kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Исследование последовательного соединения проводников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                       Урок физики в 8 классе.

Тема урока: "Исследование последовательного соединения проводников"

Цель урока: установить взаимосвязь между электрическими величинами, характеризующими участки цепи (общие сила тока, напряжение; сила тока и напряжение на участках цепи, сопротивления); привитие навыков сборки электрической цепи; развитие умений вести расчет электрической цепи; делать логические выводы; умение применять закон Ома при решении практических задач, воспитание навыков коллективной работы.

Задачи:

  • экспериментально определить соотношение между величинами силы тока (напряжения) на отдельных участках цепи при последовательном соединениии проводников;
  • экспериментально определить общее сопротивление цепи при последовательном соединении проводников;

  • продолжить формирование умений и навыков собирать простейшие электрические цепи, а также пользоваться измерительными приборами (амперметром и вольтметром).

  • продолжить воспитание отношение к физике как к экспериментальной науке;
  • продолжить работу по формированию умений работать в коллективе (умение высказать свою точку зрения и выслушать точку зрения товарища, умение уважительного отношения к мнению товарища и др.).

  • продолжить работу по формированию умений делать выводы и обобщения на основе результатов проведённого исследования;
  • продолжить развитие мышления, творческих и исследовательских способностей учащихся.

  • Оборудование:

(на одну группу)

  • источник питания (4В);

  • амперметр лабораторный (2);

  • вольтметр лабораторный (2)

  • лампочки от карманного фонарика (2 шт.);

  • резисторы, сопротивлением 1 (1 шт.);

  • резистор, сопротивлением 2 (1 шт.);

  • провода соединительные;

компьютер.

 

ПЛАН УРОКА

  1. Актуализация знаний учащихся.
  2. Исследование последовательного соединения проводников.
  3. Подведение итогов исследования.
  4. Закрепление знаний учащихся.

Ход урока.

I. Организационная часть.

Прежде чем мы начнем наш урок, я хочу, чтобы вы посмотрели на доску и определили какой цвет подходит сейчас для вашего состояния. О значении каждого цвета я расскажу вам в конце урока.

II. Повторение пройденного материала:

      1.Учащимся предлагается сопоставить физические величины с их единицами измерения.

2.Учащимся предлагается собрать формулу силы тока.

3.Учащимся предлагается собрать формулу напряжения.

4.Учащимся предлагается сопоставить приборы и их обозначения на схемах.

5.Учащимся предлагается собрать цепь по схеме.

6.Учащимся предлагается собрать из обозначений закон Ома.

III. Постановка проблемы: Существует ли взаимосвязь между однородными величинами, характеризующими электрический ток при последовательном соединении проводников? И какая?

Новая тема: “Исследование последовательного соединения проводников:

Групповая работа:

Класс делится на 3 разноуровневые группы с учетом индивидуальных особенностей и уровня знаний и умений, перед каждой из которых ставится задача одного из этапов работы по исследованию последовательного соединения проводников. Задания группам составлены по принципу “от простого к сложному”

В группах I и II 3 подгруппы: A, B, C. Для подгрупп с одинаковым номером подбираются одинаковые потребители.

Весь класс знакомится с заданиями групп.

Определяются основные этапы исследовательской работы:

  1. Уяснение цели работы.
  2. Знакомство с оборудованием (можно усложнить, предложив учащимся выбрать самим необходимое оборудование).
  3. Идея плана действий.
  4. Результаты исследований.
  5. Анализ, обобщение и вывод.

Обработка данных и схем начинается после готовности всех групп.

I. Задача: исследование тока на различных участках цепи и сравнение с общим током. Продумайте ваши шаги, составьте план действий

План действий.

Соберите цепь по схеме:

Измерьте силу тока I

Соберите цепь по схеме:
Измерьте силу тока I1.
Измерьте силу тока I2.
Заполните таблицу:

Сила тока      Подгруппа A    Подгруппа B          Подгруппа C

7. Сравните полученные результаты и сделайте вывод. Данные заносятся в таблицу в рабочие листочки учащихся.

Учитель данные заносит в таблицу, которая высвечивается на экране (компьютер)

 

После сравнения данных, представленными группами обобщаем результаты измерений и делаем вывод.

Вывод: сила тока при последовательном соединении потребителей на всех участках одинакова.

II. Задача: измерение напряжения на различных участках цепи, общего напряжения. Сравнение общего напряжения с суммой напряжений на каждом потребителе.

План действий.

1. Внимательно прочитайте памятку о правилах работы по электричеству.
2. Соберите цепь по схеме:

3. Измерьте напряжение на резисторе U 1.
4. Измерьте напряжение на резисторе U 2.
Соберите цепь по рисунку:

5. Измерьте общее напряжение на резисторе1 и резисторе2 U 0.
6. Заполните таблицу:

Напряжение    Подгруппа A              Подгруппа B                    Подгруппа C

U0                                           

U1                                  

 U2

U 1+ U 2

6. Сравните сумму U 1+ U 2  с  U 0.
7. Сделайте вывод.

Учитель через компьютер вводит результаты измерений в таблицу, учащиеся записывают в рабочий листок

Вывод: Общее напряжение на потребителях равно сумме напряжений на каждом потребителе.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Закроем все сейчас глаза

Представим, что мы провода

Открой глаза и посмотри,

По проводам бегут ручьи.

Несет ручей поток зарядов

То вверх, то вниз

И упорядочить должны мы их,

Чтоб текли от «+» к «-» они

Соединим же провода

последовательно, параллельно,

Последовательно, параллельно

IV. Совместная работа всех групп:

  1. Ваши предложения по определению сопротивления резисторов.
  2. А как найти общее сопротивление потребителей?
    (Обрабатываются данные подгрупп A).
  3. Записать данные в таблицу.

 

Сопротивление        Подгруппа A               Подгруппа B          Подгруппа C

R0

R1

R2

R1 + R2

5. Сравнив данные, сделать вывод.

V. Теоретическое обоснование:

III-теоретики. Задача: доказать теоретически справедливость законов последовательного соединения, полученных в ходе опытов. (1-я подгруппа доказывает первый вывод, 2-я второй, 3-я третий)

1-я подгруппа: Проанализировать материал на стр. 88 учебника со слов «В цепи, состоящей из источника тока и ряда проводников…» и объяснить вывод о том, что сила тока при последовательном соединении потребителей на всех участках одинакова.

2-я подгруппа: Проанализировать материал на стр. 112 учебника со слов «Это равенство вытекает из…» и объяснить вывод о том, что общее напряжение на потребителях равно сумме напряжений на каждом потребителе.

3-я подгруппа: Используя полученные законы:   I0 = I1= I2 ;    U 1+ U 2 = U 0  и закон Ома доказать равенство: R0 = R1+ R2

VI. Решение разноуровневых задач(при наличии времени).

VII. Дома: пользуясь законом Ома, убедиться, что R1+R2=R0. (использовать данные 2 и 3 подгрупп)

Определите длину никелинового провода на первом резисторе, если его диаметр 0,25 мм.

VIII. Подведение итогов

А сейчас давайте вернемся к нашей цветовой схеме. Посмотрите на нее и подумайте не изменились ли ваши предпочтения за время урока. Поднимите руку у кого предпочитаемый в данный момент цвет сместился по отношению к первоначальному влево, вправо? А теперь значение цветов (зеленый – равнодушие, синий – серьезность, готовность к работе, красный – положительный настрой, энергичность, пурпурный – мудрость).

Оценка состояния учащихся и их работы
Результаты исследований (презентация)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Исследование последовательного соединения проводников" »

Урок физики в 8 классе.

Тема урока: "Исследование последовательного соединения проводников"

Цель урока: установить взаимосвязь между электрическими величинами, характеризующими участки цепи (общие сила тока, напряжение; сила тока и напряжение на участках цепи, сопротивления); привитие навыков сборки электрической цепи; развитие умений вести расчет электрической цепи; делать логические выводы; умение применять закон Ома при решении практических задач, воспитание навыков коллективной работы.

Задачи:

  • образовательные:

    • экспериментально определить соотношение между величинами силы тока (напряжения) на отдельных участках цепи при последовательном соединениии проводников;

    • экспериментально определить общее сопротивление цепи при последовательном соединении проводников;

    • продолжить формирование умений и навыков собирать простейшие электрические цепи, а также пользоваться измерительными приборами (амперметром и вольтметром).

  • воспитательные:

    • продолжить воспитание отношение к физике как к экспериментальной науке;

    • продолжить работу по формированию умений работать в коллективе (умение высказать свою точку зрения и выслушать точку зрения товарища, умение уважительного отношения к мнению товарища и др.).

  • развивающие:

    • продолжить работу по формированию умений делать выводы и обобщения на основе результатов проведённого исследования;

    • продолжить развитие мышления, творческих и исследовательских способностей учащихся.


Оборудование:

(на одну группу)

  • источник питания (4В);

  • амперметр лабораторный (2);

  • вольтметр лабораторный (2);

  • ключ;

  • лампочки от карманного фонарика (2 шт.);

  • резисторы, сопротивлением 1 (1 шт.);

  • резистор, сопротивлением 2 (1 шт.);

  • провода соединительные;

компьютер.



ПЛАН УРОКА

  1. Актуализация знаний учащихся.

  2. Исследование последовательного соединения проводников.

  3. Подведение итогов исследования.

  4. Закрепление знаний учащихся.

Ход урока.

I. Организационная часть.

Прежде чем мы начнем наш урок, я хочу, чтобы вы посмотрели на доску и определили какой цвет подходит сейчас для вашего состояния. О значении каждого цвета я расскажу вам в конце урока.

II. Повторение пройденного материала:

  1. Учащимся предлагается сопоставить физические величины с их единицами измерения.

  1. Учащимся предлагается собрать формулу силы тока.

  1. Учащимся предлагается собрать формулу напряжения.

  1. Учащимся предлагается сопоставить приборы и их обозначения на схемах.

  1. Учащимся предлагается собрать цепь по схеме.

  1. Учащимся предлагается собрать из обозначений закон Ома.

III. Постановка проблемы: Существует ли взаимосвязь между однородными величинами, характеризующими электрический ток при последовательном соединении проводников? И какая?

Новая тема: “Исследование последовательного соединения проводников:

Групповая работа:

Класс делится на 3 разноуровневые группы с учетом индивидуальных особенностей и уровня знаний и умений, перед каждой из которых ставится задача одного из этапов работы по исследованию последовательного соединения проводников. Задания группам составлены по принципу “от простого к сложному”

В группах I и II 3 подгруппы: A, B, C. Для подгрупп с одинаковым номером подбираются одинаковые потребители.

Весь класс знакомится с заданиями групп.

Определяются основные этапы исследовательской работы:

  1. Уяснение цели работы.

  2. Знакомство с оборудованием (можно усложнить, предложив учащимся выбрать самим необходимое оборудование).

  3. Идея плана действий.

  4. Результаты исследований.

  5. Анализ, обобщение и вывод.

Обработка данных и схем начинается после готовности всех групп.

I. Задача: исследование тока на различных участках цепи и сравнение с общим током. Продумайте ваши шаги, составьте план действий

План действий.

Соберите цепь по схеме:





Измерьте силу тока I0.






Соберите цепь по схеме:
Измерьте силу тока I1.
Измерьте силу тока I2.
Заполните таблицу:

Сила тока

Подгруппа A

Подгруппа B

Подгруппа C

I0

 

 

 

I1

 

 

 

I2

 

 

 

7. Сравните полученные результаты и сделайте вывод. Данные заносятся в таблицу в рабочие листочки учащихся.

Учитель данные заносит в таблицу, которая высвечивается на экране (компьютер)

После сравнения данных, представленными группами обобщаем результаты измерений и делаем вывод.

Вывод: сила тока при последовательном соединении потребителей на всех участках одинакова.

II. Задача: измерение напряжения на различных участках цепи, общего напряжения. Сравнение общего напряжения с суммой напряжений на каждом потребителе.







План действий.

1. Внимательно прочитайте памятку о правилах работы по электричеству.
2. Соберите цепь по схеме:











3. Измерьте напряжение на резисторе U 1.
4. Измерьте напряжение на резисторе U 2.
Соберите цепь по рисунку:









5. Измерьте общее напряжение на резисторе1 и резисторе2 U 0.
6. Заполните таблицу:

Напряжение

Подгруппа A

Подгруппа B

Подгруппа C

U0

 

 

 

U1

 

 

 

U2

 

 

 

U 1+ U 2

 

 

 

6. Сравните сумму U 1+ U 2 с U 0.
7. Сделайте вывод.

Учитель через компьютер вводит результаты измерений в таблицу, учащиеся записывают в рабочий листок

Вывод: Общее напряжение на потребителях равно сумме напряжений на каждом потребителе.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Закроем все сейчас глаза

Представим, что мы провода

Открой глаза и посмотри,

По проводам бегут ручьи.

Несет ручей поток зарядов

То вверх, то вниз

И упорядочить должны мы их,

Чтоб текли от «+» к «-» они

Соединим же провода

последовательно, параллельно,

Последовательно, параллельно

IV. Совместная работа всех групп:

  1. Ваши предложения по определению сопротивления резисторов.

  2. А как найти общее сопротивление потребителей?
    (Обрабатываются данные подгрупп A).

  3. Записать данные в таблицу.



Сопротивление

Подгруппа A

Подгруппа B

Подгруппа C

R0

 

 

 

R1

 

 

 

R2

 

 

 

R1 + R2

 

 

 

5. Сравнив данные, сделать вывод.





V. Теоретическое обоснование:

III-теоретики. Задача: доказать теоретически справедливость законов последовательного соединения, полученных в ходе опытов. (1-я подгруппа доказывает первый вывод, 2-я второй, 3-я третий)

1-я подгруппа: Проанализировать материал на стр. 88 учебника со слов «В цепи, состоящей из источника тока и ряда проводников…» и объяснить вывод о том, что сила тока при последовательном соединении потребителей на всех участках одинакова.

2-я подгруппа: Проанализировать материал на стр. 112 учебника со слов «Это равенство вытекает из…» и объяснить вывод о том, что общее напряжение на потребителях равно сумме напряжений на каждом потребителе.

3-я подгруппа: Используя полученные законы: I0 = I1= I2 ; U 1+ U 2 = U 0 и закон Ома доказать равенство: R0 = R1+ R2

VI. Решение разноуровневых задач(при наличии времени).

VII. Дома: пользуясь законом Ома, убедиться, что R1+R2=R0. (использовать данные 2 и 3 подгрупп)

Определите длину никелинового провода на первом резисторе, если его диаметр 0,25 мм.

VIII. Подведение итогов

А сейчас давайте вернемся к нашей цветовой схеме. Посмотрите на нее и подумайте не изменились ли ваши предпочтения за время урока. Поднимите руку у кого предпочитаемый в данный момент цвет сместился по отношению к первоначальному влево, вправо? А теперь значение цветов (зеленый – равнодушие, синий – серьезность, готовность к работе, красный – положительный настрой, энергичность, пурпурный – мудрость).

Оценка состояния учащихся и их работы
Результаты исследований (презентация)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок "Исследование последовательного соединения проводников"

Автор: Алимбаев Анис Мансурович

Дата: 26.12.2014

Номер свидетельства: 148130

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) ""Последовательное соединение проводников" "
    ["seo_title"] => string(45) "posliedovatiel-noie-soiedinieniie-provodnikov"
    ["file_id"] => string(6) "175035"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424200750"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Технологическая карта к уроку физики по теме "Последовательное соединение проводников"" "
    ["seo_title"] => string(98) "tiekhnologhichieskaia-karta-k-uroku-fiziki-po-tiemie-posliedovatiel-noie-soiedinieniie-provodnikov"
    ["file_id"] => string(6) "246665"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446438443"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Параллельное и последовательное соединения проводников. Урок исследование. "
    ["seo_title"] => string(82) "paralliel-noie-i-posliedovatiel-noie-soiedinieniia-provodnikov-urok-issliedovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "136494"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417110753"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Урок физики в 8 классе по теме "Последовательное соединение проводников""
    ["seo_title"] => string(79) "urok_fiziki_v_8_klassie_po_tiemie_posliedovatiel_noie_soiedinieniie_provodnikov"
    ["file_id"] => string(6) "361387"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479803880"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Технологическая карта уроки физики в 8 классе "Параллельное соединение проводников""
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroki_fiziki_v_8_klasse_parallelnoe_soedinenie_provodni"
    ["file_id"] => string(6) "579661"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1619862421"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1480 руб.
2110 руб.
1850 руб.
2640 руб.
1480 руб.
2110 руб.
1460 руб.
2090 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства