Разработка открытого урока по математике «Решение показательных уравнений и неравенств» Урок семинар-решение проблемных задач (КТО).
Разработка открытого урока по математике «Решение показательных уравнений и неравенств» Урок семинар-решение проблемных задач (КТО).
Тема: « Решение показательных уравнений и неравенств»
Тип урока: урок семинар-решение проблемных задач (КТО).
Цель: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала темы; создать условия для коррекции, контроля знаний и умений учащихся.
Задачи :
образовательные: повторить и систематизировать знания по основным методам решения «Простейших показательных уравнений и неравенств», познакомить учащихся с историческими событиями, показать связь математики с другими науками;
развивающие : развивать интерес к изучению предмета, их стремление глубже усвоить предмет, учить проявлять математическую грамотность в широком спектре;
воспитательные: воспитывать нестандартно логически мыслящую личность, выражать свою точку зрения в соответствии с нормами этикета;
Форма организации урока: индивидуальная, фронтальная, коллективная;
Методы: частично-поисковый, технология сотрудничества, самопроверка, взаимопроверка, наглядности, тестовая проверка знаний;
Оборудование: интерактивная доска, оценочный лист, презентация в программе Power Point, карточки с заданиями, сигнальные карточки,рейтинговая таблица;
Эпиграф урока: «Доводы, до которых человек додумался сам, убеждают больше, чем те, которые пришли в голову к другим»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по математике «Решение показательных уравнений и неравенств» Урок семинар-решение проблемных задач (КТО). »
КГУ «Акбастауская СОШ»
Разработка открытого урока
по математике
«Решение показательных уравнений и неравенств»
Урок семинар-решение проблемных задач (КТО).
Подготовила:
Мейрманова Ш.К.,
учитель математики.
2013-2014 учебный год
Тема: « Решение показательных уравнений и неравенств»
Тип урока: урок семинар-решение проблемных задач (КТО).
Цель: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала темы; создать условия для коррекции, контроля знаний и умений учащихся.
Задачи :
образовательные: повторить и систематизировать знания по основным методам решения «Простейших показательных уравнений и неравенств», познакомить учащихся с историческими событиями, показать связь математики с другими науками;
развивающие: развивать интерес к изучению предмета, их стремление глубже усвоить предмет, учить проявлять математическую грамотность в широком спектре;
воспитательные: воспитывать нестандартно логически мыслящую личность, выражать свою точку зрения в соответствии с нормами этикета;
Форма организации урока: индивидуальная, фронтальная, коллективная;
Методы: частично-поисковый, технология сотрудничества, самопроверка, взаимопроверка, наглядности, тестовая проверка знаний;
Оборудование: интерактивная доска, оценочный лист, презентация в программе Power Point, карточки с заданиями, сигнальные карточки ,рейтинговая таблица;
Эпиграф урока: «Доводы, до которых человек додумался сам, убеждают больше, чем те, которые пришли в голову к другим»
Структура урока
Организационное начало: (задачи урока, тип урока, ознакомление со структурой урока, экспресс-диагностика готовности учащихся к уроку)
Ф.И.ученика___________________________
Готов(а) работать на уроке: 1 2 3 4 5
Работал(а) на уроке: 1 2 3 4 5
Подготовка учащихся к активному усвоению знаний, то есть фронтальная работа по трем направлениям:
1)заполни пропуски (знание теоритического материала: определения, свойства, характеристики показательных уравнений и неравенств)
2)понимание теоритического материала (найди идеи решения показательных уравнений и неравенств)
3)применение теоритических знаний (объясни решение показательного уравнения и неравенства)
Работа строится с использования сигнальных карточек и оценочных листов. Во фронтальную работу входит по 10 вопросов. Каждый правильный ответ на вопрос соответствует 0,5 баллу. Значит, за первый этап урока ученик может набрать 5 баллов.
Исторический этап - история развития показательной функции.
Говорят, все в жизни начинается с истории. И наш урок не исключение. Не много из истории великих открытий. (Примерные справки учащихся)
Количество баллов за историческую справку – 2 балла
Основная часть «Решения проблемных задач»
Учащимся были даны неравенства и уравнения решаемые, сочетанием нескольких способов, функционально-графическим методом или несколькими способами.
Учащиеся предлагают свой вариант решения и защищают метод решения. Максимальное количество баллов за решение показательных уравнений или неравенств – от 5 до 10 баллов.
Пусть = t, t0 , тогда t3 + t - 2 = 0 (t3 - 1) + (t -1 )= 0 (t-1) (t2 +t +1) + (t - 1) (t - 1) (t2 + t +2) = 0 t - 1= 0 t=1. (t0)
Вернемся к переменной х: = 1 = x = 0 .
Ответ: 0.
К данному типу уравнений относятся уравнения , левая часть которых имеет вид , где А, В, С -некоторые числа, причем .
Уравнения такого типа решаются с помощью подстановки :
= t , тогда = .
Пример 3. Решите уравнение:
Решение.
Заметим, что произведение оснований степени равно единице:
(. Поэтому можно ввести новую переменную: , причем . Получим уравнение:
t ,оба корня удовлетворяют условию :.
Вернемся к переменной х:
.
Ответ: .
Уравнения, имеющие вид Aam = Bbm.
Для решения необходимо обе части уравнения разделить либо на am, либо на bm. В результате получается простейшее уравнение.
Примеры.
Пример 1. Решите уравнение: 7х = 5х.
Решение.
7х = 5х = 1 = x = 0.
Ответ: 0.
Пример 2. Решите уравнение: .
Решение.
.
Ответ: 2.
Метод, основанный на использовании свойства монотонности показательной функции .
Примеры.
Пример 1. Решите уравнение: .
Решение.
Заметим, что при х=1 уравнение обращается в тождество. Следовательно, х=1 - корень уравнения. Перепишем уравнение в виде
(*)
Так как при основании, меньшем единицы, показательная функция убывает на R, то при хлевая часть уравнения (*) больше единицы, то есть
Если то левая часть уравнения меньше единицы, то есть
Поэтому, других корней, кроме х=1, уравнение не имеет.
Ответ: 1.
Пример 2. Решите уравнение: .
Решение.
Это уравнение также обращается в тождество при х=1.
Перепишем уравнение в виде:
.
При основании, меньшем единицы, показательная функция убывает на R.
Поэтому при ха при х: . Таким образом, других корней, кроме х=1 , уравнение не имеет.
Ответ: 1.
Графический способ решения уравнений вида f(x).
Чтобы графически решить уравнение такого вида, необходимо построить графики функций y=f(x) в одной системе координат и найти (точно или приближенно) абсциссы точек (если они есть) пересечения этих графиков. Абсциссы этих точек - корни данного уравнения (точность результатов определяем только после подстановки в уравнение).
Примеры.
Пример 1. Решите уравнение: .
Решение.
1.Рассмотрим две функции: f(x) = и g(x) = x+1.
2.Графиком функции f(x) = является кривая, расположенная в верхней полуплоскости, графиком функции g(x) = x+1 является прямая.
3. Зададим таблицы значений этих функций:
х
-1
0
1
2
3
f(x) =
1
2
4
х
0
3
g(x)= x+1
1
4
4. Из рисунка видно, что прямая и кривая пересекаются в двух точках- в точке А и в точке В. По графику определяем абсциссы этих точек: . Значит, уравнение имеет два корня: х=3 и х= . Число х=3 - точный корень заданного уравнения, так как при подстановке в это уравнение получается верное числовое равенство:
Ответ: 3; .
Пример 2. Решите уравнение: .
Решение.
1. Рассмотрим две функции f(x) = и g(x) = .Используем свойства степени и преобразуем выражение :
= , тогда вторую формулу можно переписать в виде: f(x) = .
2. Функция f(x) = - показательная по основанию и ее графиком является кривая, расположенная в верхней полуплоскости.
Функция g(x) =- прямая пропорциональность и ее график - прямая, проходящая через точку .
3. Зададим таблицы значений этих функций и затем построим их графики в одной системе координат.
х
-3
-2
-1
0
1
2
f(x) =
8
4
2
1
х
1
4
g(x) =
2
4. Графики пересекаются в одной точке - в точке А, ее абсцисса равна единице.Значит, х=1 - корень заданного уравнения.
Примечание:
Если одна часть уравнения содержит убывающую функцию f(x) , а другая часть -возрастающую функцию g(x), и уравнение имеет корень х=, то он -единственный.
В примере 2. : f(x) = убывающая на R функция, а g(x = - возрастающая на R функция, х=1- корень уравнения и он единственный.
Тест-опрос « Удивительно ,но факт »(анализ применения методов решения показательных уравнений и неравенств) Тест- опрос активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет получить оперативный результат контроля усвоения материала ,снимает психологический барьер . За тест-опрос можно получить 3 балла.
Вопрос №1. О чем идет речь?
ОСОБЕННОЕ!
=36
Вопрос №1. О чем говорит этот блок показательных неравенств?
Лишнее, НО!
Вопрос №3. Что бы это значило?
Нельзя!
Можно!
Математический тренажер
№
Варианты заданий
Варианты ответов
Есть ли ошибка в решении
Задача. Решите систему уравнений
Решение: обозначим =а, =в, тогда система запишется так
Решим эту систему способом подстановки: а=3в-5, -4в+3=0,
Найдем значения а.
Возвратимся к принятым обозначениям:
= -8, данные уравнения решений не имеют, так как -8
2) = -14, данные уравнения решений не имеют, так как -14
В – 1
В – 2
А
В
С
Д
1
1
0
-1
2
2
х
х≤1
х≥-1
х≥-1
3
х≤0
х≤-1
х≤3
х≥6
4
Х=1,
Х=2
Х= -1
Х=1
Х= -1
Х=2
5
Х= -2
Х=2
Х=1
Х= -1
За урок можно набрать от 10 до20 баллов. Результаты вносятся после каждого этапа в рейтинговую таблицу, после проведения урока подводится итог, рефлексия.