Цели урока:
Обучающая: обобщить изученный материал, проверить степень усвоения темы; продолжить преобразовывать выражения по указанным формулам (слева направо и справа налево) и использовать эти преобразования для решения уравнений и для упрощения выражений и для сокращения вычислений; сформировать комплексное представление о приложении формул в математике;
Развивающая: обучение действию «по аналогии», способствовать развитию обобщения как метода научного познания, аналитико-синтетического мышления ,смысловой памяти и произвольного внимания;
Воспитательная: воспитывать у учащихся культуру общения; работать над совершенствованием культуры речи, побудить интерес к изучению математики; способствовать развитию практических навыков; прививать аккуратность в оформлении заданий, рационально использовать доску, страницы тетради;
Тип урока: закрепление изученной темы.
Методы урока: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично - поисковый.
Принцип обучения: научность, доступность, наглядность ,самостоятельность, связь теории с практикой, систематичность.
Оборудование: таблицы, карточки, формулы.
Ход урока
1. Организационный момент.
Ученикам объявляется тема, цели и план урока, которые записаны на доске.
Актуализация.
1 этап. Разминка (аналог устного счета)
Преобразуйте выражения, используя формулы сокращенного умножения.
(1+х)(1-х+х2); х2+2х+1; 49-14а+а2; (в+1)(в-1); (5+х)(х-5).
2 этап. Устная работа (систематизация фундаментализация)
Напишите формулу куба суммы. Сформулируйте ее словами.(другие формулы)
3 этап. Переход от общего к частному, от теории к практике.
Учитель.В некотором царстве, в некотором государстве жили различные формулы.В стране алгебры учащиеся старательно трудились, решали на уроках различные задачи.Но нам преграждает путь дракон «страшное чудовище». Чтобы победить дракона надо выполнить три задания.
- Найти ошибку.
1)
2)
3)
4)
5)
2. Разложить на множители.(задания пронумерованы цифрами, ответы буквами). Запишите попорядку буквы, соответствующие правильным ответам к заданиям.(ответ ХОРЕЗМИ)-исторический экскурс.
З
М
О
И
Е
Р
Х
1 2 3 4 5 6 7
Х О Р Е З М И
3. Впишите пропущенные члены, чтобы получилось тождество.
1)
2)
3)
4)
(Выполнив все задания мы повергли чудовище в прах)
4 этап. Физкультурная пауза.
А) дыхательные упражнения
Б )упражнения для позвоночника
В) упражнения для глаз.
5 этап. Работа учеников в режиме поиска.
Мы живем в реальном мире, и для его познания нам необходимы знания, а всякие знания долхны перейти в умения и навыки.На следующем уроке у нас контрольная работа по данному материалу.
А насколько хорошо нам удалось привести знания в систему, мы увидем по ходу выполнения следующих заданий:
А) Решите уравнения.
Б). Выполните самостоятельную работу № 38.
6 этап. Подведение итогов урока.
Проанализируйте свой уровень знаний. Выполнили ли мы задачи урока? Достигли ли поставленных целей? Если не все получилось, подумайте, над чем надо поработать перед контрольной работой.
7 этап. Задание на дом- еще раз проанализировать: что я знаю, что удалось, что не удалось, над чем еще надо поработать. К заданиям, в которых вы допускали ошибки, подберите аналогичные задания и решите их,в учебникепросмотри задания к данной главе «Проверь себя» .Спасибо за работу на уроке.(Учитель объявляет оценки)
8 этап. Историческая справка
Алгебра зарождалась и развивалась постепенно в недрах арифметики в связи с задачей решения уравнений.
Среди математиков Древней Греции было принято выражать алгебраические утверждения в геометрической формуле. Вы знаете, что здесь речь идет о хорошо известной вам формуле. С того времени идут термины «куб числа», «квадрат числа».
Выдающийся арабский математик и астроном Абу Абдалах Мухаммед бен Муса аль-Хорезми, жил и работал в Багдаде. «Аль-Хорезми», т.е. родился в городе Хорезм (сегодня входит в состав Узбекистан). Алгебраический трактат Мухаммеда аль - Хорезми послужил началам создания алгебры.
Книга по арифметике, долгое время считавшаяся потерянной, была найдена в 1857 г в Кембриджского университета. (Великобритания) Точнее, был ее перевод на латинский язык.
Мухаммед аль – Хорезми был не только математиком. Среди его сочинений есть труд по географии, он организовал несколько научных экспедиций в Византию, Хорезм, в Афганистан и другие страны. Но его успехи в математике затмевают все прочие достижения ведь он – один из немногих величайших умов мира, создавших новую науку!
Термин «алгебра», как название искусства восстановления, у арабов перешел и в медицину. Выправление кости сломанной руки или ноги также является восстановлением поврежденного органа, и искусство врача, возвращающее человеку работоспособность руки или ноги, также стали называть алгеброй.
Двойной смысл слова, алгебра объясняет нам странный, на первый взгляд, факт. В известном романе Сервантеса рассказывается, как Дон Кихот сбил с лошади своего противника, как тот лежа на земле, не в силах пошевелить ни ногой, ни рукой, и как Дон Кихоту удалось найти алгебраиста для оказания помощи побежденному противнику.
В более поздних изданиях слово «алгебраист» заменено словом «костоправ» (Испанский и португальский языки заимствовали слово «алгебра» из арабского в двух его значениях)
Современной символикой алгебраические тождества обязаны, главным образом, двум математикам, а именно Виету и Декарту.
История основных алгебраических тождеств ведет свое начало из древности. Еще древнейший ученый Пифагор, живший в 4веке до. н. э., установил ряд тождеств, основанных на рассмотрении сторон прямоугольного треугольника.
Особенно широко алгебраическими тождествами пользовался в 3 веке до. н. э. древнегреческий геометр Евклид. Другой греческий ученый, живший в 3 веке до. н. э. Диофант Александрийский в своей книге «Арифметика» алгебраические тождества:
рассматривал с арифметической точки зрения как основные правила арифметики.
Основные алгебраические тождества в их геометрическом истолковании пользовался также в своем арифметическом трактате аль – Хорезми.