Тема: «Поклонимся великим тем годам». Битва за Москву
Место проведения: школьный музей
Оборудование:
Экспонаты музея.
Карта-схема «Разгром немецко-фашистких войск под Москвой».
Плакаты: Б. Мухин плакат 1941 года “Защитим родную Москву»;
И. Тоидзе плакат “Родина-Мать зовет”;
В. Пинжук плакат 1942 года «Смерть немецким оккупантам».
Мультимедийная установка: фрагмент мультимедийного фильма «Битва под Москвой». Карты-схемы от 3.12.1942, 4.12.1942, 5.12.1941, 6.12.1941 года.
Фотодокументы военных лет.
Аудиозапись «Память войны» Музыка Р. Бойко, слова М. Садовского.
Аудиозапись «Гимн Москвы» Музыка И. Дунаевского, слова М. Лисянского.
Иллюстрации «Могила Неизвестного солдата у Кремлевской стены»;
Памятник Москва – город - герой.
Цели и задачи: Целью данного урока является формирование у учащихся знаний о Великой Отечественной войне 1941-1945 года, ее защитниках и их подвигах, развитие у детей представления о том, что защита Родины – священная обязанность каждого человека. Воспитание великого уважения к борцам за свободу, чувства гордости за свой народ, отстоявший свободу и независимость Отчизны в суровые годы
Ход урока
1. Знакомство с темой урока.
В день празднования Великой Победы мы склоняем головы перед павшими в этой борьбе, с чувством глубочайшей благодарности. Отдаем дань защитникам нашей Родины, отстоявшим свободу и независимость нашего народа, освободившим народы Европы от фашистского рабства.
Давно отгремели военные залпы.
Живем мы на мирной земле.
Но помним о мужестве,
Силе и братстве,
Минувшей войны седине.
О подвигах - стихи слагают.
О славе – песни создают.
«Герои никогда не умирают,
Герои в нашей памяти живут!»
К внесению знамени "Смирно!" (Вносят знамя школы)
Как о живом, мы помним о знаменах.
В них судьбы сотен тысяч рядовых.
Победы радость на прославленных дорогах,
И горечь поражений боевых.
В истории знамен – отчизны строй един.
Знать и гордиться им обязан гражданин.
За верность знамени и долгу,
Храним воспоминания о доблестных героях.
Ранним утром 22 июня 1941 года фашистская Германия напала на нашу страну. В 12 часов дня по радио было передано важное правительственное заявление. В. Молотов призвал к “Отечественной войне за Родину, за честь, за свободу”. Свою речь он завершил знаменитыми словами: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!».
Осень сорок первого горька.
Подступает враг издалека.
И в столице введена «осада».
Рвы, окопы и “ежей” ограда.
В небе аэростаты, вой тревоги.
В семьях - первые утраты,
Ждать подмоги неоткуда,
И тогда, священный долг исполнить,
Поднялся отряд из добровольцев.
Так были сформированы отряды противовоздушной обороны и народного ополчения. Фашисты рвутся к Москве. Главнокомандующим был назначен маршал Г.К. Жуков. Начались ожесточенные бои под Москвой.
Демонстрация фрагмента мультимедийного фильма «Битва за Москву».
Кадры кинохроники, Фронтовые сводки № 3029, 3030. 3031, 3032, 3033, 3034, 3035. № 3033 Тяжелая весть – Москва на осадном положении. Постановление 20 октября 1941 года. Работа с картами – схемами
1 ноября Г.К. Жуковым и И.И. Сталиным был принят указ о проведении парада 7 ноября на Красной площади
Вот и день седьмое ноября.
Легкий снег припорошил поля.
По брусчатой мостовой в строю
Шаг чеканя, воины идут.
С Красной площади – и прямо на фронты,
Впереди их встретят тяготы войны.
На подступах к Москве сложилась очень сложная ситуация. Не только массовый героизм и стойкость защитников Москвы, но и доблестный подвиг отдельных бойцов и командиров привели к успеху.
Особенно прославилась в боях,
Дивизия Панфилова Ивана.
На подступах к Москве
У Дубосеково, бойцы с врагом сражались рьяно.
Четыре долгих часа длился бой.
Враги свои теряли танки.
И политрук Клочков сказал тогда слова,
Которые священны людям, стали:
“Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва”.
Не отступив, не дрогнув, встав стеной,
Разбили воины все восемнадцать танков.
Но бой был страшен и исход кровав.
Погибли славные бойцы почти во всем составе.
Враг не прошел ценой их жизни.
Об этом помним мы всегда.
И слава воинам бессмертна,
И память о панфиловцах – свята.
Сообщения, подготовленные учениками.
Фронтовые сводки отразили подвиг пилота Степана Ридного. За 2 месяца боев под столицей он сбил 21 фашистский самолет.
В боях за Москву прославился и летчик Виктор Талалихин. Охраняя воздушные подступы к Москве, раненный в руку, он таранил фашистский бомбардировщик.
Бойцы танковой бригады полковника М.Г. Катукова закрыли фашистам путь на Москву через Тулу.
Героический подвиг совершил красноармеец товарищ Сыплецов. В бою с противником он поджег бутылками с горючей жидкостью 2 немецких танка, уничтожил пулеметное гнездо, истребил 10 фашистов.
А также в годы Великой Отечественной войны в тылу врага действовали партизанские отряды. Партизаны уничтожили тысячи железнодорожных мостов, около трех тысяч танков, бронемашин, вывели из строя полтора миллиона вражеских солдат и офицеров. Многие партизаны были награждены медалью: “Партизану Отечественной войны”
Операция “Мост” - об одном из боевых эпизодов жизни небольшого партизанского отряда. (Инсценировка рассказа А. Цессарского “Мост”).
1-й ученик: Тяжелая осень 1941 года, фашисты рвутся к Москве. Туда гонят эшелоны с техникой, с солдатами. Чтобы не пропустить их партизаны решают взорвать охраняемый фашистами железнодорожный мост. Когда отряд уже был готов к выходу, разведчики донесли, что партизанам придется вступить в бой с хорошо вооруженным отрядом фашистов.
(Командир обвел взглядом партизанский строй).
Что будем делать, товарищи? Врагов раз в десять больше чем нас. У них автоматы и пулеметы.(Несмело кто-то)
Отойти, пока не поздно. Переждать.
И сообщить в соседний отряд, что мы отказываемся им помочь? Так? Или вообще ничего не сообщать? Просто уйти, удрать? Пусть эшелоны везут на Москву танки, орудия.
(Тишина)
Так что станем делать, товарищи?
(Перебивая друг друга, все)
Прорываться!
Идти на мост с боем!
Нет, прорываться, значит потерять людей и привести за собой на мост гитлеровцев.
Примем бой здесь. Надо разбить противника. Напасть внезапно. И только потом идти на мост, пока враги не опомнятся!
Тогда, товарищи, к бою!
тряд принимает бой и выходит победителем, выполняя боевое задание. Враг разбит!
Тяжела была та чаша,
Тем победа слаще наша.
Грандиозная битва под Москвой стала решающим событием первого года войны. Планы Гитлера о “молниеносной” войне были сорваны. Эта битва развеяла миф о непобедимости немецко-фашистской армии, которая на полях Подмосковья потерпела первое крупное поражение Второй Мировой войны.
Ранним декабрьским утром
Враг был отброшен от стен
Первопрестольной и верной,
Вечно живой, молодой,
Нашей Москвы. О, Москва!
Твое сердце не перестало стучать.
И приближая победу,
Наши пошли наступать.
Освободили Ржев и Клин,
Дорогу на восток,
Путь пехотинцев страшно длин,
И переход далек.
Разгром немецких войск
Воодушевил народ,
Надежду в душах возродил.
К Берлину путь освободил.
Ребята, вы получили задание подобрать пословицы и поговорки о доблестных защитниках, о Родине, об армии, о войне. Как вы их понимаете?
Из ответов учащихся:
Боевые рубежи крепко держи;
Дружно за мир стоять - войне не бывать;
Жить – Родине служить;
Мир строит, война разрушает;
Москва - всем городам мать;
Видит Москву фашистское око, да глаз неймет;
Тот герой, кто за Родину горой;
Защита Родины – дело святое.
В память о воинах, не вернувшихся с полей сражений объявляется минута молчания (Перестук метронома)
Аудиозапись “Память войны” музыка Р. Бойко, слова М. Садовского.
Москва чтит своих героев. Сейчас мы отправимся в небольшое путешествие по памятным местам на поезде “Слава героям”.
Дети садятся “паровозиком”.
Первая остановка. Могила неизвестного солдата у Кремлевской стены.
У Могилы Неизвестного солдата
Задержись и поклонись, постой!
Там, под каменной плитой
Вечно спит солдат – герой.
И горит вечный огонь.
“Нашу Родину не тронь”!
Памятник и горд, и скромен.
Складки знамени лежат,
Каска, лавра ветвь венчает
Славу победителей – солдат.
И всегда – зимой, весной
Тысяча живых цветов,
У подножия алеют.
Ты, солдат, всегда живой.
“Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен”.
Следующая остановка. Обелиск “Москва – город – герой”.
Наша победа не случайна.
Столь светлый миг приблизить мог
Лишь героизм наших солдат,
Их ратный подвиг и патриотизм.
А труд работниц и рабочих!
Единство тыла и фронтов!
Работа да изнеможенья
Российских сел и городов.
Заслуги перед Родиной безмерны.
За мужество и подвиг трудовой,
Присвоено почетнейшее звание
Москве – столице “Москва – герой”!
И обелиск построен молодой.
Он в светло-серый цвет наряжен,
Увенчан золотой звездой,
И в памяти застыл навечно.
И, наконец, последняя остановка. Музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе, построен к пятидесятилетнему юбилею Великой победы.
Год за годом прошел
С той кровавой поры.
Юбилей подошел,
И музей был открыт
На Поклонной горе,
На крутой вышине.
Посети славы зал
И героев почти.
Имена их прочти.
Это их мемориал.
Над Музеем взвилась
Ввысь победы стрела.
Это Ника, она
Славы путь обрела.
Помянать смельчаков
Можешь в храме святом.
Покровитель Москвы
Бережет их покой.
Напоследок взгляни,
Как под небом стоят
Танки, пушки, орудия.
И на солнце горят
Их застывшие лики.
Звучит “Гимн Москвы” Слова М. Лисянского, музыка И. Дунаевского
В год 60-летия Великой победы мы склоняем головы перед павшими и перед выжившими героями.
Приходят к дедушке друзья.
Приходят к дедушке друзья,
Приходят в День Победы.
Люблю подолгу слушать я
Их песни и беседы.
Я не прошу их повторять
Рассказов сокровенных:
Ведь повторять-
Опять терять
Товарищей военных,
Которых ищут до сих пор
Награды боевые.
Один сержант, другой майор,
А больше – рядовые.
Я знаю:
Трудно каждый год
Рассказывать сначала
О том, как армия вперед
С надеждою шагала.
О том, какая там пальба,
Как в сердце метят пули…
-Судьба, -вздохнут они, -Судьба!
А помнишь, как в июле?
Я молча рядышком сижу,
Но кажется порою,
Что это я в прицел гляжу,
Что я готовлюсь к бою.
Что те, кто письма пишут мне,
Уже не ждут ответа.
Что даже лето на войне –
Совсем другое лето.
Приходят к дедушке друзья
Отпраздновать Победу.
Все меньше их,
Но верю я:
Они придут, приедут…
В. Степанов
А теперь предоставляем слово нашим ветеранам.
Выступление ветеранов.
Вручение цветов и сувениров, выполненных учащимися на уроке труда и изобразительного искусства.
8 мая 1945 год фашисты сдались, прекратили сопротивление. Был подписан документ о полной победе Советского союза над фашистской Германией. С тех пор мы уже 60 лет празднуем 9 мая как День Победы. Праздник всеми любимый и дорогой. Мы не хотим, чтобы война повторилась.
Вам, ребята, было дано задание сочинить стихотворение о войне и сделать макет боевой техники.
Выставка поделок.
Дети читают свои стихи:
Война – это смерть
Похожа на смерч.
Все рушит вокруг.
Гибнет враг, гибнет друг.
Беспощадна война –
Черным цветом она.
Я не знаю войны.
Страха, горя и слез.
Мои детские сны
Полны радостных грез.
Мира люди хотят.
Мир устал от войны.
Хватит вам воевать!
Просят дети Земли.
Тарбаева Ева 4 класс
Нам нужен мир,
Мы не хотим войны,
А счастья ждем и тишины.
Гордиенко Антон 4 класс
Пусть в наших деток
Не стреляют.
И пусть отцов
Не убивают!
Козырева Катя 4 класс
Утром выхожу из дома.
Рада солнцу и весне.
Нет, хочу сказать народам,
Не бывать больше войне!
Балакина Оля 4 класс
Звучит песня “День Победы” слова В. Харитонова, музыка Д. Тухманова.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тема: «Поклонимся великим тем годам». Битва за Москву
Место проведения: школьный музей
Оборудование:
Экспонаты музея.
Карта-схема «Разгром немецко-фашистких войск под Москвой».
Плакаты: Б. Мухин плакат 1941 года “Защитим родную Москву»;
И. Тоидзе плакат “Родина-Мать зовет”;
В. Пинжук плакат 1942 года «Смерть немецким оккупантам».
Мультимедийная установка: фрагмент мультимедийного фильма «Битва под Москвой». Карты-схемы от 3.12.1942, 4.12.1942, 5.12.1941, 6.12.1941 года.
Фотодокументы военных лет.
Аудиозапись «Память войны» Музыка Р. Бойко, слова М. Садовского.
Аудиозапись «Гимн Москвы» Музыка И. Дунаевского, слова М. Лисянского.
Иллюстрации «Могила Неизвестного солдата у Кремлевской стены»;
Памятник Москва – город - герой.
Цели и задачи: Целью данного урока является формирование у учащихся знаний о Великой Отечественной войне 1941-1945 года, ее защитниках и их подвигах, развитие у детей представления о том, что защита Родины – священная обязанность каждого человека. Воспитание великого уважения к борцам за свободу, чувства гордости за свой народ, отстоявший свободу и независимость Отчизны в суровые годы
Ход урока
1. Знакомство с темой урока.
В день празднования Великой Победы мы склоняем головы перед павшими в этой борьбе, с чувством глубочайшей благодарности. Отдаем дань защитникам нашей Родины, отстоявшим свободу и независимость нашего народа, освободившим народы Европы от фашистского рабства.
Давно отгремели военные залпы.
Живем мы на мирной земле.
Но помним о мужестве,
Силе и братстве,
Минувшей войны седине.
О подвигах - стихи слагают.
О славе – песни создают.
«Герои никогда не умирают,
Герои в нашей памяти живут!»
К внесению знамени "Смирно!" (Вносят знамя школы)
Как о живом, мы помним о знаменах.
В них судьбы сотен тысяч рядовых.
Победы радость на прославленных дорогах,
И горечь поражений боевых.
В истории знамен – отчизны строй един.
Знать и гордиться им обязан гражданин.
За верность знамени и долгу,
Храним воспоминания о доблестных героях.
Ранним утром 22 июня 1941 года фашистская Германия напала на нашу страну. В 12 часов дня по радио было передано важное правительственное заявление. В. Молотов призвал к “Отечественной войне за Родину, за честь, за свободу”. Свою речь он завершил знаменитыми словами: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!».
Осень сорок первого горька.
Подступает враг издалека.
И в столице введена «осада».
Рвы, окопы и “ежей” ограда.
В небе аэростаты, вой тревоги.
В семьях - первые утраты,
Ждать подмоги неоткуда,
И тогда, священный долг исполнить,
Поднялся отряд из добровольцев.
Так были сформированы отряды противовоздушной обороны и народного ополчения. Фашисты рвутся к Москве. Главнокомандующим был назначен маршал Г.К. Жуков. Начались ожесточенные бои под Москвой.
Демонстрация фрагмента мультимедийного фильма «Битва за Москву».
Кадры кинохроники, Фронтовые сводки № 3029, 3030. 3031, 3032, 3033, 3034, 3035. № 3033 Тяжелая весть – Москва на осадном положении. Постановление 20 октября 1941 года. Работа с картами – схемами
1 ноября Г.К. Жуковым и И.И. Сталиным был принят указ о проведении парада 7 ноября на Красной площади
Вот и день седьмое ноября.
Легкий снег припорошил поля.
По брусчатой мостовой в строю
Шаг чеканя, воины идут.
С Красной площади – и прямо на фронты,
Впереди их встретят тяготы войны.
На подступах к Москве сложилась очень сложная ситуация. Не только массовый героизм и стойкость защитников Москвы, но и доблестный подвиг отдельных бойцов и командиров привели к успеху.
Особенно прославилась в боях,
Дивизия Панфилова Ивана.
На подступах к Москве
У Дубосеково, бойцы с врагом сражались рьяно.
Четыре долгих часа длился бой.
Враги свои теряли танки.
И политрук Клочков сказал тогда слова,
Которые священны людям, стали:
“Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва”.
Не отступив, не дрогнув, встав стеной,
Разбили воины все восемнадцать танков.
Но бой был страшен и исход кровав.
Погибли славные бойцы почти во всем составе.
Враг не прошел ценой их жизни.
Об этом помним мы всегда.
И слава воинам бессмертна,
И память о панфиловцах – свята.
Сообщения, подготовленные учениками.
Фронтовые сводки отразили подвиг пилота Степана Ридного. За 2 месяца боев под столицей он сбил 21 фашистский самолет.
В боях за Москву прославился и летчик Виктор Талалихин. Охраняя воздушные подступы к Москве, раненный в руку, он таранил фашистский бомбардировщик.
Бойцы танковой бригады полковника М.Г. Катукова закрыли фашистам путь на Москву через Тулу.
Героический подвиг совершил красноармеец товарищ Сыплецов. В бою с противником он поджег бутылками с горючей жидкостью 2 немецких танка, уничтожил пулеметное гнездо, истребил 10 фашистов.
А также в годы Великой Отечественной войны в тылу врага действовали партизанские отряды. Партизаны уничтожили тысячи железнодорожных мостов, около трех тысяч танков, бронемашин, вывели из строя полтора миллиона вражеских солдат и офицеров. Многие партизаны были награждены медалью: “Партизану Отечественной войны”
Операция “Мост” - об одном из боевых эпизодов жизни небольшого партизанского отряда. (Инсценировка рассказа А. Цессарского “Мост”).
1-й ученик: Тяжелая осень 1941 года, фашисты рвутся к Москве. Туда гонят эшелоны с техникой, с солдатами. Чтобы не пропустить их партизаны решают взорвать охраняемый фашистами железнодорожный мост. Когда отряд уже был готов к выходу, разведчики донесли, что партизанам придется вступить в бой с хорошо вооруженным отрядом фашистов.
(Командир обвел взглядом партизанский строй).
Что будем делать, товарищи? Врагов раз в десять больше чем нас. У них автоматы и пулеметы.(Несмело кто-то)
Отойти, пока не поздно. Переждать.
И сообщить в соседний отряд, что мы отказываемся им помочь? Так? Или вообще ничего не сообщать? Просто уйти, удрать? Пусть эшелоны везут на Москву танки, орудия.
(Тишина)
Так что станем делать, товарищи?
(Перебивая друг друга, все)
Прорываться!
Идти на мост с боем!
Нет, прорываться, значит потерять людей и привести за собой на мост гитлеровцев.
Примем бой здесь. Надо разбить противника. Напасть внезапно. И только потом идти на мост, пока враги не опомнятся!
Тогда, товарищи, к бою!
тряд принимает бой и выходит победителем, выполняя боевое задание. Враг разбит!
Тяжела была та чаша,
Тем победа слаще наша.
Грандиозная битва под Москвой стала решающим событием первого года войны. Планы Гитлера о “молниеносной” войне были сорваны. Эта битва развеяла миф о непобедимости немецко-фашистской армии, которая на полях Подмосковья потерпела первое крупное поражение Второй Мировой войны.
Ранним декабрьским утром
Враг был отброшен от стен
Первопрестольной и верной,
Вечно живой, молодой,
Нашей Москвы. О, Москва!
Твое сердце не перестало стучать.
И приближая победу,
Наши пошли наступать.
Освободили Ржев и Клин,
Дорогу на восток,
Путь пехотинцев страшно длин,
И переход далек.
Разгром немецких войск
Воодушевил народ,
Надежду в душах возродил.
К Берлину путь освободил.
Ребята, вы получили задание подобрать пословицы и поговорки о доблестных защитниках, о Родине, об армии, о войне. Как вы их понимаете?
Из ответов учащихся:
Боевые рубежи крепко держи;
Дружно за мир стоять - войне не бывать;
Жить – Родине служить;
Мир строит, война разрушает;
Москва - всем городам мать;
Видит Москву фашистское око, да глаз неймет;
Тот герой, кто за Родину горой;
Защита Родины – дело святое.
В память о воинах, не вернувшихся с полей сражений объявляется минута молчания (Перестук метронома)
Аудиозапись “Память войны” музыка Р. Бойко, слова М. Садовского.
Москва чтит своих героев. Сейчас мы отправимся в небольшое путешествие по памятным местам на поезде “Слава героям”.
Дети садятся “паровозиком”.
Первая остановка. Могила неизвестного солдата у Кремлевской стены.
У Могилы Неизвестного солдата
Задержись и поклонись, постой!
Там, под каменной плитой
Вечно спит солдат – герой.
И горит вечный огонь.
“Нашу Родину не тронь”!
Памятник и горд, и скромен.
Складки знамени лежат,
Каска, лавра ветвь венчает
Славу победителей – солдат.
И всегда – зимой, весной
Тысяча живых цветов,
У подножия алеют.
Ты, солдат, всегда живой.
“Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен”.
Следующая остановка. Обелиск “Москва – город – герой”.
Наша победа не случайна. Столь светлый миг приблизить мог Лишь героизм наших солдат, Их ратный подвиг и патриотизм. А труд работниц и рабочих! Единство тыла и фронтов! Работа да изнеможенья Российских сел и городов.
Заслуги перед Родиной безмерны. За мужество и подвиг трудовой, Присвоено почетнейшее звание Москве – столице “Москва – герой”! И обелиск построен молодой. Он в светло-серый цвет наряжен, Увенчан золотой звездой, И в памяти застыл навечно.
И, наконец, последняя остановка. Музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе, построен к пятидесятилетнему юбилею Великой победы.
Год за годом прошел С той кровавой поры. Юбилей подошел, И музей был открыт На Поклонной горе, На крутой вышине.
Посети славы зал И героев почти. Имена их прочти. Это их мемориал. Над Музеем взвилась Ввысь победы стрела. Это Ника, она Славы путь обрела.
Помянать смельчаков Можешь в храме святом. Покровитель Москвы Бережет их покой. Напоследок взгляни, Как под небом стоят Танки, пушки, орудия. И на солнце горят Их застывшие лики.
Звучит “Гимн Москвы” Слова М. Лисянского, музыка И. Дунаевского
В год 60-летия Великой победы мы склоняем головы перед павшими и перед выжившими героями.
Приходят к дедушке друзья.
Приходят к дедушке друзья, Приходят в День Победы. Люблю подолгу слушать я Их песни и беседы.
Я не прошу их повторять Рассказов сокровенных: Ведь повторять- Опять терять Товарищей военных, Которых ищут до сих пор Награды боевые. Один сержант, другой майор, А больше – рядовые.
Я знаю: Трудно каждый год Рассказывать сначала О том, как армия вперед С надеждою шагала.
О том, какая там пальба, Как в сердце метят пули… -Судьба, -вздохнут они, -Судьба! А помнишь, как в июле?
Я молча рядышком сижу, Но кажется порою, Что это я в прицел гляжу, Что я готовлюсь к бою.
Что те, кто письма пишут мне, Уже не ждут ответа. Что даже лето на войне – Совсем другое лето.
Приходят к дедушке друзья Отпраздновать Победу. Все меньше их, Но верю я: Они придут, приедут…
В. Степанов
А теперь предоставляем слово нашим ветеранам.
Выступление ветеранов.
Вручение цветов и сувениров, выполненных учащимися на уроке труда и изобразительного искусства.
8 мая 1945 год фашисты сдались, прекратили сопротивление. Был подписан документ о полной победе Советского союза над фашистской Германией. С тех пор мы уже 60 лет празднуем 9 мая как День Победы. Праздник всеми любимый и дорогой. Мы не хотим, чтобы война повторилась.
Вам, ребята, было дано задание сочинить стихотворение о войне и сделать макет боевой техники.
Выставка поделок.
Дети читают свои стихи:
Война – это смерть
Похожа на смерч.
Все рушит вокруг.
Гибнет враг, гибнет друг.
Беспощадна война –
Черным цветом она.
Я не знаю войны.
Страха, горя и слез.
Мои детские сны
Полны радостных грез.
Мира люди хотят.
Мир устал от войны.
Хватит вам воевать!
Просят дети Земли.
Тарбаева Ева 4 класс
Нам нужен мир,
Мы не хотим войны,
А счастья ждем и тишины.
Гордиенко Антон 4 класс
Пусть в наших деток
Не стреляют.
И пусть отцов
Не убивают!
Козырева Катя 4 класс
Утром выхожу из дома.
Рада солнцу и весне.
Нет, хочу сказать народам,
Не бывать больше войне!
Балакина Оля 4 класс
Звучит песня “День Победы” слова В. Харитонова, музыка Д. Тухманова.
Кого же мы благодарим за праздник Победы?
(Воинов, ветеранов нашей армии)
Солдату
На тысячи кровавых брызг
Разбилось зеркало спокойной жизни.
Орудий вой, снарядов визг.
Народ России оглушили.
И в предрассветной тишине,
Когда весь город мирно спал,
Снаряд упал и город вздрогнул,
Но не согнулся, устоял.
И защищать родные стены
Пошел солдат и стар и млад.
Мы выстоим. “Москва за нами”.
Шел добровольческий отряд.
Родной солдат, ты смелый воин,
Сражался, жизни не щадя,
И в летний зной и в лютый холод
Всегда на линии огня.
И если ранен ты, то силы не жалея,
Поднимешься и снова в бой пойдешь.
Плечом к плечу, солдаты воевали,
И погибали, но врага вгоняли в дрожь.
Солдаты путь прошли и долгий и суровый.
Нам каждый подвиг памятен и свят.
Платком стирают слезы вдовы,
С войны священной навернувшихся солдат.
Мы не сможем забыть никогда.
Как горела родная земля.
Будем жить, для потомков храня,
Твою славу, солдат, навсегда.
Это память нам всем дорога,
Очищает нам души она.
И гордимся историей мы
Дети послевоенной поры.
Автор стихов и составитель учитель начальных классов школы № 1917 ЮВАО города Москвы Климушкина Татьяна Георгиевна.
Литература
Исмаилова С., Майсурян Энциклопедия для детей “История России C C века” - М. Аванта +, 1995 – 5 том 3 часть.
Журнал “Начальная школа” - М. Просвещение,1981
Журнал “Начальная школа”, статья “День памяти юных героев” - М. Просвещение,1985
Цессарский А. “Операция мост” - М. Малыш, 1982
Мультимедийный диск “Битва за Москву” - М. Республиканский мультимедиа центр Минобразования России, 2001