10 класс
Учебник: Алгебра и начала анализа Мордкович А.Г.
Урок – игра «Математические гонки»
Обобщающий урок по теме «Производная»
Цели урока:
Образовательная:
систематизирование знаний учащихся по данной теме;
формирование навыков выполнения заданий разного уровня сложности;
формирование вычислительных навыков и навыков самостоятельной работы, работы в группе;
Развивающая:
Воспитывающая:
Оборудование: презентация, компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, маршрутные листы
Ход урока
Орг. момент
Проверка готовности учащихся к уроку.
Приветствие.
Представление команд и штурманов.
Раздача маршрутных листов (за каждый правильный ответ штурман в ячейке маршрутной карты ставит «+»).
Напутственное слово учителя.
Рефлексия
Закрасьте тот смайлик, который соответствует вашему настроению в начале урока.
Актуализация знаний учащихся
Разминка перед стартом
Устная проверка знаний формул (за каждый правильный ответ команда получает жетон)
Маршрутная карта
(графический диктант)
«Да» – линия, «нет» – угол.
От каждой команды по одному человеку выходит к доске, их задача – определить верность утверждения. Если утверждение верное, то они ставят «+», если неверное – «–». Остальные участники должны, по этим знакам быстро рисовать карту. Побеждает на этом этапе та команда, в которой работа участника у доски и его команды заканчивается одновременно.
1 команда
Верно ли равенство?
2 команда
(
(
(
IV. Старт
Учитель. Согласно вашим маршрутным картам вам придется преодолеть разные препятствия, чтобы добраться до финиша. Первый пункт вашего маршрута – гонка по равнине «Математический диктант».
На ваших столах лежат конверты под номером 1 с заданием. Вставьте пропущенные слова в предложениях:
Производной называется отношение приращения функции к … или…
Мгновенной скоростью называется …
Стационарными точками называются точки, в которых производная …, а критическими – точки, в которых производная ….
Геометрический смысл производной. Угловой коэффициент касательной равен значению… в точке… или tg угла наклона …. к графику функции.
а) Назовите рисунки, на которых изображены точки максимума и минимума функции, если они существуют
1 2 3 4
б) чему равно значение точек максимума и минимума (см. рисунок)
Гонки по пересеченной местности
Теперь вам предстоит определить скорость и ускорение, с которыми ваш гоночный автомобиль будет преодолевать препятствия, если известны следующие условия:
Ваш автомобиль движется прямолинейно по закону
Найдите его скорость в момент времени t=20.
(Ответ:
Найдите ускорение, которое мог бы получить ваш автомобиль в момент времени t=10, съезжая с горы, если закон движения был бы задан формулой .
Гонка за лидером
Учитель: на этом этапе все зависит от скорости и правильности решения. Каждый учащийся, оценив свои возможности, выбирает карточку с соответствующим маркером:
Зеленый –«3», желтый – «4», красный – «5»
(Дифференцированная самостоятельная работа).
Задание. Найти производные данных функций.
(Взаимопроверка)
(Привал. Динамическая пауза.)
Учитель: Вы приближаетесь к конечному пункту вашего маршрута.
Возьмите карточки с заданиями в конверте с флажком, решив которые, вы должны угадать слово. Среди вариантов ответов, записанных на карточках, лежащих на моем столе, вы найдете ваши, прикрепите их к доске, напротив номера примера, но только обратной стороной. Должно получиться слово.
3)
Определите промежутки:
возрастания (1 команда)
убывания (2 команда)
функции
Найдите:
наибольшее (1 команда)
наименьшее (2команда)
значения функции
(Ответы:
1 команда 2 команда
(Получается слово «ФИНИШ»)
Учитель: Вот мы и закончили наши гонки. Я предлагаю штурманам, заполнить маршрутные листы до конца и озвучить оценки, которые, по их мнению, заработали участники команд, не забыв оценить и себя, и прокомментировать результаты. (Выставление оценок)
Домашняя работа. Подготовиться к контрольной работе
Рефлексия. А теперь вернемся к нашим карточкам настроения. Закрасьте того смайлика, который соответствует вашему настроению в конце урока.
Спасибо за урок!