Учитель: Путилина Елена Петровна, учитель математики МБОУ г. Иркутска СОШ №27
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Время (в мин) |
1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. | Создать благоприятный психологический настрой на работу Этот урок у нас сейчас Науке посвящается, Что математикой всегда В школе называется Она поможет воспитать Такую точность мысли, Чтоб в нашей жизни все познать, Измерить и исчислить. И прекрасна, и сильна Математики страна. Уравненья и задачи, Устный счет здесь всякий раз. Пожелаю вам удачи! За работу! В добрый час!. | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Чем мы занимались на прошлом уроке? Зачем нам надо уметь пользоваться формулами сокращенного умножения? Сегодня мы продолжим работу с многочленами и их преобразованиями | Включаются в деловой ритм урока. Повторяют стандартный вид многочлена и способы преобразования многочленов | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | 5 мин |
| Актуализация опорных знаний и способов действий. | 1. Какие алгебраические выражения изображены на доске? (слайд 1 на интерактивной доске) Среди данных выражений найдите одночлены и многочлены. Докажите свой выбор. 2. Определите степень одночленов и многочленов (слайды2,3). 3. Составьте по тексту алгебраическое выражение. (-удвоенное произведение суммы 5х и 8у, - произведение 11 с и разности 13а и 7в, - сумма квадратов 2х и 5) Запись на доске | (1 ученик на доске выбирает и распределяет по группам одночлены и многочлены) Преобразовывают многочлены в стандартный вид. Составляют и записывают алгебраические выражения | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков. | |
2. Формулирование темы урока, постановка цели. | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | 4. Задача нашего урока научиться находить квадрат суммы и квадрат разности двух выражений (слайд 4) Проблема: как найти квадрат суммы, используя ваши знания? -Что вы заметили? -Как вы думаете, можно ли представить данное выражение в виде произведения двух множителей? Цель урока -Какая цель нашего урока? | Представляют выражение (а+в)^2 в виде произведения двух множителей (а+в)*(а+в) Цель урока: мы будем находить квадрат суммы и квадрат разности двух выражений. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы. | |
3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений. | - Итак, тема нашего урока созвучна цели урока -как называется тема нашего урока? Записываем в тетрадь тему урока. - Повторим, как можно умножить многочлен на многочлен? Задача.(слайд 5, 6) (а+в)*(а+в)=а^2+aв+вa+в^2 Проблема: - можем ли мы использовать наши знания и умения для вывода новых формул сокращенного умножения? -попробуйте самостоятельно вывести формулу квадрат разности двух выражений. (а-в)^2 = ? (слайд 7) | Тема урока: «Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений.». - чтобы узнать квадрат суммы, нужно преобразовать данное выражение в виде произведения двух множителей и выполнить умножение многочлена на многочлен. Решают самостоятельно в тетради. Проверка на слайде(слайд 7) (а+в)^2= а^2+ 2ав+в62 (а-в)^2 = а^2-2ав+в^2 | Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство. Регулятивные: планирование, прогнозирование. | |
4. Проверка полученных результатов. Коррекция. | Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | Давайте попробуем применить новые формулы при решении заданий, представьте в виде многочлена выражения: 1) (2а-6в)^2= 2) (4х+8у)^2= 3) (3а^2 + в^2)^2= Проблема. Как найти квадрат суммы в задании № 3? Какое свойство степени нужно вспомнить? Сверяем полученные вами ответы с ответами на слайде (слайд 8) 1) 4а^2- 24 ав + 36в^2 2) 16 х^2 + 64 ху + 64 у^2 3) 9 а ^4 + 6а^2в^2 + в^4 | Ребята выполняют задания в тетрадях работая в парах, проверяя друг друга. Ребята отвечают: для решение задания № 3, нужно применить свойство возведения степени в степень : при возведении степени в степень – показатели степеней перемножаются | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. | |
5. Физкультминутка (эмоциональная разрядка) | Физминутка. | Демонстрация слайда № 9 | | | |
6. Закрепление полученных знаний при решении задач | Организует усвоение учениками нового способа действий в игровой форме | Организация игры «Математический бой» (3 команды по рядам) | Решают № 570 (по одному заданию каждый ученик) | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество, управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. | |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. Слайд 10. | Самостоятельная работа (обучающая, с последующей проверкой) Вариант I. 1) (а^2+ (3а-b)^2 2) (y+7)^2+(y+2)(y-7) Вариант II 1) (4x+5)^2-40x 2) (a+1)(a-1)-(a+4)^2 Самопроверка. | Самостоятельное решение в тетради. Самопроверка. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. | |
8. Рефлексия Подведение итогов. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | -Что изучили сегодня на уроке? -Кто желает сформулировать формулу сокращённого умножения квадрата разности двух выражений? -С какими новыми формулами мы познакомились? Оценить отдельных учащихся | (a+b)^2=a^2+2ab+b^2 (a-b)^2=a^2-2ab+b^2 | Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль | |
| Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Слайд 11 | Домашнее задание (дифференцированное) Учебник: 1 уровень - №569 (7-10), 572 (1,2). 2 уровень - №569 (13-18), 572 (3,6). | Записывают домашнее задание | | |
| Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | Если вы считаете, что поняли тему урока, то нарисуйте на полях пятиугольник. Если вы считаете, что не недостаточно усвоили материал, то нарисуйте на полях квадрат. Если вы считаете, что не поняли тему урока, то нарисуйте на полях треугольник. Спасибо за урок. Желаю успехов в дальнейшей работе! | Ребята рисуют фигуры на полях | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия. | |