kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок алгебры в 7 классе "Статистические характеристики: среднее арифметическое, размах, мода, медиана"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок алгебры в 7 классе по теме"Статистические характеристики: среднее арифметическое, размах, мода, медиана" разработан и  проведен по кейс-методу.

Просмотр содержимого документа
«Урок алгебры в 7 классе "Статистические характеристики: среднее арифметическое, размах, мода, медиана"»

Практическая часть сетевого проекта «Современный урок:

кейс-метод».


Учитель

Никонорова Любовь Аркадьевна

Школа

МОУ Детчинская СОШ, Калужская область

Предмет

Алгебра

Класс

7

Тема урока

Статистические характеристики: среднее арифметическое, размах, мода, медиана.


Время

4 урока (по 45 мин)

Вид кейса

Научно-исследовательский кейс

Тип кейса

Эвристический кейс (Case-problem method).


Перед учителем математики стоит задача рассказать о статистических характеристиках: среднем арифметическом, размахе, моде, медиане.

Задание подгруппам:

В нашей школе в конце учебного года среди классных коллективов 7-9 классов будет проводиться конкурс: «Самый классный класс». Определены следующие номинации:

1. Самый интеллектуальный класс.

2. Самый здоровый и спортивный класс.

3. Самый творческий класс.

4. Самый организованный класс.

В какой из представленных номинаций классный коллектив может проявить себя

лучшим образом? Создайте среднестатистический портрет ученика вашего класса.

Для решения проблемы подготовлен кейс, в котором предложены информация о статистических характеристиках: среднем арифметическом, размахе, моде, медиане. Также даются примеры, в каком случае получится более реальная картина. Обучающиеся должны ознакомиться с предложенными информационными источниками и, опираясь на них и также найденную свою информацию, выбрать способ создания среднестатистического портрета ученика 7 класса.


Работа с кейсом:

За несколько дней учащиеся узнают тему следующих занятий: «Статистические характеристики», которые будут проводиться в знакомом уже режиме кейс-метода. Так же учащиеся получают домашнее задание: самостоятельно найти информацию по данной теме и познакомиться с ней.

Сам кейс для изучения предлагается учащимся на уроке, когда школьники уже распределены по группам. На изучение кейса и отбор материала по своему направлению отводится 45 минут (один учебный час). Обучаемые составляют анкету для сбора информации по своему направлению (номинации) и проводят социологический опрос одноклассников. К окончанию первого урока уже будут получены данные об успеваемости одноклассников, пропусках занятий по болезни и опозданиях на уроки, интересах, занятиях в кружках и секциях, соблюдение режима дня и другая информация, (в зависимости от вопросов анкеты). Учитель по ходу изучения кейса, даёт консультации, отвечает на вопросы.

На следующем втором занятии (45 минут), имея готовые числовые ряды, в подгруппах идет обсуждение. Учитель предлагает обратить внимание на следующий момент: такие показатели, как среднее арифметическое, мода и медиана, по-разному характеризуют данные, полученные в результате наблюдений. Поэтому на практике при анализе данных в зависимости от конкретной ситуации используют какой-либо из этих показаний, либо даже все. Учащиеся готовят презентации с использованием графиков, таблиц, круговых и столбчатых диаграмм.

На последующем двухчасовом занятии подгруппы презентуют полученные результаты. Обучающиеся будут выступать в роли новаторов, пессимистов, оптимистов и экспертов.

Каждая из групп, поочередно работает в определенной ролевой позиции:

Новаторы - презентуют свой проект, свою идею остальным членам рабочей группы;

Пессимисты - выделяют все отрицательные, непродуманные, неучтенные моменты презентуемой идеи;

Оптимисты - выделяют все положительные, позитивные моменты презентуемой идеи;

Эксперты - обобщают и анализируют полученную информацию, оценивают работу каждой творческой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели деятельности по 10-бальной шкале, обосновывают свое мнение.


Ход занятия (2 часа по 45 минут)

  • 3 минуты – организационные моменты; вступительное слово учителя;

  • 5 минут – группы готовятся к выступлению, обобщают информацию, структурируют ее;

  • 18 минут – 1 раунд;

  • 18 минут – 2 раунд;

  • 18 минут – 3 раунд;

  • 18 минут – 4 раунд;

  • 10 минут – выводы, подведение итогов.


Каждый раунд длится 18 минут:

  • 5 минут - выступление новаторов;

  • 2 минуты - уточняющие вопросы новаторам от участников из других творческих групп;

  • 2 минуты - работа в группах оптимистов, пессимистов и экспертов по выявлению позитивных и негативных моментов представленной информации;

  • 4 минуты на выступление оптимистов и пессимистов (по 2 минуты на каждую из двух творческих групп);

  • 2 минуты - работа группы экспертов по определению эффективности работы каждой группы;

  • 2 минуты - выступление экспертов (работа каждой группы оценивается экспертами по 10-бальной шкале; оценка обосновывается).

  • 1 минута – смена ролевых позиций групп

Критерии оценивания работы групп.


Группы оптимистов и пессимистов:

если группа экспертов смогла выделить дополнительные плюсы или минусы, то она имеет право снизить на балл за каждый дополнительный плюс или минус оценку группам оптимистов и пессимистов, также учитывается корректность задаваемых вопросов.


Группа новаторов:


Умелое использование материалов кейса, анкета для социологического опроса составлена полно и обоснованно, информация достоверная

2 балла

Грамотно использованы статистические характеристики: среднее арифметическое, размах, мода, медиана

3 балла

Умение отстаивать свою точку зрения, владение словом, работа в команде, четкость речи

2 балла

Использование в презентации наглядности: таблиц, схем, диаграмм

2 балла

Соблюдение регламента выступления

1 балл

Если кто-либо из участников творческой группы во время работы позволяет себе эмоциональные оценки, обсуждение, то данная группа получает штрафное очко.

Учитель отвечает за соблюдение протокола.

Оценка экспертов, а также все штрафные очки заносятся в сводную таблицу:



Новаторы

Пессимисты

Оптимисты

Штрафы

Итоговое количество баллов

1 группа






2 группа






3 группа






4 группа







В конце занятия определяется победитель. Совершенно не обязательно, что победит именно та подгруппа, которая определит номинацию, в которой класс может проявить себя в конкурсе.

Побеждает та подгруппа, которая наиболее эффективно отработала и набрала наибольшее количество баллов. Итоги занятия подводит учитель. Можно предложить подгруппам обсудить интересные моменты темы, еще раз сказать об изученных статистических характеристиках и грамотном их применении в конкретных ситуациях.

В итоге получится среднестатистический портрет ученика класса, который позволит дать характеристику классу в целом.





Содержание кейса:

1. Алгебра-7. Учебник для общеобразовательных учреждений, авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б.Суворова. М. «Просвещение» 2010г. пп.9,10 стр.32-42.

2.     http://statist.my1.ru/

3.     http://art.ioso.ru/seminar/2009/projects11/rezim/stat1.html

4. http://festival.1september.ru/articles/412398/

5. http://portfolio.1september.ru/work.php?id=579275




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Никонорова Любовь Аркадьевна

Дата: 02.06.2017

Номер свидетельства: 420191

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа по алгебре (7 класс) "
    ["seo_title"] => string(44) "rabochaia-proghramma-po-alghiebrie-7-klass-3"
    ["file_id"] => string(6) "238739"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444645739"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Рабочая программа по алгебре 7 класс"
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaia_proghramma_po_alghiebrie_7_klass"
    ["file_id"] => string(6) "447349"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1514571782"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Исследовательская работа "Среднестатистический портрет ученика 7 б класса" "
    ["seo_title"] => string(82) "issliedovatiel-skaia-rabota-sriedniestatistichieskii-portriet-uchienika-7-b-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "142641"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418321910"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Презентация к уроку "Медиана как статистическая характеристика" "
    ["seo_title"] => string(71) "priezientatsiia-k-uroku-miediana-kak-statistichieskaia-kharaktieristika"
    ["file_id"] => string(6) "144237"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418669558"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства