Просмотр содержимого документа
«Иррациональные уравнения»
Тема урока:
«Иррациональные уравнения».
Цели урока
Образовательная:формирование у обучающихся понятия иррациональных уравнений, умения решать иррациональные уравнения.
Развивающая: развитие умения правильно оперировать полученными знаниями, логически мыслить, интеллектуальных умений и мыслительных операций – анализ, синтез, сравнение и обобщение; развитие навыков исследовательской деятельности.
Воспитательная: воспитание познавательного интереса к предмету, самостоятельности при решении учебных задач, воли и упорства для достижения конечных результатов.
Планируемые результаты:
1) предметные: знать определение иррационального уравнения, корней иррационального уравнения, постороннего корня уравнения, метода возведения в квадрат; уметь решать иррациональные уравнения методом возведения в квадрат.
2) метапредметные: формирование умений работать по алгоритму, использовать иррациональные уравнения для решения практических задач.
3) личностные: формирование умений вести диалог, формулировать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, работать в группах и парах.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Средства методического обеспечения урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, модель яблока, вырезанная из ватмана, маркеры, листки бумаги.
Используемые методы и приемы:
репродуктивный: воспроизведение полученных ранее знаний, воспроизведение знаний при выполнении заданий;
частично-поисковый: поиск собственных вариантов ответа, отбор информации по заданной теме;
вербальный: словесное общение на протяжении всего урока.
Используемые технологии:
информационно-коммуникативные технологии,
технологии проблемного обучения,
технологии коллективного взаимодействия.
Ход урока.
1) Мотивация
- Здравствуйте ребята! Как настроение? Готовы к изучению нового, «неразумного»? Тогда приступим. Эпиграфом сегодняшнего урока станут слова великого ученого:«Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее. Политика существует для данного момента, а уравнения будут существовать вечно». Так сказал великий ученый имя которого зашифровано в ребусе. (На экране презентация. Учащиеся разгадывают ребус – правильный ответ Энштейн)
- Как вы думаете, почему именно эти слова я выбрала эпиграфом урока? Чем мы сегодня будем заниматься? (Учащиеся сами формулируют цель урока).
- Верно, сегодня мы начнем изучать новый тип уравнений – «неразумные». Цель урока состоит в том, чтобы познакомить вас с новым типом уравнений и научить их решать.
2) Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.
- Иногда при решении задач с помощью уравнений можно столкнуться с такой ситуацией. Пример: периметр прямоугольного треугольника равен 48 см, один катет на 4 см больше другого. Чему равны стороны треугольника? (Дети кратко записывают решение задачи).
- Пусть х см – меньший катет, тогда (х+4) см больший катет. По теореме Пифагора гипотенуза равна . Составим и решим уравнение: х+х+4+=48, откуда =44-2х. С таким уравнением мы еще не сталкивались! Как его решать? В чем основная трудность? (Переменная находится под знаком корня).
- На доске написаны уравнения. Посмотрите на них внимательно. Распределите их на четыре группы. (Учащиеся работают в группах по 4 человека).
-3х+6=0
3
7х+4=8х-22
х2+5х+6=0
х2-2√3х+3=0
I группа
-3х+6=0
7х+4=8х-22
II группа
х2+5х+6=0
х2-2√3х+3=0
III группа
IV группа
3
-Как называются уравнения I группы? Как решаются? (линейные; все с неизвестными перенести в левую часть уравнения, все числа в правую, привести подобные слагаемые, найти неизвестный множитель)
- Как называются уравнения II группы? Как решаются? (квадратные; выделение полного квадрата, по формулам, используя теорему, обратную т. Виета, графический).
- Как называются уравнения III группы? Как решаются? (дробно-рациональные; приведение к ОЗ, приравнивание числителя к нулю, проверка, чтобы знаменатель в ноль не обращался)
- Как называются уравнения IV группы? (?).
-Что общего у уравнений IV группы? (Переменная содержится под знаком квадратного корня.)
- Уравнения, в которых переменная содержится под знаком квадратного корня, называются иррациональными уравнениями.
- Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?
- Сформулируйте тему урока. (Иррациональные уравнения).
- Хочу предложить вам следующее: перед вами плод древа познания – яблоко. Давайте разделим его на части и запишем, с какими трудностями нам придется сегодня столкнуться. (На доску крепится символическое яблоко из ватмана, вместе с учениками записываем вероятные трудности: усвоение понятия иррационального уравнения, понятие корней иррационального уравнения, понимания метода решений таких уравнений, получу плохую отметку и т.д.)
- А сейчас мы повторим основной теоретический материал, который понадобится нам для изучения новой темы. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
Что такое уравнение? (равенство с переменной или переменными)
Что значит решить уравнение? (найти все его корни или убедиться, что их нет)
Что такое корень уравнения? (значение переменной, которое при подстановке его в исходное равенство обращает его в верное числовое равенство)
Дайте определение квадратного корня из неотрицательного числа. (квадратным корнем из неотрицательного числа а называют такое неотрицательное число, квадрат которого равен а. на доске =b, b≥0 и b2=a, свойство корня =а).
3) Построение проекта выхода из затруднения.
- Итак, мы все очень хорошо повторили, а теперь вернемся к теме урока. Сможете ли вы теперь из множества всех уравнений выделить иррациональные уравнения?
-Что будет отличать их от остальных уравнений?
Я вам более того скажу, эта тема настолько важная, что ее изучают и в старшей школе, и иррациональные уравнения вынесены на ЕГЭ.
Решить в тетрадях и на доске уравнение № 1
3- 6=0,
=2,
х=22 ,(по определению квадратного корня)
х=4.
Ответ: 4
-Какое иррациональное уравнение можно попробовать решить, используя определение квадратного корня?
, по определению квадратного корня получим:
2х+1=32;
- Как мы избавились от знака корня?
(Возвели обе части в квадрат).
2х=8;
х=4.
Ответ: 4.
-Давайте убедимся, что полученное число действий является корнем уравнения. Как это сделать? (выполнить проверку)
Проверка:,
=3;
3=3 – верно.
Ответ: 4.
4) Реализация проекта.
Теперь попытайтесь решить уравнение № 3.
;
= ;
2х-5 = 4х-7;
-2х = -2;
х=1.
Проверка: х=1;
;
- не имеет смысла.
-В подобных случаях говорят, что х=1 – посторонний корень. Поэтому уравнение не имеет корней.
Ответ: корней нет.
- Метод, который мы использовали, называется возведением в квадрат обеих частей уравнения. Это основной метод решения иррациональных уравнений. Он не сложен, но иногда приводит к неприятностям, как в предыдущем примере. Поэтому проверку выполнять обязательно.
Фактически решая примеры № 1- № 3 мы применяли этот метод.
Попробуйте сформулировать правило решения иррациональных уравнений, которые мы изучили сегодня на уроке. (Дети пробуют самостоятельно сформулировать правило:
Возведи в квадрат обе части уравнения.
Сделай проверку.)
Первичное закрепление нового материала.
Устная работа.
Решить уравнения:
= 5; 2) = 5; 3) = 5.
Найти ошибку.
=2;
=22;
3х-7=2;
3х=9;
х=3.
Ответ: 3.
=1;
=12;
=1;
=0;
х1 =5; х2 =-4 – посторонний корень.
Ответ: 5.
Контроль с первичной проверкой.
Самостоятельно решить уравнения с взаимопроверкой в парах.
I вариант II вариант
№ 30.1 – 30.3 (а) № 30.1 – 30.3 (в)
Учащиеся выполняют самостоятельно. Затем проверка по парам.
1027 а
=
= х2+2х+1
х2+х=0
х(х+1)=0
Проверка:
1) х = 0:
= 1
1 = 1 - верно.
2) х = -1:
0 = 0 – верно.
Ответ: -1; 0.
№ 1026 б
х2+3х+2=0
(по теореме обратной
т. Виета)
Проверка:
1)х = -2:
= - верно.
2) х = -1:
= – не имеет смысла.
Ответ: -2.
7) Включение в систему знаний.
- Вернемся к началу урока и решим уравнение, полученное в задаче про треугольник.
=44-2х;
2х2 - 184х + 1920 = 0;
х2 - 92х + 960 = 0;
Д= 8464 - 3840 = 4624;
х1 = (92-68):2 = 12; х2 = (92+68):2 = 80. Нам по условию подходит корень 12. Значит, стороны треугольника 12, 16, 20.
Подведение итогов урока.
- Подведем итоги урока. Вернемся к нашему «яблоку» и выясним, удалось ли нам преодолеть все трудности, возникновение которых мы предполагали. У вас на столах лежат зеленые и желтые стикеры. Наклейте на яблоко желтый стикер, если трудность преодолена, или зеленый, если вопросы еще остались. (Учащиеся наклеивают стикеры, далее делаем выводы, какое получилось яблоко: желтое – трудности преодолели, тема усвоена, зеленое – вопросы остались, над темой надо поработать).
8) Рефлексия.
Предложить ученикам составить синквейн по теме урока на листах.