Конспект урока математики в 11 классе по теме Иррациональные уравнения
Конспект урока математики в 11 классе по теме Иррациональные уравнения
1.Введение в урок, организационный этап. Сегодня повторим все способы решения иррациональных уравнений, обсудим их достоинства и недостатки, научимся выбирать рациональный ход решения.
Цель урока состоит в том, чтобы обобщить и систематизировать методы решения иррациональных уравнений; познакомить вас с новым типом иррациональных уравнений, состоящих из двух радикалов; на этом уроке мы попытаемся научиться определять оптимальный способ решения того или иного иррационального уравнения.
2. Устный счет. 1) Имеет ли уравнение корни 3х2 = – 12 Ответ: Нет. Почему? (Так как правая и левая части принимают значения разных знаков).
Поясните, почему. (в левой части положительное число, а в правой о)
Учитель: Давайте такой метод назовем «метод пристального взгляда», так как если вовремя обратить на такую ситуацию внимание, это значительно сэкономит время при решении такого уравнения. 4) Решите уравнение = –5 Ответ: Нет решений. Поясните. (Так как сумма двух неотрицательных выражений не может принимать отрицательное значение). 5) Решите уравнение + =0 Ответ: х =3. Поясните ход решения. (Так как сумма двух неотрицательных выражений равна нулю, если только оба слагаемых одновременно равны нулю).
3.Анализ различных способов решения уравнений.
Учитель: Давайте перейдем к обзору способов решения иррациональных уравнений. Для начала вспомним, какие именно уравнения называются иррациональными? Ученик: Уравнения, содержащие переменную под знаком корня. Учитель: Какие способы решения иррациональных уравнений мы знаем?
Ученик: Способ возведения в степень обеих частей уравнения и способ введения новой переменной.
Пример 1. Решите уравнение (групповая форма работы): а) ; б) = х – 1.
Решение. а) Возведя обе части уравнения в квадрат, получим 1 + 3х = 1 – 2х + х2, перенесём всё в левую часть уравнения, получим х2 – 5х = 0, х(х – 5) = 0.
Корни этого уравнения : х1 = 0 и х2 = 5.
Проверим, удовлетворяют ли эти корни исходному уравнению.
х = 0, = 1 и 1 – х = 1 – 0 = 1. Поэтому х = 0 – корень исходного уравнения.
х = 5, = = 4, а 1 – х = 1 – 5 = –4. Поскольку 4 –4, то х = 5 – посторонний корень.
Ответ: 0
б) Возведём обе части уравнения = х – 1 в квадрат, получим
1 + 3х = х2 – 2х + 1, перенесём всё в левую часть и приведя подобные, получаем х2 – 5х = 0, корни которого х1 = 0 и х2 = 5.
Проверим, удовлетворяют ли эти корни исходному уравнению.
х = 0, = 1 и х – 1 = 0 – 5 = –5. Поскольку 1 –5, то х = 0 – посторонний корень.
х = 5, = = 4, а х – 1 = 5 – 1 = 4.
х = 5 – корень исходного уравнения.
Ответ: 5
Отметим, что при переходе от иррационального уравнения к рациональному, получили одно и то же уравнение х2 – 5х = 0, имеющее два корня: х1 = 0 и х2 = 5. Корень х1 = 0 есть корень первого уравнения, но посторонний для второго уравнения; х2 = 5 есть корень второго уравнения, но посторонний для первого уравнения.
Пример 2. Решите уравнение (самостоятельно с последующей взаимопроверкой):
= х + 1.
Возведём обе части уравнения = х + 1 в квадрат, получим
1 + 3х = х2 + 2х + 1, перенесём всё в левую часть и приведя подобные, получаем х2 – х = 0, корни которого х1 = 0 и х2 = 1.
Проверим, удовлетворяют ли эти корни исходному уравнению.
х = 0, = 1 и х + 1 = 0 + 1 = 1.
х = 1, = = 2, а х + 1 = 1 + 1 = 2.
х = 0, х = 1 – корни исходного уравнения.
Ответ: 0; 1.
Это уравнение служит примером того, что возведение в квадрат исходного уравнения не всегда приводит к появлению посторонних корней.
Пример 3. Решите уравнение: .
Объяснение учителя: при решении используем ОДЗ уравнения.
Оформим решение иначе:, получим , т.е
Найдём корни уравнения х (х + 1) = 0: х1 = 0 и х2 = –1.
Оба корня удовлетворяют условию –3 .
Ответ: –1; 0
Решая этим способом уравнение, проверять не нужно, т.к. найденные корни удовлетворяют ОДЗ уравнения.
Пример 4. Решите уравнение: 3 + = 4.
Учитель: Каким способом будем решать данное иррациональное уравнение?
Ученик: Способом введения новой переменной. (Комментированное решение.)
Обозначим = u, то = u2, где u 0.
Получим 3 u + u2 – 4 = 0, D = 9 + 16 = 25, u1 =1, u2 = –4;
u2 = –4 – не удовлетворяет условию u 0. Тогда = 1, т.е. х2 – 3 = 1, х = 2.
Ответ: 2.
4.Задание на дом. Итог урока.
1. Решите уравнение двум способами: х = + 2. На следующий урок ответите, каким именно способом рациональнее всего было решать уравнение.
2. Решите уравнение = –х – 4, используя ОДЗ уравнения.
На следующем уроке продолжим рассмотрение более сложных иррациональных уравнений способом введения новой переменной, типа = 2. Посмотрите дома, может быть кто-то сможет предложить способ решения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики в 11 классе по теме Иррациональные уравнения»
Урок алгебры в 11 классе.
Тема:«Способы решения иррациональных уравнений».
Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по применению различных способов решения иррациональных уравнений;
Развитие логического и нестандартного мышления, навыков сравнительного анализа через умение находить пути решения, научить переключаться с одного способа на другой.
Воспитание самостоятельности, творческого подхода к решению уравнений.
Ход урока.
1.Введение в урок, организационный этап. Сегодня повторим все способы решения иррациональных уравнений, обсудим их достоинства и недостатки, научимся выбирать рациональный ход решения.
Цель урока состоит в том, чтобы обобщить и систематизировать методы решения иррациональных уравнений; познакомить вас с новым типом иррациональных уравнений, состоящих из двух радикалов; на этом уроке мы попытаемся научиться определять оптимальный способ решения того или иного иррационального уравнения.
2.Устный счет . 1) Имеет ли уравнение корни 3х2 = – 12 Ответ: Нет. Почему? (Так как правая и левая части принимают значения разных знаков).
Поясните, почему. (в левой части положительное число, а в правой о)
Учитель: Давайте такой метод назовем «метод пристального взгляда», так как если вовремя обратить на такую ситуацию внимание, это значительно сэкономит время при решении такого уравнения. 4) Решите уравнение = –5 Ответ: Нет решений. Поясните. (Так как сумма двух неотрицательных выражений не может принимать отрицательное значение). 5) Решите уравнение + =0 Ответ: х =3. Поясните ход решения. (Так как сумма двух неотрицательных выражений равна нулю, если только оба слагаемых одновременно равны нулю).
3.Анализ различных способов решения уравнений.
Учитель: Давайте перейдем к обзору способов решения иррациональных уравнений. Для начала вспомним, какие именно уравнения называются иррациональными? Ученик: Уравнения, содержащие переменную под знаком корня. Учитель: Какие способы решения иррациональных уравнений мы знаем?
Ученик: Способ возведения в степень обеих частей уравнения и способ введения новой переменной.
Пример 1. Решите уравнение (групповая форма работы): а) ; б) = х – 1.
Решение. а) Возведя обе части уравнения в квадрат, получим 1 + 3х = 1 – 2х + х2, перенесём всё в левую часть уравнения, получим х2 – 5х = 0, х(х – 5) = 0.
Корни этого уравнения : х1 = 0 и х2 = 5.
Проверим, удовлетворяют ли эти корни исходному уравнению.
х = 0, = 1 и 1 – х = 1 – 0 = 1. Поэтому х = 0 – корень исходного уравнения.
х = 5, = = 4, а 1 – х = 1 – 5 = –4. Поскольку 4 –4, то х = 5 – посторонний корень.
Ответ: 0
б) Возведём обе части уравнения = х – 1 в квадрат, получим
1 + 3х = х2 – 2х + 1, перенесём всё в левую часть и приведя подобные, получаем х2 – 5х = 0, корни которого х1 = 0 и х2 = 5.
Проверим, удовлетворяют ли эти корни исходному уравнению.
х = 0, = 1 и х – 1 = 0 – 5 = –5. Поскольку 1 –5, то х = 0 – посторонний корень.
х = 5, = = 4, а х – 1 = 5 – 1 = 4.
х = 5 – корень исходного уравнения.
Ответ: 5
Отметим, что при переходе от иррационального уравнения к рациональному, получили одно и то же уравнение х2 – 5х = 0, имеющее два корня: х1 = 0 и х2 = 5. Корень х1 = 0 есть корень первого уравнения, но посторонний для второго уравнения; х2 = 5 есть корень второго уравнения, но посторонний для первого уравнения.
Пример 2. Решите уравнение (самостоятельно с последующей взаимопроверкой):
= х + 1.
Возведём обе части уравнения = х + 1 в квадрат, получим
1 + 3х = х2 + 2х + 1, перенесём всё в левую часть и приведя подобные, получаем х2 – х = 0, корни которого х1 = 0 и х2 = 1.
Проверим, удовлетворяют ли эти корни исходному уравнению.
х = 0, = 1 и х + 1 = 0 + 1 = 1.
х = 1, = = 2, а х + 1 = 1 + 1 = 2.
х = 0, х = 1 – корни исходного уравнения.
Ответ: 0; 1.
Это уравнение служит примером того, что возведение в квадрат исходного уравнения не всегда приводит к появлению посторонних корней.
Пример 3. Решите уравнение: .
Объяснение учителя: при решении используем ОДЗ уравнения.
Оформим решение иначе: , получим , т.е
Найдём корни уравнения х (х + 1) = 0: х1 = 0 и х2 = –1.
Оба корня удовлетворяют условию –3 .
Ответ: –1; 0
Решая этим способом уравнение, проверять не нужно, т.к. найденные корни удовлетворяют ОДЗ уравнения.
Пример 4. Решите уравнение: 3 + = 4.
Учитель: Каким способом будем решать данное иррациональное уравнение?
Ученик: Способом введения новой переменной. (Комментированное решение.)
Обозначим = u, то = u2, где u 0.
Получим 3u + u2 – 4 = 0, D = 9 + 16 = 25, u1 =1, u2 = –4;
u2 = –4 – не удовлетворяет условию u 0. Тогда = 1, т.е. х2 – 3 = 1, х = 2.
Ответ: 2.
4.Задание на дом. Итог урока.
1. Решите уравнение двум способами: х = + 2. На следующий урок ответите, каким именно способом рациональнее всего было решать уравнение.
2. Решите уравнение = –х – 4, используя ОДЗ уравнения.
На следующем уроке продолжим рассмотрение более сложных иррациональных уравнений способом введения новой переменной, типа = 2. Посмотрите дома, может быть кто-то сможет предложить способ решения.