Просмотр содержимого документа
«Биболетова М.З. Рабочая программа по английскому языку для 4 класса »
Пояснительная записка
Рабочая программа по английскому языку для 4 класса (базовый уровень) разработана на основе примерной программы основного общего образования по иностранным языкам, авторской программы Биболетовой М.З. по английскому языку к УМК «Enjoy English» для учащихся 2-4 классов общеобразовательных учреждений (Обнинск:Титул,2011). и учебно-методического комплекта “ Enjoy English” М.З. Биболетова.,О.А .Денисенко., Н.Н. Трубанева.-Обнинск. “Титул”,2011 г. для 4 класса.
Цель рабочей программы по английскому языку: развитие способностей детей к общению на иностранном языке:
-формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме.
-развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и
воображения, мотивация к дальнейшему овладению иностранным языком;
-обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому миру для определения дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения; - освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке; - приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран; - формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также обще-учебных умений.
В состав УМК входят:
1.Учебник (Students Book) Английский язык: Английский с удовольствием / Enjoy English: Учебник для 4 кл. общеораз.учрежд.-Обнинск:Титул,2011
Unit 1. Speaking about seasons and the weather.(Поговорим о погоде и временах года).
9
9
Unit2. Enjoying your home. (Веселись дома).
9
9
Unit 3.Being happy in the country and in the city.(Будь счастливым дома и в деревне).
7
7
Unit 4. Telling stories.(Расскажи истории).
8
8
Unit5.Having a good time with your family.(Проведи весело время со своей семьей).
13
13
Unit6.Shopping for everything.(Покупки).
8
8
Unit 7.School is fun.(В школе весело).
14
14
Итого:
68 часов
68 часов
Содержательно авторская программа Биболетовой М.З. реализуется в полном объеме.
Общая характеристика учебного предмета
УМК "Enjoy English" для начальной ступени базируются на серьезном изучении особенностей детей младшего школьного возраста, их интересов
и речевых потребностей.
В качестве основных принципов учебного курса "Enjoy English" выделяются следующие:
1. Личностно-ориентированный характер обучения, который проявляется в следующем: осознании школьниками их собственного
участия в образовательном процессе как субъектов обучения; постановке целей обучения, соответствующих реальным потребностям
детей; отборе содержания, отвечающего интересам и уровню психофизиологического и нравственного развития учащихся данного возраста;
осознании учащимися их причастности к обсуждаемым явлениям и событиям; формировании умения высказать свою точку зрения;
развитии умения побуждать партнеров по общению к позитивным решениям и действиям.
Таким образом, личностно-ориентированный подход воздействует на все компоненты системы образования: образовательные,
воспитательные, развивающие аспекты, на содержание, приемы / технологии обучения и на весь учебно-воспитательный процесс
(взаимодействие учителя и учащихся, ученика и средств обучения и т. д.), способствуя созданию благоприятной для школьника
образовательной среды. Тем самым, курс отвергает ориентацию на безликого среднего ученика, уравниловку, недооценку индивидуальных
особенностей школьников.
Сказанное достигается за счет специально отобранного содержания, разнообразия заданий в учебнике и рабочей тетради, их дифференциации
по характеру и по степени трудности, что позволяет учителю учитывать различие речевых потребностей и способностей учащихся,
регулируя темп и качество овладения материалом, а также индивидуальную посильную учебную нагрузку учащихся.
2. Деятельностный характер обучения, который проявляется в особенностях организации речевой деятельности на уроках английского языка.
Так, в курсе соблюдается равновесие между деятельностью, организованной на непроизвольной и произвольной основе. Всюду, где возможно,
условия реального общения моделируются в ролевой игре и проектной деятельности, чтобы максимально использовать механизмы непроизвольного
и произвольного запоминания.
Работа по овладению языковыми средствами тесно связана с их использованием в речевых действиях, выполняемых учащимися при решении
конкретных коммуникативных задач.
При этом используются разные формы работы (индивидуальные, парные, групповые, коллективные) как способы подготовки к условиям
реального общения. Создаются условия для развития индивидуальных способностей и самостоятельности учащихся в процессе их
коллективного взаимодействия, помогающего создавать на уроке атмосферу взаимопонимания и сотрудничества, умения работать
с партнером / партнерами, умения быть членом команды при решении поставленных учебных и познавательных задач.
3. Компетентностный подход к обучению английскому языку, понимаемый как направленность на достижение школьниками элементарного
уровня коммуникативной компетенции. Этот уровень должен обеспечить готовность и способность школьников к общению на английском языке
в устной и письменной форме в пределах, установленных данной учебной программой. В процессе достижения коммуникативной цели5
реализуются воспитательные, развивающие и общеобразовательные функции иностранного языка как предмета.
Коммуникативная направленность курса проявляется в постановке целей, отборе содержания, в выборе приемов обучения и в организации
речевой деятельности учащихся. Отбор тематики для устного и письменного общения и языкового материала осуществляется исходя из его
коммуникативной ценности, воспитательной значимости, соответствия жизненному опыту и интересам учащихся согласно их возрасту.
Задания для обучения устной речи, чтению и письму формулируются так, чтобы в их выполнении был коммуникативный смысл.
4. Сбалансированное и взаимосвязанное обучение устным и письменным формам общения, в том числе разным формам устно-речевого
общения (монологическая, диалогическая речь), разным стратегиям чтения и аудирования (с пониманием основного содержания прочитанного /
услышанного, с полным пониманием и с извлечением нужной или интересующей информации).
Важно, что данный принцип реализуется с первого года обучения английскому языку. Вместе с тем на начальном этапе в силу объективных
причин более динамично происходит формирование умений и навыков устной речи, и к завершению начального курса соотношение устных
и письменных видов речи приходит в равновесие, поскольку более прочное и гибкое владение материалом достигается при взаимосвязанном
обучении всем видам речевой деятельности.
5. Линейно-концентрическое построение курса. Тематика общения для каждого года обучения отбирается с учетом четырех сфер,
отражающих взаимоотношения ученика с окружающим его миром: „я и природа", „я и предметный мир", „я и люди / социум", „я и я".
Таким образом, создается возможность из года в год расширять круг обсуждаемых проблем в пределах каждой сферы и повторять языковой
материал в рамках каждой темы, одновременно наращивая его. Например, во 2-м классе, говоря о семье, школьники называют членов своей
семьи, их имена и возраст; в 3-м классе, общаясь в пределах этой же темы, школьники рассказывают о приеме гостей во время семейных
праздников, а в 4-м классе — о вечере в кругу семьи, любимых занятиях членов семьи, своей помощи по дому.
6.Аутентичность материала, используемого для обучения всем формам общения. Этот принцип учитывается при отборе текстов и ситуаций
общения, проигрываемых учащимися ролей, иллюстраций к текстам и ситуациям, звукозаписи, компьютерных обучающих программ и др.
Для чтения и аудирования учащимся предлагаются доступные и занимательные тексты разных жанров и стилей из аутентичных источников.
Например, реальные письма детей из англоговорящих стран, народные и авторские сказки, комиксы, этикетные и бытовые диалоги, простые
анкеты, инструкции, объявления, распорядок дня, интервью, рифмовки, песни, стихи и др.
7. Социокультурная направленность процесса обучения английскому языку. Данный принцип тесно связан с предыдущим. В курсе
широко используются доступные младшим школьникам лингвострановедческие материалы, которые дают им возможность лучше овладеть
английским языком через знакомство с бытом, культурой, реалиями, ценностными ориентирами людей, для которых английский язык является
родным. Курс насыщен ситуациями, обучающими общению со сверстниками на английском языке, и упражнениями, развивающими умения
представлять свою страну и ее культуру на доступном для младшего школьника уровне.
8. Учет опыта учащихся в родном языке и развитие когнитивных способностей учащихся. Это подразумевает познавательную
активность учащихся по отношению к явлениям родного и английского языков, сравнение и сопоставление двух языков на разных уровнях —
языковом, речевом, социокультурном. Например, поощряется нахождение школьниками опор и аналогий, поиск сходства в родном и
английском языках. Все это помогает учащимся самостоятельно открывать языковые законы, формулировать грамматические обобщения и
осознанно применять их в процессе общения на английском языке.
Вместе с тем, отталкиваясь от теории обобщений В. В. Давыдова и теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина,
которые служат психологической основой предъявления учебного материала, в ряде случаев в УМК "Enjoy English" предъявление
сложных для учащихся грамматических явлений английского языка идет от общего к частному и далее с соблюдением всех этапов
формирования соответствующего грамматического действия (навыка).
9. Использование современных педагогических технологий обучения, позволяющих интенсифицировать учебный процесс и сделать6
его более увлекательным и эффективным: обучение в сотрудничестве, речевые и познавательные игры, исследовательские приемы обучения,
лингвистические задачи, индивидуальные и групповые проекты, в том числе межпредметные, создание благоприятного психологического
климата, располагающего к общению.
10. Привлечение современных обучающих средств и информационных ресурсов: соответствующего иллюстративного, аудио-, видео-
и мультимедийного учебного материала, интерактивных обучающих компьютерных программ и в ряде случаев Интернета. Ценность данного
принципа не только в использовании на уроках форм деятельности, вызывающих у школьников повышенный интерес, но в создании
возможности индивидуализировать учебный процесс с учетом темпа обучения каждого ученика
за счет интерактивных заданий. Использование обучающих компьютерных программ и мультимедийных приложений приветствуется и
дома, поскольку у школьников вырабатываются рефлексивные умения и приемы самостоятельного продвижения в изучении языков.
11. Создание условий для реализации индивидуального подхода к обучению школьников на разном уровне, с тем чтобы учащиеся,
имеющие выраженный интерес и потребности в овладении английским языком на более высоком уровне, могли удовлетворить свои
познавательные потребности.
В качестве инструментов, позволяющих дифференцировать обучение, могут выступать:
• выполнение заданий в учебниках и рабочих тетрадях в полном объеме, поскольку эти компоненты УМК содержат избыточное количество
учебного материала, позволяющее учителю проявлять вариативность в планировании учебного процесса. Например, в рабочей тетради
предусматривается обязательное выполнение 70 процентов заданий; ряд заданий носит занимательный характер и выполняется
по желанию учащихся. К этой группе заданий можно отнести и творческие работы;
• выполнение заданий повышенной трудности в учебниках и рабочих тетрадях, помеченных звездочкой; выполнение проектных
заданий в учебниках и рабочих тетрадях, предусматривающих возможность работы над проектом, в том числе межпредметного характера,
в разных режимах (индивидуальные / групповые, краткосрочные / долгосрочные), при необходимости с использованием ресурсов Интернета
и других источников информации;
• работа с обучающими компьютерными программами, которые позволяют школьникам работать в индивидуальном режиме, самостоятельно
выполняя многочисленные дополнительные упражнения.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет Английский язык входит в обязательную часть учебного плана уровня начального общего образования на 2014-2015 учебный год, обеспечивающего реализацию основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.
В индивидуальном учебном плане, ребенка-инвалида, обучающегося на дому с использованием дистанционных образовательных технологий на 2014-2015 учебный год на предмет «Английский язык» отведены 68 часов (2 часа в неделю).
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
При изучении иностранного языка в начальной школе стимулируется общее речевое развитие младших школьников; развивается их коммуникативная культура; формируются ценностные ориентиры и закладываются основы нравственного поведения в процессе общения на уроке, чтения и обсуждения текстов соответствующего содержания, знакомства с образцами детского зарубежного фольклора; вырабатывается дружелюбное отношение и толерантность к представителям других стран и их культуре.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования целью и основным результатом
образования на данном этапе развития страны является „развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных
действий, познания и освоения мира" (ФГОС, начальная школа, с. 6). Каждый предмет вносит посильный вклад в достижение этой цели.
«Иностранный язык» — один из важных и новых предметов в системе подготовки современного младшего школьника в условиях
поликультурного и полиязычного мира. Наряду с этим изучение иностранного языка предоставляет большие возможности для духовно-
нравственного развития школьников. В процессе общения на иностранном языке на интересующие темы формируются ценностные
ориентиры и морально-этические нормы, опосредствующие поведение школьника, его деятельность, взаимоотношения со сверстниками
и взрослыми; происходит становление его мировоззрения, закладывается база для становления гражданской идентичности через сравнение
культуры своего народа и народов стран, говорящих на английском языке.
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
осознание иностранного языка как средства международного межкультурного общения, сближающего людей, обеспечивающего дружеские контакты и деловое взаимодействие, расширяющего познавательные возможности, востребованность и мобильность человека в современном мире;
формирование представлений о мире, как о многоязычном, поликультурном, разнообразном и вместе с тем едином сообществе, открытом для дружбы, взаимопонимания, толерантности и уважения людей друг к другу;
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
развитие социальных умений младшего школьника, необходимых для общения, как на родном, так и иностранном языке в пределах доступных и соответствующих возрасту речевых ситуаций, коммуникативных потребностей ребёнка и его языковых способностей;
формирование общего кругозора младших школьников с постепенным развитием и усложнением языковой картины окружающего их мира, отражающей явления природы, межличностные отношения, учебную и трудовую деятельность, сферу искусства и культуры;
усвоение общеучебных умений и универсальных познавательных действий, к которым относится извлечение информации из материалов на печатных и электронных носителях, преобразование информации из графической формы в текстовую, использование справочной литературы и словарей, поиск информации с использованием ИКТ, индивидуальный поиск решения, парное и групповое взаимодействие в познавательных целях, преобразование информации в целях понимания, коммуникация информации;
сохранение познавательной цели при выполнении учебных заданий с компонентами учебно-познавательного комплекта и перенос сформированных умений, а также универсальных познавательных действий на новые учебные ситуации.
Предметные результаты:
А. В сфере коммуникативной компетенции:
языковые представления и навыки (фонетические, орфографические, лексические и грамматические);
говорение (элементарный диалог этикетного характера, диалог в доступных ребёнку типичных ситуациях, диалог с вопросами и побуждением к действию, монологические высказывания с описаниями себя, семьи и других людей, предметов, картинок и персонажей); аудирование (понимание на слух речи учителя и других учащихся, восприятие основного содержания несложных аудиотекстов и видеофрагментов на знакомом учащимся языковом материале);
чтение (воспринимать с пониманием тексты ограниченного объёма, соответствующие изученному тематическому материалу и интересам учащихся с соблюдением правил чтения и осмысленного интонирования);
письмо (техника написания букв и соблюдение орфографических правил, опора на образец, письменное заполнение пропусков и форм, подписи под предметами и явлениями, поздравительные открытки, личное письмо ограниченного объёма);
социокультурная осведомлённость (англоговорящие страны, литературные персонажи, сказки народов мира, детский фольклор, песни, нормы поведения, правила вежливости и речевой этикет).
Б. В познавательной сфере:
формирование элементарных системных языковых представлений об изучаемом языке (звуко-буквенный состав, слова и словосочетания, утвердительные, вопросительные и отрицательные предложения, порядок слов, служебные слова и грамматические словоформы);
умение выполнять задания по усвоенному образцу, включая составление собственных диалогических и монологических высказывание по изученной тематике;
перенос умений работы с русскоязычным текстом на задания с текстом на английском языке, предполагающие прогнозирование содержания текста по заголовку и изображениям, выражение своего отношения к прочитанному, дополнение содержания текста собственными идеями в элементарных предложениях;
умение использовать учебно-справочный материал в виде словарей, таблиц и схем для выполнения заданий разного типа;
осуществлять самооценку выполненных учебных заданий и подводить итоги усвоенным знаниям на основе заданий для самоконтроля.
В. В ценностно-ориентационной сфере:
восприятие языка как общечеловеческой ценности, обеспечивающей познание, передачу информации, выражение эмоций, отношений и взаимодействия с другими людьми;
ознакомление с доступными возрасту культурными ценностями других народов и своей страны, известными героями, важными событиями, популярными произведениями, а также нормами жизни;
перспектива использования изучаемого языка для контактов с представителями иной культуры, возможность рассказать друзьям о новых знаниях, полученных с помощью иностранного языка, вероятность применения начальных знаний иностранного языка в зарубежных турах с родными.
Г. В эстетической сфере:
знакомство с образцами родной и зарубежной детской литературы, образцов поэзии, фольклора и народного литературного творчества;
формирование эстетического вкуса в восприятии фрагментов родной и зарубежной детской литературы, стихов, песен и иллюстраций;
развитие эстетической оценки образцов родной и зарубежной детской литературы, стихов и песен, фольклора и изображений на основе образцов для сравнения.
Д. В трудовой сфере:
умение сохранять цели познавательной деятельности и следовать её задачам при усвоении программного учебного материала и в самостоятельном учении; готовность пользоваться доступными возрасту современными учебными технологиями, включая ИКТ для повышения эффективности своего учебного труда;
начальный опыт использования вспомогательной и справочной литературы для самостоятельного поиска недостающей информации, ответа на вопросы и выполнения учебных заданий.
VI.Содержание учебного предмета
Unit 1. Speaking about seasons and the weather (9 часов).
Любимое время года. Введение лексики по теме.
Рассказать о любимых спортивных занятиях; чем можно заниматься в разные времена года; расспросить партнёра о его любимых занятиях; на слух воспринимать информацию из текста и выражать своё понимание в требуемой форме (рассказать, что Тайни и его друзья любят делать зимой и летом).Формирование навыков чтения, говорения.
Рассказать, что любишь делать в разное время года; о погоде; прочитать текст с пониманием основного содержания (ответить на вопрос)/ с полным пониманием (расставить картинки в правильном порядке и ответить на вопросы); прочитать диалоги вслух, соблюдая нужную интонацию.
Погода. Формирование навыков диалогической речи.
Рассказать, чем можно заниматься в разную погоду; расспросить партнера о погоде в разных странах, опираясь на картинки; восстановить и разыграть диалог с партнером; рассказать о погоде в разных странах в разное время года.Каникулы зимой и летом.
Сделать прогноз погоды предстоящей зимы; рассказать о планах на завтра/ летние/ зимние каникулы; расспросить партнёра о его планах. Future Simple. Отрицательные, вопросительные предложения.
Unit2. Enjoyingyourhome. (9часов).
Мой дом. Введение лексики по теме.
Описать свою квартиру; расспросить партнера о его квартире;
прочитать текст: с пониманием основного содержания/ с полным пониманием;
Расспросить друга о домике Тайни; На слух воспринять информацию из текста и найти комнату Саймона на картинке;Сравнить свою комнату и комнату Саймона
Unit 3.Being happy in the country and in the city. ( 7 часов).
Жизнь в городе и селе. Введение лексики по теме.
Present Simple. Множественное число существительных- исключения; повторение.
A sheep- many sheep, a man-men, a woman-women.Формирование лексико-грамматических навыков.Восстановить текст, вставляя пропущенные слова; рассказать о Великобритании; расспросить партнера, что находится недалеко от его дома; На слух воспринять информацию из текста; Рассказать о своей стране/ городе, в котором живёшь
Дикие и домашние животные. Формирование навыков говорения.
Рассказать, где живут перечисленные животные; восстановить текст, заменив рисунки словами; восстановить и разыграть с партнером диалог; расспросить партнера о его питомце. Степени сравнения прилагательных:Interesting- more interesting- the most interesting.Формирование навыков аудирования.
На слух воспринять информацию из текста и рассказать о каком питомце мечтает Дима; прочитать тексты с полным пониманием; описать животное; рассказать, что животные делают для людей и что люди делают для животных. Past Simple.Образование второй формы глаголов.
Unit 4. Tellingstories. ( 8 часа).
Мир моих фантазий. Развитие навыков чтения.
Past Simple.Образование второй формы глаголов. Развитие навыков письма.
Пересказать текст с опорой на ключевые слова; рассказать, что делал прошлым летом; восстановить текст, вставляя пропущенные глаголы; придумать и рассказать смешную небылицу. Past Simple. Образование второй формы глаголов
Развитие навыков говорения, чтения.
Рассказать о герое стихотворения; восстановить текст, вставляя пропущенные глаголы;
прочитать текст с полным пониманием. Past Simple. Вопросительные предложения.
“Hello,English!”.
Unit 5. Having a good time with your family. (13 часов).
Вечер в кругу семьи. Развитие навыков говорения.
Present Simple, Past Simple: повторение.Повелительные предложения: повторение
Please, skate! Olga, make a snowman, please!Формирование грамматических навыков.
Рассказать, что делали члены семьи Блэк в прошлое воскресенье; расспросить одноклассника, что он делал вчера. Past Simple: повторение.Краткие отрицательные формы Don’t, doesn’t, can’t, won’t, haven’t, hasn’t, didn’t, wasn’t, weren’
Формирование навыков письма. Помощь по дому
Рассказать о своих домашних обязанностях, об обязанностях других членов семьи; расспросить партнера, как он помогает дома; восстановить текст, вставляя глаголы в Past Simple. Рассказать о своих домашних обязанностях; расспросить партнера, что он любит/ не любит делать по дому; предложить свою помощь/ согласиться на предложение попросить о помощи; На слух воспринять информацию из текста и рассказать, что делал Элекс в разные дни недели. Расспросить партнера, чем он занимался два дня назад;
Прочитать текст с полным пониманием; придумать и рассказать новую историю про Джейн; ответить на вопросы текста и оценить себя.. Развитие диалогической речи. Вести разговор по телефону, соблюдая правила речевого этикета; сообщать время; рассказать, чем обычно занимаешься в указанное время; прочитать диалог вслух, соблюдая интонацию;. Развитие диалогической речи.Обращаться с просьбой/ согласиться/ отказаться выполнять просьбу; вести диалог «За столом»; прочитать диалоги вслух, соблюдая интонацию; Наречия Always, often, sometimes.
Разговор по телефону .Поведение за столом
Unit 6. Shopping for everything. (8 часов).
В магазине. Введение лексики по теме.На слух воспринять информацию из текста и перечислить одежду в магазине; вести диалог «В магазине»; читать диалоги вслух, соблюдая интонацию;Развитие навыков говорения.На слух воспринять информацию из текста и восстановить диалог; вести диалог «В магазине»; читать диалоги вслух, соблюдая интонацию; прочитать текст с полным пониманием.
Развитие навыков чтения, письма.
Посоветовать, как одеваться в разных ситуациях/ в разное время года; восстановить текст, вставляя глаголы в Past Simple; прочитать текст с полным пониманием. Present Simple, Past Simple: Общие и специальные вопросы: повторение. Покупка одежды. Развитие диалогической речи.На слух воспринять информацию из текста и ответить на вопросы; читать диалоги вслух, соблюдая интонацию; Some, any, no в утвердительных, отрицательных и вопросительных предложениях.
Unit 7.School is fun. (14 часов).
Моя школа. Введение лексики по теме.
Оборот there is/ are: повторение.Present Simple, Past Simple: повторение.
Модальный глагол must: повторение’.
Final Test”. Контрольная работа №4
Школьные принадлежности. Развитие диалогической речи.
Расспросить партнера, что у него есть в портфеле, что он любит делать на уроке английского языка, что обычно делают на уроке.Развитие навыков чтения, говорения.
Обратиться с просьбой к партнеру, отреагировать на просьбу; рассказать о любимом учебном предмете; прочитать текст с полным пониманием
VII. Календарно-тематическое планирование.
№№
Тема урока
Планируемые результаты
Дата проведения
Домашнее задание
УУД
Личностные
результаты
1
Занятия в разное время года
К- слушать собеседника, умение задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
П-обработка информации с опорой на прочитанный текст.
-мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя),
-навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,
-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
-внутренняяпозиции школьника на основе положительного отношения к школе,
- принятие образа «хорошего ученика».
Стр18 упр1;
выучить слова стр5
2
Времена года и погода.
П.
выбирать вид чтения в зависимости от цели
смысловое чтение
поиск и выделение необходимой информации
установление причинно-следственных связей
К
строить монологическое высказывание
слушать собеседника
Целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы.
Стр7,9 выучить слова;
Стр7 упр8-читать
3
Погода в разных странах.
Любимое время года
П.
осознанно строить сообщения в устной форме
смысловое чтение
поиск и выделение необходимой информации из текста
К.
договариваться о распределении ролей в совместной деятельности
задавать вопросы
вести устный диалог
слушать собеседника
оказывать в сотрудничестве взаимопомощь
Этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость
Стр.9 упр13;
стр4 упр7 (РТ)
4
Что ты будешь делать?
П.
осознанно строить сообщения в устной форме
смысловое чтение
поиск и выделение необходимой информации из текста
использовать знаково-символические средства, в том числе модели
К.
строить монологическое высказывание
слушать собеседника
Навыки сотрудничества в разных ситуациях
Стр12-слова выучить; стр 6 упр10,11 (РТ)
5
Прогноз погоды и планы на будущее.
П.- Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- самостоятельно
справляться с проблемами, возникающими при решении учебных задач.
К. – Формулировать собственное мнение, строить понятные для партнера высказывания, уметь слушать и вступать в диалог, а также задавать вопросы.
Р. - Работать по предложенному учителем плану, выбирать действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями
ее реализации;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
У обучающихся будут сформированы:
- внутренняя позиция на уровне положительного отношения к занятиям английским языком;
- правильная само – оценка своих знаний на основе заданных критериев учебной деятельности.
Стр19-повтор. слова;
Стр7упр14 (РТ)
6
Прогноз погоды на завтра.
Приглашение на пикник.
Р.Формировать и удерживать учебную задачу.
П.Смысловое чтение. Поиск и
выделение необходимой информации из текста и рисунков.
К.Формировать собственное мнение. Строить понятное для партнера высказывание.
Самоопределение:
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения
Стр. 19-повтор. слова; стр7
упр15 (РТ)
7
Каникулы летом.
Каникулы зимой.
П- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; выбирать вид чтения в зависимости от цели; передача информации (устным и письменным способами)
К- проявлять активность во взаимодействии для решения задач; формулировать собственное мнение и позицию; слушать собеседника; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии
Р- составлять план и последовательность действий; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно воспринимать исправления ошибок
Мотивация учебной деятельности
Навыки сотрудничества в разных ситуациях
8
Домашнее чтение. «Два кролика»
П- выбирать вид чтения в зависимости от цели; анализ информации
К- проявлять активность во взаимодействии для решения задач; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
Р- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; адекватно воспринимать исправления ошибок; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений
Принятие образа «хорошего ученика»
Мотивация учебной деятельности
Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
Домашнее задание-с.16 у.30, у.33
9
Город и деревня
П.
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
-обработка информации(определение основной и второстепенной информации;
- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
К.
-проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,
- ставить вопросы,
-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
-формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- строить понятные для партнёра высказывания;
-вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- слушать собеседника;
- осуществлять взаимный контроль.
Самоопреледение:
1.Принятие навыка «хорошего ученика» 2.Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю 3.Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм
Смыслообразование:
1.Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Нравственная-этическая ориентация:
1.Гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества2.Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов
с.25 у.14 РТ с.29у 4
11
Мы любим место, где живем. Мой край
П. самостоятельно выделять и формулировать познават. цель; смысловое чтение. Р. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
П. самостоятельно выделять и формулировать поставленную цель. Классификация по заданным критериям. Р. сличать способ действия и его результат с заданным эталоном.
Самоопределение:
1. Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю 2.Осознание ответственности человека за общее благополучие
Смыслообразование:
Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя)
Нравственно-этическая ориентация:
1.Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов 2.Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство гордости за свою Родину.
с.27 у.17 РТ с.29 у.5
12
Животные дикие и домашние.
П.
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- выбирать вид чтения в зависимости от цели;
-поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
- сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными
- обработка информации(определение основной и второстепенной информации; запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки
-самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
17
Поговорим о прошлом
-самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя),
- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности,
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
с.51 у.1,2, с.42-правило
18
Прошедшие каникулы
- внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе,
- принятие образа «хорошего ученика»,
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю
с.44 у.10 РТ с.34 у.1.2
19
В мире фантазий
- осознание ответственности человека за общее благополучие,
- гуманистическое сознание,
социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам,
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Рт с.35-36 у.3,7
20
Мой вчерашний день
Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
Готовность и способность к соблюдению норм и требований школьной жизни
с.52 у.7 РТ с.36 у.8
21
Сочиняем истории
Демонстрация навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
с 47 у.17 с.52 у.6
с.52 у.5 РТ с.37 у.9
22
Путешествие в сказку. Разыгрываем сказки по ролям
Смыслообразование - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий
с.50 у.25 РТ с.37 у.10
23
Угадай сказку
Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
Подготовиться к контрольной работе
24
Контрольная работа по теме: «Простое Прошедшее время»
Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
Критичное отношение к своему мнению
25
В кругу семьи
Этические чувства,
прежде всего
доброжелательность
и эмоционально-нравственная отзывчивость.
с.69 у.1,2 с.55 у.6
26
Увлечения
Уважительное отношение к иному мнению. Навыки сотрудничества в разных ситуациях.
с.69 у.3 РТ с.39 у 1,2
27
Помощь по дому
Навыки сотрудничества в разных ситуациях.
с.69 у.4,5
28
Будем вежливы. Разговор по телефону
Самоопределние – социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам
с.60-61 у.15,18 РТ с.41 у.6
29
Поведение дома и в гостях. Этикет
Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
с 63 у.21
с.64-65 у.25,27 РТ с.42 у.9
30
Поведение за столом
Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
Самоопределение – начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире
с. 71 у.8 подготовиться к контрольной работе
31
Контрольная работа по теме «Мир увлечений», «Вечер в кругу семьи»
Освоение результативности обучения. Адекватная оценка своей учебной деятельности
32
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Повторение
Нравственно-этическая ориентация – навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
33
В магазин за одеждой
Нравственно-этическая ориентация – навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
с.81 у.1 РТ с.44-45 у.1,2
34
Одежда в разную погоду
Осознание ответственности человека за общее благополучие
РТ с.45 у.3,4
35
Как сделать покупку?
Нравственно-этическая ориентация – навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
РТ с 45-46 у.5,6
36
Что купить для путешествия?
Осознание ответственности человека за общее благополучие
Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
с.76 у.13 с.83 у.7
37
Юные детективы
Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
с.77 у.18 РТ с.47 у.8
38
Покупаем продукты
Смыслообразование:
- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя),
Нравственно-этическая ориентация:
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная
с.80 у.25 с.82 у.3
39
В продуктовом магазине. Упаковка продуктов
Самоопределение:
- внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе,
- принятие образа «хорошего ученика»,
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
Смыслообразование:
- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя),
- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности,
с.83 у.2 РТ с.46 у.7
40
Приемы пищи
Смыслообразование:
- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя),
Нравственно-этическая ориентация:
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная
с.83 у.1 РТ с.48 у.11.
41
В кафе/ ресторане
Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
Самоопределение – начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире
с.83 у.1 РТ с.49 у.14
42
Мое любимое блюдо
Самоопределение:
- внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе,
- принятие образа «хорошего ученика»,
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
Смыслообразование:
- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя),
- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности,
с.82 у.5 РТ с.47 у.9
43
Идем за покупками. Самостоятельная работа
Самоопределение:
- внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе,
- принятие образа «хорошего ученика»,
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
Смыслообразование:
- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя),
- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности,
44
Моя школа
- Мотивация учебной деятельности;
- Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
с.91 у.1,2 РТ с.51 у.4
45
Моя классная комната
Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика»
с.91 у.3 РТ с.50 у.1
46
Предметы школьного обихода
- этические чувства, прежде всего доброжелательность;
- мотивация учебной деятельности.
с.88 у.16 РТ с.50-51 у.2,5
47
Школьные принадлежности. Собираем рюкзак
Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика»
с.88 у.18 с.91 у.4,5
48
Занятия в школе
Самоопределение:
- внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе,
- принятие образа «хорошего ученика»,
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
Смыслообразование:
- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя),
- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности,
с.87 у 12 РТ с.50-51 у.3,5
49
Школьные предметы. Что у тебя в расписании?
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- эстетические потребности, ценности и чувства.
с.92 у. 7 РТ с 53 у.10,11
50
Мои любимые предметы. Повторение.
Навыки сотрудничества в различных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
с.91-92 у.6 с.92 у.2
51
Контрольная работа по теме «Покупки», «Школа и классная комната»
Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика»
52
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Повторение
Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной деятельности
53
Учимся понимать друг друга. Языки
Готовность и способность к выполнению прав и обязанностей ученика.
с.93-94 У.1,4 с.105 У.1
54
Учимся понимать друг друга. Жесты
-мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя),
-навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,
-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
-внутренняяпозиции школьника на основе положительного отношения к школе,
- принятие образа «хорошего ученика».
55
Национальные костюмы
Этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, осознание себя частью национальной культуры
с.106 у.3 РТ с.55 у.2,3
56
Традиции и обычаи
- внутренняя позиция на уровне положительного отношения к занятиям английским языком;
- правильная само – оценка своих знаний на основе заданных критериев учебной деятельности.
- Гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества
57
Уличные знаки и указатели
Знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
с.100-102 у.23,24 РТ с.55-56 у.4
58
Мы разные, но у нас много общего
Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
с.106 у.7 РТ с.58 у.7
59
Отношения в семье
Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю. Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм
Смыслообразование:
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
60
Друзья в жизни человека
Нравственная-этическая ориентация:
Гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов
61
Английская сказка «Король и сыр» часть 1
Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
с.105 у.33 РТ с.59у.9
62
Английская сказка «Король и сыр» часть 2
Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
РТ с.61у.14
63
Как ладить с людьми?
Самоопределение:
1. Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю 2.Осознание ответственности человека за общее благополучие
Смыслообразование:
Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя)
Нравственно-этическая ориентация:
1.Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов 2.Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
64
Все обо мне
Самоопреледение:
1.Принятие навыка «хорошего ученика» 2.Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю 3.Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм
Смыслообразование:
1.Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Нравственная-этическая ориентация:
1.Гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества2.Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов
65
Контрольная работа по теме «Учимся понимать друг друга
П.
-- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- ставить и формулировать проблемы;
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
- обобщение.
Р.
- составлять план и последовательность действий;
использовать установленные правила в контроле способа решения;
- различать способ и результат действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия
- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;
1. Английский язык: книга для учителя к учебнику Английский с удовольствием. Enjoy English для 4 кл. общеобразовательных учреждений - Обнинск: Титул, 2011г.
3. Рабочая тетрадь к учебнику Английский с удовольствием для 4кл – Обнинск, Титул, 2010г. Биболетова М.З.
3. Грамматика английского языка. 4 класс. Проверочные работы к учебнику Биболетовой М.З. "Enjoy English. 4 класс", 2012 г.
Барашкова Е.А. 4. Enjoy English. Английский с удовольствием. 2-4 классы. Рабочая программа курса английского языка, 2012 г.
5. Контрольно-измерительные материалы. Английский язык. 4 класс, 2012 г.
Кулинич Г.Г.
6. Английский язык. Поурочные разработки. 4 класс (к УМК Биболетовой "Enjoy English"), 2012 г.
Дзюина Е.В.
Средства обучения Компьютерное оборудование (название):
Персональный портативный компьютер Наушники Веб-камера Микрофон
Сканер ПО для голосовой и видеосвязи Skype
Система дистанционного образования Moodle
Мультимедийное приложение:
1.Мультимедийное издание “Английский язык онлайн”: http://njnj.ru/index.htm 2.Мультимедийное издание “British council”: http://learnenglishkids.britishcouncil.org/ru/
Х. Формы и средства контроля на 2014-2015 учебный год
Основная форма организации учебного процесса – on-line урок с использованием дистанционных образовательных технологий.
Рабочая программа английскому языку для 4 класса предусматривает проведение контрольных работ: сборник «Английский язык. Контрольные задания. 2-4 классы»к УМК “English”для 2-4 классовавторов Кузовлева В.П., Лапы Н.М., Перегудовой Э.Ш. и др.,М.: Просвещение, 2014 г.
Основные формы текущего контроля: устный опрос, тестовые формы контроля по темам, разделам обучения, письменный контроль в форме проведения контрольных работ.
Ведущими составляющими контроля выступают речевые умения в области говорения, аудирования, чтения и письма. Различают следующие виды контроля: предварительный, текущий, промежуточный и итоговый. Текущий контроль позволяет видеть процесс становления умений и навыков, заменять отдельные приемы работы, вовремя менять виды работы, их последовательность в зависимости от особенностей той или иной группы обучаемых. Основным объектом текущего контроля будут языковые умения и навыки, однако не исключается и проверка речевых умений в ходе их формирования. В отдельных случаях возможен контроль какого-либо отдельного вида речевой деятельности. В процессе текущего контроля используются обычные упражнения, характерные для формирования умений и навыков пользования языковым материалом, и речевые упражнения.
Промежуточный контроль проводится после цепочки занятий, посвященных какой-либо теме или блоку, являясь подведением итогов приращения в области речевых умений. Объектом контроля в этом случае будут речевые умения, однако проверке подвергаются не все виды речевой деятельности. Формами промежуточного контроля являются тесты и контрольные работы, тематические сообщения, тематические диалоги и полилоги, проекты, соответствующие этапу обучения.
Итоговый контроль призван выявить конечный уровень обученности за весь курс и выполняет оценочную функцию. Цель итогового контроля - определение способности обучаемых к использованию иностранного языка в практической деятельности. В ходе проверки языковых навыков и рецептивных коммуникативных умений необходимо использовать преимущественно тесты, поскольку при проверке этих навыков и умений можно в полной мере предугадать ответы обучаемых. При контроле же продуктивных коммуникативных умений (говорение, письмо) проявляется творчество обучаемых, так как эти коммуникативные умения связаны с выражением их собственных мыслей. Поэтому продуктивные коммуникативные умения могут проверяться либо с помощью тестов со свободно конструируемым ответом и последующим сравнением этого ответа с эталоном, либо с помощью коммуникативно - ориентированных тестовых заданий. Задания, направленные на контроль отдельных компонентов владения языком, проверяют сформированность грамматических, лексических, фонетических, орфографических и речевых навыков. Важным является использование заданий, направленных на контроль способности и готовности обучаемых к общению на иностранном языке в различных ситуациях.
Среди многочисленных типов заданий, которые могут быть использованы для составления тестов и контрольных работ, можно выделить следующие: перекрестный выбор; альтернативный выбор; множественный выбор; упорядочение; завершение/окончание; замена/подстановка; трансформация; ответ на вопрос; перефразирование; перевод; клоуз-процедура и т.д.
Нормы оценок по иностранному языку
Чтение и понимание иноязычных текстов
Основным показателем успешности овладения чтением является степень извлечения информации из прочитанного текста. В жизни мы читаем тексты с разными задачами по извлечению информации. В связи с этим различают виды чтения с такими речевыми задачами как понимание основного содержания и основных фактов, содержащихся в тексте, полное понимание имеющейся в тексте информации и, наконец, нахождение в тексте или ряде текстов нужной нам или задан ной информации. Поскольку практической целью изучения иностранного языка является овладение общением на изучаемом языке, то учащийся должен овладеть всеми видами чтения, различающимися по степени извлечения информации из текста: чтением с пониманием основного содержания читаемого (обычно в методике его называют ознакомительным), чтением с полным пониманием содержания, включая детали (изучающее чтение) и чтением с извлечением нужной либо интересующей читателя информации (про смотровое). Совершенно очевидно, что проверку умений, связанных с каждым из перечисленных видов чтения, необходимо проводить отдельно.
Чтение с пониманием основного содержания прочитанного (ознакомительное)
Оценка «5» ставится учащемуся, если он понял основное содержание оригинального текста1, может выделить основную мысль, определить основные факты, уме ет догадываться о значении незнакомых слов из контекста, либо по словообразовательным элементам, либо по сходству с родным языком. Скорость чтения иноязычного текста может быть несколько замедленной по сравнению с той, с которой ученик читает на родном языке. За метим, что скорость чтения на родном языке у учащихся разная.
Оценка «4» ставится ученику, если он понял основное содержание оригинального текста, может выделить основную мысль, определить отдельные факты. Однако у него недостаточно развита языковая догадка, и он затрудняется в понимании некоторых незнакомых слов, он вынужден чаще обращаться к словарю, а темп чтения более замедленен.
Оценка «3» ставится школьнику, который не совсем точно понял основное содержание прочитанного, умеет выделить в тексте только небольшое количество фактов, совсем не развита языковая догадка.
Оценка «2» выставляется ученику в том случае, если он не понял текст или понял содержание текста неправильно, не ориентируется в тексте при поиске определенных фактов, не умеет семантизировать незнакомую лексику.
Чтение с полным пониманием содержания (изучающее)
Оценка «5» ставится ученику, когда он полностью понял несложный оригинальный текст (публицистический, научно-популярный; инструкцию или отрывок из туристического проспекта). Он использовал при этом все известные приемы, направленные на понимание читаемого (смысловую догадку, анализ).
Оценка «4» выставляется учащемуся, если он полностью понял текст, но многократ но обращался к словарю.
Оценка «3» ставится, если ученик понял текст не полностью, не владеет приемами его смысловой переработки.
Оценка «2» ставится в том случае, когда текст учеником не понят. Он с трудом может найти незнакомые слова в словаре.
Чтение с нахождением интересующей или нужной информации (просмотровое)
Оценка «5» ставится ученику, если он может достаточно быстро просмотреть несложный оригинальный текст (типа расписания поездов, меню, программы телепередач) или несколько небольших текстов и выбрать правильно запрашиваемую информацию.
Оценка «4» ставится ученику при достаточно быстром просмотре текста, но при этом он находит только примерно 2/3 за данной информации.
Оценка «3» выставляется, если ученик находит в данном тексте (или данных текстах) примерно 1/3 заданной информации.
Оценка «2» выставляется в том случае, если ученик практически не ориентирует ся в тексте.
Понимание речи на слух
Основной речевой задачей при понимании звучащих текстов на слух является извлечение основной или заданной ученику информации.
Оценка «5» ставится ученику, который понял основные факты, сумел выделить отдельную, значимую для себя информацию (например, из прогноза погоды, объявления, программы радио и телепередач), догадался о значении части незнакомых слов по контексту, сумел использовать информацию для решения постав ленной задачи (например найти ту или иную радиопередачу).
Оценка «4» ставится ученику, который понял не все основные факты. При решении коммуникативной задачи он использовал только 2/3 информации.
Оценка «3» свидетельствует, что ученик понял только 50 % текста. Отдельные факты понял неправильно. Не сумел полностью решить поставленную перед ним коммуникативную задачу.
Оценка «2» ставится, если ученик понял менее 50 % текста и выделил из него менее половины основных фактов. Он не смог решить поставленную перед ним речевую задачу.
Говорение
Говорение в реальной жизни выступает в двух формах общения: в виде связных высказываний типа описания или рассказа и в виде участия в беседе с партнером.
Выдвижение овладения общением в качестве практической задачи требует по этому, чтобы учащийся выявил свою способность, как в продуцировании связных высказываний, так и в умелом участии в беседе с партнером. При оценивании связанных высказываний или участия в беседе учащихся многие учителя обращают основное внимание на ошибки лексического, грамматического характера и выставляют отметки, исходя только исключительно из количества ошибок. Подобный подход вряд ли можно назвать правильным.
Во-первых, важными показателями рассказа или описания являются соответствия темы, полнота изложения, разнообразие языковых средств, а в ходе беседы — понимание партнера, правильное реагирование на реплики партнера, разнообразие своих реплик. Только при соблюдении этих условий речевой деятельности можно говорить о реальном общении. Поэтому все эти моменты должны учитываться, прежде всего, при оценке речевых произведений школьников.
Во-вторых, ошибки бывают разными. Одни из них нарушают общение, т. е. ведут к непониманию. Другие же, хотя и свидетельствуют о нарушениях нормы, но не нарушают понимания. Последние можно рассматривать как оговорки.
В связи с этим основными критериями оценки умений говорения следует считать:
-соответствие теме,
-достаточный объем высказывания,
- разнообразие языковых средств и т. п.,
а ошибки целесообразно рассматривать как дополнительный кри терий.
Высказывание в форме рассказа, описания
Оценка «5» ставится ученику, если он в целом справился с поставленными речевыми задачами. Его высказывание было связным и логически последовательным. Диапазон используемых языковых средств достаточно широк. Языковые средства были правильно употреблены, практически отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию, или они были незначительны. Объем высказывания соответствовал тому, что задано программой на дан ном году обучения. Наблюдалась легкость речи и достаточно правильное произношение. Речь ученика была эмоционально окрашена, в ней имели место не только передача отдельных фактов (отдельной информации), но и элементы их оценки, выражения собственного мнения.
Оценка «4» выставляется учащемуся, если он в целом справился с поставленными речевыми задачами. Его высказывание было связанным и последовательным. Использовался довольно большой объем языковых средств, которые были употреблены правильно. Однако были сделаны отдельные ошибки, нарушающие коммуникацию. Темп речи был несколько за медлен. Отмечалось произношение, страдающее сильным влиянием родного языка. Речь была недостаточно эмоционально окрашена. Элементы оценки имели место, но в большей степени высказывание содержало информацию и отражало конкретные факты.
Оценка «3» ставится ученику, если он сумел в основном решить поставленную речевую задачу, но диапазон языковых средств был ограничен, объем высказывания не достигал нормы. Ученик допускал языковые ошибки. В некоторых местах нарушалась последовательность высказывания. Практически отсутствовали элементы оценки и выражения собственного мнения. Речь не была эмоционально окрашенной. Темп речи был за медленным.
Оценка «2» ставится ученику, если он только частично справился с решением коммуникативной задачи. Высказывание было небольшим по объему (не соответствовало требованиям программы). Наблюдалась узость вокабуляра. Отсутствовали элементы собственной оценки. Учащийся допускал большое количество ошибок, как языковых, так и фонетических. Многие ошибки нарушали общение, в результате чего возникало непонимание между речевыми партнерами.
Участие в беседе
При оценивании этого вида говорения важнейшим критерием также как и при оценивании связных высказываний является речевое качество и умение справиться с речевой задачей, т. е. понять партнера и реагировать правильно на его реплики, умение поддержать беседу на определенную тему. Диапазон используемых языковых средств, в данном случае, предоставляется учащемуся.
Оценка «5» ставится ученику, который сумел решить речевую задачу, правильно употребив при этом языковые средства. В ходе диалога умело использовал реплики, в речи отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию.
Оценка «4» ставится учащемуся, который решил речевую задачу, но произносимые в ходе диалога реплики были несколько сбивчивыми. В речи были паузы, связанные с поиском средств выражения нужного значения. Практически отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию.
Оценка «3» выставляется ученику, если он решил речевую задачу не полностью. Некоторые реплики партнера вызывали у него затруднения. Наблюдались паузы, мешающие речевому общению.
Оценка «2» выставляется, если учащийся не справился с решением речевой задачи. Затруднялся ответить на побуждающие к говорению реплики партнера. Коммуникация не состоялась.
Оценивание письменной речи учащихся
Оценка «5» Коммуникативная задача решена, соблюдены основные правила оформления текста, очень незначительное количество орфографических и лексико-грамматических погрешностей. Логичное и последовательное изложение материала с делением текста на абзацы. Правильное использование различных средств передачи логической связи между отдельными частями текста. Учащийся показал знание большого запаса лексики и успешно использовал ее с учетом норм иностранного языка. Практически нет ошибок. Соблюдается правильный порядок слов. При использовании более сложных конструкций допустимо небольшое количество ошибок, которые не нарушают понимание текста. Почти нет орфографических ошибок. Соблюдается деление текста на предложения. Имеющиеся неточности не мешают пониманию текста.
Оценка «4» Коммуникативная задача решена, но лексико-грамматические погрешности, в том числе выходящих за базовый уровень, препятствуют пониманию. Мысли изложены в основном логично. Допустимы отдельные недостатки при делении текста на абзацы и при использовании средств передачи логической связи между отдельными частями текста или в формате письма. Учащийся использовал достаточный объем лексики, допуская отдельные неточности в употреблении слов или ограниченный запас слов, но эффективно и правильно, с учетом норм иностранного языка. В работе имеется ряд грамматических ошибок, не препятствующих пониманию текста. Допустимо несколько орфографических ошибок, которые не затрудняют понимание текста.
Оценка «3» Коммуникативная задача решена, но языковые погрешности, в том числе при применении языковых средств, составляющих базовый уровень, препятствуют пониманию текста. Мысли не всегда изложены логично. Деление текста на абзацы недостаточно последовательно или вообще отсутствует. Ошибки в использовании средств передачи логической связи между отдельными частями текста. Много ошибок в формате письма. Учащийся использовал ограниченный запас слов, не всегда соблюдая нормы иностранного языка. В работе либо часто встречаются грамматические ошибки элементарного уровня, либо ошибки немногочисленны, но так серьезны, что затрудняют понимание текста. Имеются многие ошибки, орфографические и пунктуационные, некоторые из них могут приводить к непониманию текста.
Оценка «2» Коммуникативная задача не решена. Отсутствует логика в построении высказывания. Не используются средства передачи логической связи между частями текста. Формат письма не соблюдается. Учащийся не смог правильно использовать свой лексический запас для выражения своих мыслей или не обладает необходимым запасом слов. Грамматические правила не соблюдаются. Правила орфографии и пунктуации не соблюдаются.
Выполнение тестовых заданий оценивается по следующей: