Предмет, класс | Алгебра, 9 класс |
Учитель | Халиманова Наталья Михайловна, МОУ Климоуцевская СОШ |
Тема урока, № урока в рабочей программе | №34: "Квадратное неравенство и его решения. " |
Цель урока | Формирование умений решать неравенства второй степени с одной переменной на основе свойств квадратичной функции |
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные |
Формирование навыков поведения при фронтальной работе, индивидуальной и групповой работе | Развивать внимание, память, речь, практическую и умственную деятельность обучающихся. | Воспитывать положительные качества личности ученика: трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, аккуратность. |
Планируемые результаты урока | Предметные знания и умения | Личностные качества, метапредметные УУД |
Сформированность основных понятий урока: Квадратичная функция, свойства функций, квадратное неравенство Сформированность предметных умений: Умение выполнять деление натуральных чисел Знание и умение применять на практике свойства квадратичной функции при решении квадратных неравенств | Дают позитивную самооценку результатам учебной деятельности, понимают причины успеха в учебной деятельности, проявляют познавательный интерес к изучению предмета; определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств её осуществления; умение организовывать учебное взаимодействие в группе |
Основные понятия | Квадратичная функция, график функции, парабола, область определения, область значения, нули функции, возрастание и убывание функции, промежутки знака постоянства, четность и нечетность функции |
Оборудование | Интерактивная доска, проектор, компьютер, памятки ученика |
Организация пространства | Индивидуальная работа, работа в памятке учащегося, работа у доски |
Название этапа | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный этап. | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие класса. Ребята, у вас на столах лежат листы оценивания. На протяжении всего урока вы будете сами его заполнять. Урок мне хочется начать со слов персидского поэта Рудаки (858-941 гг.): «С тех пор как существует мирозданье, Такого нет, кто б не нуждался в знанье. Какой мы ни возьмем язык и век, Всегда стремится к знанью человек».(слайд 1) | Включаются в деловой ритм урока. |
2. Определение темы урока. Создание проблемной ситуации | Создание для учеников проблемной ситуации – противоречия, порождающей удивление и интерес к новой теме. В процессе диалога учащихся с учителем происходит открытие темы урока. Постановка учебной задачи Постановка учебной цели урока | Решите неравенство(устно): -2х-6 2х2-5х+2 (слайд 2) Согласна! Давайте выясним, что мы с вами имеем. 1) неравенство 2) в левой части неравенства квадратный трехчлен. Давайте обобщим: какое перед нами неравенство? Сформулируйте тему урока (записать тему в тетрадь) Сформулируйте цели урока | х решить не можем, не умеем |
Отвечают на вопросы учителя Квадратное неравенство |
3. Актуализация имеющихся знаний. Планирование деятельности. | Используются либо побуждающий диалог – вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа (развитие творчества), либо подводящий диалог – цепочка вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе (развитие логики) | 1.Что зависит от знака первого коэффициента квадратичной функции? 2 Как знак дискриминанта влияет на количество точек пересечения графика квадратичной функции с осью ОХ? 3.Назовите число корней уравнения и знак коэффициента, если график соответствующей квадратичной функции расположен следующим образом: слайд 3 - Что значит решить неравенство? - Как вы думаете, а для решения квадратных неравенств, нужны ли нам будут свойства квадратичной функции? А какие? слайд 4 Выбрать из перечисленных: Направление ветвей параболы; Примерное расположение параболы; Координаты вершины параболы; Пересечение параболы с осями координат; 5 Знак дискриминанта квадратного трехчлена | Отвечают на вопросы Отвечают на вопросы Оцените себя. В листе самооценивания поставьте оценку своей деятельности за устную работу 1,2,4,5 |
4. Выдвижение версии решения проблемы | Учащиеся предлагают версии решения проблемы, принимаются и абсурдные варианты | Итак, давайте зададим в общем виде формулу, задающее квадратное неравенство. Сформулируйте определение квадратного неравенства с одной переменной слайд 5 Выбрать номера квадратных неравенств с одной переменной 1.х2+2х-480 6. (х-1)(х-2) 0 2. х2-6 7. 3х-17х20 3. 7х+2х24 8. 5х2-у0 4. х-30 9. 5. -20х2 5 | ах2+вх+с , ах2+вх+с ах2+вх+с , ах2+вх+с где а Дают свои варианты 1,2,3,5,6,7,9 Отвечают на вопросы |
5. Поиск решения (открытие нового знания) | Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь. | Разделитесь на 2 группы Задания группам одинаковые. Все шаги алгоритма перепутаны. Ваша задача восстановить алгоритм решения квадратных неравенств. 1.Привести неравенство к виду ax2 + bx + c 0 (ax2 + bx + c 2. Рассмотреть функцию y = ax2 + bx + c. 3. Указать направление ветвей параболы ( еслиa0, то ветви направлены вверх; если a 4. Найти точки пересечения параболы с осью абсцисс, решив для этого квадратное уравнение ax2 + bx + c =0. 5. Схематически построить график функции y = ax2 + bx + c. 6. Выделить ту часть параболы, для которой y 0 (y 7. На оси абсцисс выделить те значения x, для которых y 0 (y 8. Записать ответ в виде промежутка. | Выполняют задания в группах. Располагают в хронологическом порядке. Обсуждение вариантов ответов от каждой группы |
6. Выражение решения. | Обобщают, делают вывод по проблеме. | После обсуждения, вывести эталон на экран для проверки (раздать каждому учащемуся алгоритм) | Оценивают свою работу в группе и поставляют оценку в лист самооценивания |
Зарядка | | Ребята, давайте немного отдохнем и выполним зарядку. По моим указаниям рисуем в воздухе геометрические фигуры Много ль надо нам, ребята, Для умелых наших рук? Нарисуем два квадрата А на них огромный круг, А потом еще кружочек, Треугольный колпачек. Вот и вышел очень, очень Развеселый человек!!! | Выполняют задания зарядки |
7. Применение нового знания | Создание условий для применения полученных знаний | И теперь давайте вернемся к тому неравенству, который вызвал у нас проблему в начале урока 2х2-5х+2 (Учитель показывает правильное оформление) у =2х2-5х+2, квадратичная функция, график-парабола, ветви вверх у =0, 2х2-5х+2=0 Д=9, х=2, х=1 № 292а 292 б 292 е проверка по эталону. Взаимопроверка. Ответ на обратной стороне доски. | Выполняют в тетради Ученик у доски Ученик у доски Работа в парах Оцените свою работу у доски и в парах |
8. Информация о домашнем задании | Даются разноуровневые задания | -Выполните задание на выбор: 1 уровень: № 289 а, 290 а, 292 в 2 уровень: № 292 в,293 б, 294 а | Записывают информацию о домашнем задании |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). | На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности. | Ребята, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Как вы считаете, достигнута ли она? Оцените свою работу на уроке в целом, подведите итоговую оценку за урок, заполнив лист самооценки. я предлагаю вам оценить собственные достижения по данной теме | |