Просмотр содержимого документа
«Три метода решение показательных уравнений».»
11 класс (а. и н. м. а.) 9.11.17
Тема урока: «Три метода решение показательных уравнений».
Цели урока: формирование умений решать показательные уравнения основными методами: методом уравнивания показателей степеней, методом введения новой переменной; уметь применять методы решения показательных уравнений на практике, развивать вычислительные навыки, логическое мышление; развитие познавательного интереса к предмету «математика».
Тип урока: комбинированный урок.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная.
Оборудование: учебник, доска, ученическая тетрадь
Ход урока
1 . Организационный момент
2. Сообщение темы, постановка целей урока, мотивация
На носу ЕГЭ. Наша задача как можно лучше подготовиться к нему. И неотъемлимой частью подготовки является повторение пройденного материала.
3 . Устная работа а) Дайте определение показательной функции.
б) При каких условиях показательные функции возрастают, а когда убывают?
в) Решите уравнения: Какие это уравнения? (записаны на доске)
5-х = 25; 2-х= 8; 4х = 2; 27х = 3; = 4; = 5. (ответы -2; -3; 0,5; ; -2; -0,5)(Возможны ситуации неправильного решения, проверить уровень внимательности, вплоть до решения следующего уравнения. Обращать внимание учащихся на правильность математической речи.)
4. Изучение нового материала.
Мы повторили свойства показательной функции и решение простейших показательных уравнений. Сегодня мы рассмотрим три метода решения показательных уравнений.
Решение уравнений: Тип 1: Простейшие показательные уравнения – уравниваем показатели степеней.
1) 4х = 8 2) 3)
22х = 23
2х = 3 2х = 6 + х - х2 х2 – 3х = - 2
Х = 3 : 2 х2 + х – 6 = 0 х2 – 3х + 2 = 0
Х = 1,5 х1 = 2; х2 = -3 х1 = 2; х2 = 1
Ответ: 1,5 Ответ: 2; -3. Ответ: 2; 1.
( выбор ответа- наибольший корень, или наименьший корень - дополнительное задание)
Тип 2: Показательные уравнения, сводящиеся к линейному.
1) 3х + 2 – 3 х + 1 + 3х = 21. Выносим за скобки общий множитель 3х, получаем
2) 4х + 1 - 3 х = 3х + 2 – 4 х. Соберём слагаемые с основанием 3 в одной части уравнения , а с основанием 4 – в другой, получим: 4х + 1 + 4 х = 3х + 2 + 3 х. Далее выносим за скобки общий множитель в каждой части уравнения:
3) 4х + 6х = 2 · 9 х; 22х + ( 2 · 3 )х = 2· 32х; разделим обе части уравнения на либо 22х, либо 32х, без разницы, так как каждый из них не равен нулю. Получим: 1 + = 2·и после введения замены = t, t 0 получим квадратное уравнение 1 + t = 2 · t2. Корни t1 = 1; t2 = - 0,5. Второй корень отрицательный, он не удовлетворяет условию t 0, значит он является посторонним. Итак, = 1, х = 0. Ответ: 0.
5. Применение полученных знаний и умений
Решение упражнений из задачника под руководством учителя.
6. Самостоятельная работа
Дифференцированная самостоятельная работа
Вариант№1 - Базовый
Вариант №2 - Повышенный
=0,5х · 4 х - 4
3х +3 - 3х =78;
6х + 6х + 1 = 2х + 2х + 1 + 2 х + 2
25х + 10 · 5 х – 1 - 3 = 0;
32х + 1 – 28 · 3х + 9 = 0
9 · 2 х – 3 = 4 · 3х – 3
5 · 4 х + 3 · 10х = 2 · 25х
Проверка самостоятельной работы, выставление оценки. Выставление оценок.
7. Подведение итогов урока:
- какие типы уравнений вы знаете?
- Как решаются показательные уравнения, сводящиеся к квадратным?
- Как решаются уравнения, сводящиеся к линейным?
- Какое ограничение накладывается на переменную замены в показательном уравнении?