kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка открытого урока по математике «Решение показательных уравнений и неравенств» Урок семинар-решение проблемных задач (КТО).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: « Решение показательных уравнений и неравенств»

Тип урока: урок семинар-решение проблемных задач (КТО).

Цель: обеспечить повторение, обобщение  и систематизацию материала темы;  создать условия для коррекции, контроля знаний и умений учащихся.

Задачи :

образовательные: повторить и систематизировать  знания по основным методам решения «Простейших показательных уравнений и неравенств», познакомить учащихся с историческими событиями, показать связь математики с другими науками;

развивающие : развивать интерес к изучению предмета, их стремление глубже усвоить предмет, учить проявлять математическую грамотность в широком спектре;

воспитательные: воспитывать нестандартно логически мыслящую личность, выражать свою точку зрения в соответствии с нормами этикета;

Форма организации урока: индивидуальная, фронтальная, коллективная;

Методы: частично-поисковый, технология сотрудничества, самопроверка, взаимопроверка, наглядности, тестовая проверка знаний;

Оборудование: интерактивная доска, оценочный лист, презентация в программе Power Point, карточки с заданиями, сигнальные карточки,рейтинговая таблица;

Эпиграф урока: «Доводы, до которых человек додумался сам, убеждают больше, чем те, которые пришли в голову к другим»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по математике «Решение показательных уравнений и неравенств» Урок семинар-решение проблемных задач (КТО). »



КГУ «Акбастауская СОШ»















Разработка открытого урока

по математике

«Решение показательных уравнений и неравенств»

Урок семинар-решение проблемных задач (КТО).







Подготовила:

Мейрманова Ш.К.,

учитель математики.









2013-2014 учебный год



Тема: « Решение показательных уравнений и неравенств»

Тип урока: урок семинар-решение проблемных задач (КТО).

Цель: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала темы; создать условия для коррекции, контроля знаний и умений учащихся.

Задачи :

образовательные: повторить и систематизировать знания по основным методам решения «Простейших показательных уравнений и неравенств», познакомить учащихся с историческими событиями, показать связь математики с другими науками;

развивающие : развивать интерес к изучению предмета, их стремление глубже усвоить предмет, учить проявлять математическую грамотность в широком спектре;

воспитательные: воспитывать нестандартно логически мыслящую личность, выражать свою точку зрения в соответствии с нормами этикета;

Форма организации урока: индивидуальная, фронтальная, коллективная;

Методы: частично-поисковый, технология сотрудничества, самопроверка, взаимопроверка, наглядности, тестовая проверка знаний;

Оборудование: интерактивная доска, оценочный лист, презентация в программе Power Point, карточки с заданиями, сигнальные карточки ,рейтинговая таблица;

Эпиграф урока: «Доводы, до которых человек додумался сам, убеждают больше, чем те, которые пришли в голову к другим»

Структура урока

  1. Организационное начало: (задачи урока, тип урока, ознакомление со структурой урока, экспресс-диагностика готовности учащихся к уроку)

Ф.И.ученика___________________________

Готов(а) работать на уроке: 1 2 3 4 5

Работал(а) на уроке: 1 2 3 4 5









  1. Подготовка учащихся к активному усвоению знаний, то есть фронтальная работа по трем направлениям:

1)заполни пропуски (знание теоритического материала: определения, свойства, характеристики показательных уравнений и неравенств)

2)понимание теоритического материала (найди идеи решения показательных уравнений и неравенств)

3)применение теоритических знаний (объясни решение показательного уравнения и неравенства)

Работа строится с использования сигнальных карточек и оценочных листов. Во фронтальную работу входит по 10 вопросов. Каждый правильный ответ на вопрос соответствует 0,5 баллу. Значит, за первый этап урока ученик может набрать 5 баллов.

  1. Исторический этап - история развития показательной функции.

Говорят, все в жизни начинается с истории. И наш урок не исключение. Не много из истории великих открытий. (Примерные справки учащихся)

Количество баллов за историческую справку – 2 балла

  1. Основная часть «Решения проблемных задач»

Учащимся были даны неравенства и уравнения решаемые, сочетанием нескольких способов, функционально-графическим методом или несколькими способами.

Учащиеся предлагают свой вариант решения и защищают метод решения. Максимальное количество баллов за решение показательных уравнений или неравенств – от 5 до 10 баллов.

Примеры

Пример 1. Решите уравнение: 222x - 5x + 332x = 0.

Решение.

222x - 5x + 332x = 0 22x - 5x3x + 332x = 0 2 -  + 3 = 0

22x - 5x + 3 = 0

Пусть t = x, t0 , тогда 2t- 5t + 3 = 0   , оба значения t удовлетворяют условию t Вернемся к переменной х:

     .

Ответ: 

Пример 2. Решите уравнение: 8x + 18x - 227x = 0 .

Решение.

8x + 18x - 227x = 0   +  - 2 = 0 23x + 2x 32x - 233x = 0

  +  - 2 = 0   +  - 2 = 0.

Пусть  = t, t0 , тогда t3 + t - 2 = 0 (t- 1) + (t -1 )= 0 (t-1) (t2 +t +1) + (t - 1) (t - 1) (t+ t +2) = 0    t - 1= 0 t=1. (t0)

Вернемся к переменной х:  = 1   x = 0 .

Ответ: 0.

К данному типу уравнений относятся уравнения , левая часть которых имеет вид , где А, В, С -некоторые числа, причем .

Уравнения такого типа решаются с помощью подстановки :

= t , тогда  .

Пример 3. Решите уравнение: 

Решение.

Заметим, что произведение оснований степени равно единице:

(. Поэтому можно ввести новую переменную: , причем . Получим уравнение:

t ,оба корня удовлетворяют условию :.

Вернемся к переменной х:

 .

Ответ: .

Уравнения, имеющие вид Aam = Bbm.

Для решения необходимо обе части уравнения разделить либо на am, либо на bm. В результате получается простейшее уравнение.

Примеры.

Пример 1. Решите уравнение: 7х = 5х.

Решение.

7х = 5х   = 1   =   x = 0.

Ответ: 0.

Пример 2. Решите уравнение: .

Решение.

.

Ответ: 2.

Метод, основанный на использовании свойства монотонности показательной функции .

Примеры.

Пример 1. Решите уравнение:  .

Решение.

Заметим, что при х=1 уравнение обращается в тождество. Следовательно, х=1 - корень уравнения. Перепишем уравнение в виде

 (*)

Так как при основании, меньшем единицы, показательная функция убывает на R, то при х левая часть уравнения (*) больше единицы, то есть

Если то левая часть уравнения меньше единицы, то есть

Поэтому, других корней, кроме х=1, уравнение  не имеет.

Ответ: 1.

Пример 2. Решите уравнение:  .

Решение.

Это уравнение также обращается в тождество при х=1.

Перепишем уравнение в виде:

 .

При основании, меньшем единицы, показательная функция убывает на R.

Поэтому при х а при х. Таким образом, других корней, кроме х=1 , уравнение  не имеет.

Ответ: 1.

Графический способ решения уравнений вида f(x).

Чтобы графически решить уравнение такого вида, необходимо построить графики функций y=f(x) в одной системе координат и найти (точно или приближенно) абсциссы точек (если они есть) пересечения этих графиков. Абсциссы этих точек - корни данного уравнения (точность результатов определяем только после подстановки в уравнение).

Примеры.

Пример 1. Решите уравнение: .

Решение.

1.Рассмотрим две функции: f(x) =  и g(x) = x+1.

2.Графиком функции f(x) =  является кривая, расположенная в верхней полуплоскости, графиком функции g(x) = x+1 является прямая.

3. Зададим таблицы значений этих функций:

х

-1

0

1

2

3

f(x) = 

1

2

4

х

0

3

g(x)= x+1

1

4

4. Из рисунка видно, что прямая и кривая пересекаются в двух точках- в точке А и в точке В. По графику определяем абсциссы этих точек:  . Значит, уравнение имеет два корня: х=3 и х= . Число х=3 - точный корень заданного уравнения, так как при подстановке в это уравнение получается верное числовое равенство:

Ответ: 3;  .

Пример 2Решите уравнение .

Решение.

1. Рассмотрим две функции f(x) =  и g(x) = .Используем свойства степени и преобразуем выражение :

 = , тогда вторую формулу можно переписать в виде: f(x) = .

2. Функция f(x) = - показательная по основанию  и ее графиком является кривая, расположенная в верхней полуплоскости.

Функция g(x) =- прямая пропорциональность и ее график - прямая, проходящая через точку .

3. Зададим таблицы значений этих функций и затем построим их графики в одной системе координат.

х

-3

-2

-1

0

1

2

f(x) = 

8

4

2

1

х

1

4

g(x) =

2

4. Графики пересекаются в одной точке - в точке А, ее абсцисса равна единице.Значит, х=1 - корень заданного уравнения.

Примечание:

Если одна часть уравнения содержит убывающую функцию f(x) , а другая часть -возрастающую функцию g(x), и уравнение имеет корень х=, то он -единственный.

В примере 2. : f(x) = убывающая на R функция, а g(x = - возрастающая на R функция, х=1- корень уравнения и он единственный.


  1. Тест-опрос « Удивительно ,но факт »(анализ применения методов решения показательных уравнений и неравенств) Тест- опрос активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет получить оперативный результат контроля усвоения материала ,снимает психологический барьер . За тест-опрос можно получить 3 балла.

Вопрос №1. О чем идет речь?

ОСОБЕННОЕ!



=36




Вопрос №1. О чем говорит этот блок показательных неравенств?



Лишнее, НО!







Вопрос №3. Что бы это значило?

Нельзя!




Можно!



  1. Математический тренажер

Варианты заданий

Варианты ответов

Есть ли ошибка в решении

Задача. Решите систему уравнений


Решение: обозначим =а, =в, тогда система запишется так


Решим эту систему способом подстановки: а=3в-5, -4в+3=0,

Найдем значения а.


Возвратимся к принятым обозначениям:

= -8, данные уравнения решений не имеют, так как -8

2) = -14, данные уравнения решений не имеют, так как -14


В – 1

В – 2

А

В

С

Д

1


1

0

-1

2

2



х

х≤1

х≥-1

х≥-1

3



х≤0

х≤-1

х≤3

х≥6

4



Х=1,

Х=2

Х= -1

Х=1

Х= -1

Х=2

5



Х= -2

Х=2

Х=1

Х= -1



За урок можно набрать от 10 до20 баллов. Результаты вносятся после каждого этапа в рейтинговую таблицу, после проведения урока подводится итог, рефлексия.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мейрманова Шолпан Кабдрахмановна

Дата: 21.03.2015

Номер свидетельства: 189555


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства