На данном уроке вводится понятие последовательности, ученики знакомятся с обозначением её членов, способами задания последовательностей, изучают виды последовательностей, учится находить члены последовательностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Последовательности"»
Тема: Последовательности.
Класс: 9 класс.
Цели урока: ввести понятие последовательности, познакомить с обозначением её членов, способами задания последовательностей, изучить виды последовательностей, учить находить члены последовательностей;
Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, способствовать развитию сознательного и рационального использования компьютера в учебной деятельности;
Воспитывать активность на уроке, последовательность выполнения действий, аккуратность.
Оборудование: индивидуальные карточки с таблицей, мобильный компьютерный класс, медиапроектор, карточки с задачей.
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Проверка домашнего задания.
Использование мобильного компьютерного класса.
Каждому учащемуся предлагается выполнить задания по вариантам и ответы на предложенные вопросы записать в таблицу. Задания представлены на слайде. Учитель со своего компьютера демонстрирует слайд для всех учеников. (Также можно спроецировать на экран).
(Демонстрация слайда №1)
1 вариант.
№1. Является ли пара чисел (0;6) решением системы уравнений
Ответы: а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
№2. Какая пара чисел является решением неравенства у2х+3?
Ответы: а) (0;1) , б) (2;9), в) (-1;0).
№3. Какая система уравнений соответствует решению задачи:
Прямоугольный участок земли, площадью 2080 м2 обнесён изгородью, длина которой равна 184 м. Найдите длину и ширину участка.
Ответы: а) б) в)
2 вариант.
№1. Является ли пара чисел (0;-7) решением системы уравнений
Ответы: а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
№2. Какая пара чисел является решением неравенства у
Ответы: а) (4;-2) , б) (1;2), в) (-2;5).
№3. Какая система уравнений соответствует решению задачи:
Прямоугольный участок земли, площадью 3250 м2 обнесён изгородью, длина которой равна 230 м. Найдите длину и ширину участка.
Ответы: а) б) в)
№ варианта,
Ф.И.
№1
№2
№3
1 вариант
а
б
Б
2 вариант
б
а
в
По окончании работы учащиеся сдают заполненные таблицы учителю.
После того, как все сдали таблицы, показать на экране слайд с правильными ответами.
(Демонстрация слайда №2)
Вопросы классу:
У кого все ответы совпали ?
Кто допустил 1 ошибку?
Кто допустил две ошибки?
3.Сообщение темы и целей урока.
- «Числа управляли миром»,- говорили древнегреческие учёные. «Всё есть число».
- Первым четырём числам приписывались стихии: 1 – огонь, 2 – земля, 3 – вода, 4 – воздух. Сумма этих чисел – число 10 – обозначало весь мир.
(Демонстрация слайда №3)
- Сегодня на уроке мы будем работать с числами и находить закономерности между ними.
- Ребята, какие события в вашей жизни происходят последовательно, повторяются? (день рождения, поход в школу, уроки)
- Что вы заметили? (в каждом ряду есть некоторая закономерность, которой подчиняются каждый элемент ряда)
- Каждый из этих рядов есть последовательность. Это тема нашего урока. Сегодня мы будем учиться составлять последовательности, узнаем, как обозначают последовательности и научимся находить члены последовательности.
- Запишите в тетради число, классная работа и тему урока: Последовательности.
(Демонстрация слайда№4)
Изучение нового материала.
Определение: Числовая последовательность – это ряд чисел, в котором числа подчиняются некоторому правилу, т.е. существует закономерность между числами.
- Запишем в порядке возрастания положительные чётные числа:
2, 4, 6, 8, 10, … (пишу на доске последовательность)
- Получили последовательность.
- Какое число стоит на 5-ом месте? (10)
- На 10-ом месте? (20)
- На 100-ом месте? (200)
- Т.е. для любого натурального числа n можно указать соответствующее ему чётное число; оно равно 2n.
- Запишем в порядке убывания правильные дроби с числителем 1: , , , …
- Тогда для любого натурального числа n можно указать соответствующую дробь, стоящую на n – ом месте. Она равна .
- Например, на 6 – ом месте : ; на 99 – ом месте :
Определение: Числа, которые образуют последовательность, называют членами последовательности.
- Найдите в учебнике и прочитайте это определение ( стр.138)
(1 учащийся читает вслух)
- Обозначают члены последовательности буквами латинского алфавита с индексами: а1, а2, а3, ….,аn.
аn – это n –ый член последовательности.
- Саму последовательность также обозначают буквой латинского алфавита, взятой в скобки. (аn – последовательность)
- В рассмотренных примерах количество членов бесконечно. Такие последовательности называют бесконечными.
Определение: Последовательность, содержащая конечное число членов, называется конечной.
Например, последовательность однозначных чисел, двузначных чисел и т.д.
- какие вы можете привести примеры конечных последовательностей? (делители числа 10, трёхзначные числа и т.д.)
Способы задания последовательностей.
- Существуют различные способы задания последовательностей: словесный, с помощью формулы n-го члена и рекуррентный способ.
- Словесный способ состоит в том, что члены последовательности описываются словами. Например, фамилии учащихся в классном журнале. Это может быть и числовая последовательность: 5, 10, 15, 20, … Члены её можно описать так: это числа кратные 5.
- Два других способа представлены в таблице.
(Демонстрация слайда №5)
Способы задания последовательностей
С помощью формулы n-го члена
Рекуррентный (лат. Recurro – возвращаться)
Хn = n2 + 3
Х1 = 12 + 3 = 4
Х2 = 22 +3 =7
Х3 = 32 + 3 = 12
…….
4,4,12,…
У1=1
Уn+1=уn +5
У2 = 1+5=6
У3= у2 +5 = 6 +5=11
У4= у3 +5 = 11 +5 =16
……
1, 5, 11, 16, …
- Рекуррентный способ состоит в том, что указывают её первыё член или первые несколько членов и формулу, выражающую любой член последовательности, начиная с некоторого числа, через предыдущие.
Историческая справка.
- Мы рассмотрели способы, в которых несложно найти закономерность и определить члены. Но существует и более сложное задание последовательностей.
(демонстрация слайда)
1; 1; 2; 3; 5; 8; 13; 21; 34; 55; …
- Попробуйте найти закономерность. Это не так легко. На самом деле в этой последовательности каждый член, начиная с 3-его, равен сумме двух предыдущих членов.
- Члены этой последовательности называют числами Фибоначчи – по имени средневекового итальянского учёного Леонардо Фибоначчи из Пизы. Он рассмотрел эти числа в 1202 г. В своём труде «Книга абака». Эти числа встречаются в математике и природе довольно часто: треугольник Паскаля, количество веток на дереве, семена в подсолнечнике.
(Демонстрация слайда №6 - №9)
Решение упражнений на закрепление.
Устная работа.
-Продолжи ряд: (Демонстрация слайда №10)
А) 10, 12,14,16, ….(чётные двузначные числа)
18,20,22,…
Б) 1,4,9,16,…(квадраты натуральных чисел)
25,36,49,64,…
В) 4,7,10,13,… ( числа, которые при делении на 3 дают остаток 1)
16,19,22,…
- Найдите нарушение закономерности: (Демонстрация слайда №11)
А) 3; 0,5; 0,8; 12, 1,1; 18; 1,4;
Б)
2) Работа с учебником.
- Откройте учебник на стр.140.
№560. – Прочитайте задание.
- 1 учащийся попробует выполнить это задание у доски.
3; 6; 9; 12; 15; …
а1=3, а5=15, а10 =30, а100=300, аn=3n.
- Устно выполняем №564 (а,б) – с места по цепочке.
№566. – Прочитайте задание.
- Как вы думаете, каков способ задания этой последовательности?
(с помощью формулы n-го члена)
1 учащийся выполняет у доски.
bn=2n2 +3n.
а) b5=2*52 +3*5= 50+15=65.
Б) b10=2*102+3*10=200+30=230.
В) b50 = 2*502 +3*50=2*2500+150=5000+150=5150.
Учащиеся первыми справившиеся с заданием, получают дополнительное упражнение.
(демонстрация задания на слайде №12)
- Необходимо изменить второе слагаемое в формуле на - 5n и найти те же самые неизвестные члены последовательности.
Ответы: bn= 2n2-5n;
b5=2*52-5*5=50-25=25;
b10 = 2*102 – 5*10 = 200-50=150;
b50= 2*502- 5*50 = 5000-250 = 4750.
Ставлю отметку учащемуся у доски и учащемуся, который первым справится с дополнительным заданием.
Работа над задачей.
(Демонстрация слайда №13 с задачей )
Задача.
Биологи рассчитали, что человек заболеет корью, если в его организме окажется не менее5024 вирусов кори. Если заранее не сделана прививка от кори, то каждые 3 минуты число попавших в организм вирусов удваивается. Через сколько минут заболеет человек, если в его организм попало 157 вирусов?
Анализ задачи:
- При каком количестве вирусов заболеет человек?
- Какое количество вирусов есть в организме?
- Через какое время количество вирусов изменится?
- Что происходит с вирусами через 3 минуты?
- Каков вопрос задачи?
- Кто может составить план решения задачи?
1 учащийся решает эту задачу на закрытой доске, остальные – самостоятельно в тетради.
- Проверим решение у доски. Выставляю отметку учащемуся.
Подведение итогов урока.
- Итак, наш урок подошёл к концу.
- Какой последовательностью является последовательность делителей числа 850? (конечной)
- Какой последовательностью является последовательность чисел, кратных 250? (бесконечной)
- Какие способы задания последовательностей вы знаете?
Домашнее задание. ( Демонстрация слайда №14)
П.24, №562. № 565 1 вариант –(а,в,д)
2 вариант – (б,г,е)
№572(а) или №573(а) – на повторение по выбору.
Список литературы
Алгебра, 9 класс, автор Ю.Н. Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С. Б. Суворова; Москва: «Просвещение», 2011.
Рабочая программа под редакцией Бурмистровой ; Москва: «Мнемозина», 2010.
Контрольно - измерительные материалы «Алгебра 9 класс», автор Ю. Н. Макарычев, Н.Г.Миндюк, Л.М.Короткова; Москва: «Просвещение», 2008.