kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Основные методы решения показательных неравенств

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Сформировать понятие показательного неравенства. Рассмотреть три способа решения показательных неравенств (уравнивание оснований, вынесение наименьшего множителя за скобки и приведение к квадратному неравенству введением новой переменной) и научиться их решать, пользуясь алгоритмом.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Основные методы решения показательных неравенств»

Тема урока: Основные методы решения показательных неравенств


Цель: Сформировать понятие показательного неравенства. Рассмотреть три способа решения показательных неравенств (уравнивание оснований, вынесение наименьшего множителя за скобки и приведение к квадратному неравенству введением новой переменной) и научиться их решать, пользуясь алгоритмом.

Развивающие:

- способствовать развитию навыков самостоятельного применения знаний;

- развивать навыки самоконтроля;

- продолжить работу по развитию логического мышления и устной математической речи при поиске решения поставленной проблемы.

Воспитательные:

- приучать к умению общаться и выслушивать других;

- оспитывать внимательность и наблюдательность;

- стимулировать мотивацию и интерес к изучению математики.

Оборудование: компьютер, экран, проектор.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организация класса. Проверка домашнего задания.

Эпиграфом нашего урока будут слова Альберта Эйнштейна: «Мне приходится делить своё время между политикой и решением уравнений и неравенств. Однако решение уравнений и неравенств, по-моему, гораздо важнее, потому что политика существует только для данного момента, а уравнения и неравенства будут существовать вечно».

Если вы правильно ответите на предложенные вам вопросы и правильно решите неравенства, то в течении урока вы увидите портрет великого ученого, который внес большой вклад в развитие промышленности Донбасса. (При правильном ответе на вопросы или при правильном решении неравенств “открывается часть портрета.)

II. Актуализация опорных знаний. Повторение.

Начнем с повторения

Устная работа (блиц-опрос, слайд 4-7)

1. Блиц-опрос:

1) Какая функция называется показательной?

2) Какова область определения функции ?

3) Какова область значения функции ?

4) При каком условии показательная функция является возрастающей?

5) При каком условии показательная функция является убывающей?

2. Найдите область определения функции:

1) ;

2) ;

3) ;

4)

  1. Сравните с единицей основания , если известно, что:

  1. ;

  2. ;

3) ;

4) ;

4. Определите тип функции (возрастающая, убывающая):

1) ;

2) ;

3) у= ;

4) у=

III. Восприятие, осмысливание и применение новых знаний

1) Определение показательного неравенства. (Слайд 8-10)

- Попробуйте сами дать определение показательного неравенства. (запись в тетрадь)

Определение: Показательные неравенства – это неравенства, в которых неизвестная находится в показателе степени.

Слово «показательные» объяснили. А переведите на математический язык слово «неравенства»? (Алгебраические выражения, содержащие знаки ,

Определение:
Неравенство вида ах ab ,где а0, a≠1 называется простейшим показательным неравенством.


- Что значит решить неравенство? (найти множество его решений или установить, что их нет)

- Как решить простейшее показательное неравенство?


- О простейших показательных неравенствах и о способах решения неравенства расскажут учащиеся ... (проект).


2) 1 способ: Уравнивание оснований (слайд 11-13)

- Первый способ решения показательных неравенств основан на свойствах возрастания и убывания показательной функции – уравнивание оснований (в тетрадь).


График показательной функции

Неравенство аf(x) ag(x), где a≠1 будет равносильно неравенству

при а1 (y = ax возрастает) при 0y = ax убывает)

f(x)g(x) f(x)g(x)

(знак неравенства сохраняется) (знак неравенства изменяется на противоположный)


Запись в тетрадь: 1) при а1, y = ax возрастает, то знак неравенства сохраняется

  1. при 0y = ax убывает, то знак неравенства

изменяется

Пример 1.

,

,

Ответ:

Пример 2.

Ответ:


Типы показательных неравенств и методы их решения. (Слайды 14-17)

1). Показательные неравенства, сводящиеся к простейшим.

Пример. .

Решение: ,

возрастает на всей области определения

,

,

,

.

Ответ: .


2). Показательные неравенства, сводящиеся к квадратным неравенствам.

Пример:

Решение:

Замена

Поскольку на него можно умножить обе части уравнения. Получим

Обратная замена

Откуда

Ответ:


3. Однородные показательные неравенства первой и второй степени.


Однородные показательные неравенства первой степени.

Пример.

Решите неравенство:

Решение.

Ответ:

Практические задания:

Решить неравенства

  1. ; 2) ; 3) ; 4) ; 5) .


Итак перед вами портрет великого ученого Д.И.Менделеева.

В феврале 2023 г. исполнилось 135 лет со времени посещения Юзовки российским учёным-химиком Д.И. Менделеевым с целью знакомства с работой металлургического завода и шахт Донбасса.

Ему предстояло дать рекомендации по вопросам улучшения транспортных систем Донбасса и, в первую очередь, железных дорог. По рекомендации Менделеева позже была проложена железная дорога – рокадная линия от магистрали, идущей из центра страны в Крым, до другой магистрали, идущей из Донецкого бассейна через Юзово до Мариуполя в его порт. Менделеевская рокада соединила криворожское железорудное месторождение с донецкими металлургическими заводами

В Юзовке Дмитрий Иванович осмотрел металлургический завод и шахту при нем. Ученый интересовался оборудованием цехов, качеством производимого металла, условиями труда металлургов и горняков. Пытаясь облегчить труд горнорабочих Донбасса, Менделеев придет к смелому научному открытию – подземной газификации угля. На страницах его дневника можно прочесть такую запись: «Кажется, можно и хорошо вместо выемки угля его превращать в земле в газ СО в особых подземных генераторах и этот газ выводить и разводить далеко». Результатом 3-х месячной поездки в наш край стал вышедший труд «Сила, покоящаяся на берегах Донца». «В поездках по донецкому краю, - писал Менделеев, - я был поражен неисчерпаемыми его богатствами, которые превосходят все виденное ранее не только в России, но и в других частях Европы и Америки, которые посещал для изучения их промышленности».

IV. Подведение итога

Т Е С Т


1 вариант

2 вариант


Решите неравенство:

Ответ: а) ; б) ; в) ;

г) другой ответ.


Ответ: а) ; б) ;

в) ; г) другой ответ.


  1. Укажите наименьшее целое решение неравенства

Ответ: а) 2; б) 4; в) 0; г) другой ответ.

Решите неравенство:

Ответ: а) ; б) ; в) ;

г) другой ответ.


Ответ: а) ; б) ; в) ;

г) другой ответ.


  1. Найдите число целых положительных решений

Ответ: а) 5; б) 2; в) 7; г) другой ответ.

V. Рефлексия

Сегодня на уроке я узнал …

Сегодня на уроке я научился…

Сегодня на уроке мы повторили …

Мне было трудным…

На уроке мне понравилось …

VI. Домашнее задание: параграф 13, разобрать примеры; решить №229(2,4), №231(1,2), №232(2,4)



Список использованной литературы

  1. Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин, М.В.Ткачева, Н.Е.Федорова, М.И.Шабунин Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы: учеб. Для общеобраз. Организаций: базовый и углуб. уровни. - М.: Просвещение , 2022г - 463 с

  1. И.Ф.Шарыгин,В.И. Голубев. Решение задач: Учебное пособие для 11 кл. общеобразовательных учреждений.-М.:Просвещение,1995.

  2. С.Н.Олехник и др. Уравнения и неравенства.-М.Дрофа,2001.

  3. Пособие по математике для поступающих в ВУЗы. Под редакцией Г.Н.Яковлева., М.,Наука,1981.

  4. https://ege.sdamgia.ru/test?theme=237 - решу ЕГЭ образовательный портал для подготовки к экзаменам

  5. https://egemaximum.ru/pokazatelnye-neravenstva/?ysclid=lypxvnsso281900820 Подготовка к ЕГЭ по математике


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Алгебра

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Основные методы решения показательных неравенств

Автор: Ким Светлана Валентиновна

Дата: 22.07.2024

Номер свидетельства: 654348

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Основные методы решения показательных неравенств"
    ["seo_title"] => string(50) "osnovnye_metody_resheniia_pokazatelnykh_neravenstv"
    ["file_id"] => string(6) "495140"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1547398295"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Показательные неравенства"
    ["seo_title"] => string(27) "pokazatielnyienieravienstva"
    ["file_id"] => string(6) "266262"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450114672"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(247) "Разработка открытого урока по математике «Решение показательных уравнений и неравенств» Урок семинар-решение проблемных задач (КТО). "
    ["seo_title"] => string(147) "razrabotka-otkrytogho-uroka-po-matiematikie-rieshieniie-pokazatiel-nykh-uravnienii-i-nieravienstv-urok-sieminar-rieshieniie-probliemnykh-zadach-kto"
    ["file_id"] => string(6) "189555"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426952516"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "Разработка открытого урока по математике  «Решение показательных, логарифмических уравнений и неравенств»  Урок-практикум "
    ["seo_title"] => string(132) "razrabotka-otkrytogho-uroka-po-matiematikie-rieshieniie-pokazatiel-nykh-logharifmichieskikh-uravnienii-i-nieravienstv-urok-praktikum"
    ["file_id"] => string(6) "189560"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426953187"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Семинарское занятие «Путешествие по стране показательных и логарифмических функций»"
    ["seo_title"] => string(97) "sieminarskoie-zaniatiie-putieshiestviie-po-stranie-pokazatiel-nykh-i-logharifmichieskikh-funktsii"
    ["file_id"] => string(6) "230837"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442265670"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства