развивать умение сравнивать, обобщать, проводить сравнительный анализ,
строить умозаключения, делать выводы;
привить любовь к математике, желание познать новое.
Воспитательные цели урока:
воспитывать культуру умственного труда;
воспитывать культуру коллективной работы;
воспитывать информационную культуру;
воспитывать потребность добиваться успехов в приобретении знаний;
Повторение :
Что такое уравнение ?
Что такое корни уравнения ?
Что значит решить уравнение ?
Что такое степень числа?
Как записывается вторая степень числа ?
Как читается вторая степень числа ?
Какое уравнение называется линейным ?
Почему?
Историческая справка
Квадратные уравнения уже умели решать математики и в древнем Вавилоне и древнем Египте. Сохранились папирусы с решениями некоторых задач , на составление квадратных уравнений.
Правила их решений схожи с теми , которыми пользуемся мы сейчас
Значительных успехов достигли математики древней Греции и конечно же Диофант
Нередко он упоминается как «отец алгебры». Автор «Арифметики» — книги, посвящённой нахождению положительных рациональных решений неопределённых уравнений.
Диофант
Александрийский
Диофант был первым греческим математиком, который рассматривал дроби наравне с другими числами. Диофант также первым среди античных учёных предложил развитую математическую символику, которая позволяла формулировать полученные им результаты в достаточно компактном виде.
Вот одна из задач знаменитого индийского математика XII в. Бхаскары.
«Обезьянок резвых стая
Всласть поевши, развлекалась
А двенадцать по лианам
Стали прыгать, повисая
Их в квадрате часть восьмая
Сколько ж было обезьянок,
На поляне забавлялась
Ты скажи мне, в этой стае?»
Соответствующее задаче уравнение:
x2- 64x = - 768и, чтобы дополнить левую часть этого уравнения до
решения линейных и квадратных уравнений, дал классификацию этих уравнений.
Историки науки высоко оценивают как научную, так и популяризаторскую деятельность аль-Хорезми. Известный историк науки Дж. Сартон назвал его«величайшим математиком своего времени и, если принять во внимание все обстоятельства, одним из величайших всех времён».
Аль-Хорезми известен прежде всего своей «Книгой о восполнении и противопоставлении» («Аль-китаб аль-мухтасар фи хисаб аль-джабр ва-ль-мукабала»), которая сыграла важнейшую роль в истории математики. От слова аль-джабр (в названии) произошло слово алгебра. Подлинный арабский текст утерян, однако содержание известно по латинскому переводу 1140 года английского математика Роберта Честерского.
Задумывавшаяся как начальное руководство по практической математике«Китаб аль-джабр…»в первой (теоретической) своей части начинается с рассмотрения уравнений первой и второй степени, а в двух заключительных разделах переходит к практическому применению алгебры в вопросах мероопределения и наследования. Слово аль-джабр («восполнение») означало перенесение отрицательного члена из одной части уравнения в другую, а аль-мукабала («противопоставление») — сокращение равных членов в обеих частях уравнения
В«Китаб аль-джабр…»Аль-Хорезми дается классификация линейных и квадратных уравнений. Автор насчитывает 6 видов уравнений, выражая их следующим образом:1. «Квадраты равны корням», т. е. ах2= bх.2. «Квадраты равны числу», т. е. ах2= с.3. «Корни равны числу», т. е. ах = с.4. «Квадраты и числа равны корням», т. е. ах2+ с = bх.5. «Квадраты и корни равны числу», т. е. ах2+ bх = с.6. «Корни и числа равны квадратам», т. е. bх + с = ах2.
Франсуа Виет
Франсуа Виет,
сеньор де ля Биготьер
(1540 — 23 февраля1603)
Демонстрируя силу своего метода, ученый привел в своих работах запас формул, которые могли быть использованы для решения конкретных задач. Из знаков действий он использовал «+» и «-», знак радикала и горизонтальную черту для деления. Произведение обозначал словом «in». Виет первым стал применять скобки, которые, правда, у него имели вид не скобок, а черты над многочленом. Но многие знаки, введенные до него, он не использовал. Так квадрат, куб и т. д. обозначал словами или первыми буквами слов.
Знаменитая теорема, устанавливающая связь коэффициентов многочлена с его корнями, была обнародована в 1591 году. Теперь она носит имя Виета, а сам автор формулировал ее так «Если В+D, умноженное на А, минус А в квадрате равно ВD, то А равно В и равно D».
Полные квадратные уравнения:
где a, b, c - числовые коэффициенты, причём а ≠ 0,
х – переменная
например :
5х2 + 8х – 4 = 0
7х2 + 6х – 1 = 0
2х2 – х + 11 = 0
3х2 + 2х = 16
Составьтеквадратное уравнение, если
4х2- 5х – 6 = 0
а = 4, в = -5, с = -6.
-2х2+ 4х + 1 = 0
а = -2, в = 4, с = 1.
3х2- 2х + 8 = 0
а = 3, в = -2, с = 8.
-3х2- 4х - 2 = 0
а = -3, в = -4, с = -2.
Неполные квадратные уравнения:
Коэффициент С = 0
Коэффициент в = 0
Коэффициент в = 0 и С = 0
Если в квадратном уравнении
ах2+ вх + с = 0хотя бы один из коэффициентоввилисравен нулю,
то такое уравнение называют
неполным квадратным уравнением.
1. Найдите корни уравнения:
0 Уравнение имеет 2 корня D = в 2 – 4 ас ; D= 0 Уравнение имеет 1 корень D = в 2 – 4ас ; D Уравнение не имеет корней Термин ДИСКРИМИНАНТ образован от латинского discrimino — «разбираю», «различаю». Ввел его английский математик Джеймс Джозеф Сильвестр" width="640"
Дискриминант
D = в2–4ас
Дискриминант обозначается латинской буквой D
D = в2–4ас ; D 0
Уравнение имеет 2 корня
D = в2– 4ас; D= 0
Уравнение имеет 1 корень
D = в2– 4ас ; D
Уравнение не имеет корней
ТерминДИСКРИМИНАНТобразован от латинскогоdiscrimino — «разбираю», «различаю». Ввел его английский математикДжеймс Джозеф Сильвестр
Корни квадратного уравнения можно вычислить
по формулам
Вид уравнения
Формула корней
ax2 + bx + c = 0
ax2 + 2kx + c = 0
Формуладискриминанта
b2 - 4ac
x2 + px + q = 0
k2 - ac
p2 - 4q
Формула вычисления корнейквадратного уравнения
Закрепление изученного :
1. Сколько корней имеет квадратное уравнение?
2. Чему равно произведение корней?
3. Чему равна сумма корней уравнения?
4. Что можно сказать о знаках корней?
5. Найдите корни методом подбора.
Квадратные уравнения, коэффициенты которых обладают некоторыми свойствами.
а х 2 + в х+ с =0, где а ≠0
Если а + в + с =0, то х 1 =1, х 2 = с / а
Если а + с = в , то х 1 =-1, х 2 =- с / а
2х2 + 3х – 5 = 0
2 + 3 – 5 = 0
х1=1, х2=с/а= - 2,5
2х2 + 6х + 4 = 0
2 + 4 – 6 = 0
х1= -1, х2= -с/а= - 2
Приведенные квадратные уравнения:
Уравнение, вида
х2+pх+q=0
называется приведённым.
В нём старший коэффициента = 1
Его корни можно найти по теореме, обратной теореме Виета:
Примеры решения квадратных уравнений :
решить квадратное уравнение
x2 - 6x + 9 = 0
Сначала определим значения коэффициентов
a = 1, b = -6, c = 9.
Вычислим дискриминант:
D = b2 - 4ac = (-6)2 - 4 · 1 · 9 = 36 - 36 = 0,
D = 0.
Так как D = 0 , то уравнение имеет всего один корень:
Ответ: х = 3 .
0. Уравнение имеет два корня: x 1 = (4 + 6) : 2 = 5, x 2 = (4 - 6) : 2 = -1. Ответ: 5, -1." width="640"