Цель: Открыть новый тип уравнений и способы его решения.
Ожидаемые результаты урока.
Ученик знает:
I.Вид иррационального уравнения;
II.Определение иррационального уравнения;
III.Иррациональные уравнения можно решать используя определение арифметического квадратного корня и метод замены переменной.
Ученик умеет:
IV.Решать иррациональные уравнения вида =(); методом замены переменной.
Структура урока:
Мотивационно-ориентировочный этап
Актуализация знаний: на данном этапе вспоминаем с учащимися следующие вопросы: «что такое уравнение», «корень уравнения», «что значит решить уравнение».
Мотивация: решается задача – мотив. Задача: Найдите длину сторон прямоугольника, если известно, что длина его диагонали равна 30 см, а его периметр равен 75 см.
Постановка учебной задачи: научится решать новый вид уравнений.
Содержательный этап. Определение иррационального уравнения; рассматриваются два способа решения иррациональных уравнений: 1) с использованием арифметического квадратного корня; 2) метод замены переменной.
Просмотр содержимого документа
«"Конспект урока решение иррациональных уравнений"»
Урок №3 Тема: «Иррациональные уравнения»
9 класс; Сборник задач по алгебре для 8-9 классов: Учеб. Пособие для учащихся шк. и кл. с углубл. изуч. математики / М.Л. Галицкий, А.М. Гольдман, Л.И. Звавич.- 4-е изд.- М.: Просвещение, 1997.
§11, п.3
2 спаренных урока.
Цель:
Ход урока
Здравствуйте ребята, садитесь.
Открываем рабочие тетради, записываем число классная работа.
На доске записано уравнение, решите его.
Учитель вызывает к доске одного из учеников.
Задание№1. Решите уравнение: .
Перенесём слагаемые 2х+4 из одной части уравнения в другую, получим:
Умножим обе части уравнения на (-1): .
Приходим к равносильной системе:
Решим второе уравнение системы: 4х2-45х+119=0.
х=4.25- не удовлетворяет условию х5,5.
Ответ: х=7.
Хорошо. Ребята, каким является данное уравнение?
Иррациональным.
Какое уравнение называется иррациональным ?
Уравнение с одной переменной f(x)=g(x) называют иррациональным, если хотя бы одна из функций f(x) или g(x) содержит переменную х под знаком радикала.
Правильно. На прошлом уроке мы начали новую тему: «Иррациональные уравнения», сформулировали цель. Кто- нибудь помнит цель, которую мы сформулировали?
Научится решать новый вид уравнений.
На этом занятие мы продолжим решать уравнения данного вида, узнаем новые способы его решений.
Открывайте учебник на странице 156, № 11.115(б,в). Под буквой б) устно.
Миша прочитай задание.
Докажите, что уравнение не имеет решения.
б)
У кого- нибудь есть предложения?
Так как
не имеет решений.
Под буквой в) письменно.
в)
Когда сумма равна нулю?
Когда оба слагаемых равны нулю.
Получаем систему:. Решим её:
Данная система решений не имеет.
№11.116 (а,г)
Как поступим в данном случае?
При каких значениях неизвестного левая часть имеет смысл?
Когда подкоренное выражение больше либо равно нулю, то есть когда х-8
А при каких значениях неизвестного правая часть имеет смысл?
При 7-х
Получаем, что ОДЗ данного уравнения: .Данная система решений не имеет.
Какой можем сделать вывод?
Данное уравнение не имеет решений.
Под буквой г).
.
С чего начнём?
С ОДЗ уравнения.
Решением системы является х=1
Проверим, является ли х=1 корнем уравнения
, получаем:0=2- неверно. Следовательно, данное уравнение решений не имеет.
№11.117(б,в)
б)
ОДЗ данного уравнения: Решением системы является х.
При х х+1716, поэтому .
Получаем: 4, то есть данное уравнение решений не имеет.
в)
У кого какие будут предложения?
х-7x-6, следовательно , то есть .
А правая часть всегда больше либо равна нулю. Поэтому данное уравнение решений не имеет.
Хорошо. №11.130(в,г)
в)
На прошлом занятие мы с вами уже решали уравнения такого вида. Как мы это делали? Что использовали при решении?
Мы установили, что любое уравнение вида: равносильно системе .
При переходе к данной системе использовали определение арифметического квадратного корня.
Правильно. Следовательно, данное уравнение какой будет равносильно системе?
Далее?
Решим второе уравнение системы.
Записываем ответ.
Ответ: х=2, х=-1.4.
г)
В данном случае можем использовать определение арифметического квадратного корня?
Нет, так как у нас корень третьей степени.
Как же поступим в данном случае?
Возведём обе части уравнения в нечётную степень.
При возведение обеих частей уравнения в нечётную степень какое получим уравнение?
Уравнение равносильное данному.
Что получим?
Ответ:х=-6; х=-8.
Итак, можно сделать вывод, что уравнение вида: равносильно уравнению:
Запишите в тетрадях по теории.
Далее №11.132(б,г)
б)
Когда произведение двух множителей равен нулю?
Когда хотя бы один из множителей равен нулю.
Если (2х+3)=0, то корень должен быть определён, то есть 23х-14-3х2≥0.
Записываем.
1случай:
Система решений не имеет.
2 случай:
23х-14-3х2=0
3х2-23х+14=0
х=7, х=2/3.
Записываем ответ.
В результате решения данного примера можно придти к выводу, что уравнение вида: равносильно следующей совокупности:.
Записываем в тетрадях по теории.
№11.132(г)
г)
Как поступим в данном случае?
Перенесём слагаемое 6х+6 в правую часть и придём к уравнению вида:
Далее?
Вынесем общей множитель (х+1) за скобку.
Мы пришли к виду уравнения, который только что решали.
Записываем совокупность.
Решим первую систему, то есть
Система не имеет решений.
Решим второе уравнение системы, то есть .
Записываем ответ.
№ 2.120(а).
Решим первую систему.
Система решений не имеет.
Решим вторую систему совокупности.
Решением второй системы х=3. Записываем ответ.
№11.134(г)
Решим первое неравенство системы. Раскроем модуль по определению.
Решим второе уравнение системы.
Рассмотрим два случая.
Получаем:х=0,х=3,х=4.
Рассмотрим ещё один способ решения иррационального уравнения.
Уравнения вида: равносильно системе:
Запишите в тетрадях по теории.
№11.131(б,г)
б)
Данное уравнение равносильно системе:
Решением системы является х=-7. Записывайте ответ.
г)
Решим первое уравнение системы.
Для того чтобы было проще решать обозначим |x|=y,у≥0. Получим уравнение вида:
у=-4- не удовлетворяет условию.
|x|=7, x=7.
Ответ: х=7.
Ребята сегодня мы на уроке рассмотрели различные способы решения иррациональных уравнений. Вспомните, какие способы мы рассмотрели.