воспитание у обучающихся наблюдательности; умения находить и исправлять корректно свои и чужие ошибки.
Ход урока
І. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте, друга по лицу сжатием рук, а друга по плечу - плечами.
Французский писатель Анатоль Франс однажды заметил «Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».Последуем этому совету писателя, постараемся быть внимательными, будем «поглощать знания» с большим желанием, ведь они нам пригодятся в дальнейшем.
Сегодня на уроке по теме «Преобразование целых выражений» мы обобщим и приведем в систему изученный материал. Ваша задача: показать свои знания и умения по данной теме. А показать свои знания и умения вы сможете при выполнении устных упражнений и при решении упражнений.
Предлагаю вам определить цели урока и записать в тетрадь свою цель.
ІІ.Проверка домашнего задания:
Приглашаю 2 учащихся к доске.
І І І. Актуализация ЗУН
Устный счет(В то время как ребята пишут домашнюю работу).
Молодцы ребята, вы получили имя великого математика Диофанта Александрийского.
Физкультминутка( 1мин. ) Историческая справка.
Очень давно, в Древней Греции жили и работали замечательные ученые-математики, которые всю свою жизнь отдали служению науке. В то время все алгебраические утверждения выражали в геометрической форме, вместо сложения чисел говорили о сложении отрезков, а произведение двух чисел сравнивали с площадью, трех чисел-с объемом и т.д. первым ученым, который отказался от геометрических способов выражения и перешел к алгебраическим уравнениям был древнегреческий ученый-математик, живший в 3 веке до нашей эры Диофант. Появились формулы, которые стали называться формулами сокращенного умножения.
ІV.Работа в группе(4 группы, каждой по 4 уравнения, проверка по соот. группам)
Реши уравнения
№ формулы
формула
№ ответа
ответ
буква
1
(6y+2)(5-y)=47-(2y-3)(3y-1)
1
1,5
Л
2
(x+6)²-(x-5)(x+5)=79
2
-0,5
Ж
3
9x·(x+6)-(3x+1)²=1
3
2
А
4
a·(8-9a)+40=(6-3a)(6+3a)
4
1/24
Д
5
16y·(2-y)+(4y-5)²=0
5
4
Б
6
(х-7)²+3=(х-2)(х+2)
6
0
Р
7
(2-х)²-х·(х+1,5)=4
7
3 1/8
А
8
(2х-3)(2х+3)-8х=7+4х²
8
-2
А
1
2
3
4
5
6
7
8
2
1,5
1/24
-0,5
3 1/8
4
0
-2
а
л
д
ж
а
б
р
а
Мы получили загадочное слово АЛ-ДЖАБРА. Что же это за слово?
Сообщение:
Занимаясь математикой, вы не могли не заметить, что она состоит из нескольких частей. Вы научились оперировать с натуральными и дробными числами, знаете положительные и отрицательные числа. «Число» - по-гречески звучит арифмос. Поэтому наука о числе получила греческое название арифметика. Другой раздел математики посвящён различным фигурам и их свойствам и называется «Геометрия». Гео – по-гречески земля, метрио – мерею. Но вот слово алгебра – раздел математики, где решаются уравнения, рассматриваются преобразования выражений, составленные из чисел и букв – не греческое. В чём тут дело? Разве у греков не было алгебры. Была. Но решали древние греки алгебраические задачи геометрически.
А вот слово алгебра произошло от слова ал-джабра, взятого из названия книги узбекского математика, астронома и географа Мухамеда Ал-Хорезми «Краткая книга об исчислениях ал-джабры и ва-л-мукабалы». Арабское слово аль-джебр переводчик не стал переводить, а записал его латинскими буквами algebr. Так возникло название науки, которую мы изучаем. «Ал-джабра» - операция переноса отрицательных членов из одной части уравнения в другую, но уже с положительным знаком. По-русски это слово означает «восполнение».
Интересно, что «алгебраистами» в средние века называли вовсе не математиков, а арабских хирургов-костоправов. Об одном таком алгебраисте написал Сервантес в своём знаменитом романе «хитроумный Идальго Дон Кихот Ламанческий»
V. Индивидуальная работа(взаимопроверка, обмен вариантами)
Учащиеся получают карточки с пятью заданиями. При правильных ответах из выбранных букв должно получиться слово «ВЕРНО». Два ученика выходят к доске и решают задания.
-Какая задача стояла перед нами в начале урока? Можно ли считать ,что мы ее решили?
-Какие приемы использовались при разложении многочлена на множители?
Итак, ребята, урок подошел к концу.
Наук так много на земле, У всех – своя тематика. Но есть одна из них милей, Зовётся математикой. В ней не бывает скользких мест, Всё строго в ней доказано, И с нею движется прогресс, И этим нам всё сказано.
Ребята, достигли ли Вы своей цели на этом уроке? Давайте подумаем 30 секунд и отметим на какой ступени вы находитесь
Достиг ли ты своих целей?
Оцени степень усвоенности:
Знаю и умею применять, не допуская ошибок(зеленый стикер)
Знаю и умею применять, но допускаю ошибок (желтый стикер)
Знаю формулы, но затрудняюсь применять(синий стикер)
Сегодня, выполняя разнообразные задания, вы иногда допускали ошибки. И это не удивительно, любой человек не застрахован от ошибок, особенно когда он учится овладевать какой - либо наукой. Важно вовремя найти и исправить эти ошибки, понять, почему они появились, и стараться впредь их не допускать.