kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Иррациональные уравнения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема "Иррациональные уравнения" изучается на 1 курсе СПО. В конспекте урока рассматривается решения рациональных уравнений методом возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Иррациональные уравнения"»


ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ


Тема урока: Иррациональные уравнения


Цель урока:

  • Образовательная – дать понятие иррациональных уравнений, показать способы решения иррациональных уравнений.

  • Развивающая – сформировать у учащихся умение решать иррациональные уравнения, способствовать формированию умений классифицировать иррациональные уравнения по методам решений, научить применять эти методы, способствовать развитию математического кругозора, логического мышления.

  • Воспитательная – содействовать воспитанию интереса к иррациональным уравнениям, воспитывать чувство коллективизма, самоконтроля, ответственности.

Ключевые компетенции: способность самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию; способность самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи; способность использовать информационные технологии.


Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор.

Ключевые слова: иррациональное уравнение; метод решения; проверка; способ решения; уравнение.

Межпредметные связи: история.

Внутрипредметные связи: «Корень n-ой степени», «Виды уравнений».

План урока

  1. Организационный момент.

  2. Повторение пройденного материала.

  3. Объяснение нового материала.

  4. Закрепление.

  5. Самостоятельная работа.

  6. Домашнее задание. Подведение итогов урока.

Ход урока:


  1. Оргмомент: проверка готовности учащихся к уроку; рапорт дежурного.

Добрый день! Я очень рада видеть вас на своем уроке. Желаю вам всем хорошего настроения. Все ли готовы к уроку? Тогда начинаем урок.

  1. Повторение пройденного материала.

-Какую тему мы изучили на прошлой неделе? Кто назовет определение Корня n-ой степени?

Определение.

Корень n-ой степени из а называется такое число, n-степень которого равна а.

, а – подкоренное число, n – показатель корня.

На экране вы видите

√2 = 1,41;  -√11= -3.32

Как называются эти числа?

Иррациональное число невозможно представить в виде 

На экране вы видите уравнения

Посмотрите внимательно и определите, какие уравнения вы уже умеете решать, а какие у вас вызывают затруднения?

  1. 2х+5=7-х (линейное рациональное уравнение)

  2. х2+3х-1=0 (квадратное рациональное уравнение)

  3. (дробное рациональное уравнение)

– Кто может назвать тип уравнения, которые вам знакомы?

Вывод: Остались уравнения, которые вы еще не умеете решать.

– Чем отличается запись этих уравнений от тех, которые мы убрали?

Ответ: Неизвестное находится под знаком корня.

– Верно! Такие уравнения, в которых под знаком корня содержится переменная, называются иррациональными уравнениями. Приставка ир – означает отрицание.


  1. Сообщение новой темы.


Итак, тема нашего урока: “Иррациональные уравнения” (откройте тетради и запишите дату и тему уроку).

Цель урока: Рассмотреть и отработать некоторые способы решения простейших иррациональных уравнений.

Определение: Иррациональными называются уравнения, в которых переменная содержится под знаком корня

Итак, давайте перечислим основные методы решения иррациональных уравнений.

1 метод: возведение обеих частей уравнения в одну и ту же степень.

2 метод: замена переменной.

3 метод: умножение обеих частей уравнения на одну и ту же функцию.

4 метод: применение свойств функций, входящих в уравнение.

Чаще всего при решении иррациональных уравнений применяют 1метод, т. е. обе части уравнения возводят в одну и ту же степень.  Алгоритм решения иррационального уравнения вида , где а – некоторое число

1 случай: n-четное

Если а≥0, то

Если а

2 случай: n-нечетное, то а – любое число, то


Рассмотрим примеры.

Пример 1. Решите уравнение

Решение. Первым делом, в любом иррациональном уравнении необходимо избавиться от иррациональности - от корня. Теперь справа стоит положительное число, значит, мы имеем право возвести обе части в квадрат. При этом корень слева исчезнет:

х-5=36

х=36+5

х=41

Решая иррациональное уравнение, обязательно надо проводить проверку полученных корней!

6=6 - верно

Ответ: х = 41

Пример 2. Решите уравнение

Решение. Справа стоит отрицательное число (– 6), но арифметический квадратный корень не может быть отрицательным. Поэтому уравнение корней не имеет.

Ответ: корней нет

Пример 3. Найдите решение уравнения

Решение. Возведем обе части в куб:

х2 + 7х = 23

х2 + 7х – 8 = 0

Получили квадратное уравнение, которое можно решить с помощью дискриминанта:

D = b2– 4ac = 72 – 4•1•(– 8) = 49+ 32 = 81

х1 = (-7 – 9)/2 = – 8

х2 = (-7 + 9)/2 = 1

Проверка:

2=2- верно

2=2-верно

Ответ: – 8; 1


Алгоритм решения иррационального уравнения вида

Разберем подробно, как такое уравнение решать на примере:

Пример 4.

Решение. Практически любое иррациональное уравнение с квадратным корнем решается путем возведения в квадрат всего уравнения.

х2+х-12=0

D = 49

х1=3

х2=-4

Мы получили два корня, попробуем подставить каждый из них в исходное уравнение, чтобы проверить, действительно ли они являются корнями:

Проверим теперь второй корень: x2=−4 не является корнем данного уравнения

Ответ: х=3


Пример 5. Решите уравнение

Решение.

Возводим обе части в квадрат, получим: х – 2 = (х – 4)2

х – 2 = х2 – 8х + 16

х2 – 9х + 18 = 0

D = b2– 4ac = (– 9)2 – 4•1•18 = 81 – 72 = 9

х1 = (9 – 3)/2 = 3

х2 = (9 + 3)/2 = 6

Получили два корня, 3 и 6

Теперь проверим, во что они обращают правую часть исходного уравнения (х – 4):

при х = 3,     х – 4 = 3 – 4 = – 1

при х = 6,     х – 4 = 6 – 4 = 2

Корень х=3 придется отбросить, так как он обратил правую часть в отрицательное число. В результате остается только х=6.

Ответ: 6

Физкультминутка.

Ребята оперитесь о спинку стула, расслабьтесь, закройте глаза и мысленно рисуем глазами круг, треугольник, квадрат, знак бесконечность.


Закрепление.

1)

Возведем обе части уравнения в квадрат

Х+2=16

х=14

Проверка: 4=4 – равенство верно

Ответ: 14


2)

Х+1=(х-1)2

х+1=х2-2х+1

х2-3х=0

х=0 или х=3

Проверка: х=0; 1=-1 – равенство не верно, 0 - посторонний корень

х=3; 2=3-1; 2=2 – равенство верно

Ответ: 3


5)

Х+5=х2-2х+1

Х2-3х-4=0

Д=25

х1=-1

х2=4

Проверка: х=-1;-2=2– равенство не верно, -1- посторонний корень

х=4; 3=3– равенство верно

Ответ: 4


5. Проверка ЗУН - Самостоятельная работа.


Выполните тест. Ваша задача: в течение 10 мин. Вы должны выполнить 6 заданий. Если вы правильно ответите на все вопросы, то в итоге 1 вариант узнает, какой великий математик ввел знак корня, а 2 вариант – какой великий математик указал показатели корней ( ) (Декарт и Ньютон).

Из истории: Термин радикал и корень, введенные в XII в., происходят от латинского radix, имеющие два значения: сторона и корень. Греческие математики вместо «извлечь корень» говорили: «найти сторону квадрата по его данной величине (площадь)». Знак корня в виде символа появился впервые в 1525 г в виде символа «√». Современный символ введен Декартом, добавившим горизонтальную черту. Ньютон уже указывал показатели корней: .

6. Подведение итогов. Домашнее задание. Выставление оценок.

Урок закончен. До свидания.


Самостоятельная работа

Вариант 1.

  1. Какое из данных чисел является иррациональным

1) ; 2) 0,5; 3)

  1. Чему равен

  2. Какое из данных уравнений является иррациональным

  1. Решите уравнение

  2. Решите уравнение

  3. Решив уравнение , получили корни: -3 и 2. Какой из корней является посторонним?

Ответы

Буквы

2

к

5

е

-3

т

7

р

4

а

1

д

Ответ:








Самостоятельная работа

Вариант 2.

  1. Какое из данных чисел является иррациональным

1) ; 2) 0,5; 3)

  1. Чему равен

  2. Какое из данных уравнений является иррациональным

  1. Решите уравнение

  2. Решите уравнение

  3. Решив уравнение , получили корни: -1 и 3. Какой из корней является посторонним?

Ответы

Буквы

3

н

1

о

-1

н

9

т

7

ь

2

ю

Ответ:







Расстояние от наблюдателя, находящегося на небольшой высоте h километров над землeй, до наблюдаемой им линии горизонта вычисляется по формуле l=√2Rh, где R=6400 (км) — радиус Земли. С какой высоты горизонт виден на расстоянии 4 километров? Ответ выразите в километрах.

Решение

Нам нужно найти такую высоту h, что

4=√2⋅6400⋅h

Решаем уравнение и получаем

h=1/800=0,00125 км

Ответ: 00125.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Алгебра

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Иррациональные уравнения"

Автор: Ирина Геннадьевна Алякина

Дата: 13.10.2023

Номер свидетельства: 637953

Похожие файлы

object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) ""Конспект урока Иррациональные уравнения""
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt_uroka_irratsional_nyie_uravnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "368446"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481473883"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока "иррациональные уравнения""
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekturokairratsionalnyieuravnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "289517"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454833616"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока по теме Иррациональные уравнения"
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekturokapotiemieirratsionalnyieuravnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "261881"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449225184"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока математики в 11 классе по теме Иррациональные уравнения"
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt_uroka_matiematiki_v_11_klassie_po_tiemie_irratsional_nyie_uravnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "365559"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480849683"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) ""Конспект урока решение иррациональных уравнений""
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt_uroka_rieshieniie_irratsional_nykh_uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "368449"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481474137"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства