Цель: Сформировать понятие показательного неравенства. Рассмотреть три способа решения показательных неравенств (уравнивание оснований, вынесение наименьшего множителя за скобки и приведение к квадратному неравенству введением новой переменной) и научиться их решать, пользуясь алгоритмом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Основные методы решения показательных неравенств»
Тема урока: Основные методы решения показательных неравенств
Цель: Сформировать понятие показательного неравенства. Рассмотреть три способа решения показательных неравенств (уравнивание оснований, вынесение наименьшего множителя за скобки и приведение к квадратному неравенству введением новой переменной) и научиться их решать, пользуясь алгоритмом.
Развивающие:
- способствовать развитию навыков самостоятельного применения знаний;
- развивать навыки самоконтроля;
- продолжить работу по развитию логического мышления и устной математической речи при поиске решения поставленной проблемы.
Воспитательные:
- приучать к умению общаться и выслушивать других;
- оспитывать внимательность и наблюдательность;
- стимулировать мотивацию и интерес к изучению математики.
Оборудование: компьютер, экран, проектор.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организация класса. Проверка домашнего задания.
Эпиграфом нашего урока будут слова Альберта Эйнштейна: «Мне приходится делить своё время между политикой и решением уравнений и неравенств. Однако решение уравнений и неравенств, по-моему, гораздо важнее, потому что политика существует только для данного момента, а уравнения и неравенства будут существовать вечно».
Если вы правильно ответите на предложенные вам вопросы и правильно решите неравенства, то в течении урока вы увидите портрет великого ученого, который внес большой вклад в развитие промышленности Донбасса. (При правильном ответе на вопросы или при правильном решении неравенств “открывается часть портрета.)
II. Актуализация опорных знаний. Повторение.
Начнем с повторения
Устная работа (блиц-опрос, слайд 4-7)
1. Блиц-опрос:
1) Какая функция называется показательной?
2) Какова область определения функции ?
3) Какова область значения функции ?
4) При каком условии показательная функция является возрастающей?
5) При каком условии показательная функция является убывающей?
2. Найдите область определения функции:
1) ;
2) ;
3) ;
4)
Сравните с единицей основания , если известно, что:
;
;
3) ;
4) ;
4. Определите тип функции (возрастающая, убывающая):
1) ;
2) ;
3) у= ;
4) у=
III. Восприятие, осмысливание и применение новых знаний
1) Определение показательного неравенства. (Слайд 8-10)
- Попробуйте сами дать определение показательного неравенства. (запись в тетрадь)
Определение: Показательные неравенства – это неравенства, в которых неизвестная находится в показателе степени.
Слово «показательные» объяснили. А переведите на математический язык слово «неравенства»? (Алгебраические выражения, содержащие знаки ,
Определение: Неравенство вида ах ab ,где а0, a≠1 называется простейшим показательным неравенством.
- Что значит решить неравенство? (найти множество его решений или установить, что их нет)
- Как решить простейшее показательное неравенство?
- О простейших показательных неравенствах и о способах решения неравенства расскажут учащиеся ... (проект).
2) 1 способ: Уравнивание оснований (слайд 11-13)
- Первый способ решения показательных неравенств основан на свойствах возрастания и убывания показательной функции – уравнивание оснований(в тетрадь).
График показательной функции
Неравенство аf(x) ag(x), где a≠1 будет равносильно неравенству
при а1 (y = ax возрастает) при 0y = ax убывает)
f(x)g(x) f(x)g(x)
(знак неравенства сохраняется) (знак неравенства изменяется на противоположный)
Запись в тетрадь: 1) при а1, y = ax возрастает, то знак неравенства сохраняется
при 0y = ax убывает, то знак неравенства
изменяется
Пример 1.
,
,
Ответ:
Пример 2.
Ответ:
Типы показательных неравенств и методы их решения. (Слайды 14-17)
1). Показательные неравенства, сводящиеся к простейшим.
Пример. .
Решение: ,
возрастает на всей области определения
,
,
,
.
Ответ: .
2). Показательные неравенства, сводящиеся к квадратным неравенствам.
Пример:
Решение:
Замена
Поскольку на него можно умножить обе части уравнения. Получим
Обратная замена
Откуда
Ответ:
3. Однородные показательные неравенства первой и второй степени.
Однородные показательные неравенства первой степени.
Пример.
Решите неравенство:
Решение.
Ответ:
Практические задания:
Решить неравенства
; 2) ; 3) ; 4) ; 5) .
Итак перед вами портрет великого ученого Д.И.Менделеева.
В феврале 2023 г. исполнилось 135 лет со времени посещения Юзовки российским учёным-химиком Д.И. Менделеевым с целью знакомства с работой металлургического завода и шахт Донбасса.
Ему предстояло дать рекомендации по вопросам улучшения транспортных систем Донбасса и, в первую очередь, железных дорог. По рекомендации Менделеева позже была проложена железная дорога – рокадная линия от магистрали, идущей из центра страны в Крым, до другой магистрали, идущей из Донецкого бассейна через Юзово до Мариуполя в его порт. Менделеевская рокада соединила криворожское железорудное месторождение с донецкими металлургическими заводами
В Юзовке Дмитрий Иванович осмотрел металлургический завод и шахту при нем. Ученый интересовался оборудованием цехов, качеством производимого металла, условиями труда металлургов и горняков. Пытаясь облегчить труд горнорабочих Донбасса, Менделеев придет к смелому научному открытию – подземной газификации угля. На страницах его дневника можно прочесть такую запись: «Кажется, можно и хорошо вместо выемки угля его превращать в земле в газ СО в особых подземных генераторах и этот газ выводить и разводить далеко». Результатом 3-х месячной поездки в наш край стал вышедший труд «Сила, покоящаяся на берегах Донца». «В поездках по донецкому краю, - писал Менделеев, - я был поражен неисчерпаемыми его богатствами, которые превосходят все виденное ранее не только в России, но и в других частях Европы и Америки, которые посещал для изучения их промышленности».
Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин, М.В.Ткачева, Н.Е.Федорова, М.И.Шабунин Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы: учеб. Для общеобраз. Организаций: базовый и углуб. уровни. - М.: Просвещение , 2022г - 463 с
И.Ф.Шарыгин,В.И. Голубев. Решение задач: Учебное пособие для 11 кл. общеобразовательных учреждений.-М.:Просвещение,1995.
С.Н.Олехник и др. Уравнения и неравенства.-М.Дрофа,2001.
Пособие по математике для поступающих в ВУЗы. Под редакцией Г.Н.Яковлева., М.,Наука,1981.
https://ege.sdamgia.ru/test?theme=237 - решу ЕГЭ образовательный портал для подготовки к экзаменам
https://egemaximum.ru/pokazatelnye-neravenstva/?ysclid=lypxvnsso281900820 Подготовка к ЕГЭ по математике