В современном российском обществе сохраняется неблагоприятная демографическая ситуация. При этом по определению экспертов Всемирной Организации Здравоохранения, демографический потенциал страны определяют дети дошкольного возраста. ВОЗ констатирует: «Проблема сохранения жизни и здоровья детей дошкольного возраста является важнейшей стратегической задачей сохранения жизни и здоровья населения в целом; инвестиции и здоровье детей на ранних этапах развития предполагают получение большой отдачи на следующих этапах их жизни и полезны для всего населения.»
Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников обусловлена ещё и тем, что это период постепенной подготовки ребенка к систематическому обучению, к восприятию учебных нагрузок в школе.
От состояния здоровья, достигнутого уровня физического и психического развития во многом зависит успешность обучения, работоспособность и адаптация ребенка к школьным нагрузкам.
Некоторые родители уделяют много внимания умственным способностям ребенка, делая их приоритетными, и забывают о важности физического развития. Физическая активность детей, особенно в дошкольном возрасте, помимо соматического здоровья, способствует развитию познавательных функции, в этот период происходит интенсивное созревание ЦНС.
Систематическая развивающая физкультурно-оздоровительная работа в детском саду, осуществляемая в соответствии с программой, способна привести к ряду значимых результатов на этапе перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту.
Физическое воспитание детей является неотъемлемой частью всей воспитательной –образовательной работы детского сада и занимает важное место в подготовке ребенка к жизни, к общественному труду и защите Родины.
Поэтому всю работу по физическому воспитанию в детском саду я стремлюсь, вести под девизом «Единство тела, души и Вселенной», стараюсь, чтобы воспитание тела и души приносило каждому ребенку радость, эмоциональный подъем, удовлетворение.
Главной целью своей деятельности считаю-охрану жизни, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Для достижения этой цели ставлю такие задачи:
1.Пробуждать интерес и способность к творческой активности.
2.Удовлетворять естественную –биологическую потребность в движении.
3.Совершенствовать основные виды движений.
Чтобы решать цели и задачи стараюсь создавать условия для обеспечения качества образования, при этом постоянно укрепляя материальную базу в физкультурном зале, мини-стадионе, где имеется необходимое оборудование, как стандартное, так и не стандартное, организую образовательный процесс без вреда для здоровья.
Объем двигательных умений и навыков, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы, определен «Программой воспитания и обучения в детском саду» Н.Н.Васильевой, которой я придерживаюсь. Положительных результатов добиваюсь благодаря тому, что организовываю деятельность детей таким образом, чтобы они были свободны и самостоятельны, и в то же время чувствовали себя уютно и комфортно. Стараюсь жить с ними одной жизнью, быть партнером по общению. Ощущаю внутреннее состояние ребенка, уважаю его индивидуальность. Создаю на занятиях благоприятные двигательно-игровые условия для реализации естественного двигательного потенциала каждого ребенка. Решаю задачи обучения не только на занятиях, но и в игровой и самостоятельной деятельности. . Во время выполнения упражнений внимательно слежу за тем, чтобы дыхание у детей было глубоким и ровным, чтобы дети не задерживали его. Использую для укрепления организма детей и такой прием, как пропевание звуков «а», «о», «у»-это способствует активизация нервной системы, очищаются все уголки легких.
Изучив различные формы организации оздоровительных мероприятий, составила программу оздоровления детей «Здоровье» которая направлена на сохранение и укрепление здоровья детей,а также формирование у родителей, педагогов, воспитанников понятия и ответственности о здоровом образе жизни. Программа составлена с учетом индивидуальных особенностей, форм оздоровления детей и систему физкультурно-оздоровительных мероприятий, в которую входят закаливание, лечебно-профилактическая, физкультурно-оздоровительная работа.
Всю образовательную деятельность по решению задач физического воспитания решаю как на урочных физкультурных занятиях, так и на досуговых. Основные формы досуговой физкультурно-оздоровительной работы в нашем детском саду таковы: нетрадиционное проведение утренней гигиенической гимнастики, кружковая работа, физкультурные праздники, работа с родителями.
Считаю, что ключ к успеху лежит не в интенсивности упражнений, а в систематичности их употребления. Используемые мною методы релаксации помогают детям снять и мышечное и психическое напряжение. Поэтому применяю их сразу после упражнений на растягивание. При этом не слишком строго контролирую движения детей, больше обращаю внимание на красоту и правильность осанки.
Утреннюю гимнастику провожу в каждой возрастной группе ежедневно в нетрадиционной форме с использованием музыкального сопровождения, ритмических упражнений, элементов растягивания.
В дошкольном возрасте наиболее выражена потребность детей в движении, которая реализуется в подвижных играх. Помимо эффективного влияния на укрепление здоровья, повышение выносливости детского организма и совершенствование двигательных умений, подвижные игры использую в качестве средства формирования самооценки дошкольников.
Игры с мячом особенно любимы детьми. И чтобы научить правильно владеть мячом, я организовала в детском саду своеобразную школу мяча. Повышаю
интерес к игровым упражнениям с помощью
мячей разного диаметра и цвета,
одновременно
обучаю их простейшим элементами баскетбола, футбола, волейбола поэтапно формирую игровые умения.
Более десяти лет приобщаю детей к игре в настольный теннис, в старинную русскую игру-городки. Эти игры развивают точность движений, ловкость.
С целью развития общей выносливости предлагаю детям катание на велосипеде и самокате, в зимнее время катание на санках, ходьбу на лыжах.
Они проводятся на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма ребенка.
Считаю, что важное значение имеет выбор упражнений и методика их проведения. При выборе физических упражнений учитываю анатомо-физиологические и психологические особенности детей . В связи с этим
не допускаю длительных статических положений, однообразных движений, односторонних нагрузок. Наряду с упражнениями с большой амплитудой добавляю упражнения на точность, способствующие развитию мелкой мускулатуры.
Двигательный потенциал детей дошкольного возраста высок. И даже при часто сменяющейся двигательной деятельности они с большим удовольствием и без особого напряжения занимаются физической культурой.
А чтобы дети лучше и быстрее усваивали движения, разработала несколько типов физкультурных занятий с подражательными движениями по всем возрастным группам.
В процессе физических занятий важно, чтобы каждый ребенок испытал чувство «мышечной радости», что возможно тогда, когда физическая нагрузка соответствует функциональным возможностям. Одним из основных условий реализации таких методик проведения занятий по физической культуре является обеспечение деффиренцированного подхода. Поэтому распределяю детей на две подгруппы с учетом трех основных критериев: состояние здоровья, уровня физической подготовленности в целом и двигательной активности в частности. В этом мне помогает мед. Сестра детского сада Теплюкова Татьяна Вячеславовна. Которая посещает физкультурные занятия в течении всего учебного года. Следит за моторной плотностью занятий и определяет физическую нагрузку с помощью пульсовой кривой.
Своеобразным итогом повседневных занятий являются физкультурные праздники. Проводим их по временам года: «Зимние забавы», «Путешествие в Спортландию», «Ах, лето», «Бегай, прыгай и метай», «Масленица», «Осенний кросс».
Они позволяют решать массу важнейших задач, в первую очередь таких, как формирование у детей и взрослых потребности к здоровому образу жизни, развитие функциональных возможностей ребенка, сочетание физической культуры с другими видами деятельности (изобразительной, музыкальной, речевой), воспитание коллективизма.
Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду отличается большим многообразием форм, которые требуют от детей организованности, самостоятельности, инициативы.
В нашем детском саду работает клуб «Неболейка», на заседаниях которого проводятся беседы, консультации, дают рекомендации родителям, проводят практические занятия с родителями и детьми.
На этих занятиях рассматриваются следующие вопросы:
«Ваш ребенок подрос, как с ним заниматься?» - для ясельной группы, «Девочка и мальчик. В чем разница?» - для средней группы,
«Будь здоров» - для старшей группы, «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья» - для подготовительной к школе группы.
Многолетний опыт работы показал, что значительные индивидуальные различия в проявлении двигательных способностей дошкольников подтверждают необходимость учета.
Физическое развитие определяется уровнем развития психофизических качеств (скоростно-силовые качества, быстрота, общая и силовая выносливость, гибкость,) и антропометрических показателей.
Поэтому диагностику провожу 2 раза в год (октябрь, май) по 9 показателям, определяя темпы прироста физических качеств детей дошкольного возраста. В среднем он составляет 16-18%.
Заболеваемость в детском саду снизилась до__5__дней в год, пропущенных одним ребенком по болезни, это подтверждает эффективность работы коллектива по программе «Здоровье»
Важнейшей частью работы являются преемственность детского сада и родителей воспитанников. Эти контакты позволили нам расширить знания родителей о физическом развитии детского организма, о профилактике заболеваний. Родители посещают утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, праздники, на которых они видят своих детей как бы со стороны, чувствуют изъяны в их физической подготовленности. Настоящими помощниками стали родители и персонал детского сада в проведении традиционных праздников: «Зимние забавы», «Масленица», «Мама, папа и я –спортивная семья», «День защиты детей» и папы и мамы рядом со своими детьми соревнуются в веселых эстафетах.
Таким образом, содержание психолого-педагогической работы в образовательных областях «Физическая культура» и «Здоровье», создание благоприятной психологической обстановки побуждает ребенка проявлять двигательную активность, удовлетворять интерес к разнообразным выдам движений и потребность в них.
Самое главное не тормозить развитие данных природой двигательных возможностей, а помочь детям дальше развивать их.