образовательная–формирование представления о простейших статистических характеристиках и их использовании при анализе данных, полученных в результате исследования;
развивающая–знакомство с разделом математики: «статистика и теория вероятностей» и его местом в системе научного познания мира;
воспитательная–подготовка учащихся к проблемам современной жизни (понимание
результатов статистических исследований), способствовать развитию внимания, логическ
ого мышления, наблюдательности учащихся
Тип урока: изучение новой темы
ход урока.
Вычисли, полученные результаты запиши в строчку. Под каждым ответом запиши соответствующую букву алфавита. Какое слово получил?
Какое слово получилось? (Статистика). (Проверка вычислений по «цепочке». С обратной стороны доски написано правильно выполненное вычисление.)
- Кто слышал такое слово? Что же оно обозначает? Какие функции выполняет статистика? (обсуждение)
Статистика – это наука, которая занимается получением, обработкой и анализом количественных данных о разнообразных явлениях, происходящих в природе и обществе.
Для обработки какой-либо информации, применяют специальные методы.
Раздел математики, посвящённый методам и правилам обработки и анализа статистических данных, называется математической статистикой. Сегодня мы будем знакомиться с некоторыми статистическими характеристиками, будем учиться их определять.
Сколько времени вы затрачиваете на выполнение домашнего задани по математике
записываю на доске. Вспомним с 5 класса как определить, сколько минут в среднем затратили учащиеся на выполнение домашнего задания.
– Что для этого нужно сделать? (сложить все числа и разделить полученную сумму на их количество).
Запишите определение этого понятия в тетрадь.
Мы вычислили, что на выполнение домашнего задания вы затратили в среднем 27 минут. Проводя аналогичные наблюдения, можно проследить, какова была средняя затрата времени на выполнение в какой-либо день домашнего задания в общем или по отдельным предметам.
Заметим, что иногда вычисление среднего арифметического не дает полной информации, так как время, затраченное некоторыми учащимися, значительно отличается от среднего арифметического.
Наибольший расход времени равен 40 минутам, а наименьший расход времени равен 25 минутам.
Если мы найдем разность между этими величинами 40-25=15, то получим размах ряда.
Какое число встречается в ряду данных чаще всего.
Таким числом является число 25. Число, наиболее часто
встречающееся в данном ряду, называется модой чисел. Это третья характеристика ряда чисел, с которой мы познакомимся на уроке.
Рассмотрим еще два ряда чисел. (записаны на доске)
Например, 47, 46, 50, 52, 47, 49, 52, 55 – число: 47 и 52 оба
встречаются в ряду ДВАЖДЫ. Отсюда имеет- две моды:
69, 68, 66, 70, 67, 71, 74, 63, 73, 72 – этот ряд не имеет моды. (одно и тоже число не встречается несколько раз).
Ряд может иметь одну моду, две моды, а может не иметь моды.
Три характеристики ряда чисел-
1.Среднее арифметическое
2.Размах ряда
3.Мода.
П одведение итогов урока.
1) С какими статистическими характеристиками мы познакомились на уроке?