Воспитательный потенциал урока как средство формирования развивающейся личности.
Воспитательный потенциал урока как средство формирования развивающейся личности.
В профессиональном становлении личности каждого ученика в современном обществе межшкольный учебный комбинат играет ведущую роль. Минимум один раз в неделю ребенок занят «обучением» в течение двух лет в среднем 60-70% всего своего активного времени суток. В центре обучения выбранной обучающимися профессии центральное место занимает урок.
Именно на уроках вырабатывается главный мотив жизненной стратегии: активного достижения успеха или пассивного избегания неприятностей. На уроках путем многократного упражнения незаметно и для учителей и для обучающихся достигается баланс свободы и зависимости, послушания и ответственности, инициативности и исполнительности.
Под целью в образовании следует понимать предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен быть реальным, конкретным
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитательный потенциал урока как средство формирования развивающейся личности. »
«Воспитательныйпотенциал урока и пути его реализации»
Педагогический совет МБОУ «Межшкольный учебный комбинат» г.Белгорода
10.01.2014
Цель:выработка новых подходов к использованию воспитательного потенциала урока
Задачи:
1. Определить стиль общения и педагогической деятельности на уровне педагогический коллектив – ученики.
2. Проанализировать опыт работы учителей учебного комбината по созданию условий, способствующих формированию жизненной стратегии учащихся.
3. Разработать серию рекомендаций по взаимодействию педагогов и учащихся на уроках.
«Воспитательныйпотенциал урока как средство формирования развивающейся личности»
Заместитель директора по УПР
Назарова Г.А.
«Обучение само по себе, вне
воспитания, есть бессмыслица,
ничего кроме вреда, не приносящая»
К.Д.Ушинский
Что же представляет собой урок?
Урок – это система целенаправленных педагогических влияний.
Целенаправленное делание
и диалог учителя и учеников, в ходе которых вырабатывается
та или иная жизненная стратегия, формируются определенные черты характера, приобретаются те или иные привычки поведения.
Под целью в образовании следует понимать предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен быть реальным, конкретным
Цели должны быть:
Диагностируемые.
Конкретные.
Понятные.
Осознанные.
Описывающие желаемый результат.
Реальные.
Побудительные.
Точные.
Обучающие Развивающие
«научить»,
«дать понятие»,
«дать определение»,
«проиллюстрировать»,
«закрепить»,
«перечислить»,
«выполнить»,
«систематизи-ровать»...
учить сравнивать,
учить выделять главное,
учить строить аналоги,
развивать глазомер,
развивать профессиональные умения
Воспитательные цели
вызвать познавательный интерес,
пробудить любознательность,
пробудить интерес к самостоятельному решению задач,
побудить учащихся к активности,
выразить свое отношение к выбранной профессии,
прививать, укреплять приобретаемые ими навыки.
Система педагогических влияний
акт педагогического общения (взаимное целенаправленное делание и диалог учителя и учеников, в ходе и результате которых личности участников изменяются: вырабатываются активная или пассивная жизненная стратегия и соответствующие черты характера, формируется ментальность, приобретаются те или иные привычки поведения)
Учитель – не единственное действующее лицо на уроке
Монологическое объяснение и требование воспроизвести сказанное – не основной метод в обучении
Воспитание происходит благодаря комплексным воздействиям:
стиля образовательного общения;
культуры управления образовательной деятельностью;
дидактической структуры;
методических приемов.
Стиль образовательногообщения на уроке
авторитарно-командный,
нормативно-оценивающий,
попустительский,
демократически требовательный и поддерживающий сотруднический стиль
За что отвечает стиль образовательного общения на уроке?
Стиль образовательного общения на уроке формирует у учеников одну из двух жизненных стратегий- стратегию достижения успеха или стратегию избегания неудачи.
Авторитарно-командный и нормативно-оценивающий стили
формируют у учеников жизненную стратегию избегания неудачи и соответствующие этой стратегии черты характера, такие как упрямство, робость, нерешительность, отказ от свободы, уклонение от ответственности, зависть, лень, неряшливость, неуважение к себе и к другим.
Попустительский стиль
неумелое применение традиционных для массовой школы двух вышеназванных стилей
Демократически требовательный и поддерживающее сотруднический стили
формируют у учеников жизненную стратегию достижения успеха и черты характера: инициатива, независимость, ответственность, смелость, стремление помочь отставшему, взять на себя часть интересной работы, желание попробовать себя в незнакомой деятельности, уважение к себе и другим, чувство чести и достоинства
стратегия избегания неудач, страх и зависимость перед «неформальным лидером»
Попустительский
9%
стратегия достижения успеха, инициатива, независимость, ответственность, смелость, стремление помочь отставшему, взять на себя часть интересной работы, желание попробовать себя в незнакомой деятельности, уважение к себе и другим, чувство чести и достоинства.
Демократически требовательный,
поддерживающе сотруднический
70%
С труктурно-плановая учительская культура
позволяет воспитать хорошего семьянина, добросовестного специалиста на производстве и порядочного члена общества.
Самый важный атрибут свободного человека - возможность ответственно распоряжаться своей жизнью, быть разумным хозяином своей судьбы, дела, дома, государства.
За что отвечает дидактическая структура и палитра методических приемов на уроке?