kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Когда музы звучали, орудия не молчали

Нажмите, чтобы узнать подробности

внеклассное мероприятие для 10-11 классов. Воспитывать нравственных и патриотических качеств

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Когда музы звучали, орудия не молчали»



Классный час: « Когда музы звучали, орудия не молчали»

Методическая разработка

Ганиева ЗугураМукимовна,

учитель, классный руководитель 10-11 классов

МОАУ «СОШ д. Юмагужино».


Цель: воспитание нравственных и патриотических качеств обучающихся, чувства гордости и уважения к собственной стране, ее истории, народу, активизация познавательных потребностей.

Задачи:

- ознакомить учащихся историей создания песни «Катюша» и реактивной установки «катюша»;

-предоставить интересную дополнительную и информацию, нацелить на дальнейшее более глубокое изучение темы.

Тип урока: проектный

Оборудование: презентации, аудио-видеоматериалы.


Учитель: - Добрый день, ребята! Наш урок называется «Когда музы звучали, орудия не молчали» (учитель объявляет тему классного часа и обращается с вопросами к ученикам):

-Подумайте, какое крылатое выражение созвучно с нашей темой урока?

Ученик: - В Древней Греции, когда проводились Олимпийские Игры, останавливались войны. И крылатое выражение «Когда музы звучат, орудия молчат» осталось с тех времен.

- Как вы думаете, чему посвящена тема классного часа? Почему мы обращаемся к этой теме?

Ответы:

-Потому что мы отмечаем 70-летие победы советского народа в Великой Отечественной войне. Победы, которая была достигнута неимоверными усилиями и слишком большой ценой- 27 миллионов погибших. Мы должны знать и помнить это.

Учитель: Какие популярные песни военных вы знаете?

Ответы:

- « Синий платочек», «Три танкиста», «Вставай, страна огромная!», « Катюша».

- А что еще называли «катюшей»?

-Так называлось очень грозное оружие, которое стреляло реактивными снарядами и наводило ужас на противника…

-И так, о чем будет наш урок?

- О песни «Катюша» и об орудии, которое называется «катюшей».

-Любая военная история вызывает интерес. Сегодня речь пойдет об истории создания и песни «Катюша», и оружия «катюша».

Сначала поговорим о названии и авторах песни. Эта песня очень популярна до сих пор, и все знают, что поется в ней о девушке Катюше.

Давайте, споем эту песню вместе (ученики поют песню «Катюша»).

Вопросы учителя:

-Многие люди считали песню народной. А вы верите в это?

- Кто знает авторов песни «Катюша»?

-А как вы думаете, песня появилась во время войны или до войны?

-В каком году?

Рассказ ученика об авторе песни, сопровождаемый слайдами:

Стихи к песне «Катюша» написал известный в то время поэт Исаковский Михаил Васильевич. Вот что рассказывает сам поэт:

«Стихи, ставшие впоследствии песней под названием "Катюша", я начал писать в начале 1938 года. У меня, можно сказать, сразу, без особых усилий написались первая половина "Катюши". Но потом не знал, что же дальше делать с Катюшей, которую я заставил выйти "на высокий берег, на крутой" и запеть песню. Поэтому стихи пришлось пока отложить.   Весной я по каким-то делам поехал в редакцию газеты "Правда". Там я впервые встретился и познакомился с композитором Матвеем Исааковичем Блантером, который создал весьма популярные песни, – такие, как "Партизан Железняк", как "Песня о Щорсе" и другие. 
   Матвей Исаакович сразу же стал выспрашивать – нет ли у меня каких-либо стихов, на которые можно было бы написать музыку. Я вспомнил про начатую "Катюшу" и ответил: 
   – Знаете, стихи есть, и, по-видимому, их можно положить на музыку, но вся беда в том, что они не закончены: я написал лишь восемь начальных строк. 
   – А вы можете сейчас переписать эти строки для меня? 
   – Конечно же, могу, – согласился я. 
   Я передал написанное Блантеру и, скоро позабыл об этом. 
   Однако летом, когда я снова встретился с Матвеем Исааковичем, тот сказал мне, что музыку "Катюши" он написал, что, по его мнению, песня получилась хорошая, но необходимо дописать слова.  Я обещал, что допишу. Но сделать это сразу не смог, а в августе – я уехал на целый месяц в Ялту. 
   И вдруг совершенно неожиданно для меня в Ялте появился Блантер и, узнав о моем местопребывании, приехал, чтобы "подогнать" меня. Мне он сообщил, что в Москве организован Государственный джаз-оркестр, руководит которым В. Кнушевицкий. В ближайшее время состоится первое выступление, первый концерт этого джаза. "Катюша" уже включена в программу первого концерта, и я немедленно должен дописать ее.  Я немедленно принялся за работу, хотя это было для меня крайне трудно: вне дома, вне привычной обстановки я почти не могу работать, у меня ничего не получается.  Дописать песню нужно было во что бы то ни стало, и я дописывал ее. 
    Время тогда было тревожное. Мы как бы уже предчувствовали войну. Впрочем, мы не только предчувствовали, что война будет, но в известной мере уже переживали ее: ведь в 1938 году еще пылало пламя войны в Испании; в том же году Красная Армия вела тяжелые бои с японскими самураями у озера Хасан: не очень спокойно было и на западных наших границах. По этим причинам тема родины, тема защиты ее от посягательств врага была темой самой важной, самой первостепенной, и я, конечно, никак не мог пройти мимо нее даже в лирической песне. 
   Осенью 1938 года, как и обещал М. И. Блантер, состоялся первый концерт Государственного джаз-оркестра. На концерте была впервые исполнена "Катюша", которая сразу же понравилась всем. Отсюда и началось ее шествие не только по нашей стране, но и за границы Советского Союза.   
    В годы Великой Отечественной войны "Катюшу" пели бойцы армии сопротивления во Франции и Италии.    
Вопрос учителя :
-Какая получилась «Катюша»? Какой ее можно назвать по жанру? (лирическая, народная, военно-патриотическая)

Вопрос учителя:

-Кто знает: где, когда, кем эта песня была исполнена?

Сообщение учителя:

Премьера состоялась в Колонном зале Дома Союзов. 27 ноября 1938 г. исполнила «Катюшу» Валентина Батищева (молодая певица, пела в ресторане «Москва») в сопровождении открывшегося тогда Государственного джаз-оркестра под управлением Виктора Кнушевицкого. (М. Блантер стал музыкальным руководителем оркестра. Песня «Катюша» была им включена в репертуар неоконченной, поэтому он и торопил Исаковского). Авторы получили достойные награды: Исаковский – сталинскую премию, Блантер – автомобиль.

Вопрос учителя:

-Сколько времени ушло на создание песни? Давайте, посчитаем!

Ответ: почти 8 месяцев (с января по август).

-Между тем, песня быстрее ветра распространялась по стране. Её подхватила не только Лидия Русланова, но и Вера Красовицкая, и Георгий Виноградов, а вслед за ними профессиональные и самодеятельные коллективы; её пели в городах и сёлах, на демонстрациях и в домашнем кругу. "Катюша" стала не только знаменитой, но и пронзительно родной и искренне близкой миллионам советских людей. Образ простой русской девушки с нежным именем Катюша, верной и любящей подруги своего бойца-пограничника, был гармоничным и своевременным в своём появлении.

А во время Великой Отечественной войны поднимала дух бойцов с особой силой. И зазвучала "Катюша" уже с другими интонациями и в другом контексте. Появились "песни-ответы" на призыв героини, а сама Катюша стала и санитаркой и бойцом, и ждущей с победой солдата, и партизанкой.

Как мы говорили, пели эту песню многие известные артисты, давайте мы послушаем ее в исполнении Анны Герман (аудиозапись).

Сильное впечатление "катюша" производила не только на наших бойцов, но и на фашистов. Особенно в исполнении самого грозного артиллерийского оружия Красной Армии, первый залп из которого ощутили немцы 14 июля 1941 года.

Вопрос учителя:

-А разве оружие могло получить такое название – «катюша»?

Ответы учеников:

-Нет. Это – прозвище, которое дали бойцы.

-Это засекреченное название.

-Это название произошло от песни «Катюша».

Учитель:

-Теперь мы должны разобраться с историей создания оружия по прозвищу «катюша». Сначала ответьте на несколько вопросов:

-Как официально называлась реактивная установка залпового огня «катюша»?

Ответ:

-БМ-13 -«катюша»; на вооружении с 21 июня 1941 г. Во многих городах России вознесена на постаменты.

Вопрос учителя:

-Какое прозвище получил БМ-31?

Ответ:

-«андрюша» (хотя «катюша» прижилась для всех модификаций и прочно).

-Когда и кто создал это грозное оружие победы?

Ответы учеников:

-Перед войной.

-В 1941 году.

-В первые месяцы войны.

Рассказ ученика, сопровождаемый слайдами:

Всем известно, что порох изобрели китайцы. Известен факт, что в 1792 и 1799 гг. нечто подобное реактивной артиллерии применили против англичан индусы. Англичанин Уильям Конгрив, военный по специальности, заимствовал идею и сконструировал несколько типов ракетных орудий. Сын его построил в 1817 г. фабрику. Оружие применялось в первой половине XIX века во многих армиях, в России – на Кавказе. Но с появлением хороших пушек оказалось забытым. Кроме того, проблемы были с порохом, безопасностью.

Для того, чтобы вновь прийти к реактивному оружию, необходимо было изобрести бездымный порох, снаряд и установку для пуска ракет. Всё это потребовало колоссальных усилий ученых.

А в России-СССР реактивных снарядов были созданы двумя учеными- основоположниками РСЗО – Иваном Платоновичем Граве и Николаем Ивановичем Тихомировым.

В 1916 г. И.П. Граве первым получил патент на совершенно новое, невиданное доселе по убойной силе оружие, «состоящее из боевых ракет, стартующих с переносных станков в виде желобов на катках с подъемным механизмом». Топливом служил бездымный порох (пироксилиновые шашки на летучем растворителе), полученный им из порошка с желатином.

Фактом является и изобретение в 1912 году Тихомировым Николаем Ивановичем реактивного снаряда. В 1921 г. Тихомиров тоже изобрел пироксилиновый порох.

До внедрения дело не дошло. Оба обращались в военное руководство. В 1926 году И.П. Граве пришлось еще раз подтверждать патент на изобретение. Работали Тихомиров Н.И. и Граве И.П. параллельно и независимо друг от друга.

По-настоящему разработки в СССР стали осуществляться с 1933 года по инициативе начальника вооружений Красной Армии Тухачевского Н.М. На базе двух лабораторий из сотрудников Граве И.П. и Тихомирова Н.И. (умер в 1930 г.) был создан Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). Директором института был назначен И.Т. Клейменов, а его заместителем - Г.Э. Лангемак.

Клейменов И.Т. (1899-1938, расстрелян), Лангемак Г.Э. (1898-1938, расстрелян), Петропавловский Б.С. (1898-1933, умер от чахотки), Артемьев В.А. (1885-1962), Граве И.П. (1874-1960, в 1938 арестован, по указанию Сталина освобожден), Лужин В.Н. (1906-1955, в 1940-48 арестован) являются полноправными авторами реактивных снарядов РС-82 и РС-132 для будущих «катюш». Победоносцев Ю.А. (1907-1973), Шварц Л.Э. (1901-1945), Слонимер Б.М. (руководитель РНИИ после Клейменова) и другие продолжили и успешно провели испытания в июне 1939 г. Если бы не доносы, аресты и расстрелы, «катюши» могли бы быть внедрены в 1938 г.

Пусковая установка для залповой стрельбы новыми реактивными снарядами была оригинальна по конструкции, проста и удобна. Она состояла из направляющих рельсового типа, поворотной рамы, подъемного и поворотного механизмов. Автором стал Гвай Иван Исидорович(1905-1960), который сначала сконструировал «флейту» для самолетов (первые РС применялись с самолетов И-16 в военных действиях на Халхин-Голе и давали колоссальные разрушения). Позже эти узлы и механизмы монтировались на трехосном автомобиле ЗИС-5 (завод имени Сталина). Перед стрельбой снаряды вручную закреплялись на направляющих. Залп производился замыканием электрической цепи с помощью прибора, находившегося в кабине водителя автомобиля.

В июне 1939 года БМ-13 (боевая машина, снаряженная 132-мм реактивным снарядом) успешно выдержала полигонные испытания. В феврале 1941 года советское правительство приняло решение о заводском изготовлении установок.

21 июня 1941 года после смотра за день до нападения фашистской Германии на Советский Союз было принято решение о немедленном развертывании серийного производства реактивных снарядов и пусковых установок для них.

Вопросы учителя:

- Где и когда были применены «катюши» в ходе Великой Отечественной войны? Кто командовал первой батареей?

Ответ:

- 14 июля 1941 года по железнодорожной станции г. Орши и при переправе через реку Оршица. Командовал капитан Иван Флеров.

Рассказ ученика, сопровождаемый слайдами:

Новое оружие никаких войсковых испытаний проходить уже не будет (началась война), было важно собрать все установки и отправить их в бой. Семь машин БМ-13 составили костяк первой батареи реактивной артиллерии, решение о формировании которой было принято 28 июня 1941 года. И уже в ночь на 2 июля она своим ходом убыла в 20-ю армию на Западный фронт. В батарее были: 122-мм гаубица, 44 грузовые машины для перевозки 600 реактивных снарядов М-13, 100 снарядов для гаубицы, шанцевого инструмента, трех заправок горюче-смазочных материалов, семи суточных норм продовольствия и другого имущества.

Командный состав батареи был укомплектован в основном слушателями Артиллерийской академии имени Дзержинского, только что окончившими первый курс командного факультета. Командиром батареи назначили капитана Ивана Флерова – офицера-артиллериста, имевшего за плечами опыт советско-финской войны. Никакой специальной подготовки ни офицеры, ни номера боевых расчетов первой батареи не имели, за период формирования удалось провести лишь три занятия.

В ночь с 12 на 13 июля батарею подняли по тревоге и направили к Орше. На станции Орша скопилось множество немцев и эшелонов с нашей техникой, боеприпасами и горючим, которые не успели эвакуировать. Флеров приказал развернуть батарею в пяти километрах от станции, за горкой. Двигатели машин не заглушали, чтобы после залпа моментально покинуть позицию.

Вот текст донесения в немецкий Генеральный штаб: «Русские применили батарею с небывалым числом орудий. Снаряды фугасно-зажигательные, но необычного действия. Войска, обстрелянные русскими, свидетельствуют: огневой налет подобен урагану. Снаряды разрываются одновременно. Потери в людях значительные».

В тот же день батарея Флерова обстреляла понтонный мост через речку Оршица, где скопилось немало живой силы и техники гитлеровцев. Несколько удачных залпов было произведено по противнику в районах Рудни, Смоленска, Ярцево, Духовшины. Эффект превзошел все ожидания.

Немецкое командование пыталось заполучить образцы чудо-оружия русских. За батареей капитана Флерова началась охота.

7 октября 1941 года под деревней Богатырь Вяземского района Смоленской области немцам удалось окружить батарею. Враг атаковал ее внезапно, на марше, обстреливая с разных сторон. Силы были неравными, расчеты бились отчаянно. Флеров израсходовал последние боеприпасы, а затем взорвал пусковые установки. Поведя людей на прорыв, он геройски погиб. 40 человек из 180 вышли к своим. Лишь спустя 50 лет после первых залпов БМ-13 поле у деревни Богатырь раскрыло свою тайну. Там наконец-то были найдены останки капитана Флерова и еще 7 ракетчиков, погибших вместе с ним. В 1995 году указом президента РФ Ивану Флерову было посмертно присвоено звание Героя России.

Вопрос учителя:

- На каких предприятиях производили «катюши»?

Ответ:

- Производство установок БМ-13 было организовано на воронежском заводе им. Коминтерна и на московском заводе "Компрессор". Одним из основных предприятий по выпуску реактивных снарядов был московский завод им. Владимира Ильича.

Первые машины изготовлялись на базе отечественных шасси (ЗИС-6, почти все, за исключением единиц, были уничтожены в боях), после начала «ленд-лизовских» поставок с 1942 года основным шасси стал американский грузовик фирмы «Студебеккер» – около 25 тыс. автомобилей. В качестве шасси использовалась и другая техника: тракторы, легкие танки, катера, даже наши грузовики-полуторки, американские джипы. Использовали в горах, из окон домов, в общем там, где позволяла солдатская смекалка.

Вопрос учителя:

-Почему реактивная установка БМ-13 получила прозвище «катюша»?

Рассказ ученика:

Известно одно - на фронте прозвища получали далеко не все виды оружия. Да и имена эти зачастую были совсем не лестными, в чем мы недавно убедились.

Впрочем, если почитать воспоминания ветеранов, особенно пехотинцев, танкистов, связистов, то становится понятно, за что бойцы так полюбили эти боевые машины. По своей боевой мощи "катюша" не имела себе равных. Читаем воспоминания ветерана: «Сзади вдруг раздался скрежет, гул, и через нас на высоту полетели огненные стрелы... На высоте все покрылось огнем, дымом и пылью. Среди этого хаоса вспыхивали огненные свечи от отдельных взрывов. До нас донесся страшный грохот. Когда все это улеглось и раздалась команда "Вперед", мы заняли высоту, почти не встретив сопротивления, так чисто "сыграли катюши"... На высоте, когда мы туда поднялись, увидели, что все перепахано. Следов от окопов, в которых находились немцы, почти не осталось…»

Песня и оружие звучали по-разному, но обе «Катюши» действительно пели. Одна успокаивала и обогревала душу солдата, другая внушала силу и мощь, а вместе взятые – веру в победу.

Существуют и другие версии: - по сокращенному названию ракетной установки КАТ (Кумулятивная Артиллеристская Термическая); -по индексу "К" на корпусе машины: установки выпускались заводом имени Коминтерна;

-по скатам - направляющим, на которые устанавливались снаряды. (42-кг-ый снаряд поднимали два бойца, а третий обычно помогал им, подталкивая снаряд, чтобы он точно лёг на направляющие; он же сообщал державшим, что снаряд встал-закатился-накатился на направляющие. Его-то, якобы, и называли «катюшей»).

-так окрестили девушки с московского завода "Компрессор", работавшие на сборке установок.

Для пехоты залп "катюш" был очень приятной "музыкой". Немцы же назвали «сталинским органом».

Вопрос учителя:

-Было ли у немцев подобное «катюшам» оружие?

- Было. С 1940 г. «Nebelwerfer», аналог «катюши», реактивный миномет. Русские бойцы дали ему название «ванюша» и был он не менее страшен, чем «катюша». Немцы применяли вместе с артиллерией. Первые выстрелы прозвучали уже 22 июня при обстреле Бреста. Конечно, немецкие конструкторы решили воспроизвести «катюши», но смогли это сделать в конце войны и произвели не более 20 установок.

"Катюша" по сути является прародительницей всех наших современных реактивных систем залпового огня, однако уже не с рельсовыми направляющими, а трубными: знаменитого БМ-21 "Град", термобарического ТОС-1 "Буратино", и совсем уж лютых БМ-27 "Ураган" и БМ-30 "Смерч". "Смерч" может перепахать и разнести по камушкам небольшой городок на расстоянии 90 км. "Торнадо-Г", ещё более совершенная и смертоносная система, дальность её точного попадания уже превышает 100 км. Сейчас они поступают на вооружение армии.

(Просмотр видео современных реактивных систем залпового огня)

Рефлексия.

Подведение итога урока.

Использованная литература

1. Непомнящий Н.Н. «100 великих тайн Второй мировой», М., «Вече», 2010 г.

2. Исаковский М.В. Песня «Катюша». История создания и тексты стихов. http://journal-shkolniku.ru/katyusha.html

http://ok.ya1.ru/funny/interesno/81671-legendarnoe-oruzhie-reaktivnye-ustanovki.

3. Фоменко В. «Катюша» – правда и мифы о создателях грозного оружия. http://www.elektron2000.com/fomenko_0254.html


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Когда музы звучали, орудия не молчали

Автор: Ганиева Зугура Мукимовна

Дата: 17.05.2019

Номер свидетельства: 510672

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "классный час. "День памяти. Война и дети""
    ["seo_title"] => string(34) "klassnyichasdienpamiativoinaidieti"
    ["file_id"] => string(6) "317023"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1460228218"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Урок мужества "Поклонимся великим тем годам" "
    ["seo_title"] => string(48) "urok-muzhiestva-poklonimsia-vielikim-tiem-ghodam"
    ["file_id"] => string(6) "121135"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413895226"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "презентация к уроку окружающего мира 4 класс "Отечественная война 1812 года" "
    ["seo_title"] => string(91) "priezientatsiia-k-uroku-okruzhaiushchiegho-mira-4-klass-otiechiestviennaia-voina-1812-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "121169"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413900846"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Разработка урока мужества для 5-9 классов «Подвигу народа -  жить в веках» "
    ["seo_title"] => string(75) "razrabotka-uroka-muzhiestva-dlia-5-9-klassov-podvighu-naroda-zhit-v-viekakh"
    ["file_id"] => string(6) "165037"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422729706"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Фразеологизмы русского языка, связанные с названиями частей тела человека, в сопоставлении с фразеологизмами казахского языка. "
    ["seo_title"] => string(142) "frazieologhizmy-russkogho-iazyka-sviazannyie-s-nazvaniiami-chastiei-tiela-chielovieka-v-sopostavlienii-s-frazieologhizmami-kazakhskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "199891"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428668634"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства