- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- принимать и сохранять учебную задачу; умение сравнить цель и результат.
Познавательные:
-уметь выделять и формулировать познавательные цели;
-осуществлять поиск и выделение необходимой информации, способов действий;
- уметь осознанно применять полученные знания на практике;
- уметь осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные:
- формулировать собственное мнение при совместной деятельности с партнером;
- инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- работать в паре в соответствии с нормами общения;
- оформлять речевое высказывание в устной форме;
- уметь слушать собеседника и вести диалог в познавательных целях.
Формы контроля результатов обучения
Наблюдение, взаимопроверка, самооценка, фронтальный контроль учителя на основе критериального оценивания.
Формы работы учащихся
индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Оснащение урока
Мультимедийная доска, компьютер, индивидуальные и групповые карточки с заданиями, презентация, тетради, магниты.
Ход урока:
I этап: организация учебной деятельности - 2 мин
«Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок я начну словами великого русского классика.
«О, сколько нам открытий чудных …
Готовит просвещенья дух,
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг»
А.С. Пушкин
Сегодня на уроке мы продолжим изучать Числовые последовательности и Вы сможете самостоятельно сделать по-настоящему чудные открытия в данной области.
Обратите внимание, на столах у каждого из вас лежат маршрутные листы (приложение 1), в которых вы будете оценивать свою работу на каждом этапе урока. Работаем в группах.
II этап: Мотивационно- целевой этап- 12 мин
В целях подготовки к ОГЭ, ребята, предлагаю задачи из открытого банка заданий для группового решения по теории вероятности.
На столе в каждой группе лежит бланк ответов в виде таблицы, куда должны вписать ответы на четыре задачи(формат бумаги А4):
Таблица №1: (приложение 2)
Задача 1
Задача 2
Задача 3
Задача 4
Задачи.(слайд)
1. На экзамене 25 билетов. Сергей не выучил 10 из них. Найдите вероятность того, что ему попадётся выученный билет. (Ответ: 0,6)
2. В фирме такси в данный момент свободно 15 машин: 4 чёрных, 3 жёлтых и 8 зелёных. По вызову выехала одна из машин. Случайно оказавшаяся ближе всего к заказчику. Найдите вероятность того, что к нему приедет жёлтое такси. (Ответ: 0,2)
3. У бабушки 25 чашек: 5 с красными цветами, остальные с синими. Бабушка наливает чай в случайно выбранную чашку. Найдите вероятность того, что это будет чашка с синими цветами. (Ответ: 0,8)
4. На тарелке лежат одинаковые на вид пирожки: 3 с мясом, 3 с капустой и 4 с вишней. Саша наугад берёт один пирожок. Найдите вероятность того, что пирожок окажется с вишней. (Ответ: 0,4)
По истечении времени каждая команда вывешивает результаты на доску, идет сравнение ответов.
Получили: 0,6; 0,2; 0,8; 0,4
Давайте проверим вашу командную работу и оцените себя на данном этапе в маршрутном листе, критерии оценивания прописаны.
Задание (по группам) на листах формата А4:
1, 2 группы. Составьте последовательность из данных чисел от большего к меньшему. Как называется такая последовательность? (убывающая).
3, 4 группы. Составьте последовательность из данных чисел от меньшего к большему. Как называется такая последовательность? (возрастающая)
Каким свойством обладают члены данной последовательности?
(Каждый член больше или меньше на одно и то же число)
Ребята, это число принято обозначать d и называют разностью данного вида последовательностей.
Чему равна разность в вашем случае? (-0,2 и 0,2)
Какой вывод можно сделать? (убывающая последовательность- разность отрицательная, возрастающая последовательность- разность положительная)
У таких последовательностей есть определенное название, помогите мне, пожалуйста, составить его, используя следующие словосочетания.
Задание «Составь предложение» (по группам)
Каждой группе выдается конверт, в котором находятся несколько словосочетаний, из которых надо собрать предложение. (приложение 3)
Словосочетания:
1) Числовая последовательность, 2) каждый член которой, начиная со второго, 3) называют 4) равен сумме предыдущего члена и 5)арифметической прогрессией. 6) одного и того же числа d
Какие новые термины вы узнали? (арифметическая прогрессия)
Итак, что же такое арифметическая прогрессия, давайте прочитаем, что у вас получилось.
А теперь сравним определение, которое вы получили с определением в учебнике на стр. 229
Числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен сумме предыдущего члена и одного и того же числа , называют арифметической прогрессией. Число d называют разностью прогрессии.
Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
Итак, тема урока «Арифметическая прогрессия».
С чего начинаем изучение новой темы? ( постановка цели и задач)
Сформулируйте цель нашего урока. (изучить арифметическую прогрессию)
Что хотим узнать о данной последовательности?
Каждая группа формулирует и записывает на листе формата А4.
Обсуждая все варианты, находят общие выводы.
На доске заполняется кластер, ученики записывают и крепят на доску (используется технология критического мышления «Кластер»)
III этап:Операционно-деятельностный этап- 9 мин.
В тетради запишите тему урока и число.
А можно ли определение арифметической прогрессии записать в виде математических символов?
an+1 = аn + d(записать на доске)
Фронтальная работа (с использованием ММ)
прием «Исключение лишнего».
1.Какие из последовательностей являются арифметическими прогрессиями? (слайд)
(an): – 2; 0; – 2; 0; – 2; 0; ...
(bn): 4; 8; 16; 32; 64; ...
(cn): 7; 5; 3; 1; - 1; ...
(dn): 9,2; 11,3; 9,3; 11,4; 9,4; ...
(xn): 4,2; 4,5; 4,8; 5,1; 5,4; ...
((cn) и (xn) последовательности)
Найдите разность арифметической прогрессии.
О чем говорит отрицательная (положительная) разность арифметической прогрессии ( убывающая, возрастающая)
Еще раз повторим, что такое арифметическая прогрессия?!
Работа в группах.
2.Задача (слайд)
Ваня подготовку к экзамену начинает с 15 мин. В каждый следующий день это время увеличивает на 10 мин. Сколько времени займет подготовка на 31 день?
Время на решение 1 минута.
Какие результаты? (315 мин или 5ч 15мин)
Проблема.
Постановка проблемы.
- А как упростить решение этой задачи?
Попробуем отыскать способ, требующий меньшей вычислительной работы.
Работа в группах , поиск взаимосвязи на листах формата А4. (ограничение по времени 3 мин). а1=15
Таким образом, зная первый член и разность арифметической прогрессии, можно найти любой её член, пользуясь формулой n-го члена арифметической прогрессии.
Задача 3. Сколько времени займёт подготовка у Ивана на 24 день?
Работа у доски (1 ученик).
а1=15, d=10. Найдите а24 .(245мин)
дополнительно: а1=20, d=3. Найдите а12 .
Оцените свою работу по 5-балльной системе.
IV этап:Динамическая пауза -1 мин.
Встали, руки вверх подняли, потянулись, опустили. Повернулись вправо, влево, на носочки приподнялись. Поглядели вверх. И тихо сели.
V этап: Оценочный этап - 10 мин.
Работа в парах.
Заполните таблицу №2 и расшифруйте слово ( приложение 4):
№п/п
а1
d
n
an
1
3
2
5
11
А
2
4
-1
7
-2
Х
3
-2
3
6
13
М
4
-5
2
8
9
Е
5
1.2
3
5
13.2
С
А
Н
В
Д
Е
Н
О
Р
С
М
Т
Х
11
-13
132
-9
9
-7
0
4
13,2
13
25
-2
Историческая справка.
Ахмес — египетский жрец и писарь. Возможно, первый математик, имя которого известно. Числовые последовательности настолько уникальны и интересны, что интересовали людей с древних времен. Об этом свидетельствую огромное количество задач, дошедших до наших дней. Перед вами часть папируса Ахмеса (записан ок. 1650 года до н. э.); это первый источник древности, в котором описаны задачи на арифметические прогрессии. Задачи в нем имеют прикладной характер и связаны с практикой строительства, размежеванием земельных наделов и т. п. Слово прогрессия латинского происхождения и означает «движение вперед».
Оцените свою работу в паре.
Самостоятельная работа (взаимопроверка) (приложение 5)
В этом году вам предстоит проходить Государственную Итоговую аттестацию, и задачи, связанные с арифметической прогрессией, встречаются в материалах подготовки к экзамену- задание № 14. (слайд)
2. Дана арифметическая прогрессия (аn) -7;-5;-3… Найдите a16. (23)
3. В амфитеатре 10 рядов. В первом ряду 25 мест, а в каждом следующем на 3 места больше, чем в предыдущем. Сколько мест в восьмом ряду амфитеатра? (46)
2. Дана арифметическая прогрессия (аn) -7;-5;-3… Найдите a12.(15)
3. В амфитеатре 14 рядов. В первом ряду 20 мест, а в каждом следующем на 3 места больше, чем в предыдущем. Сколько мест в десятом ряду амфитеатра? (47)
Отметьте смайликом☺, тот уровень, который Вы будете выполнять
уровень А: п.4.2, №587, 589
уровень В: п.4.2, № 587,589, решить кроссворд
уровень С: п.4.2, № 589, 590, составить синквейн
6
Дополнительная задача.
Задача. Тело в первую секунду движения прошло 7 м, а за каждую следующую секунду – на 3 м больше, чем за предыдущую. Какое расстояние тело прошло за восьмую секунду?
Итог, оценка за урок:
Как выставить итоговую оценку за урок:
оценка «5» - 18-20 баллов
оценка «4» - 14-17 баллов
оценка «3» -10-13 баллов
оценка «2» - менее 10 баллов
Приложение 2
Задачи.
1. На экзамене 25 билетов. Сергей не выучил 10 из них. Найдите вероятность того, что ему попадётся выученный билет.
2. В фирме такси в данный момент свободно 15 машин: 4 чёрных, 3 жёлтых и 8 зелёных. По вызову выехала одна из машин. Случайно оказавшаяся ближе всего к заказчику. Найдите вероятность того, что к нему приедет жёлтое такси.
3. У бабушки 25 чашек: 5 с красными цветами, остальные с синими. Бабушка наливает чай в случайно выбранную чашку. Найдите вероятность того, что это будет чашка с синими цветами.
4. На тарелке лежат одинаковые на вид пирожки: 3 с мясом, 3 с капустой и 4 с вишней. Саша наугад берёт один пирожок. Найдите вероятность того, что пирожок окажется с вишней.
Таблица №1:
Задача 1
Задача 2
Задача 3
Задача 4
Приложение 3
Задание «Составь предложение»
Каждой группе выдается конверт, в котором находятся несколько словосочетаний, из которых надо собрать предложение.
Словосочетания:
1) Числовая последовательность 2) каждый член которой, начиная со второго, 3) называют 4) равен сумме предыдущего члена и 5)арифметической прогрессией 6) одного и того же числа d
Приложение 4
Заполните таблицу №2 и расшифруйте слово:
№п/п
а1
d
n
an
1
3
2
5
11
А
2
4
-1
7
-2
Х
3
-2
3
6
13
М
4
-5
2
8
9
Е
5
1.2
3
5
13.2
С
А
Н
В
Д
Е
Н
О
Р
С
М
Т
Х
11
-13
132
-9
9
-7
0
4
13,2
13
25
-2
Приложение 5
Самостоятельная работа (взаимопроверка)
1 вариант.
1. Дана арифметическая прогрессия (аn), d= 2,5, a1=8. Найдите а9.
2. Дана арифметическая прогрессия (аn) -7;-5;-3… Найдите a16.
3. В амфитеатре 10 рядов. В первом ряду 25 мест, а в каждом следующем на 3 места больше, чем в предыдущем. Сколько мест в восьмом ряду амфитеатра?