группа детей имитирует участников иностранной делегации, а один человек (переводчик) транслирует их выступления учителю.
Для создания творческой, психологически комфортной атмосферы на занятиях можно назвать перспективным проведение деловых игр в формате технологии «открытое пространство» (Open Space Technology). Технология «открытое пространство» – это работа с группами, участники которых объединены каким-либо общим интересом. Изначально технология создана для того, чтобы дать возможность присутствующим обсудить насущные вопросы, дилеммы, проверить актуальность происходящего, найти решение важных задач. Эта технология была изобретена в середине 80-х годов прошлого века американским консультантом по организационному развитию, социологом и антропологом Харрисоном Оуэном. Она полезна для проведения бизнес-конференций, семинаров и других деловых мероприятий.
«Открытое пространство» – самоорганизующийся метод проведения в жизнь действия через общение, который поддерживает творчество и лидерские качества участников. Технология основывается на четырёх принципах, где присутствующие люди – это наиболее подходящие участники. Это значит, что работать, обсуждать, думать необходимо с теми людьми, которые присутствуют, не сожалея о тех, кто не пришел или не смог прийти. То, что происходит здесь и сейчас – это единственное, что может произойти. Данный принцип подразумевает концентрацию внимания на том, что происходит одномоментно, а всё, что могло быть или должно было произойти, не имеет уже никакого значения.
Процесс начинается, когда приходит время игры. Творчество, воодушевление, инсайты, благодаря которым группа может добиться высоких результатов, не возникают по расписанию, нельзя заставить их появиться к определённому времени, поэтому важно спокойно ждать, когда подходящий момент появится естественным образом. Игра подразумевает, что временем следует распоряжаться продуктивно. Если обсуждение в группе подошло к логическому завершению и/или для этого понадобилось меньше времени, чем было запланировано, то рационально пойти в другую группу, поработать самостоятельно над новыми проектами, обдумать новые идеи [15, С. 154].
В соответствии с этими принципами люди, пришедшие на встречу, посвящённую какой-то определенной теме, имеют возможность вынести на обсуждение наиболее актуальный с их точки зрения аспект в заявленной общей теме, за который они готовы взять ответственность и над которым они готовы поработать с другими. Присоединяясь к другой группе с наиболее интересной темой, участники открытого пространства создают рабочие группы, в которых происходит дальнейшее обсуждение и разработка способов решения заявленной темы.
В технологии «открытого пространства» действует «закон двух ног»: если во время работы в малой группе вы видите, что ничему новому не учитесь и ничего не можете дать другим — действуйте сами, «голосуйте» ногами, ищите другие места и другие способы работы. Если закон соблюдается, то в «открытом пространстве» у участников возникает возможность побывать в двух ролях: «шмелей» и «бабочек». «Шмели» являются образцом работоспособности и прилежания, изобретателями своих и предлагаемых идей. Они могут перелетать от одной группы в другую и, подобно переносу пыльцы с цветка на цветок, переносить информацию и идеи, обогащая своим присутствием процесс групповой работы и внося в него разнообразие. «Бабочки» нерешительны и неактивны, но именно они создают вокруг себя пространство, в котором ничего не запланировано, и как раз по этой причине в нём может многое произойти [15, С. 68].
Закон и четыре принципа открытого пространства позволяют создать ситуацию, в которой люди, заинтересованные неким общим вопросом, имеют максимальные шансы найти друг друга и обсудить этот вопрос в непринуждённой «открытой» атмосфере, самостоятельно отбирая собеседников и темы для разговора. При сохранении основных структурных элементов данной технологии возможно её эффективное проектирование в образовательное пространство.
Так, одним из примеров проведения занятий по английскому языку в формате Open Space может служить обсуждение темы «Schools: Russia, Great Britain, the USA». На подготовительном этапе старшеклассники получают задание изучить учебную литературу (составить глоссарий ключевых слов, выписать понятия и термины, относящиеся к теме, найти интересные примеры) и подготовить небольшое выступление с анализом и интерпретацией основных аспектов по данному вопросу.
Далее обучающийся избирает для себя определённую роль, например, будет ли он учащимся, или учителем, или директором какой-либо школы. Выбирая для себя конкретную роль, ребёнок сосредоточивается именно на определённом аспекте, изучает его детально, что делает обсуждение достаточно профессиональным и аргументированным. Таким образом, старшеклассники подходят к дискуссии, вооружённые своим собственным опытом и информацией, полученной из научных источников. На следующем этапе все собираются в круг, и наиболее активные (их называют «созывающими» и именно они, как правило, и являются «шмелями») выдвигают различные темы в рамках общей, заявленной. Эти темы прикрепляются на доску, и каждый выбирает, в решении какой проблемы он хотел бы принять участие. Таким образом, одноклассники собираются в группы.
Далее начинается дискуссия, во время прохождения которой работает «закон двух ног», то есть школьники имеют возможность поменять группу. Во время дискуссии учитель следит за динамикой процесса, отмечает речевые ошибки, фиксирует достижения каждого участника, то есть готовится к обсуждению мероприятия, которое обязательно должно состояться после его завершения. По окончании дискуссии учащиеся складывают результаты, и в соответствии с правилами Open Space технологии заносят их в протокол. Протоколы заполняются в свободной форме по принципу KISS (Keep it short and simple): «кратко, просто, ясно».
Наблюдения за динамикой работы групп фиксируют высокий уровень вовлечённости детей, даже тех, которые обычно неактивны на занятиях. Принимая участие в мероприятиях формата Open Space, они, как правило, выступают в роли «бабочек» и создают вокруг себя пространство, в котором рождаются новые мысли. Обычно они заполняют опросник по прошедшему мероприятию, который помогает педагогу оценить успешность проведения дискуссии. Анализ результатов опроса и наблюдения показывают, что школьникам нравится позитивная и свободная атмосфера, которая создаётся в процессе такого взаимодействия. Возможность свободного выбора и переход участников из группы в группу позволяет многим в некоторой мере преодолеть неуверенность в себе. Учебные дискуссии такого плана способствуют формированию навыков межличностного общения на иностранном языке, умения выслушать различные точки зрения и защитить собственную, умения сотрудничать и работать в команде, а также навыков публичной речи.
Можно сделать вывод, что организация деловых игр в формате технологии Open Space, с одной стороны, ограничена жёсткой структурой с некими рамками, а с другой – является абсолютно открытой формой с максимальными возможностями не только выбора, но и свободного исследования для участников, что благоприятно влияет на развитие профессиональной иноязычной компетенции учащихся.
II. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ХОДЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Образование сегодня, как подсистема мировой общественной системы, должно учитывать все современные изменения, меняя соответственно свою структуру. Новации являются одним из основных условий успешной реализации новых задач, которые стоят перед образованием и воспитанием. Они способствуют повышению эффективности и результативности образовательно-воспитательной работы.
Слово «инновация» происходит из латинского языка: in – в, novus – новый, и в переводе означает обновление, новинку, изменение. Новшество в качестве педагогического понятия трактует введение и применение новых методов, способов, средств, новых концепций, реализацию учебной литературы, новых учебных программ. «Инновационное обучение – процесс и результат такой учебной и образовательной деятельности, которая стимулирует инновационные изменения в существующей культуре, социальной среде» [10]. Педагогическая модернизация направлена на улучшение и развитие образования. По мнению Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной, М.В. Моисеевой, А.Е. Петрова «развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения» [14]. Одной из форм методической работы в школе является проведение открытых занятий и мастер-классов на основе инновационных достижений современности. Назначением этого является дидактический и методический поиск возможностей совершенствования учебного процесса. Согласно обозначенной цели определяются следующие задачи: обмен опытом (распределение оригинальных творческих достижений преподавателя: научные результаты, педагогические идеи, приёмы и подходы); выявление и пути решения научных и методических проблем, которые связаны с преподаваемой учебной дисциплиной; наличие и соответствие информационной, стимулирующей, воспитывающей, ориентирующей, разъясняющей функций во всех видах учебной деятельности; рост квалификации молодых преподавателей; самосовершенствование преподавателя; помощь коллег в преодолении высказанных замечаний и рекомендаций; анализ и экспертный отзыв коллег, администрацией школы, ведущих педагогов, качества проведённого открытого занятия и мастер-класса.
Открытые занятия и мастер-классы проходят в соответствии с актуализированной рабочей учебной программой и календарным планом. Информировать об открытых занятиях необходимо за неделю вперед. Мастер-класс есть самый сложный вид работы, поэтому необходимо планировать наиболее квалифицированных и авторитетных преподавателей (как правило, учителей первой и высшей категорий) для ознакомления с их научным, методическим и педагогическим потенциалами и усвоения их опыта.
При проведении открытых занятий молодыми преподавателями на первом плане стоит задача помощи им в овладении педагогическим мастерством. Желательно, чтобы открытые занятия благотворно влияли на сплочение коллектива кафедры, выработку концептуального единства научно-методических установок, действий по организации учебного процесса и требований к обучающимся.
Особенностью открытых занятий можно назвать то, что они являются некоторым событием в профессиональной деятельности преподавателя, требующим от него специальной подготовки, с целью показать свою деятельность с лучшей стороны, продемонстрировать коллегам образец своего мастерства.
При подготовке к открытому занятию необходимо более тщательно продумать все его элементы: содержание преподносимого материала, способы активизации работы детей, формирование записей на доске, использование технических средств обучения. Важно помнить, что «…три свойства информации: новизна, разнообразие и динамичность как бы переносятся и характеризуют современное образование» [14]. Стремление провести занятие на высоком уровне, лучше, чем обычно, является естественным и вполне оправданным. Полезно делать видеозаписи открытых занятий, сохраняя лучшие из них в фонде школы. Архив подобных записей может использоваться молодыми преподавателями: позволит ознакомиться с опытом и традициями. Со временем этот фонд приобретёт и историческую ценность.
Предлагаем ознакомиться со следующими критериями оценки качества проводимых занятий:
1. Цели занятия: обучающая (расширение знаний, формирование представлений о различных процессах, явлениях, событиях, определение роли изучаемой проблемы в целостной системе связей, то есть структурно-системный подход); воспитательная: воспитывать чувство ответственности, убеждённость; развивающая: развивать способности выявлять причинно-следственные связи, умение применять знания, полученные при изучении данной темы на внутридисциплинарном и междисциплинарном уровнях.
2. Готовность к занятию. Наличие у педагога рабочей учебной программы, учебно-методических разработок; у детей – раздаточный материал, конспекты; состояние аудитории, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам.
3. Организационная характеристика. Вид занятия; логичное разделение и группировка материала; целостность структуры; оптимальное распределение времени.
4. Основная содержательная характеристика. Соответствие содержания занятия и календарно-тематическому плану дисциплины; краткий обзор и связь предыдущего занятия с новым материалом; обоснование актуальности проблемы и её практическое значение; научность, доказательность, аргументированность, информативность и соответствие современному состоянию развития науки; методические рекомендации (вопросы для самопроверки, литература, творческое задание).
5. Характеристика методики преподавания. Совокупность методов и приёмов обучения; пропорциональное распределение времени; последовательное и логичное следование плану; доказательность и проблемность учебного материала; умение оперировать понятийно-категориальным аппаратом и давать разъяснение новым терминам; методика подачи и закрепления нового материала; установление внутрипредметных (предыдущий и последующий материал) и межпредметных связей; умение концентрировать внимание на основной мысли; делать вывод по структурным элементам и в целом по проблеме; синхронное соответствие излагаемого материала с наглядными и электронными средствами обучения; применение опорных материалов; умение находить индивидуальный подход к обучающимся; воспитательная направленность преподавателя.
6. Характеристика работы старшеклассников на занятии. Поддержание рабочей обстановки и дисциплины; акцентирование внимания на ключевых моментах для осмысленного конспектирования; выборочная проверка конспектов в конце занятия; активизация деятельности детей путём решения дискуссионных вопросов и проверки усвоения изученного материала; взаимоотношения и поведение одноклассников на занятии.
7. Профессиональные качества учителя. Свободное владение материалом; культура речи (стиль, соблюдение норм ударения, произношения); темп речи; учёт специфики аудитории; контакт с аудиторией; внешний вид педагога; манера держаться; ясность, доступность изложения; эрудиция и увлечённость; эмоциональность формы изложения; педагогический опыт и такт.
8. Результаты, достигнутые в ходе учебного занятия. Информационная новизна; достижение целей занятия (обучающая, воспитательная, развивающая); выполнение цели и задач темы по намеченному плану; уровень результативности и качества занятия; предложения, рекомендации, замечания для дальнейшего совершенствования учебного процесса.
§ 2.1. Структура открытого занятия на примере открытого урока
Поэтапные цели учебного занятия
Возможные действия
педагога и учащихся
Организационное начало учебного занятия
Цели:
психологический настрой учащихся на предстоящее занятие;
обеспечение комфортной обстановки на занятии
взаимное приветствие педагога и учащихся;
проверка отсутствующих;
проверка внешнего состояния помещения;
проверка рабочих мест и внешнего вида учащихся;
организация внимания 2 мин.
Повторение материала, изученного ранее
Цели:
воспроизведение в памяти учащихся усвоенных знаний, умений, навыков;
обеспечение понимания всеми учащимися материала данного занятия;
повторение знаний, умений и навыков, изученных на предыдущих занятиях и необходимых для понимания материала данного занятия;
определение возможных затруднений учащихся;
корректирование материала с учетом реальных знаний, умений и навыков учащихся 8 мин.
Изучение нового материала
Цели:
усвоение фактов и основных идей;
усвоение метода исследования изучаемого материала;
овладение методикой воспроизведения изучаемого материала
педагогические задачи отработки нового материала;
объяснение материала педагогом;
самостоятельное изучение материала учащимися;
15 мин.
Закрепление пройденного материала в практической деятельности
Цель:
прочное усвоение знаний и их реализация в практических действиях;
повторение знаний, полученных на занятии;
апробация изученного материала в ходе упражнений;
реализация полученных знаний в процессе практики 10 мин.
Контроль и «оценка» знаний
Цели:
выработка критериев «оценки» знаний со стороны педагога;
выработка позитивной мотивации к получению знаний;
воспитание объективной самооценки
осуществление по ходу объяснения новой темы;
итоговая проверка после изучения новой темы; 3 мин.
Творческая самостоятельная работа
Цели:
развитие самостоятельности и творческого мышления;
совершенствование методов самостоятельной работы
разъяснение творческого самостоятельного задания;
индивидуализация задания;
проверка и оценка результатов работы 5 мин.
Обобщение и систематизация знаний
Цель:
выработка системы знаний, умений, способностей.
повторительно-обобщающие учебные занятия;
итоговые повторения;
реализация полученных знаний, умений и навыков в новых ситуациях 2 мин.
§ 2.2. Алгоритм анализа открытого занятия
Предлагаем рассмотреть тезисный план анализа открытого занятия:
Постановка цели и задач учебного занятия.Какое место занимает тема занятия в учебном курсе? Оцените ясность и чёткость постановки цели и задач учебного занятия. Каким образом дети были ознакомлены с целью занятия? Обоснован ли выбор цели учебного занятия? Соответствуют ли задачи поставленной цели?
Организация учебного занятия. Как подготовлен кабинет, педагог и дети к учебному занятию? Оцените соблюдение на занятии правил охраны труда педагогом и воспитанниками. Укажите структуру учебного занятия, наличие (или отсутствие) определённых этапов, логической взаимосвязи между ними. Оцените оптимальность темпа проведения учебного занятия и рациональность использования времени на учебном занятии.
Содержание учебного занятия. Соответствует ли содержание учебного занятия поставленной цели и задачам? Насколько полно, доступно и последовательно раскрыто педагогом содержание занятия? Оптимален ли объём содержания для данного занятия и возраста детей? Прослеживается ли связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом? Каким образом? Оптимально ли подобран учебный материал для различных этапов занятия и видов деятельности детей?
Методика проведения учебного занятия. Оцените правданность и оптимальность выбора методов, форм и способов обучения; методическую оснащенность занятия. Использовались ли на учебном занятии материалы учебно-методического комплекса, технические средства обучения и электронные образовательные ресурсы? Насколько оправдано и эффективно было их применение? Были ли использованы на занятии современные/инновационные образовательные технологии, собственные оригинальные методики, решения? Осуществлялись ли в ходе занятия дифференцированный подход и индивидуальная работа с детьми? Каким образом и с какими группами детей? Какие формы были выбраны педагогом для оценки знаний и умений детей в ходе занятия? Укажите способ подведения итогов на занятии.
Характеристика педагогического общения и поведения детей на занятии. Охарактеризуйте речь педагога, ясность изложения. Опишите стиль общения педагога с детьми. Владел ли педагог вниманием учащихся, сумел ли организовать работу детей? Оцените степень организованности, познавательной активности, заинтересованности, творчества и самостоятельности детей. Каким образом это проявлялось на занятии? Охарактеризуйте эмоциональную атмосферу на занятии (эмоциональное состояние педагога и детей).
Результативность занятия. Оцените степень выполнения поставленных целей и задач; уровень обучающего, развивающего и воспитательного результата занятия по шкале.
Выводы и рекомендации. Общие выводы по занятию. Предложения педагогу по усовершенствованию работы и преодолению недочётов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Данияров Н.А. К вопросу дидактики и методики проведения мастер-классов и открытых занятий//Совет ректоров. №1, 2011. С. 67-71
Инновации в школе: характер и результат//Народное образование, 1993, № 6.
Инновационные процессы в образовании. - СПб., 1997.
Инновационные процессы в педагогической практике и образовании/ Подред. Г. Н. Прозументовой - Барнаул - Томск, 1997.
Инновационные учебные заведения России. Информационно- справочное пособие в помощь руководителям школ. - М., 1992.
Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М.: Арена, 1994. – 224 с.
Мандель Б.Р. Открытое занятие: проблемы, принципы, критерии// Образовательные технологии (г. Москва), №2, 2014, с. 27-37
Матвеева Н.В. Ролевая игра и веб-квест: новый взгляд на традиционный метод//Среднее профессиональное образование. 2014. № 4. С. 45–47.
Меньш Е.А. Применение симулятивных методов активного обучения при формировании иноязычной профессиональной компетенции в вузе // Магия ИННО: новые технологии в языковой подготовке специалистов-международников: материалы науч.-практ. конф. «К 70-летию факультета международных отношений».
Мынбаева А.К. Педагогика высшей школы: раздаточный дидактический материал (схемы, информация, тезисы). – Алматы, 2006. - 124 с.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2002. – 272 с.
Оуэн Х. Технология «открытое пространство»: руководство для пользователя /пер. с англ. Новосибирск: Арт-Авеню, 2008.