kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме "Последовательности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке вводится  понятие последовательности, ученики знакомятся с обозначением её членов, способами задания последовательностей, изучают виды последовательностей, учится находить члены последовательностей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Последовательности"»

Тема: Последовательности.

Класс: 9 класс.

Цели урока: ввести понятие последовательности, познакомить с обозначением её членов, способами задания последовательностей, изучить виды последовательностей, учить находить члены последовательностей;

Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, способствовать развитию сознательного и рационального использования компьютера в учебной деятельности;

Воспитывать активность на уроке, последовательность выполнения действий, аккуратность.

Оборудование: индивидуальные карточки с таблицей, мобильный компьютерный класс, медиапроектор, карточки с задачей.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

  1. Проверка домашнего задания.

Использование мобильного компьютерного класса.

Каждому учащемуся предлагается выполнить задания по вариантам и ответы на предложенные вопросы записать в таблицу. Задания представлены на слайде. Учитель со своего компьютера демонстрирует слайд для всех учеников. (Также можно спроецировать на экран).

(Демонстрация слайда №1)

1 вариант.

1. Является ли пара чисел (0;6) решением системы уравнений

Ответы: а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

2. Какая пара чисел является решением неравенства у2х+3?

Ответы: а) (0;1) , б) (2;9), в) (-1;0).

3. Какая система уравнений соответствует решению задачи:

Прямоугольный участок земли, площадью 2080 м2 обнесён изгородью, длина которой равна 184 м. Найдите длину и ширину участка.

Ответы: а)   б)   в)  





2 вариант.

1. Является ли пара чисел (0;-7) решением системы уравнений

Ответы: а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

2. Какая пара чисел является решением неравенства у

Ответы: а) (4;-2) , б) (1;2), в) (-2;5).

3. Какая система уравнений соответствует решению задачи:

Прямоугольный участок земли, площадью 3250 м2 обнесён изгородью, длина которой равна 230 м. Найдите длину и ширину участка.

Ответы: а)   б)   в)  

варианта,

Ф.И.

1

2

3

1 вариант

а

б

Б

2 вариант

б

а

в



По окончании работы учащиеся сдают заполненные таблицы учителю.

После того, как все сдали таблицы, показать на экране слайд с правильными ответами.

(Демонстрация слайда №2)

Вопросы классу:

  1. У кого все ответы совпали ?

  2. Кто допустил 1 ошибку?

  3. Кто допустил две ошибки?



3.Сообщение темы и целей урока.

- «Числа управляли миром»,- говорили древнегреческие учёные. «Всё есть число».

- Первым четырём числам приписывались стихии: 1 – огонь, 2 – земля, 3 – вода, 4 – воздух. Сумма этих чисел – число 10 – обозначало весь мир.

(Демонстрация слайда №3)

- Сегодня на уроке мы будем работать с числами и находить закономерности между ними.

- Ребята, какие события в вашей жизни происходят последовательно, повторяются? (день рождения, поход в школу, уроки)

- Продолжите ряд:

А) январь, февраль, март, …

Б) Азаренко, Албертян, Гладких, …(список учащихся класса)

В) 1,3,5, …

Г) 100,200,300,…

- Что вы заметили? (в каждом ряду есть некоторая закономерность, которой подчиняются каждый элемент ряда)

- Каждый из этих рядов есть последовательность. Это тема нашего урока. Сегодня мы будем учиться составлять последовательности, узнаем, как обозначают последовательности и научимся находить члены последовательности.

- Запишите в тетради число, классная работа и тему урока: Последовательности.

(Демонстрация слайда№4)



  1. Изучение нового материала.

Определение: Числовая последовательность – это ряд чисел, в котором числа подчиняются некоторому правилу, т.е. существует закономерность между числами.

- Запишем в порядке возрастания положительные чётные числа:

2, 4, 6, 8, 10, … (пишу на доске последовательность)

- Получили последовательность.

- Какое число стоит на 5-ом месте? (10)

- На 10-ом месте? (20)

- На 100-ом месте? (200)

- Т.е. для любого натурального числа n можно указать соответствующее ему чётное число; оно равно 2n.

- Запишем в порядке убывания правильные дроби с числителем 1:    ,  ,  , …

- Тогда для любого натурального числа n можно указать соответствующую дробь, стоящую на n – ом месте. Она равна  .

- Например, на 6 – ом месте :  ; на 99 – ом месте :  

Определение: Числа, которые образуют последовательность, называют членами последовательности.

- Найдите в учебнике и прочитайте это определение ( стр.138)

(1 учащийся читает вслух)

- Обозначают члены последовательности буквами латинского алфавита с индексами: а1, а2, а3, ….,аn.

аn – это n –ый член последовательности.

- Саму последовательность также обозначают буквой латинского алфавита, взятой в скобки. (аn – последовательность)

- В рассмотренных примерах количество членов бесконечно. Такие последовательности называют бесконечными.

- приведите ещё примеры бесконечных последовательностей. (отрицательные числа, числа, кратные 5, нечётные числа).

Определение: Последовательность, содержащая конечное число членов, называется конечной.

Например, последовательность однозначных чисел, двузначных чисел и т.д.

- какие вы можете привести примеры конечных последовательностей? (делители числа 10, трёхзначные числа и т.д.)



Способы задания последовательностей.

- Существуют различные способы задания последовательностей: словесный, с помощью формулы n-го члена и рекуррентный способ.

- Словесный способ состоит в том, что члены последовательности описываются словами. Например, фамилии учащихся в классном журнале. Это может быть и числовая последовательность: 5, 10, 15, 20, … Члены её можно описать так: это числа кратные 5.



- Два других способа представлены в таблице.

(Демонстрация слайда №5)

Способы задания последовательностей

С помощью формулы n-го члена

Рекуррентный (лат. Recurro – возвращаться)

Хn = n2 + 3

Х1 = 12 + 3 = 4

Х2 = 22 +3 =7

Х3 = 32 + 3 = 12

…….

4,4,12,…

У1=1

Уn+1n +5

У2 = 1+5=6

У3= у2 +5 = 6 +5=11

У4= у3 +5 = 11 +5 =16

……

1, 5, 11, 16, …



- Рекуррентный способ состоит в том, что указывают её первыё член или первые несколько членов и формулу, выражающую любой член последовательности, начиная с некоторого числа, через предыдущие.



Историческая справка.

- Мы рассмотрели способы, в которых несложно найти закономерность и определить члены. Но существует и более сложное задание последовательностей.

(демонстрация слайда)



1; 1; 2; 3; 5; 8; 13; 21; 34; 55; …

- Попробуйте найти закономерность. Это не так легко. На самом деле в этой последовательности каждый член, начиная с 3-его, равен сумме двух предыдущих членов.

- Члены этой последовательности называют числами Фибоначчи – по имени средневекового итальянского учёного Леонардо Фибоначчи из Пизы. Он рассмотрел эти числа в 1202 г. В своём труде «Книга абака». Эти числа встречаются в математике и природе довольно часто: треугольник Паскаля, количество веток на дереве, семена в подсолнечнике.

(Демонстрация слайда №6 - №9)

  1. Решение упражнений на закрепление.

  1. Устная работа.

-Продолжи ряд: (Демонстрация слайда №10)

А) 10, 12,14,16, ….(чётные двузначные числа)

18,20,22,…

Б) 1,4,9,16,…(квадраты натуральных чисел)

25,36,49,64,…

В) 4,7,10,13,… ( числа, которые при делении на 3 дают остаток 1)

16,19,22,…

- Найдите нарушение закономерности: (Демонстрация слайда №11)

А) 3; 0,5; 0,8; 12, 1,1; 18; 1,4;

Б)  

2) Работа с учебником.

- Откройте учебник на стр.140.

№560. – Прочитайте задание.

- 1 учащийся попробует выполнить это задание у доски.

3; 6; 9; 12; 15; …

а1=3, а5=15, а10 =30, а100=300, аn=3n.

- Устно выполняем №564 (а,б) – с места по цепочке.

№566. – Прочитайте задание.

- Как вы думаете, каков способ задания этой последовательности?

(с помощью формулы n-го члена)

1 учащийся выполняет у доски.

bn=2n2 +3n.

а) b5=2*52 +3*5= 50+15=65.

Б) b10=2*102+3*10=200+30=230.

В) b50 = 2*502 +3*50=2*2500+150=5000+150=5150.

Учащиеся первыми справившиеся с заданием, получают дополнительное упражнение.

(демонстрация задания на слайде №12)

- Необходимо изменить второе слагаемое в формуле на - 5n и найти те же самые неизвестные члены последовательности.

Ответы: bn = 2n2-5n;

b5=2*52-5*5=50-25=25;

b10 = 2*102 – 5*10 = 200-50=150;

b50= 2*502- 5*50 = 5000-250 = 4750.

Ставлю отметку учащемуся у доски и учащемуся, который первым справится с дополнительным заданием.

  1. Работа над задачей.

(Демонстрация слайда №13 с задачей )

Задача.

Биологи рассчитали, что человек заболеет корью, если в его организме окажется не менее5024 вирусов кори. Если заранее не сделана прививка от кори, то каждые 3 минуты число попавших в организм вирусов удваивается. Через сколько минут заболеет человек, если в его организм попало 157 вирусов?

Анализ задачи:

- При каком количестве вирусов заболеет человек?

- Какое количество вирусов есть в организме?

- Через какое время количество вирусов изменится?

- Что происходит с вирусами через 3 минуты?

- Каков вопрос задачи?

- Кто может составить план решения задачи?

1 учащийся решает эту задачу на закрытой доске, остальные – самостоятельно в тетради.

- Проверим решение у доски. Выставляю отметку учащемуся.

  1. Подведение итогов урока.

- Итак, наш урок подошёл к концу.

- Какой последовательностью является последовательность делителей числа 850? (конечной)

- Какой последовательностью является последовательность чисел, кратных 250? (бесконечной)

- Какие способы задания последовательностей вы знаете?



  1. Домашнее задание. ( Демонстрация слайда №14)

П.24, №562. № 565 1 вариант –(а,в,д)

2 вариант – (б,г,е)

№572(а) или №573(а) – на повторение по выбору.





























































Список литературы



  1. Алгебра, 9 класс, автор Ю.Н. Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С. Б. Суворова; Москва: «Просвещение», 2011.


  1. Рабочая программа под редакцией Бурмистровой ; Москва: «Мнемозина», 2010.


  1. Контрольно - измерительные материалы «Алгебра 9 класс», автор Ю. Н. Макарычев, Н.Г.Миндюк, Л.М.Короткова; Москва: «Просвещение», 2008.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Алгебра

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок по теме "Последовательности"

Автор: Тимошина Светлана Ивановна

Дата: 19.11.2022

Номер свидетельства: 617734

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Урок "Исследование последовательного соединения проводников" "
    ["seo_title"] => string(66) "urok-issliedovaniie-posliedovatiel-nogho-soiedinieniia-provodnikov"
    ["file_id"] => string(6) "148130"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419591021"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Конспект урока по математике на тему "Последовательность чисел и выражений, составленных по определённому правилу""
    ["seo_title"] => string(111) "konspiekturokapomatiematikienatiemuposliedovatielnostchisielivyrazhieniisostavliennykhpoopriedielionnomupravilu"
    ["file_id"] => string(6) "303369"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457514704"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Маршрутная карта урока. Тема:"Технологическая последовательность изготовления фартука с накладным карманом и кулисой" "
    ["seo_title"] => string(127) "marshrutnaia-karta-uroka-tiema-tiekhnologhichieskaia-posliedovatiel-nost-izghotovlieniia-fartuka-s-nakladnym-karmanom-i-kulisoi"
    ["file_id"] => string(6) "245634"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446156960"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Контрольная работа для 9 класса на тему "Последовательности и прогрессии" "
    ["seo_title"] => string(78) "kontrol-naia-rabota-dlia-9-klassa-na-tiemu-posliedovatiel-nosti-i-proghriessii"
    ["file_id"] => string(6) "148031"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419547323"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект логопедического урока.  Тема урока: дифференциация б-д. "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-loghopiedichieskogho-uroka-tiema-uroka-diffierientsiatsiia-b-d"
    ["file_id"] => string(6) "151870"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420777173"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства