Тема "Иррациональные уравнения" изучается на 1 курсе СПО. В конспекте урока рассматривается решения рациональных уравнений методом возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Ключевые компетенции: способность самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию; способность самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи; способность использовать информационные технологии.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оргмомент: проверка готовности учащихся к уроку; рапорт дежурного.
Добрый день! Я очень рада видеть вас на своем уроке. Желаю вам всем хорошего настроения. Все ли готовы к уроку? Тогда начинаем урок.
Повторение пройденного материала.
-Какую тему мы изучили на прошлой неделе? Кто назовет определение Корня n-ой степени?
Определение.
Корень n-ой степени из а называется такое число, n-степень которого равна а.
, а – подкоренное число, n – показатель корня.
На экране вы видите
√2 = 1,41; -√11= -3.32
Как называются эти числа?
Иррациональное число невозможно представить в виде
На экране вы видите уравнения
Посмотрите внимательно и определите, какие уравнения вы уже умеете решать, а какие у вас вызывают затруднения?
2х+5=7-х (линейное рациональное уравнение)
х2+3х-1=0 (квадратное рациональное уравнение)
(дробное рациональное уравнение)
– Кто может назвать тип уравнения, которые вам знакомы?
Вывод: Остались уравнения, которые вы еще не умеете решать.
– Чем отличается запись этих уравнений от тех, которые мы убрали?
Ответ: Неизвестное находится под знаком корня.
– Верно! Такие уравнения, в которых под знаком корня содержится переменная, называются иррациональными уравнениями. Приставка ир – означает отрицание.
Сообщение новой темы.
Итак, тема нашего урока: “Иррациональные уравнения” (откройте тетради и запишите дату и тему уроку).
Цель урока: Рассмотреть и отработать некоторые способы решения простейших иррациональных уравнений.
Определение: Иррациональными называются уравнения, в которых переменная содержится под знаком корня
Итак, давайте перечислим основные методы решения иррациональных уравнений.
1 метод: возведение обеих частей уравнения в одну и ту же степень.
2 метод: замена переменной.
3 метод: умножение обеих частей уравнения на одну и ту же функцию.
4 метод: применение свойств функций, входящих в уравнение.
Чаще всего при решении иррациональных уравнений применяют 1метод, т. е. обе части уравнения возводят в одну и ту же степень. Алгоритм решения иррационального уравнения вида , где а – некоторое число
1 случай: n-четное
Если а≥0, то
Если а
2 случай: n-нечетное, то а – любое число, то
Рассмотрим примеры.
Пример 1. Решите уравнение
Решение. Первым делом, в любом иррациональном уравнении необходимо избавиться от иррациональности - от корня. Теперь справа стоит положительное число, значит, мы имеем право возвести обе части в квадрат. При этом корень слева исчезнет:
х-5=36
х=36+5
х=41
Решая иррациональное уравнение, обязательно надо проводить проверку полученных корней!
6=6 - верно
Ответ: х = 41
Пример 2. Решите уравнение
Решение. Справа стоит отрицательное число (– 6), но арифметический квадратный корень не может быть отрицательным. Поэтому уравнение корней не имеет.
Ответ: корней нет
Пример 3. Найдите решение уравнения
Решение. Возведем обе части в куб:
х2 + 7х = 23
х2 + 7х – 8 = 0
Получили квадратное уравнение, которое можно решить с помощью дискриминанта:
D = b2– 4ac = 72 – 4•1•(– 8) = 49+ 32 = 81
х1 = (-7 – 9)/2 = – 8
х2 = (-7 + 9)/2 = 1
Проверка:
2=2- верно
2=2-верно
Ответ: – 8; 1
Алгоритм решения иррационального уравнения вида
Разберем подробно, как такое уравнение решать на примере:
Пример 4.
Решение. Практически любое иррациональное уравнение с квадратным корнем решается путем возведения в квадрат всего уравнения.
х2+х-12=0
D =49
х1=3
х2=-4
Мы получили два корня, попробуем подставить каждый из них в исходное уравнение, чтобы проверить, действительно ли они являются корнями:
Проверим теперь второй корень: x2=−4 не является корнем данного уравнения
Ответ: х=3
Пример 5. Решите уравнение
Решение.
Возводим обе части в квадрат, получим: х – 2 = (х – 4)2
х – 2 = х2 – 8х + 16
х2 – 9х + 18 = 0
D = b2– 4ac = (– 9)2 – 4•1•18 = 81 – 72 = 9
х1 = (9 – 3)/2 = 3
х2 = (9 + 3)/2 = 6
Получили два корня, 3 и 6
Теперь проверим, во что они обращают правую часть исходного уравнения (х – 4):
при х = 3, х – 4 = 3 – 4 = – 1
при х = 6, х – 4 = 6 – 4 = 2
Корень х=3 придется отбросить, так как он обратил правую часть в отрицательное число. В результате остается только х=6.
Ответ: 6
Физкультминутка.
Ребята оперитесь о спинку стула, расслабьтесь, закройте глаза и мысленно рисуем глазами круг, треугольник, квадрат, знак бесконечность.
Проверка: х=-1;-2=2– равенство не верно, -1- посторонний корень
х=4; 3=3– равенство верно
Ответ: 4
5. Проверка ЗУН - Самостоятельная работа.
Выполните тест. Ваша задача: в течение 10 мин. Вы должны выполнить 6 заданий. Если вы правильно ответите на все вопросы, то в итоге 1 вариант узнает, какой великий математик ввел знак корня, а 2 вариант – какой великий математик указал показатели корней ( ) (Декарт и Ньютон).
Из истории: Термин радикал и корень, введенные в XII в., происходят от латинского radix, имеющие два значения: сторона и корень. Греческие математики вместо «извлечь корень» говорили: «найти сторону квадрата по его данной величине (площадь)». Знак корня в виде символа появился впервые в 1525 г в виде символа «√». Современный символ введен Декартом, добавившим горизонтальную черту. Ньютон уже указывал показатели корней: .
Решив уравнение , получили корни: -3 и 2. Какой из корней является посторонним?
Ответы
Буквы
2
к
5
е
-3
т
7
р
4
а
1
д
Ответ:
Самостоятельная работа
Вариант 2.
Какое из данных чисел является иррациональным
1) ; 2) 0,5; 3)
Чему равен
Какое из данных уравнений является иррациональным
Решите уравнение
Решите уравнение
Решив уравнение , получили корни: -1 и 3. Какой из корней является посторонним?
Ответы
Буквы
3
н
1
о
-1
н
9
т
7
ь
2
ю
Ответ:
Расстояние от наблюдателя, находящегося на небольшой высоте h километров над землeй, до наблюдаемой им линии горизонта вычисляется по формуле l=√2Rh, где R=6400 (км) — радиус Земли. С какой высоты горизонт виден на расстоянии 4 километров? Ответ выразите в километрах.