kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока алгебры по теме: "Арифметическая прогрессия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок «открытия» новых знаний.    

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока алгебры по теме: "Арифметическая прогрессия"»


Конспект урока алгебры в 9 классе.

Учитель: Абрамова Анастасия Валерьевна

Предмет: алгебра

Класс: 9

Тема урока: «Арифметическая прогрессия»

Учебник: Алгебра 9 класс, авторы: Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цели урока:

  • сформировать понятия арифметической прогрессии как одного из видов последовательностей и формулы n-го члена;

  • научить применять полученные знания при решении основных типов задач на арифметическую прогрессию.

Задачи урока:

  • образовательные: ввести понятия арифметической прогрессии; формулы n-го члена; рассмотреть применение формулы при решении задач.

  • развивающие: вырабатывать умения сравнивать математические понятия, находить сходства и различия, умения наблюдать, подмечать закономерности, проводить рассуждения по аналогии; сформировать умение строить математическую модель некоторой реальной ситуации.

  • воспитательные: содействовать воспитанию интереса к математике и понимания использования математических законов для решения практических задач.



Планируемые результаты урока

Личностные

- осознавать значимость математической науки для решения практических задач;

- развивать мотивацию учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;

- развивать мыслительные процессы через решение математических задач;

- устанавливать причинно-следственные связи при изучении нового вопроса с ранее изученным математическими фактами;

- развивать стремление к саморазвитию, формирование самооценки.


Предметные

- распознавать арифметическую прогрессию при разных способах задания;

- знать определения арифметической прогрессии, формулы п-го члена арифметической прогрессии;

- выполнять вычисления с использованием формул n-го члена арифметической прогрессии;

- решать задачи, связанные с числовыми последовательностями, в том числе задачи из реальной жизни.

Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД)


Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- принимать и сохранять учебную задачу; умение сравнить цель и результат.


Познавательные:

-уметь выделять и формулировать познавательные цели;

-осуществлять поиск и выделение необходимой информации, способов действий;

- уметь осознанно применять полученные знания на практике;

- уметь осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера.


Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение при совместной деятельности с партнером;

- инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- работать в паре в соответствии с нормами общения;

- оформлять речевое высказывание в устной форме;

- уметь слушать собеседника и вести диалог в познавательных целях.

Формы контроля результатов обучения

Наблюдение, взаимопроверка, самооценка, фронтальный контроль учителя на основе критериального оценивания.

Формы работы учащихся

индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Оснащение урока

Мультимедийная доска, компьютер, индивидуальные и групповые карточки с заданиями, презентация, тетради, магниты.



Ход урока:

I этап: организация учебной деятельности - 2 мин


«Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок я начну словами великого русского классика.

«О, сколько нам открытий чудных …

Готовит просвещенья дух,

И опыт – сын ошибок трудных,

И гений – парадоксов друг»

А.С. Пушкин

Сегодня на уроке мы продолжим изучать Числовые последовательности и Вы сможете самостоятельно сделать по-настоящему чудные открытия в данной области.

Обратите внимание, на столах у каждого из вас лежат маршрутные листы (приложение 1), в которых вы будете оценивать свою работу на каждом этапе урока. Работаем в группах.

II этап: Мотивационно- целевой этап- 12 мин


В целях подготовки к ОГЭ, ребята, предлагаю задачи из открытого банка заданий для группового решения по теории вероятности.

На столе в каждой группе лежит бланк ответов в виде таблицы, куда должны вписать ответы на четыре задачи(формат бумаги А4):

Таблица №1: (приложение 2)

Задача 1

Задача 2

Задача 3

Задача 4






Задачи.(слайд)

1. На экзамене 25 билетов. Сергей не выучил 10 из них. Найдите вероятность того, что ему попадётся выученный билет. (Ответ: 0,6)

2. В фирме такси в данный момент свободно 15 машин: 4 чёрных, 3 жёлтых и 8 зелёных. По вызову выехала одна из машин. Случайно оказавшаяся ближе всего к заказчику. Найдите вероятность того, что к нему приедет жёлтое такси. (Ответ: 0,2)

3. У бабушки 25 чашек: 5 с красными цветами, остальные с синими. Бабушка наливает чай в случайно выбранную чашку. Найдите вероятность того, что это будет чашка с синими цветами. (Ответ: 0,8)

4. На тарелке лежат одинаковые на вид пирожки: 3 с мясом, 3 с капустой и 4 с вишней. Саша наугад берёт один пирожок. Найдите вероятность того, что пирожок окажется с вишней. (Ответ: 0,4)


По истечении времени каждая команда вывешивает результаты на доску, идет сравнение ответов.

Получили: 0,6; 0,2; 0,8; 0,4


Давайте проверим вашу командную работу и оцените себя на данном этапе в маршрутном листе, критерии оценивания прописаны.



Задание (по группам) на листах формата А4:

1, 2 группы. Составьте последовательность из данных чисел от большего к меньшему. Как называется такая последовательность? (убывающая).

3, 4 группы. Составьте последовательность из данных чисел от меньшего к большему. Как называется такая последовательность? (возрастающая)


Каким свойством обладают члены данной последовательности? 

(Каждый член больше или меньше на одно и то же число)

Ребята, это число принято обозначать d и называют разностью данного вида последовательностей.

Чему равна разность в вашем случае? (-0,2 и 0,2)

Какой вывод можно сделать? (убывающая последовательность- разность отрицательная, возрастающая последовательность- разность положительная)


У таких последовательностей есть определенное название, помогите мне, пожалуйста, составить его, используя следующие словосочетания.

Задание «Составь предложение» (по группам)

Каждой группе выдается конверт, в котором находятся несколько словосочетаний, из которых надо собрать предложение. (приложение 3)

Словосочетания:

1) Числовая последовательность,
2) каждый член которой, начиная со второго,
3) называют
4) равен сумме предыдущего члена и
5) арифметической прогрессией.
6) одного и того же числа d 

Какие новые термины вы узнали? (арифметическая прогрессия)

Итак, что же такое арифметическая прогрессия, давайте прочитаем, что у вас получилось.

А теперь сравним определение, которое вы получили с определением в учебнике на стр. 229

Числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен сумме предыдущего члена и одного и того же числа , называют арифметической прогрессией. Число d называют разностью прогрессии.

Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

Итак, тема урока «Арифметическая прогрессия».

С чего начинаем изучение новой темы? ( постановка цели и задач)

Сформулируйте цель нашего урока. (изучить арифметическую прогрессию)

Что хотим узнать о данной последовательности?


Каждая группа формулирует и записывает на листе формата А4.

Обсуждая все варианты, находят общие выводы.

На доске заполняется кластер, ученики записывают и крепят на доску (используется технология критического мышления «Кластер»)





III этап: Операционно-деятельностный этап- 9 мин.

В тетради запишите тему урока и число.

А можно ли определение арифметической прогрессии записать в виде математических символов?

an+1 = аn + d (записать на доске)



Фронтальная работа (с использованием ММ)

прием «Исключение лишнего».

1.Какие из последовательностей являются арифметическими прогрессиями? (слайд)

(an): – 2; 0; – 2; 0; – 2; 0; ...

(bn): 4; 8; 16; 32; 64; ...

(cn): 7; 5; 3; 1; - 1; ...

(dn): 9,2; 11,3; 9,3; 11,4; 9,4; ...

(xn): 4,2; 4,5; 4,8; 5,1; 5,4; ...

((cn) и (xn) последовательности)

Найдите разность арифметической прогрессии.

О чем говорит отрицательная (положительная) разность арифметической прогрессии ( убывающая, возрастающая)

 Еще раз повторим, что такое арифметическая прогрессия?!



Работа в группах.


 2. Задача (слайд)

Ваня подготовку к экзамену начинает с 15 мин. В каждый следующий день это время увеличивает на 10 мин. Сколько времени займет подготовка на 31 день?

Время на решение 1 минута.

Какие результаты? (315 мин или 5ч 15мин)


 Проблема.

Постановка проблемы.

- А как упростить решение этой задачи?

Попробуем отыскать способ, требующий меньшей вычислительной работы.


Работа в группах , поиск взаимосвязи на листах формата А4. (ограничение по времени 3 мин). а1=15

а21+10

a3=a2+10=(a1+10)+10=15+2·10

а31=15+30·10=315 мин.(5ч 15 мин)

Результаты группы вывешивают на доске.

Итак, давайте обобщим, зная а1=15, d=10, находим а31=15+30·10

А нет ли связи между а1, d и n?


Тогда запишем в тетради: an=a1+d·(n-1)

Таким образом, зная первый член и разность арифметической прогрессии, можно найти любой её член, пользуясь формулой n-го члена арифметической прогрессии.



Задача 3. Сколько времени займёт подготовка у Ивана на 24 день?

Работа у доски (1 ученик).

а1=15, d=10. Найдите а24 .(245мин)


дополнительно: а1=20, d=3. Найдите а12 .

Оцените свою работу по 5-балльной системе.


IV этап: Динамическая пауза -1 мин.

Встали, руки вверх подняли, потянулись, опустили. Повернулись вправо, влево, на носочки приподнялись. Поглядели вверх. И тихо сели.



V этап: Оценочный этап - 10 мин.

Работа в парах.

Заполните таблицу №2 и расшифруйте слово ( приложение 4):

п/п

а1

d

n

an


1

3

2

5

11

А

2

4

-1

7

-2

Х

3

-2

3

6

13

М

4

-5

2

8

9

Е

5

1.2

3

5

13.2

С


А

Н

В

Д

Е

Н

О

Р

С

М

Т

Х

11

-13

132

-9

9

-7

0

4

13,2

13

25

-2


Историческая справка.

Ахмес — египетский жрец и писарь. Возможно, первый математик, имя которого известно. Числовые последовательности настолько уникальны и интересны, что интересовали людей с древних времен. Об этом свидетельствую огромное количество задач, дошедших до наших дней. Перед вами часть папируса Ахмеса (записан ок. 1650 года до н. э.); это первый источник древности, в котором описаны задачи на арифметические прогрессии. Задачи в нем имеют прикладной характер и связаны с практикой строительства, размежеванием земельных наделов и т. п. Слово прогрессия латинского происхождения и означает «движение вперед».

Оцените свою работу в паре.




Самостоятельная работа (взаимопроверка) (приложение 5)

В этом году вам предстоит проходить Государственную Итоговую аттестацию, и задачи, связанные с арифметической прогрессией, встречаются в материалах подготовки к экзамену- задание № 14. (слайд)

1 вариант.

1. Дана арифметическая прогрессия (аn), d= 2,5, a1=8. Найдите а9. (28)

2. Дана арифметическая прогрессия (аn) -7;-5;-3… Найдите a16. (23)

3. В амфитеатре 10 рядов. В первом ряду 25 мест, а в каждом следующем на 3 места больше, чем в предыдущем. Сколько мест в восьмом ряду амфитеатра? (46)


2 вариант.

1.Дана арифметическая прогрессия (аn), d= 2,5, a1=7. Найдите а9. (27)

2. Дана арифметическая прогрессия (аn) -7;-5;-3… Найдите a12.(15)

3. В амфитеатре 14 рядов. В первом ряду 20 мест, а в каждом следующем на 3 места больше, чем в предыдущем. Сколько мест в десятом ряду амфитеатра? (47)


Взаимопроверка..

ответы (слайд)

1 вариант

2 вариант

28

27

23

15

46

47



Критерии оценивания: «5»- верно выполнены 3 задания,

«4»- верно выполнены любые 2 задания,

«3» – верно выполнено 1 задание,

«2»- не справился.


VI этап: Информация о домашнем задании – 1 мин (приложение 6)

уровень А: 1. учебник, п.4.2, прочитать, знать определение арифметической прогрессии и формулу n-го члена,

2. выполнить тест: https://quick.apkpro.ru/poll/53561

уровень В: 1. учебник, п.4.2, прочитать, знать определение арифметической прогрессии и формулу n-го члена;

2. выполнить тест: https://quick.apkpro.ru/poll/53561

3. решить кроссворд: https://quick.apkpro.ru/crossword/6603

уровень С: 1. учебник, п.4.2, прочитать, знать определение арифметической прогрессии и формулу n-го члена;

2. выполнить тест: https://quick.apkpro.ru/poll/53686

3.составить синквейн



VII этап: Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока - 5 мин

Вспомним начало урока, ребята. Удалось ли за урок сделать чудные открытия?

В начале урока вы ставили цель и задачи. Теперь подведём итоги и выясним все ли задачи были решены?

  • Изучить определение арифметической прогрессии.

  • Научиться определять является ли числовая последовательность арифметической прогрессией или нет.

  • Изучить формулу n-го члена  арифметической прогрессии.

  • Научиться применять формулу n-го члена  арифметической прогрессии при решении задач.

Как Вы считаете, нам удалось достигнуть поставленных целей?


Подведём итог работы на уроке.

«СМС сообщение учителю» (приложение 7)

Продолжите следующие предложения.

  • Я научился(ась)…--------------------------------------------------------------------

  • Особенно мне понравилось…------------------------------------------------------

  • Меня заинтересовало…-------------------------------------------------------------

Ребята, оцените свою работу на уроке, заполнив маршрутные листы.


Спасибо за урок, ребята. Мне кажется, что Вы сегодня хорошо потрудились

и этот урок поможет Вам на выпускных экзаменах. А закончить урок я хотела бы словами:

"Прогрессио – движение вперёд!"

Урок сегодня завершён,

Но каждый должен знать:

Познание, упорство, труд

Всегда к прогрессу в жизни приведут.





















Приложение 1

Маршрутный лист учащегося

Ф.И. ______________________ Класс: 9______ Дата ______

урок: Алгебра

п/п

Работа на уроке

Самооценка

Оценка

1

Решение задач по теории вероятности (групповая работа).

Критерии оценивания:

«5»- верно выполнены 4 задания,

«4»- верно выполнены 3 задания,

«3» – верно выполнены 2 задания,

«2»- выполнено верно меньше 2 заданий.



2

Задача о подготовке к экзамену Ивана(групповая работа).



3

Заполните таблицу №2 и расшифруйте слово (парная работа).

Критерии оценивания:

«5»- верно выполнены 5 заданий,

«4»- верно выполнены 4 задания,

«3» – верно выполнены 3 задания,

«2»- выполнено верно меньше 3 заданий.



4

Самостоятельная работа (взаимопроверка).

Критерии оценивания:

«5»- верно выполнены 3 задания,

«4»- верно выполнены любые 2 задания,

«3» – верно выполнено 1 задание,

«2»- не справился



5

Домашнее задание.

Отметьте смайликом☺, тот уровень, который Вы будете выполнять

  • уровень А: п.4.2, №587, 589

  • уровень В: п.4.2, № 587,589, решить кроссворд

  • уровень С: п.4.2, № 589, 590, составить синквейн



6

Дополнительная задача.

Задача. Тело в первую секунду движения прошло 7 м, а за каждую следующую секунду – на 3 м больше, чем за предыдущую. Какое расстояние тело прошло за восьмую секунду?




Итог, оценка за урок:





Как выставить итоговую оценку за урок:

оценка «5» - 18-20 баллов

оценка «4» - 14-17 баллов

оценка «3» -10-13 баллов

оценка «2» - менее 10 баллов















Приложение 2

Задачи.

1. На экзамене 25 билетов. Сергей не выучил 10 из них. Найдите вероятность того, что ему попадётся выученный билет.

2. В фирме такси в данный момент свободно 15 машин: 4 чёрных, 3 жёлтых и 8 зелёных. По вызову выехала одна из машин. Случайно оказавшаяся ближе всего к заказчику. Найдите вероятность того, что к нему приедет жёлтое такси.

3. У бабушки 25 чашек: 5 с красными цветами, остальные с синими. Бабушка наливает чай в случайно выбранную чашку. Найдите вероятность того, что это будет чашка с синими цветами.

4. На тарелке лежат одинаковые на вид пирожки: 3 с мясом, 3 с капустой и 4 с вишней. Саша наугад берёт один пирожок. Найдите вероятность того, что пирожок окажется с вишней.




Таблица №1:


Задача 1

Задача 2

Задача 3

Задача 4



















































Приложение 3


Задание «Составь предложение»

Каждой группе выдается конверт, в котором находятся несколько словосочетаний, из которых надо собрать предложение.

Словосочетания:

1) Числовая последовательность
2) каждый член которой, начиная со второго,
3) называют
4) равен сумме предыдущего члена и
5) арифметической прогрессией
6) одного и того же числа d 





















































Приложение 4


Заполните таблицу №2 и расшифруйте слово:

п/п

а1

d

n

an


1

3

2

5

11

А

2

4

-1

7

-2

Х

3

-2

3

6

13

М

4

-5

2

8

9

Е

5

1.2

3

5

13.2

С


А

Н

В

Д

Е

Н

О

Р

С

М

Т

Х

11

-13

132

-9

9

-7

0

4

13,2

13

25

-2





















































Приложение 5

Самостоятельная работа (взаимопроверка)

1 вариант.

1. Дана арифметическая прогрессия (аn), d= 2,5, a1=8. Найдите а9.

2. Дана арифметическая прогрессия (аn) -7;-5;-3… Найдите a16.

3. В амфитеатре 10 рядов. В первом ряду 25 мест, а в каждом следующем на 3 места больше, чем в предыдущем. Сколько мест в восьмом ряду амфитеатра?


2 вариант.

1.Дана арифметическая прогрессия (аn), d= 2,5, a1=7. Найдите а9.

2. Дана арифметическая прогрессия (аn) -7;-5;-3… Найдите a12.

3. В амфитеатре 14 рядов. В первом ряду 20 мест, а в каждом следующем на 3 места больше, чем в предыдущем. Сколько мест в десятом ряду амфитеатра?

ответы

1 вариант

2 вариант

28

27

23

15

46

47









































Приложение 6

Домашнее задание:

уровень А:

1. учебник, п.4.2, прочитать, знать определение арифметической прогрессии и формулу n-го члена.



2. Выполнить тест

https://quick.apkpro.ru/poll/53561

или



уровень В:

1. учебник, п.4.2, прочитать, знать определение арифметической прогрессии и формулу n-го члена.

2. Выполнить тест https://quick.apkpro.ru/poll/53561

3. Решить кроссворд




https://quick.apkpro.ru/crossword/6603


или



уровень С:

1. учебник, п.4.2, прочитать, знать определение арифметической прогрессии и формулу n-го члена.

2. Выполнить тест


https://quick.apkpro.ru/poll/53686


или



3. Составить синквейн.











Приложение 7

Рефлексия.





































































Кроссворд

Вопросы кроссворда:

1. Числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему члену, сложенному с одним и тем же числом.

2. Разность последовательно одинаковых членов.

3. Способ задания последовательности.

4. Разность последующего и предыдущего членов прогрессии.

5. Элементы, из которых состоит последовательность.

6. Натуральное число, обозначающее место члена в последовательности.

7. Функция, заданная на множестве натуральных чисел.

8. Последовательность, содержащая конечное число членов.













7










1
















































5




















8




6


























2




































3


























































































4
















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Алгебра

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока алгебры по теме: "Арифметическая прогрессия"

Автор: Абрамова Анастасия Валерьевна

Дата: 02.04.2024

Номер свидетельства: 648419

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока по теме: "Арифметическая прогрессия" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-po-tiemie-arifmietichieskaia-proghriessiia-1"
    ["file_id"] => string(6) "142284"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418246186"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "конспект урока математики "Решение задач по теме арифметическая прогрессия" "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-matiematiki-rieshieniie-zadach-po-tiemie-arifmietichieskaia-proghriessiia"
    ["file_id"] => string(6) "102586"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402528285"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Презентация на тему: "Арифметическая прогрессия.Формула n-го члена арифметической прогрессии" "
    ["seo_title"] => string(110) "priezientatsiia-na-tiemu-arifmietichieskaia-proghriessiia-formula-n-gho-chliena-arifmietichieskoi-proghriessii"
    ["file_id"] => string(6) "137500"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417361273"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессия" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-po-tiemie-arifmietichieskaia-i-ghieomietrichieskaia-proghriessiia"
    ["file_id"] => string(6) "124621"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414752642"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока по алгебре на тему "Арифметическая прогрессия" ( 9 класс)"
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-po-alghiebrie-na-tiemu-arifmietichieskaia-proghriessiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "255231"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447876831"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства