Перед учителем математики стоит задача рассказать о статистических характеристиках: среднем арифметическом, размахе, моде, медиане.
Задание подгруппам:
В нашей школе в конце учебного года среди классных коллективов 7-9 классов будет проводиться конкурс: «Самый классный класс». Определены следующие номинации:
1. Самый интеллектуальный класс.
2. Самый здоровый и спортивный класс.
3. Самый творческий класс.
4. Самый организованный класс.
В какой из представленных номинаций классный коллектив может проявить себя
лучшим образом? Создайте среднестатистический портрет ученика вашего класса.
Для решения проблемы подготовлен кейс, в котором предложены информация о статистических характеристиках: среднем арифметическом, размахе, моде, медиане. Также даются примеры, в каком случае получится более реальная картина. Обучающиеся должны ознакомиться с предложенными информационными источниками и, опираясь на них и также найденную свою информацию, выбрать способ создания среднестатистического портрета ученика 7 класса.
Работа с кейсом:
За несколько дней учащиеся узнают тему следующих занятий: «Статистические характеристики», которые будут проводиться в знакомом уже режиме кейс-метода. Так же учащиеся получают домашнее задание: самостоятельно найти информацию по данной теме и познакомиться с ней.
Сам кейс для изучения предлагается учащимся на уроке, когда школьники уже распределены по группам. На изучение кейса и отбор материала по своему направлению отводится 45 минут (один учебный час). Обучаемые составляют анкету для сбора информации по своему направлению (номинации) и проводят социологический опрос одноклассников. К окончанию первого урока уже будут получены данные об успеваемости одноклассников, пропусках занятий по болезни и опозданиях на уроки, интересах, занятиях в кружках и секциях, соблюдение режима дня и другая информация, (в зависимости от вопросов анкеты). Учитель по ходу изучения кейса, даёт консультации, отвечает на вопросы.
На следующем втором занятии (45 минут), имея готовые числовые ряды, в подгруппах идет обсуждение. Учитель предлагает обратить внимание на следующий момент: такие показатели, как среднее арифметическое, мода и медиана, по-разному характеризуют данные, полученные в результате наблюдений. Поэтому на практике при анализе данных в зависимости от конкретной ситуации используют какой-либо из этих показаний, либо даже все. Учащиеся готовят презентации с использованием графиков, таблиц, круговых и столбчатых диаграмм.
На последующем двухчасовом занятии подгруппы презентуют полученные результаты. Обучающиеся будут выступать в роли новаторов, пессимистов, оптимистов и экспертов.
Каждая из групп, поочередно работает в определенной ролевой позиции:
Новаторы - презентуют свой проект, свою идею остальным членам рабочей группы;
Пессимисты- выделяют все отрицательные, непродуманные, неучтенные моменты презентуемой идеи;
Оптимисты - выделяют все положительные, позитивные моменты презентуемой идеи;
Эксперты - обобщают и анализируют полученную информацию, оценивают работу каждой творческой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели деятельности по 10-бальной шкале, обосновывают свое мнение.
Ход занятия (2 часа по 45 минут)
3 минуты – организационные моменты; вступительное слово учителя;
5 минут – группы готовятся к выступлению, обобщают информацию, структурируют ее;
18 минут – 1 раунд;
18 минут – 2 раунд;
18 минут – 3 раунд;
18 минут – 4 раунд;
10 минут – выводы, подведение итогов.
Каждый раунд длится 18 минут:
5 минут - выступление новаторов;
2 минуты - уточняющие вопросы новаторам от участников из других творческих групп;
2 минуты - работа в группах оптимистов, пессимистов и экспертов по выявлению позитивных и негативных моментов представленной информации;
4 минуты на выступление оптимистов и пессимистов (по 2 минуты на каждую из двух творческих групп);
2 минуты - работа группы экспертов по определению эффективности работы каждой группы;
2 минуты - выступление экспертов (работа каждой группы оценивается экспертами по 10-бальной шкале; оценка обосновывается).
1 минута – смена ролевых позиций групп
Критерии оценивания работы групп.
Группы оптимистов и пессимистов:
если группа экспертов смогла выделить дополнительные плюсы или минусы, то она имеет право снизить на балл за каждый дополнительный плюс или минус оценку группам оптимистов и пессимистов, также учитывается корректность задаваемых вопросов.
Группа новаторов:
Умелое использование материалов кейса, анкета для социологического опроса составлена полно и обоснованно, информация достоверная
2 балла
Грамотно использованы статистические характеристики: среднее арифметическое, размах, мода, медиана
3 балла
Умение отстаивать свою точку зрения, владение словом, работа в команде, четкость речи
2 балла
Использование в презентации наглядности: таблиц, схем, диаграмм
2 балла
Соблюдение регламента выступления
1 балл
Если кто-либо из участников творческой группы во время работы позволяет себе эмоциональные оценки, обсуждение, то данная группа получает штрафное очко.
Учитель отвечает за соблюдение протокола.
Оценка экспертов, а также все штрафные очки заносятся в сводную таблицу:
Новаторы
Пессимисты
Оптимисты
Штрафы
Итоговое количество баллов
1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
В конце занятия определяется победитель. Совершенно не обязательно, что победит именно та подгруппа, которая определит номинацию, в которой класс может проявить себя в конкурсе.
Побеждает та подгруппа, которая наиболее эффективно отработала и набрала наибольшее количество баллов. Итоги занятия подводит учитель. Можно предложить подгруппам обсудить интересные моменты темы, еще раз сказать об изученных статистических характеристиках и грамотном их применении в конкретных ситуациях.
В итоге получится среднестатистический портрет ученика класса, который позволит дать характеристику классу в целом.
Содержание кейса:
1. Алгебра-7. Учебник для общеобразовательных учреждений, авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б.Суворова. М. «Просвещение» 2010г. пп.9,10 стр.32-42.