kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока математики в 11 классе по теме Иррациональные уравнения

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Введение в урок, организационный этап.
Сегодня повторим все способы решения иррациональных уравнений, обсудим их достоинства и недостатки, научимся выбирать рациональный ход решения.

Цель урока состоит в том, чтобы обобщить и систематизировать методы решения иррациональных уравнений; познакомить вас с новым типом иррациональных уравнений, состоящих из двух радикалов; на этом уроке мы попытаемся научиться определять оптимальный способ решения того или иного иррационального уравнения.

2Устный счет.
1) Имеет ли уравнение корни   3х2 = – 12
Ответ: Нет. Почему? (Так как правая и левая части принимают значения разных знаков).
 

2) Решите уравнение  х2 – 8 = 0 .
Ответ
3) Решите уравнение  + 2 = 0
Ответ: Нет решений.

Поясните, почему. (в левой части положительное число, а в правой о)

Учитель: Давайте такой метод назовем «метод пристального взгляда», так как если вовремя обратить на такую ситуацию внимание, это значительно сэкономит время при решении такого уравнения. 
4) Решите уравнение  = –5
Ответ: Нет решений. Поясните. (Так как сумма двух неотрицательных выражений не может принимать отрицательное значение).
5) Решите уравнение  +  =0
Ответ: х =3. Поясните ход решения. (Так как сумма двух неотрицательных выражений равна нулю, если только оба слагаемых одновременно равны нулю).


3.Анализ различных способов решения уравнений.
 

Учитель: Давайте перейдем к обзору способов решения иррациональных уравнений. Для начала вспомним, какие именно уравнения называются иррациональными?
Ученик: Уравнения, содержащие переменную под знаком корня.
Учитель: Какие способы решения иррациональных уравнений мы знаем?

Ученик: Способ возведения в степень обеих частей уравнения и способ введения новой переменной.

Пример 1. Решите уравнение (групповая форма работы): а) ;   б) = х – 1.

Решение.  а) Возведя обе части уравнения в квадрат, получим 1 + 3х = 1 – 2х + х2, перенесём всё в левую часть уравнения, получим  х2 – 5х = 0,  х(х – 5) = 0.

 Корни этого уравнения : х1 = 0 и х2 = 5.

Проверим, удовлетворяют ли эти корни исходному уравнению.

х = 0,  = 1  и 1 – х = 1 – 0 = 1.  Поэтому х = 0 – корень исходного уравнения.

х = 5,  =  = 4,  а 1 – х = 1 – 5 = –4. Поскольку 4  –4, то х = 5 – посторонний корень.

Ответ: 0

б) Возведём обе части уравнения  = х – 1 в квадрат, получим

                                                           1 + 3х = х2 – 2х + 1,  перенесём всё в левую часть и приведя подобные, получаем                   х2 – 5х = 0, корни которого   х1 = 0 и х2 = 5.

 Проверим, удовлетворяют ли эти корни исходному уравнению.

х = 0,  = 1  и х – 1 = 0 – 5 = –5.  Поскольку 1  –5, то  х = 0 – посторонний корень.

х = 5,  =  = 4,  а х – 1 = 5 – 1 = 4.

 х = 5 – корень исходного уравнения.

Ответ: 5

Отметим, что при переходе от  иррационального уравнения к рациональному, получили одно и то же уравнение х2 – 5х = 0, имеющее два корня: х1 = 0 и х2 = 5. Корень х1 = 0 есть корень первого уравнения, но посторонний для второго уравнения; х2 = 5  есть корень второго уравнения, но посторонний для первого уравнения.

Пример 2.  Решите уравнение (самостоятельно с последующей взаимопроверкой):  

 = х + 1.

Возведём обе части уравнения  = х + 1 в квадрат, получим

                                                           1 + 3х = х2 + 2х + 1,  перенесём всё в левую часть и приведя подобные, получаем                   х2 – х = 0, корни которого   х1 = 0 и х2 = 1.

 Проверим, удовлетворяют ли эти корни исходному уравнению.

х = 0,  = 1  и х + 1 = 0 + 1 = 1. 

х = 1,  =  = 2,  а х + 1 = 1 + 1 = 2.

х = 0,  х = 1 – корни исходного уравнения.

Ответ: 0; 1.

Это уравнение служит примером того, что возведение в квадрат исходного уравнения не всегда приводит к появлению посторонних корней.

Пример 3.  Решите уравнение:  .

Объяснение учителя: при решении используем ОДЗ уравнения.

Оформим решение иначе:,     получим     , т.е  

Найдём корни уравнения  х (х + 1) = 0:  х1 = 0  и х2 = –1.

Оба корня удовлетворяют условию   –3  .

Ответ:  –1; 0

Решая этим  способом уравнение, проверять не нужно, т.к. найденные корни удовлетворяют ОДЗ уравнения.

Пример 4.  Решите уравнение: 3 +  = 4.

Учитель: Каким способом будем  решать данное иррациональное уравнение?

Ученик: Способом введения новой переменной.  (Комментированное  решение.)

Обозначим   = u, то  = u2,  где u  0.

Получим  3 u + u2 – 4 = 0,    D = 9 + 16 = 25,  u1 =1,  u2 = –4;   

u2 = –4 –  не удовлетворяет условию u  0. Тогда  = 1, т.е. х2 – 3 = 1,   х = 2.

Ответ: 2.

4.Задание на дом. Итог урока.

1. Решите уравнение двум способами:   х =  + 2. На следующий урок ответите, каким именно способом рациональнее всего было решать  уравнение.

2. Решите уравнение   = –х – 4, используя ОДЗ уравнения.

 На следующем уроке продолжим рассмотрение более сложных иррациональных уравнений способом  введения новой переменной, типа  = 2. Посмотрите дома, может быть кто-то сможет предложить способ решения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики в 11 классе по теме Иррациональные уравнения»

Урок алгебры в 11 классе.

Тема: «Способы решения иррациональных уравнений».

Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по применению различных способов решения иррациональных уравнений;

Развитие логического и нестандартного мышления, навыков сравнительного анализа через умение находить пути решения, научить переключаться с одного способа на другой.

Воспитание самостоятельности, творческого подхода к решению уравнений.

Ход урока.

1.Введение в урок, организационный этап.
Сегодня повторим все способы решения иррациональных уравнений, обсудим их достоинства и недостатки, научимся выбирать рациональный ход решения.

Цель урока состоит в том, чтобы обобщить и систематизировать методы решения иррациональных уравнений; познакомить вас с новым типом иррациональных уравнений, состоящих из двух радикалов; на этом уроке мы попытаемся научиться определять оптимальный способ решения того или иного иррационального уравнения.

2. Устный счет .
1) Имеет ли уравнение корни  3х2 = – 12
Ответ: Нет. Почему? (Так как правая и левая части принимают значения разных знаков).

2) Решите уравнение х2 – 8 = 0 .
Ответ
3) Решите уравнение  + 2 = 0
Ответ: Нет решений.

Поясните, почему. (в левой части положительное число, а в правой о)

Учитель: Давайте такой метод назовем «метод пристального взгляда», так как если вовремя обратить на такую ситуацию внимание, это значительно сэкономит время при решении такого уравнения. 
4) Решите уравнение  = –5
Ответ: Нет решений. Поясните. (Так как сумма двух неотрицательных выражений не может принимать отрицательное значение).
5) Решите уравнение  + =0
Ответ: х =3. Поясните ход решения. (Так как сумма двух неотрицательных выражений равна нулю, если только оба слагаемых одновременно равны нулю).


3.Анализ различных способов решения уравнений.

Учитель: Давайте перейдем к обзору способов решения иррациональных уравнений. Для начала вспомним, какие именно уравнения называются иррациональными?
Ученик: Уравнения, содержащие переменную под знаком корня.
Учитель: Какие способы решения иррациональных уравнений мы знаем?

Ученик: Способ возведения в степень обеих частей уравнения и способ введения новой переменной.

Пример 1. Решите уравнение (групповая форма работы): а) ; б) = х – 1.

Решение. а) Возведя обе части уравнения в квадрат, получим 1 + 3х = 1 – 2х + х2, перенесём всё в левую часть уравнения, получим х2 – 5х = 0, х(х – 5) = 0.

Корни этого уравнения : х1 = 0 и х2 = 5.

Проверим, удовлетворяют ли эти корни исходному уравнению.

х = 0, = 1 и 1 – х = 1 – 0 = 1. Поэтому х = 0 – корень исходного уравнения.

х = 5, = = 4, а 1 – х = 1 – 5 = –4. Поскольку 4 –4, то х = 5 – посторонний корень.

Ответ: 0

б) Возведём обе части уравнения = х – 1 в квадрат, получим

1 + 3х = х2 – 2х + 1, перенесём всё в левую часть и приведя подобные, получаем х2 – 5х = 0, корни которого х1 = 0 и х2 = 5.


Проверим, удовлетворяют ли эти корни исходному уравнению.

х = 0, = 1 и х – 1 = 0 – 5 = –5. Поскольку 1 –5, то х = 0 – посторонний корень.

х = 5, = = 4, а х – 1 = 5 – 1 = 4.

х = 5 – корень исходного уравнения.

Ответ: 5

Отметим, что при переходе от иррационального уравнения к рациональному, получили одно и то же уравнение х2 – 5х = 0, имеющее два корня: х1 = 0 и х2 = 5. Корень х1 = 0 есть корень первого уравнения, но посторонний для второго уравнения; х2 = 5 есть корень второго уравнения, но посторонний для первого уравнения.

Пример 2. Решите уравнение (самостоятельно с последующей взаимопроверкой):

= х + 1.

Возведём обе части уравнения = х + 1 в квадрат, получим

1 + 3х = х2 + 2х + 1, перенесём всё в левую часть и приведя подобные, получаем х2 х = 0, корни которого х1 = 0 и х2 = 1.


Проверим, удовлетворяют ли эти корни исходному уравнению.

х = 0, = 1 и х + 1 = 0 + 1 = 1.

х = 1, = = 2, а х + 1 = 1 + 1 = 2.

х = 0, х = 1 – корни исходного уравнения.

Ответ: 0; 1.

Это уравнение служит примером того, что возведение в квадрат исходного уравнения не всегда приводит к появлению посторонних корней.


Пример 3. Решите уравнение: .

Объяснение учителя: при решении используем ОДЗ уравнения.

Оформим решение иначе: , получим , т.е

Найдём корни уравнения х (х + 1) = 0: х1 = 0 и х2 = –1.

Оба корня удовлетворяют условию –3 .

Ответ: –1; 0

Решая этим способом уравнение, проверять не нужно, т.к. найденные корни удовлетворяют ОДЗ уравнения.

Пример 4. Решите уравнение: 3 + = 4.

Учитель: Каким способом будем решать данное иррациональное уравнение?

Ученик: Способом введения новой переменной. (Комментированное решение.)

Обозначим = u, то = u2, где u 0.

Получим 3 u + u2 – 4 = 0, D = 9 + 16 = 25, u1 =1, u2 = –4;

u2 = –4 – не удовлетворяет условию u 0. Тогда = 1, т.е. х2 – 3 = 1, х = 2.

Ответ: 2.

4.Задание на дом. Итог урока.

1. Решите уравнение двум способами: х = + 2. На следующий урок ответите, каким именно способом рациональнее всего было решать уравнение.

2. Решите уравнение = –х – 4, используя ОДЗ уравнения.


На следующем уроке продолжим рассмотрение более сложных иррациональных уравнений способом введения новой переменной, типа = 2. Посмотрите дома, может быть кто-то сможет предложить способ решения.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Конспект урока математики в 11 классе по теме Иррациональные уравнения

Автор: Тихонова Лидия Викторовна

Дата: 04.12.2016

Номер свидетельства: 365559

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока по теме Иррациональные уравнения"
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekturokapotiemieirratsionalnyieuravnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "261881"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449225184"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока математики Преобразование выражений, содержащих квадратные корни "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-matiematiki-prieobrazovaniie-vyrazhienii-sodierzhashchikh-kvadratnyie-korni"
    ["file_id"] => string(6) "227620"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440841280"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока на тему "Математическое поле чудес""
    ["seo_title"] => string(50) "konspekt_uroka_na_temu_matematicheskoe_pole_chudes"
    ["file_id"] => string(6) "604145"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1649076715"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "«РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ  УЧАЩИХСЯ К ЕНТ» "
    ["seo_title"] => string(52) "riekomiendatsii-po-podgotovkie-uchashchikhsia-k-ient"
    ["file_id"] => string(6) "209484"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431179042"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства