Интегративно-модульные тренажеры как средство личностно-развивающего обучения
Интегративно-модульные тренажеры как средство личностно-развивающего обучения
Каждый учитель постоянно сталкивается с проблемой нехватки учебного времени. Это происходит вследствие уплотнения учебного материала, сокращения числа часов, отводимых на изучение химии, и усложнения задач обучения, призванного обеспечивать разностороннее развивающее воздействие на личность учащегося.
Для разрешения этого противоречия считаю важным, с одной стороны, убедительно раскрыть перед учеником значимость образования, необходимость личной заинтересованности в получении прочных знаний и перспективности самодвижения в приобретении образования. С другой стороны — интенсифицировать осуществляемый учебно-воспитательный процесс.
Для того, чтобы учащийся мог ощущать свою компетентность не только в результате, но и на протяжении всего процесса предметного обучения, постоянно опираюсь на внутренние связи, межпредметную интеграцию и привлекаю личный жизненный опыт учащегося к процессу формирования знаний.
В этом случае появляется возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов.
С этой целью считаю, что необходимо развивать образовательный процесс, опираясь на следующие основания:
научиться познавать;
научиться делать;
научиться жить вместе;
научиться жить в ладу с самим собою;
Данные основы и являются целью моей системы работы.
1.Помочь учащимся научиться познавать окружающий мир.
Считаю необходимым создавать условия для развития у учащихся вкуса к исследовательской деятельности и овладению исследовательскими умениями. Так как сформированность интеллектуальной, информационной, исследовательской культур и культуры самоорганизации действительно позволят школьнику учиться всю жизнь.
2. Помочь учащимся научиться работать (действовать).
Другой основой итегративно-модульного обучения является решение задачи: помочь учащимся научиться работать, что связано с необходимостью совершенствования в сфере своей профессиональной деятельности: приобретать компетентность, дающую возможность справляться с различными ситуациями (в том числе и непредвиденными).
Прежде всего, стараюсь научить ребят использовать знания на практике, применять их к решению теоретических проблем. Для этого содействую развитию у школьников системного, критического мышления.
Но этого тоже недостаточно. Чтобы жить, развиваться и быть удовлетворенным от своей основной деятельности, нужно стать профессионалом в избранной области. В условиях жесткой конкуренции рынка свое место может «удержать» только профессионал. А для этого каждый должен:
•
•
•
•
Формирование этих качеств и лежит в основе системы моей работы.
3. Помочь учащимся научиться жить вместе.
Стараюсь научить учащихся жить вместе, воспитываю в них принятие и понимание другого человека, отношение к нему как к ценности. Так как считаю, что для современных условий необходимо способствовать воспитанию у школьников стремлений и умений жить вместе в группе, в классе, в семье, в социуме, в мире., развитие у них коммуникативности, умения предупреждать и снимать конфликты.
4. Помочь учащимся научиться жить в ладу с самим собою
Чтобы научиться познавать, нужно хотеть познавать, поэтому стремлюсь создавать условия для саморазвития у учащихся мотивации в познании, духовных потребностей, собственной индивидуальности: памяти, мышления, эстетических чувств, физических возможностей.
-4-
В основу развития у учащихся положительной самооценки положен ряд идей:
Показ учащимся актуальности и значимости предметных знаний (в общекультурном и личностном аспектах).
Приобщение каждого учащегося к процессу познания как самостоятельной общечеловеческой ценности, движущей силе и результату развития культуры.
Последовательное развитие интеллектуальных и личностных качеств учащегося.
Раскрытие самоорганизации и саморегуляции в учебной деятельности как важнейшей основы развития и образования личности.
Названные идеи-принципы реализуются в учебно-воспитательном процессе, как с помощью отбора специального учебного содержания, так и через особую организацию условий его усвоения, ориентированных на достижение эмоционального комфорта в обучении, развитие интеллекта, вербальных, коммуникативных навыков, умений самоорганизации в обучении, адекватной самооценки.
С другой стороны считаю не менее важным интенсификацию осуществляемого учебно-воспитательного процесса.
Содержание учебного предмета «химия» позволяет «встраивать» новый учебный материал в контекст ранее усвоенного. Внутри- и межпредметная актуализация ранее усвоенного материала служит основой превращения учеников в таких участников учебно-познавательного процесса, которые способны осознавать учебные задачи, видеть их взаимосвязь и находить их решение.
При изучении химии считаю, что необходимым условием компетентности является овладение учеником основными законами и понятиями химии, химическим языком в соответствии с конкретным уровнем изучения школьного курса. Это очень большой пласт учебного материала, нередко абстрактного характера, усвоение которого вызывает у учащихся немалые трудности. Для преодоления некоторых из них предлагаю технологию работы с интегративно-модульным тренажером (ИМТ), эффективно содействующую интенсификации деятельности учителя и учащихся.
Для эффективного решения поставленных задач считаю необходимым строить свою деятельность на диагностико-прогностической основе, обеспечивающей развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями. Проведение мониторинга дает мне возможность иметь оперативную, точную и объективную информацию о текущем состоянии учебного процесса и перспективах его развития. При необходимости позволяет своевременно внести необходимые коррективы в организацию и содержание учебно-воспитательного процесса. Считаю целесообразным наряду с качеством образования оценивать уровень реализации индивидуальных возможностей учащихся, уровень овладения необходимыми мыслительными операциями по каждому умению. Наиболее удобным является способ отражения уровня овладения определенными умениями в виде таблицы-матрицы (приложение )
Основой данного исследования был взят метод сравнительного анализа по горизонтали, когда ученик оценивается по состоянию дел в начале изучения темы и в конце. Таблица показывает по каким параметрам каждый ученик нуждается в усилении внимания для достижения результативности обучения по теме. Матрица выдает зоны повышенного внимания, которые показывают, кто из учеников требует особого внимания на уроке. Полученная объективная информация о ребенке позволяет создать оптимальные условия его развития с учетом индивидуальных особенностей. Опыт показывает, что использование ИМТ на 3-5 уроках в течение 7 минут в процессе фронтальной, групповой и индивидуальной работы с дифференцированными заданиями разного уровня позволяет в среднем у 80% учащихся значительно повысить уровень усвоения фундаментальных понятий химии (приложение ).
Организация учебно-воспитательного процесса с учетом принципов адаптивно-развивающего обучения, элементом которого являются ИМТ, в течение нескольких лет дает хорошие результаты в процессе воспитания у учащихся положительной самооценки и развития мотивации учения. Такой вывод позволяет сделать изучение мотивационной сферы учащихся на протяжении изучения химии 8-11 класс (Приложение).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегративно-модульные тренажеры как средство личностно-развивающего обучения »
Методическая разработка в помощь учителю химии.
Составитель:
Ганзюк Наталья Алексеевна
учитель химии
Березовский 2015
-3-
I. ВВЕДЕНИЕ
Каждый учитель постоянно сталкивается с проблемой нехватки учебного времени. Это происходит вследствие уплотнения учебного материала, сокращения числа часов, отводимых на изучение химии, и усложнения задач обучения, призванного обеспечивать разностороннее развивающее воздействие на личность учащегося.
Для разрешения этого противоречия считаю важным, с одной стороны, убедительно раскрыть перед учеником значимость образования, необходимость личной заинтересованности в получении прочных знаний и перспективности самодвижения в приобретении образования. С другой стороны — интенсифицировать осуществляемый учебно-воспитательный процесс.
Для того, чтобы учащийся мог ощущать свою компетентность не только в результате, но и на протяжении всего процесса предметного обучения, постоянно опираюсь на внутренние связи, межпредметную интеграцию и привлекаю личный жизненный опыт учащегося к процессу формирования знаний.
В этом случае появляется возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов.
С этой целью считаю, что необходимо развивать образовательный процесс, опираясь на следующие основания:
научиться познавать;
научиться делать;
научиться жить вместе;
научиться жить в ладу с самим собою;
Данные основы и являются целью моей системы работы.
Помочь учащимся научиться познавать окружающий мир.
Считаю необходимым создавать условия для развития у учащихся вкуса к исследовательской деятельности и овладению исследовательскими умениями. Так как сформированность интеллектуальной, информационной, исследовательской культур и культуры самоорганизации действительно позволят школьнику учиться всю жизнь.
2. Помочь учащимся научиться работать (действовать).
Другой основой итегративно-модульного обучения является решение задачи: помочь учащимся научиться работать, что связано с необходимостью совершенствования в сфере своей профессиональной деятельности: приобретать компетентность, дающую возможность справляться с различными ситуациями (в том числе и непредвиденными).
Прежде всего, стараюсь научить ребят использовать знания на практике, применять их к решению теоретических проблем. Для этого содействую развитию у школьников системного, критического мышления.
Но этого тоже недостаточно. Чтобы жить, развиваться и быть удовлетворенным от своей основной деятельности, нужно стать профессионалом в избранной области. В условиях жесткой конкуренции рынка свое место может «удержать» только профессионал. А для этого каждый должен:
формировать у себя потребность к постоянному познанию;
уметь эту потребность удовлетворять собственными силами;
иметь широкую компетентность, связанную с умением решать проблемы;
уметь работать в разных социальных и производственных условиях.
Формирование этих качеств и лежит в основе системы моей работы.
3. Помочь учащимся научиться жить вместе.
Стараюсь научить учащихся жить вместе, воспитываю в них принятие и понимание другого человека, отношение к нему как к ценности. Так как считаю, что для современных условий необходимо способствовать воспитанию у школьников стремлений и умений жить вместе в группе, в классе, в семье, в социуме, в мире., развитие у них коммуникативности, умения предупреждать и снимать конфликты.
4. Помочь учащимся научиться жить в ладу с самим собою
Чтобы научиться познавать, нужно хотеть познавать, поэтому стремлюсь создавать условия для саморазвития у учащихся мотивации в познании, духовных потребностей, собственной индивидуальности: памяти, мышления, эстетических чувств, физических возможностей.
-4-
В основу развития у учащихся положительной самооценки положен ряд идей:
Показ учащимся актуальности и значимости предметных знаний (в общекультурном и личностном аспектах).
Приобщение каждого учащегося к процессу познания как самостоятельной общечеловеческой ценности, движущей силе и результату развития культуры.
Последовательное развитие интеллектуальных и личностных качеств учащегося.
Раскрытие самоорганизации и саморегуляции в учебной деятельности как важнейшей основы развития и образования личности.
Названные идеи-принципы реализуются в учебно-воспитательном процессе, как с помощью отбора специального учебного содержания,так и через особую организацию условий его усвоения, ориентированных на достижение эмоционального комфорта в обучении, развитие интеллекта, вербальных, коммуникативных навыков, умений самоорганизации в обучении, адекватной самооценки.
С другой стороны считаю не менее важным интенсификацию осуществляемого учебно-воспитательного процесса.
Содержание учебного предмета «химия» позволяет «встраивать» новый учебный материал в контекст ранее усвоенного. Внутри- и межпредметная актуализация ранее усвоенного материала служит основой превращения учеников в таких участников учебно-познавательного процесса, которые способны осознавать учебные задачи, видеть их взаимосвязь и находить их решение.
При изучении химии считаю, что необходимым условием компетентности является овладение учеником основными законами и понятиями химии, химическим языком в соответствии с конкретным уровнем изучения школьного курса. Это очень большой пласт учебного материала, нередко абстрактного характера, усвоение которого вызывает у учащихся немалые трудности. Для преодоления некоторых из них предлагаю технологию работы с интегративно-модульным тренажером (ИМТ), эффективно содействующую интенсификации деятельности учителя и учащихся.
Для эффективного решения поставленных задач считаю необходимым строить свою деятельность на диагностико-прогностической основе, обеспечивающей развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями. Проведение мониторинга дает мне возможность иметь оперативную, точную и объективную информацию о текущем состоянии учебного процесса и перспективах его развития. При необходимости позволяет своевременно внести необходимые коррективы в организацию и содержание учебно-воспитательного процесса. Считаю целесообразным наряду с качеством образования оценивать уровень реализации индивидуальных возможностей учащихся, уровень овладения необходимыми мыслительными операциями по каждому умению. Наиболее удобным является способ отражения уровня овладения определенными умениями в виде таблицы-матрицы (приложение )
Основой данного исследования был взят метод сравнительного анализа по горизонтали, когда ученик оценивается по состоянию дел в начале изучения темы и в конце. Таблица показывает по каким параметрам каждый ученик нуждается в усилении внимания для достижения результативности обучения по теме. Матрица выдает зоны повышенного внимания, которые показывают, кто из учеников требует особого внимания на уроке. Полученная объективная информация о ребенке позволяет создать оптимальные условия его развития с учетом индивидуальных особенностей. Опыт показывает, что использование ИМТ на 3-5 уроках в течение 7 минут в процессе фронтальной, групповой и индивидуальной работы с дифференцированными заданиями разного уровня позволяет в среднем у 80% учащихся значительно повысить уровень усвоения фундаментальных понятий химии (приложение ).
Организация учебно-воспитательного процесса с учетом принципов адаптивно-развивающего обучения, элементом которого являются ИМТ, в течение нескольких лет дает хорошие результаты в процессе воспитания у учащихся положительной самооценки и развития мотивации учения. Такой вывод позволяет сделать изучение мотивационной сферы учащихся на протяжении изучения химии 8-11 класс (Приложение).
-5-
11. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1Воспитание у ученика положительной самооценки как проблема интегративно-модульного обучения.
Одной из самых важных проблем обучения химии является сохранение познавательного интереса к предмету. Слабые ученики, которым поначалу так нравятся химические опыты, и все кажется очень легким и доступным, которые на первых уроках «тянут руки», постепенно осознают обилие накопившихся трудностей, непонятных вопросов, совершенно неясно откуда взявшихся «валентностей и коэффициентов», и учебный пыл их, не успев разгореться, быстро угасает.
Поэтому считаю, что одной из основных задач своей работы - необходимость сохранить хрупкий, едва возникший познавательный интерес, поддерживание в ученике веру в то, что он хочет, может и готов успешно учиться.
Использование элементов интегративно-модульной технологии позволяет развивать у ученика желания учиться, создавать хороший эмоциональный климат в процессе учения.
Другим важным основанием внедрения данной технологии обучения явился учет специфических особенностей, присущих содержанию предметного обучения химии. Интегративно – модульное обучение стоит на позициях личностно-ориентированного преподавания химии, и предполагает создание следующих условий:
обеспечение продвижения учащегося по отношению к его собственным успехам в предыдущей учебной деятельности;
возможность выбора уровня сложности учебных заданий (через систему их дифференциации);
опору в организации учебной деятельности на достоинства, сильные стороны конкретного учащегося;
обеспечение условий для ощущения учащимся собственной компетентности в рассматриваемых вопросах;
- преодоление избыточной тревожности учащихся.
Создание данных условий возможно только на основе учета самооценки учащихся. Поэтому одним из важных компонентов своей деятельности считаю учет самооценки учащихся, а именно - сбор исходной информации об ученике. Для этого использую методику изучения возможностей учащихся с целью получения основы для конструктивного воздействия на них. Данная методика предложена Титовой И.М. и позволяет учителю предметнику изучить мотивационную сферу учащихся, где в качестве предмета анализа выступают: мотивы, цели, эмоции, сформированность учебных умений.
С помощью «Опросника-1» ( Приложение 1) и методики работы с ним я выявляю в каждом классе группы учащихся с потенциально заниженной или завышенной самооценкой.
Для этого анализирую в «Картах интересов» (схема 7), заполненных учащимися, поля IX (характер притязаний в учебе) и X (вероятность завышенной самооценки). Дополнительную уточняющую информацию дают поля II, XI, XV. Максимальные оценки (+0,8) по полям IX и X будут свидетельствовать о вероятности завышенной самооценки, минимальные (-0,8) — о противоположном. Данные анкетирования непременно соотношу с результатами собственных наблюдений и успеваемостью учащегося и составляю рабочую схему с обобщенными результатами анализа «Карт интересов». (Приложение 10) Выделение групп учащихся с вероятной завышенной и заниженной самооценками позволяет мне целенаправленно работать с учащимися, учитывая личностные характеристики учеников.
Учитывая данные психологов о существовании у старших подростков тенденциик занижению самооценкии серьезных негативных последствиях этого, считаю особенно важным дополнительное внимание уделять группе учащихся с заниженной самооценкой. В частности, важно проследить за тем, чтобы слабые учащиесяданной группы смогли
добиться успеха в собственной учебной деятельности. Всех учащихся данной группыне
-6-
вызываю к доске без предварительной подготовки. Более осторожно ввожу их в ведущийся диалог на уроке, целенаправленно предоставляя им возможность освоиться в роли отвечающего через регулярное включение во фронтально-тренировочные работы по ИМТ;
стараюсь вызывать их к доске (или с места), если они высказывают такое желание; поощряю достигаемые ими учебные успехи. Не забываю об этих учащихся при организации взаимного контроля знаний, выполнении творческих дифференцированных заданий, организации дидактических игр.
В своей работе использую различные методические приемы, позволяющие решать эти задачи.
Учащихся рассматриваемой группы привлекаю к посильному анализу ответов товарищей на уроке.Опыт показал, что такая работа будет наиболее эффективной при исправлении, анализе допущенных ошибок и внесении дополнений в письменные, подготовленные на доске ответы.Например, когда один из вызванных учеников, выполнив задание на доске (по составлению уравнений реакций, отражающих комплекс химических свойств конкретного соединения, решению задачи и т. п.), возвращается на место, а второй ученик ( с заниженной самооценкой) вызывается с тем, чтобы проанализировать сделанные записи (иногда — подготовиться к устному анализу).
Учащихся с завышенной самооценкой вызываю к доске с целью выполнения наиболее сложных заданий; во фронтально-тренировочных работах поручаю им роль «ведущего», отвечающего первым, дающим образец ответа.
Очень несложный, но полезный и универсальный методическим прием - опрос учащихся по перечням определений .Суть его состоит в том, что для каждой учебной темы составлен перечень важнейших понятий, которые в пронумерованном видевыписываются на демонстрационном плакате, либо готовятся для предъявления учащимся на доске. На уроке дается всем учащимся одинаковое, стандартное задание: «Дать определения понятиям, начиная с определенного порядкового номера (если перечень включает 15-20 понятий, то нецелесообразно повторять их все на каждом уроке)». Иногда, в зависимости от конкретных задач урока, на доске выписываются номера понятий, повторение которых потребуется. Например, для темы «Кислород. Оксиды. Горение» (8 кл.) начало перечня основных определений будет выглядеть следующим образом:
Дать определения:
Химический элемент.
Простое вещество.
Относительная атомная масса.
Валентность.
Молекула.
Физические свойства.
Химические свойства.
8.Окисление и т. д.
Смысл приема состоит в эффективной организации повторения определений и в достижении учащимися оперативности в репродуктивном воспроизведении данного элемента базовых знаний; в приучении их к ведению и использованию химического словаря. Удобство состоит в том, что подобные задания, как и результаты очередного ответа, очевидны. Они не могут вызывать дискуссий, но требуют внимания и быстрой реакции. Поскольку задание относится ко всем ученикам (право ответа может быть предоставлено любому их них в любую минуту), оно хорошо содействует самоорганизации учащихся, их настраиванию на рабочий ритм. Немаловажно и то, что за 5 минут можно опросить до 10 учеников. Вот в этой форме работы первыми должны быть ученики с завышенной самооценкой. Тем, у кого она занижена, этот тип фронтальной работы дает очень много: слушая ответы других, многие довольно быстро набираются храбрости и начинают все увереннее поднимать руку, если отвечающий испытывает затруднения.
В целом, названные приемы способствуют созданию такой воспитывающей и развивающей среды, в которой ученик легче адаптируется, активно участвует в учебной деятельности и видит перспективу собственного продвижения в познании.
-7-
Четко регламентированная работа по актуализации знаний и умений создает благоприятную основу для ведения диалога на этапах изучения нового и закрепления пройденного, создает условия для адаптации учащегося в роли отвечающего.
Для этого, в частности, использую прием интегрированной оценки. Он состоит в том, что из урока в урок планирую опрос в каждом классе, выписывая 8-10 фамилий учащихся в специальный блокнот с алфавитом, в котором вместо букв указаны классы, (8а, 9а и т. д., а на записи для каждого класса отводится несколько страничек). Знания учеников, внесенных в список, контролируются на очередном уроке в первую очередь: их вызываю к доске, а также им предлагаю отвечать на отдельные вопросы, по перечням понятий, участвовать в работе с тренажными карточками, проверяю их работу в тетрадях.
Таким образом, за урок у учеников, заранее внесенных в список и вновь попавших туда по ходу урока, накапливается по несколько «текущих» оценок. Если их набирается 3-4 и они однородны, например: «4, 4, 3, 4, 4», выставляю соответствующий балл в журнал. А текущие «накопления» из блокнота вычеркиваются. Если накопленные оценки не однородны, например: «5, 3, 3» или неудовлетворительны, опрос продолжается на следующем уроке. Блокнот очень помогает мне не забыть прокомментировать в конце урока полученные и ожидаемые успехи
Развитию у учащихся положительной самооценки, формированию общеучебной компетентности содействуют алгоритмизация обучения, проведение тематических семинаров, дидактических игр, включение учащихся в выполнение творческих работ.
Алгоритмизация обучения химииявляется интенсивно разрабатываемой проблемой.
Как известно, использование готовых алгоритмов является не единственным условием повышения уровня самостоятельности действий учащихся. Считаю еще важнее деятельность по самостоятельному их выведению.
Примером разработанных учащимися алгоритмов являются характеристики химических элементов и образуемых ими простых веществ (Приложение )
Алгоритм выявляетсяв процессе диалога с классом. Беседа строится на основе актуализации ранее пройденного и включает отработку используемых в характеристике важнейших химических понятий (химический элемент, порядковый номер, состав и строение атомов и молекул, валентность, степень окисления и т. п.). Выработанная в совместной деятельности форма фиксирования результатов обсуждения (на двух страницах развернутого листа тетради) обогащается по мере расширения и углубления теоретических знаний учащихся (характеристики кислорода и водорода составляются на основе атомно-молекулярного учения, азота и других элементов — на основе знаний периодического закона и электронных представлений). Она обеспечивает обзорность материала, содействует его запоминанию, упрощает сопоставление, обобщение и перенос знаний в новые условия. Первые характеристики — кислорода, водорода, азота — составляются в процессе совместной деятельности учителя и учащихся. Затем, при изучении фосфора и углерода, учащиеся работают над ними самостоятельно, под общим руководством учителя. В эксперименте составление 4-5 характеристик разных элементов обеспечило формирование соответствующего умения у 72,3 % учащихся 9-х классов. При дальнейшем изучении предмета аналогичные характеристики металлов, составленные учащимися самостоятельно (нередко — с применением сведений из дополнительной литературы), служат основой семинарских занятий (Приложение ).
Семинарская форма проведения урока содержит огромные возможности для организации продуктивного общения учащихся;для их самореализации; для включения учащихся на этапе подготовки к семинару в разноуровневую (репродуктивную, продуктивную, творческую) самостоятельную учебную работу.Высвобождение учебного времени для проведения семинаров обеспечиваю за счет изучения материала блоками, с составлением опорных, символико-графических конспектов.
Методика проведения семинаров зависит от возраста учащихся.
В 8-м классеон длится 1 час и посвящается конкретной, достаточно узкой проблеме. Тема и вопросы для обсуждения объявляются за два-три урока до его проведения. Каждый ученик для подготовки к семинару выбирает один из вопросов.
-8-
Учащиеся, избравшие один вопрос (составляются соответствующие списки), образуют команду, или экипаж,в котором выбирается (назначается учителем) капитан. Капитан следит за тем, чтобы его экипаж имел достаточное количество членов и проверяет их подготовку к семинару. Инициатива и ответственность капитана приносят команде несколько дополнительных баллов.
Подготовка к семинару состоит в следующем: каждый учащийся составляет схему-конспект. Оно компактно и наглядно отражает материал ответа по избранному вопросу. В 8-м классе схемы-конспекты могут заменить иллюстрации к подготовленному ответу. Наличие полного комплекта работ, использование дополнительной литературы для их составления и аккуратность оформления влияют на результаты общекомандного зачета, а следовательно — и на оценки.
Сверхзадача выполнения этих заданий состоит в том, чтобы предложить учащимся посмотреть вокруг себя, увидеть в привычном, окружающем мире — вещества, изучаемые в курсе химии, их особенности и свойства.
Методика проведения семинаров в старших классах многообразна. Наиболее эффективными считаю следующие:
Начиная с 9 класса, провожу семинары по изучению нового материала, которые воспитывают у школьников умение самостоятельно совершенствовать познание, развивают творческую инициативу и самостоятельность.
При проведении таких уроков на парты раздаются инструктивные карты, где помещены вопросы и задания, подлежащие рассмотрению, а также литература, используемая при выполнении этих заданий. В течение урока все вопросы, указанные в карте-модуле, решаются по порядку и основные выводы записываются в тетрадь. Также в тетради выполняются упражнения по ходу этого семинара. Работа по инструктивным картам дает возможность многим «сильным» учащимся работать быстрее, не ждать класс, так как все вопросы есть в карте. Так, при проведении двухчасового семинара по теме «Соли аммония и нитраты» учащиеся не только самостоятельно составляют формулы веществ, записывают уравнения химических реакций в молекулярном и в ионном виде, но и практически подтверждают свойства солей, выполняя лабораторную работу.
В течение урока учащиеся делают самостоятельно выводы по составу, свойствам и применению данных солей. В конце такого урока-семинара учащиеся приходят к выводам мировоззренческого характера: о единстве природы, развитии ее от простого к сложному, о причинно-следственных связях при рассмотрении вопросов: состава строения свойств применения данных солей. Наиболее удобным считаю использование на таких семинарах организацию групповой работы с использованием интегративно-модульных тренажеров.
Такой подход не только способствует углублению знаний, но и помогает воссоздать целостную картину окружающего мира, провести взаимосвязи между веществами и явлениями. Наиболее удобным считаю использование на таких
Изучение больших разделов программы в 10-11-х классах завершается серией из трех контрольно-практических уроков.Высвобождение учебного времени обеспечивается за счет блочной подачи материала, сочетающейся с оформлением основной его части в форме кратких схем-конспектов.
На трех контрольно-практических уроках работа строится следующим образом: учащиеся первой группы, сдают учителю устный дифференцированный зачет по теме, второй — решают серию экспериментально-практических задач под наблюдением лаборанта, третьей — письменный дифференцированный зачет по теме. В течение трех уроков каждый учащийся успевает выполнить все виды работ.
В целом, семинары составляют важную форму обучения, предоставляющую возможности реализации разноуровневого общения и познавательной деятельности во всех их функциях. Они способствуют развитию у учащихся инициативы, умения работать в группе, предоставляя свои знания для совместного обсуждения, обеспечивают разные составляющие общения: в процессе фронтально-тренировочных работ происходит адаптация учащихся в роли отвечающего. Диалог, направленный на выявление и решение познавательных задач,
-9-
обсуждение проблем создают условия для освоения учащимися навыков продуктивного делового общения. Формирование навыков делового общения, в свою очередь, является важнейшим условием развития адекватной оценки и ощущения личной комфортности в учебно-воспитательном процессе.
2.2 Методика составления
интегративно-модульных тренажеров.
Интегративно-модульные тренажеры ИМТ - это универсальные дидактические материалы, которые выполняют различные образовательные функции (обучения, тренинга, контроля и самоконтроля, оценки и самооценки, воспитания и развития), способствуют формированию у учащихся системных знаний, интегративных умений, положительной мотивации к учению и, кроме того, имеют долговременный характер. Длительность использования данных дидактических материалов можно обеспечить путем интеграции в них существенного содержания многих уроков, учебных тем, разделов, блоков и, следовательно, возможностью реализации посредством их комплекса образовательных целей и функций. Интегративный характер этих дидактических материалов обеспечивается включением в них модулей — относительно самостоятельных и дидактически законченных информационно-функциональных узлов обучения.
Основные принципы, лежащие в основе разработки интегративно-модульных тренажеров:
соответствие обязательному минимуму содержания образования;
дидактическая значимость представленной в них химической информации;
целостность внутри предметной и межпредметной информации, представленной в модулях дидактического материала;
возможность использования личностно ориентированной технологии образовательного процесса, способствующей формированию системных знании, интегративных умений, положительной мотивации к изучению химии и созданию психоэмоционального комфорта на учебных занятиях;
оптимальность процессов преподавания и учения, тренинга, коррекции (и самокоррекции), контроля (и самоконтроля), оценки (и самооценки);
развитие умений компактно, аргументировано и последовательно излагать свои мысли, осуществлять внутри- и межпредметную интеграцию, применять химические знания в процессе фронтальной, групповой, парной и индивидуальной учебной деятельности.
Интегративно-модульный тренажер имеет вид таблицы матричного характера, содержит блоки из 4-6 вариантов однотипных основ (передачи химических формул, уравнений химических реакций, серии плоскостных моделей молекул и частиц химических соединений и др.) для разнообразных устных и письменных заданий. Выполнение последних направлено на формирование и развитие у учащихся умений называть и классифицировать химические соединения, анализировать их качественный и количественный состав, определять значения валентностей и степеней окисления атомов химических элементов в соединениях, составлять формулы веществ анализировать химические свойства последних, придумывать и решать качественные и расчетные задачи и многое другое. Использование МХТ содействует выработке и развитию всех важнейших предметных умений. Значительный вклад оно вносит и в развитие общеучебных навыков.
Удобной формой представления химической информации в карточках является таблица. Использование таблиц позволяет увеличить количество вариантов фронтальных, самостоятельных и контрольных заданий.
В интегративно-модульном тренажере «Классы неорганических соединений» (табл. 1) представлены четыре относительно самостоятельных модуля с условными названиями «Оксиды», «Основания», «Кислоты» и «Соли».
-10-
Модули содержат в закодированном виде следующую химическую информацию:
общие формулы классов веществ (вариант 1),
состав (вариант 2),
химические свойства (варианты 3 и 4),
получение (варианты 5, 6, 7) веществ всех классов с помощью реакций разного типа,
расчетные задачи (вариант 8),
уравнения реакций в ионном виде (вариант 9),
химические свойства и получение конкретных веществ.
Таблица 1
Вари
анты
A
Б
В
Г
1
ЭxОу-2
Me(OH)m
HnA
MenAm
2
Na2O
Ca(OH)2
H2SO4
Cu(NO3)2
3
? + CuO
? + Fe(OH)2
? + H2SO4
? + CaCO3
4
SO3 + ?
NaOH + ?
HCl + ? H2+..
CuCl2 +?Cu+..
5
H2O
Ca(OH)2
H3PO4
CaSiO3
6
оксид
основание
кислота
соль
7
Al2O3
Fe(OH)3 + ..
HNO3 +…
ZnCl2 +…
8
m = pV
v =m\M
w = mв-ва\mр-ра
v = V\Vm
9
CuO+2H+Cu2++H2O
2H++2OH-2H2O
2H++CO32-H2O+CO2
Ba2++SO42-BaSO4
-11-
2.3 Методика использования
интегративно-модульных тренажеров.
Систематическое использование ИМТ обеспечивает
УЧИТЕЛЮ:
интенсификацию разноуровневой учебно-познавательной деятельности учащихся;
расширение возможностей индивидуализации обучения и общения;
экономию учебного времени; эффективное включение учащихся в диалог;
совершенствование системы контроля за усвоением предметных знаний и умений;
психологическую разгрузку.
УЧЕНИКУ:
активное применение имеющихся предметных знаний и умений;
развитие навыков использования химической номенклатуры, классификаций, важнейших химических понятий;
развитие умения участвовать в общем диалоге;
осуществление самоконтроля;
формирование адекватной самооценки;
эмоциональный комфорт на уроке.
-12-
При изучении химии необходимым условием компетентности является овладение учеником основными законами и понятиями химии, химическим языком в соответствии с конкретным уровнем изучения школьного курса. Это очень большой пласт учебного материала, нередко абстрактного характера, усвоение которого вызывает у учащихся немалые трудности. Для преодоления некоторых из них предлагаю технологию работы с интегративно-модульным тренажером (ИМТ), эффективно содействующую интенсификации деятельности учителя и учащихся.
Для организации работы с мини-тренажером на уроке всем ученикам выдаются одинаковые карточки одного из предлагаемых дидактических материалов.
Универсальные карточки ИМТ служат в качестве материализованных основ для выполнения учащимися конкретных учебных заданий, требующих разноуровневой (репродуктивной, репродуктивно-продуктивной, продуктивной) деятельности.
Организация фронтальной работыс ИМТ.
На уроке указывается вариант задания (например-А 1), формулируется само задание в соответствии с указанным вариантом (назовите общую формулу оксидов или составьте формулу оксида хрома(III)) . Учащийся дает ответ устно, не выходя к доске и даже не вставая со своего места (это позволяет поддерживать оптимальный темп урока). Остальные ученики по своим карточкам следят за ответом. В случае правильного ответа предлагается отвечающему или другому ученику новое задание (например, вариант А2: какую химическую информацию можно извлечь из данной формулы?). Если же отвечающий сделал ошибку, то ученик, заметивший ее, поднимает руку и с разрешения учителя вносит исправления в ответ товарища. Таким же образом учащиеся дополняют ответ.
Работа с тренажером длится недолго (5-10 мин), но проходит в быстром темпе. Учащиеся могут осуществлять самоконтроль и самооценку знаний и умений, приобретают уверенность в своих учебных возможностях. Оцениваются учебные достижения учеников, их динамика. За 5-10 минут фронтальной работы слово для устного ответа можно предоставить 8-12 ученикам. Они не выходят к доске, даже не встают. Время затрачивается только на ответ. Если первая попытка ответа оказывается неудачной, то, не тратя лишнего времени даром, передается право говорить другому ученику. Однако позднее непременно вновь вызывается тот, кто не смог ответить сразу. Опрос идет в очень быстром темпе. Каждый ученик имеет возможность не только слушать других, но и проверять свой собственный вариант ответа, т.е. осуществлять самоконтроль. При желании есть возможность самоутвердиться: поднять руку, получить право говорить и «с блеском» ответить требуемое. Многолетнее использование тренажера показывает: четырех-шести пяти-восьмиминутных тренировок достаточно, чтобы резко снизить количество неудовлетворительных ответов, а через 7-8 уроков практически все учащиеся классифицируют и называют вещества без ошибок.
Организация индивидуальной работы с ИМТ
Индивидуальная работа с использованием ИМТ имеет практическинеограниченные возможности и зависит от дидактических целей такой работы.
Рассмотрим организацию самостоятельной работы учащихся с ИМТ «Классы неорганических веществ». Данная карточка содержит по одному заданию в каждом варианте (от А1 до Г9), всего в этой группе 36 заданий. Например:
Вариант A3.
С какими веществами может взаимодействовать данное вещество?
Какие вещества при этом образуются? Приведите формулы продуктов.
Вторая и третья группы заданий включают по два вертикальных или горизонтальных задания в варианте (например, А1 и А2, А1 и Б1). Варианты этой группы более сложные, чем предыдущей. Это учитываю при нормировании учебного времени на их выполнение, а также при адресации заданий. Например:
Варианты A3 и А4.
С какими веществами могут взаимодействовать указанные?
Какие вещества при этом образуются? Приведите формулы продуктов.
-13-
Варианты Б5 и В5.
Укажите способы получения данных веществ.
При каких условиях протекают химические реакции, на которых основано получение этих веществ в лаборатории (в промышленности)?
Четвертая и пятая группы вариантов - по 3 вертикальных и горизонтальных задания в варианте. Например:
Варианты Al, A2 и A3
Какую химическую информацию дает вам общая формула в клетке А1?
Приведите химическую формулу какого-нибудь вещества этого класса.
Какие качественные и количественные данные вы можете извлечь из приведенной вами химической формулы?
Что обозначает химическая формула в клетке А2?
Какие вещества могут образоваться при взаимодействии оксида меди(II) с азотной кислотой (клетка A3)?
Определите количество вещества азотной и серной кислот, которые потребуются для реакции с 2 моль оксида меди(II).
Выполнение вариантов А, Б, В и Г требует умений учащихся интегрировать знания в пределах данногомодуля (только одного класса неорганических веществ), а выполнение вариантов 1-9 — умений интегрировать знания из разныхмодулей (по всем классам неорганических соединений).
Успешно сочетаю фронтальную и индивидуальную работу с использованием ИМТ. Например, основная группа учащихся работает над единым заданием (варианты А1-А4), затем участвует во фронтальном диалоге с учителем; при этом слабые ученики выполняют задания из первой, второй и третьейгрупп вариантов (т. е. по 1-2 задания), а сильные ученики — более сложные варианты типа А1-А8.
Интегративно-модульные карточки дают возможность организовать учебную деятельность разных уровней: репродуктивного, репродуктивно-продуктивного и продуктивного. Например.
Вариант A3. Задание для репродуктивнойдеятельности:
напишите уравнение реакции между оксидом меди(II)и соляной кислотой.
Задание для репродуктивно-продуктивной деятельности:
составьте уравнения реакций между оксидом меди(II) и кислотами.
Задание для продуктивнойдеятельности:
с какими веществами может взаимодействовать оксид меди(II)? Напишите уравнения возможных реакций.
Варианты 8 и 9, включающие задания опережающего характера, позволяют учащимся лучше осознать внутри- и межпредметные связи.
Организация групповой работы с ИМТ
Применяю при организации продуктивной парной учебно-познавательной деятельности работу в парах постоянного и переменного состава. Многие психологически совместимые учащиеся с удовольствием выполняют в паре учебную работу, помогая друг другу в преодолении учебных трудностей. При формировании пар переменного состава безусловно учитываю не только учебные возможности каждого ученика, но и другие, например психофизиологические, качества. Обычно формирую временные пары из сильного и слабого учеников, а также из сильных учеников. Не практикую формирование пары из слабоуспевающих учащихся.
Возможна обычная групповаяработа, когда каждая группа учеников выполняет свой вариант задания. Например, первая группа — вариант А, вторая — вариант Б
При дифференцированно групповойработе группы выполняют разноуровневые задания. Например, одна группа учеников выполняет задания репродуктивного, другая — репродуктивно-продуктивного, третья - продуктивного характера. При организации дифференцированно групповой работы обращаю внимание на формулировку заданий, чтобы придать определенный характер учебной деятельности.
Опыт использования интегративно-модульных тренажеров показывает, что их применение содействует гуманизации, технологизации и оптимизации образовательного процесса, расширению возможностей интеграции, дифференциации и индивидуализации в обучении химии. Использование ИМТ способствуетреализации приемов интерактивного обучения.
-14-
Тренажеры развивают у учащихся навыки использования химического языка, методов химической науки, умения применять знания в процессе диалога с учителем и другими учениками, обосновывать ответы, осуществлять самоконтроль и самооценку знаний.
Блоки мини-тренажера целесообразно использовать в качестве основы для дифференцирования занятий по степени сложности. Например, в то время как основная часть класса работает с учителем над заданием 1 или 2, участвуя в общем фронтальном диалоге, преуспевшие ученики, не нуждающиеся в продолжении тренировочной деятельности, выполняют более сложные упражнения (опять-таки по вариантам собственных карточек). Текст заданий пишется на доске. Например (таблица 2):
Составьте схему генетической связи, начинающуюся с соединения, формула которого расположена во второй строке вашего варианта.
Составьте схему генетической связи соединений, в нее войдут вещества, формулы которых указаны в вашем варианте под № 2 и 5.
Придумайте задачу с сюжетной основой, где будут фигурировать 11,2 л газообразного вещества, формула которого дана в нашем варианте.
Выпишите из всех вариантов формулы аминов. Расположите их в порядке усиления основных свойств. Дайте подробное обоснование вашему решению.
Данная карточка мини-тренажера, универсальна. С ее помощью можно организовать отработку многих понятий и умений: классифицировать и называть вещества, устанавливать генетические связи, выбирать вещества, способные вступать в химическое взаимодействие с определенными химическими соединениями, и т.д.
Главная ценность тренировочных диалогов состоит в организации такой учебной деятельности, в которой ученики получают право говорить, а учитель сможет наблюдать за уровнем их продвижения в освоении материала. Достоинством рассмотренного приема организации тренировочного диалога является снятие обычных помех общения на уроке, создание условий для «щадящего» ввода учащихся в общий диалог и осуществления ими самооценки.
Самооценка здесь превалирует над оценкой со стороны товарищей и учителя. Учащиеся заняты выполнением задания, учитель не акцентирует свои оценки. При необходимости я имею возможность общаться с отдельными учащимися мимикой, жестами, что составляет важный план личностного общения и позволяет следить за «самочувствием» отдельных учеников, оказывать им необходимую моральную поддержку.
Четкая регламентированность деятельности, ясность требований и очевидность ожидаемого результата способствуют осознанию учащимися доступности содержания, возможности свободного владения им, а в целом — возникновению ощущения собственной компетентности на уроке. Что дает необходимый импульс для включения ученика в диалог более сложного содержания в дальнейшем обучении.
Специфичной для предметного обучения основой общения являются химические символика и графика. Овладению ими посвящен ряд блоков тренажера (Приложение 1, 2, 10, 14 и др.). Устный разбор их содержания (способов графического описания состояния электрона в атоме, строения электронных оболочек атомов химических элементов, схем образования химической связи разных типов и т.п.), сочетающийся с выполнением аналогичных по содержанию письменных заданий, обеспечивает повышение эффективности предметного обучения,
В целом применение мини-тренажера способствует адаптации учащегося в предметной учебной деятельности, помогает его продвижению от репродуктивного уровня ее осуществления к продуктивному и даже к продуктивно-творческому.
Примерами творческих заданий на основе мини-тренажера являются задания на составление расчетных и качественных химических задач. В процессе тренировочных работ учащиеся овладевают тонкостями химической символики и графики, что создает условия для включения их в самостоятельную деятельность по составлению схем-конспектов, отражающих основное содержание изучаемого, а это уже выход к творческой учебно-познавательной деятельности.
Блоки мини-тренажера могут быть использованы для проведения химических и цифровых диктантов.
-15-
Важно то, что при работе с мини-тренажером учащихся проговаривают ответ про себя или отвечают вслух, имея при этом возможность осуществлять самоконтроль, сравнивая свой вариант ответа с тем, что говорит вызванный учителем товарищ. Это способствует овладению химическим языком и является важным ключом к полноценному освоению базовых знаний по химии при экономии времени.
Работа ведется в быстром темпе, она может носить игровой характер, включая элементы соревнования. Таким образом, интегративно-модульный тренажер беспечивает активное участие в познавательной деятельности практически всех учеников, присутствующих в классе.