Учебная задача урока: изучить правило умножения многочлена на многочлен, научиться применять его при решении задний.
Диагностируемые цели урока:
В результате урока ученик
Знает: правило умножения многочлена на многочлен
Умеет: выполнять умножение многочлена на многочлен
Учебные действия, формируемые на уроке:
- личностные: умение учащегося устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом, действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
- регулятивные: целеполагание, планирование, составление плана и последовательности действий, прогнозирование, коррекция, оценка.
-коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.
-познавательные: анализ объектов, выбор оснований и критериев для сравнения, выдвижение гипотез, постановка и решение проблем, построение логической цепи рассуждений, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, умение проводить вычисления, умение извлечь информацию.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковые, УДЕ.
Форма работы: фронтальная.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Средства обучения: традиционные, презентация.
Структура урока:
Мотивационно–ориентировочная часть (10 минут).
Операционно-познавательная часть (33 минут).
Рефлексивно-оценочная часть (2 минуты).
Ход урокаМотивационно-ориентировочная частьАктуализация знаний
Задание 1.
-8sbs⁸
11ax – 1,5x⁴x
d⁸
*y²*2n³
–13c⁵
6,7m² + 5n⁴ + 2
16
7x²a⁴ – x³y + 4dx + 8
2x + 4 + 3,8x
c⁴
а) Выберете из предложенных вариантов одночлены.
Ответ: 1,3,4,5,7,10
- Что называется одночленом?
- Произведение чисел, переменных и их степеней.
б) Выберете из предложенных вариантов многочлены.
Ответ: 2,6,8,9
-Что называется многочленом?
-Алгебраическая сумма одночленов.
в) Выберете из предложенных вариантов одночлены стандартного вида.
Ответ: 3,5,7,10
-Что называется одночленом стандартного вида?
-Одночлен, у которого единственный числовой множитель стоит на первом месте и буквенные множители в различных степенях не повторяются.
г) Приведите оставшиеся одночлены к стандартному виду.
Ответ: -8sbs⁸ = -8b
*y²*2n³= y² n³
д) Выберете из предложенных вариантов многочлены стандартного вида.
Ответ: 6,8
-Что называется многочленом стандартного вида?
-Это многочлен, все члены которого являются одночленами стандартного вида, среди которых нет подобных членов.
е) Приведите оставшиеся многочлены к стандартному виду.
Ответ: 11ax – 1,5x⁴x=11ax – 1,5
2x + 4 + 3,8x=5,8x+4
Задание 2.
Используя распределительный закон умножения, раскройте скобки:
a) 4a(a+3m)
Решение: 4a(a+3m)=4a²+12am
б) 2(3b²-7+b)
Решение: 2(3b²-7+b)=6b²-14+2b
-Назовите распределительный закон умножения.
-Чтобы умножить какое-либо число на сумму (разность) чисел, нужно умножить это число на каждое слагаемое (уменьшаемое и вычитаемое) и сложить (вычесть) полученные результаты.
Задание 3.
Найдите произведение многочлена и одночлена:
a) 7ab(2a+3b)
Решение: 7ab(2a+3b)=14a²b+21ab²
б) –2a(2b-3ac+c²)
Решение: –2a(2b-3ac+c²)= -4ab+6a²c-2c²a
-Назовите, что нужно сделать, чтобы умножить многочлен на одночлен?
-Нужно каждый член многочлена умножить на этот одночлен и полученные произведения сложить.
М отивация
Задача: найти площадь поверхности стены, занятой шкафами, размеры которых указаны на рисунке.
Решение: поверхность стены, занятая шкафами, является прямоугольником. Найдем стороны этого прямоугольника:
2a+c+2a=4a+c
a+b+a=2a+b
Чтобы найти площадь данного прямоугольника, необходимо перемножить его смежные стороны.
S=(4a+c)( 2a+b)
Выражение (4a+c)( 2a+b) является произведением многочленов 4a+c и 2a+b.
Таким образом, для нахождения произведения данных многочленов пришлось перемножить каждый член многочлена 4a+c на каждый член многочлена 2a+b и результаты сложить.
Точно так же перемножаются любые два многочлена.
Постановка учебной задачи: изучить правило умножения многочлена на многочлен.
Операционно-познавательная часть
Правило: чтобы умножить многочлен на многочлен, нужно умножить каждый член одного многочлена на каждый член другого многочлена и полученные произведения сложить.
В результате умножения многочлена на многочлен снова получается многочлен, который можно записать в стандартном виде.
Задание 1. Выполните умножение (№392)
1) (a-2)(b+5)
2) (m+n)(p-k)
Решение:
1) (a-2)(b+5)=ab-2b+5a-10
2) (m+n)(p-k)=mp+np-mk-kn
Задание 2. Преобразуйте в многочлен выражение (№393)
-Изучить правило умножения многочлена на многочлен.
-Достигли ли мы ее?
Да, достигли.
-Как мы её достигли? Какие виды задач рассмотрели?
-Мы сформулировали правило умножения многочлена на многочлен, выполнили задания на умножение многочленов, преобразование выражений, решение уравнений, возведение многочлена в степень и доказательство тождества.