Просмотр содержимого документа
«Внеклассная деятельность как способ реализации творческой активности обучающихся»
Лопатова Ю.М.,
учитель английского языка
МБОУ СОШ № 9,г.Куйбышев, Россия
Аннотация. Данная статья обусловлена важнейшей задачей современной школы в плане формирования совокупности «УУД», обеспечивающих компетенцию «научить учиться». Для усиления качества иноязычного образования организуется внеурочная деятельность, в которой осуществляется практическое применение коммуникативных навыков и развитие продуктивного мышления школьников. Главными ориентирами системы внеклассной работы являются: расширение и углублениезнаний, умений и навыков обучающихся, стимулирование интереса к языку, способствование всестороннему развитию личности.
Внеклассная деятельность как способ реализации творческой активности обучающихся
В связи с повышением качества школьного образования большое внимание уделяется единству урочной и внеурочной деятельности в процессе обучения. Внеурочная работа по иностранному языку позволяет расширить активный словарный запас школьников, совершенствовать их умения в устной речи и чтении, поддержать интерес к изучению предмета, так как иностранный язык - это средство международного общения и обобщения духовного наследия стран и народов.
Задачи внеклассной работы:
Включить как можно больше учащихся в школьные мероприятия.
Выявить интеллектуальный потенциал школьников.
Развить организаторские способности учеников.
Как учителя иностранных языков мы должны находить и внедрять в программу новые эффективные приемы обучения, которые бы стимулировали речевую и мыслительную активность учащихся. Заставить человека свободно общаться на иностранном языке нельзя. Важно создать такие условия, чтобы общение стало необходимым, чтобы ребенок захотел говорить не для получения хорошей оценки, а потому, что для него коммуникация стала потребностью. Когда школьники приступают к занятиям английским языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса. Задача учителя добиться, чтобы этот интерес был постоянным и устойчивым. Стараюсь организовать работу так, чтобы задания как можно полнее соотносились с деятельностью ученика, его жизненным опытом, мотивами, интересами, мировоззрением. Результат моих внеурочных занятий - активное участие ребят в предметных неделях, концертах, викторинах, научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах различного уровня. Прежде всего, я учитываю физиологические и психологические особенности детей и предусматриваю такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость, создавали бы комфортные условия для труда и отдыха. Увлекательные формы проведения мероприятий помогают формировать интерес к изучению языка и литературы, углублять знания, повышать общую языковую культуру, воспитывать языковое чутьё, развивать лингвистические способности.
Викторины способствуют выработке умения работы в команде, воспитанию ответственности учащихся за результат.
Стихи. Работая над стихотворением после уроков, соединяя уже изученный материал с дополнительным, я поощряю инициативу учащихся, их желание высказаться на английском языке, таким образом, сохраняя для учащихся новизну предмета, не давая развиваться равнодушию. С детьми мы стараемся не только представить драматический отрывок или стихотворение, но и продолжить творческую работу, делая его художественный перевод. Это кропотливое, но увлекательное занятие позволяет проникнуть в глубины иноязычной культуры, понять особенности мировоззрения других наций, их традиции, обычаи, закрепить грамматические структуры, пополнить лексический запас. Лучшие переводы стихов мы печатаем в школьной газете или отправляем на поэтические конкурсы. Юмор. При проведении предметной недели по иностранному языку, мы с детьми стали уделять внимание переводу английских юмористических историй, так как часто можно слышать от учащихся, что английские шутки не смешные. Перед школьниками ставятся задачи: понять смысл шутки, донести его до других, уметь объяснить особенности культур. Совместными усилиями мы с этими задачами справляемся. Исполнение песен уже стало неотъемлемой частью урочной и внеурочной деятельности. Влияние музыки на эмоциональную сферу человека известно давно. Музыка способна навеять определенные воспоминания, создать настроение. Музыка способна настраивать человека на определенный ход мыслей. Песни как один из видов речевого общения являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, т. к. включают новые слова и выражения. В песнях часто встречаются имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова. Это способствует развитию у школьников чувства языка, знание его стилистических особенностей. Песенные и поэтические конкурсы особенно любимы нашими учениками. Традиционно в нашей школе мы организуем виртуальные путешествия и экскурсии. Это помогает создать ситуации общения на иностранном языке, познакомиться с культурой той или иной страны, пополнить копилку своих знаний и поделиться впечатлениями, побывать в самых отдаленных местах нашей планеты. Конкурс газет устраиваем к разнообразным праздникам. Здесь каждый может проявить свои творческие способности, знания и умения. Совместная деятельность вызывает чувство коллективизма, взаимопомощи и поддержки. Газеты - это визитные карточки классов и украшения любого праздника. Неотъемлемой частью нашей школьной жизни стало проведение литературных гостиных. В школе успешно проводятся ежегодные литературные гостиные по творчеству английских, американских и русских писателей и поэтов. Зрителям очень нравится чтение стихов Бернса, исполнение старинных песен и звучание волнующей мелодии, разыгрывание сцен из жизни Роберта Бернса. Вниманию публики представляются инсценированные отрывки по творчеству С.Маршака. Дети с удовольствием готовятся к выступлению: разыгрывают стихи, поют песни в переводе С. М. Маршака, делают презентации, шьют костюмы.
Я считаю, что театральные постановки являются важным и необходимым элементом в процессе изучения иностранного языка. Дети не сидят весь урок на одном месте, они взаимодействуют, играют, творят и учатся в процессе. Совместная работа над произведением или подготовкой к празднику развивает у участников умение слушать партнера, создает условия для взаимопонимания и взаимовыручки, укрепляет ответственность за успех общего дела. У учителя есть дополнительная возможность для отработки произношения, введения и закрепления лексических единиц и общения с учениками. Я думаю, что драматизация актуальна на любом этапе обучения. На начальном этапе она может иметь характер ролевой игры, в ходе которой творчество учеников проявляется, прежде всего, в воспроизводящей деятельности по образцу. Одним из способов усиления личностного отношения учащихся к драматизируемым событиям, повышающим мотивированность их деятельности, является отбор материалов (ситуация, тексты), в которых отражены события жизни детей, семейные праздники и т.д. Специфика драматизации заключается в том, что одновременно с отработкой языковой и речевой стороны материала ведется работа над его сценическим воплощением. Я показываю учащимся, как правильно двигаться, владеть жестом и мимикой, говорить громко и с хорошей дикцией так, чтобы было слышно зрителям. Доброжелательными репликами поощряю учащихся и показываю, как преодолевать стеснение, говорить четко и без особого волнения, передавать характер действующих лиц. В распределении ролей я учитываю как языковые, так и актерские возможности учащихся: Одни разучивают реплики на английском языке, другие – пантомимические роли или исполняют песни и танцы, третьи работают со зрительной опорой на текст, четвертые занимаются оформлением. Такая организация работы стимулирует активность всех ее участников. Когда у нас с детьми сложится достаточный опыт драматизации, мы планируем сформировать постоянный творческий коллектив. Учащимся старших классов я предлагаю заниматься постановкой какого – либо отрывка из литературного произведения. Воплощение образа – более активный и сложный процесс, так как в его основе лежит глубокое интеллектуальное и эмоциональное постижение замысла автора, характера образов и умение воплотить их на сцене. Инсценирование способствует совершенствованию коммуникативной деятельности, развитию творческих способностей, умений и навыков в единстве.
Кукольный театр. Большой популярностью у учащихся 2-5 классов пользуется драматизация с использованием кукол. Организация кукольного театра не требует сложных костюмов и декораций. Сценарий постановок строится на изученных лексических единицах, грамматике и речевых структурах. В виде игры ребенок моделирует свое поведение на уроке. Он увлечен этой деятельностью, так как чувствует себя авторитетным лицом, все знающим и все умеющим.
Планируя предстоящую работу, каждый современный учитель стремится разнообразить учебную деятельность учащихся, включить в нее такие личностно- ориентированные задания, которые способствуют развитию творческого потенциала личности, расширению зоны активного познания, культуры мышления и порождения иноязычной речи. Мы с детьми используем ИКТ в получении и обработке информации, в записи и просмотре выступлений, создании декораций, презентаций, оттачивании актерского мастерства и т.д. Использование ИКТ в учебной и внеклассной деятельности – эффективное дополнение к уже существующим видам обучения, хороший помощник в решении целого ряда важных дидактических задач.
Но, ни одно, даже самое совершенное, техническое средство не в состоянии заменить воздействие личности учителя на формирование юных дарований и на развитие у них способности к общению.
2.Асмолов А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», Москва, Просвещение, 2010.
3.Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. М., 1987.
4. Сазонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе, М., 2001. 5. Сысоев П.В., Сафонова В.В. «Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях», Иностранные языки в школе, 2005, №2.