Тема урока: Умножение и деление степеней (7 класс)
Цели урока:
Образовательные: - повторить тему «Определение степени с натуральными показателями»;
- вывести правила умножения и деления степеней и закрепить их на практических примерах;
Воспитательные: - развивать умение работать в группах;
- учиться на ошибках других;
- воспитывать доброе отношение друг к другу;
Развивающие: - формировать навыки познавательной и исследовательской деятельности, умения наблюдать, делать самостоятельные выводы;
- развивать коммуникативные способности учащихся.
Ход урока
I. Оргмомент.
- Ребята, какое сегодня число? Кто знает, какой сегодня праздник? (День Конституции)
- А что такое Конституция?
II. Введение в тему.
- Какую тему мы проходили на последнем уроке? («Определение степени с натуральными показателями»)
- Повторим некоторые задания этой темы
Слайд 1
Верно ли, что
2*2*2= 23 71 = 7
5*5*5*5= 45 250 = 25
(-3)3 = 9 n*n*n*n*n = 4n
Слайд 2
Сформулируйте определение степени с натуральным показателем
an = ……
n - ? a - ?
Верно ли, что
an = a……….a (n раз)
bn = b*b………a*b (n раз). Обосновать ответ
Слайд 3.
Прочитайте алгебраическое выражение, назовите показатель степени, основание степени
32 (1 3/8)3
(5/6)3 (n+m)5
Слайд 4
Представьте алгебраическое выражение в виде степени:
2*2*2*2*2
(-3/4)* (-3/4)* (-3/4)
(a+ b)* (a+b)
Слайд 5.
Вычислите значение выражения:
23 - (1 1/4)2
(-4)2 11
(1/2)3 04
Слайд 6.
Представьте выражение в виде степени
71 * 74 23 : 2
m* m2 (2a)3 : (2a)1
(0,5)3 * (0,5)2 (1/3)3 : (1/3)2
- Ребята, можем ли мы сейчас ответить на это задание? (Нет)
- Какие действия представлены в этих примерах? (умножение и деление степеней)
- В связи с этим, назовите тему нашего урока (Умножение и деление степеней)
- Как вы думаете, что будет целью нашего урока? (Отыскание правила умножения и деления степеней, применение этого правила на практике)
ОКНО ПРОЕКТОРА ЗАКРЫВАЕТСЯ
III. Тренировочные упражнения
На доске записывается выражение a2 * a3
- Ребята, как, используя определение степени, выполнить умножение степеней? (a2 * a3 = a*a*a*a*a = a5)
- Как можно получить показатель 5, не расписывая умножение пяти множителей? (2+3 = 5)
- Как можно сформулировать правило умножения степеней a n * am ? (Основание остается тем же, показатели степеней складываются)
Слайд 7.
Умножение a2 * a3
an •am = an + m
ОКНО ПРОЕКТОРА ЗАКРЫВАЕТСЯ
На доске записывается a3 : a2
- Как можно выполнить деление степеней? (Записать деление степеней в виде дроби и расписать степени в виде умножения)
a 3 = a * a1 *a1 = a
a 2 a1 * a1
- Как можно получить результат 1 (показатель степени), не расписывая степени через умножители?
a3 : a2 = a3-2 = a1 = a
a3 - деление
a2 - делитель
a - частное
- Сформулируйте правило деления степеней (Основание остается тем же, показатели вычитаются)
- Какое условие должно быть выполнено для показателей делимого и делителя? (Показатель делимого больше показателя делителя)
Слайд 8
a3 : a2
an : am = an – m (ПРАВИЛО ВЫВЕШИВАЕТСЯ НА ДОСКЕ)
Слайд 9.
71 * 74 23 : 2
m * m2 (2a)3 : (2a)1
(0,5)3 * (0,5)2 (1/3)3 : (1/3)2
ОКНО ПРОЕКТОРА ЗАКРЫВАЕТСЯ
IV. Физкультминутка
- Ребята, все на земле тянется к солнышку, солнце – источник тепла и жизни на земле. И мы тоже тянемся к солнцу
1) Потянулись вверх – вдох, вернулись на землю – выдох
2) прыгнули вперед – руки вперед – выпрямились
3) Прыгнули назад – плечи отвести назад – выпрямились
4) встряхнули руками, ногами – сели
V. Работа с учебником
- А теперь, ребята, попробуем применять наши формулы на практике. Откройте учебник, стр. 94
№№ 403, 414 (ученики у доски)
VI. Самостоятельная работа
I вариант II вариант
№ 404 (верхняя строка) № 404 (нижняя строка)
№ 415 (верхняя строка) № 415 (нижняя строка)
VII. Взаимопроверка в парах. Заполнение листа оценки знаний
Слайд 10.
VIII. Рефлексия
- Материал урока был мне……
- Сегодня на уроке я смог…..
- У меня получилось…..
- Своей работой на уроке я ……
- После этого урока мое настроение……
- Мне было трудно ……
- Я не совсем понял…
Домашнее задание: параграф 19; № 408,416