Тренинг – современная форма организации методической работы с педагогическими кадрами
Тренинг – современная форма организации методической работы с педагогическими кадрами
Материал содержит разработку мастер-класса для семинаров заместителей директоров по учебно-воспитательной работе по теме "Тренинг - современная форма организаци методической работы с педагогическими кадрами". Цель тренинга.Создать условия для профессионального самосовершенствования заместителя директора по учебно-воспитательной работе, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды педагога, формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тренинг – современная форма организации методической работы с педагогическими кадрами»
ДОНЕЦКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ № 120
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Тренинг – современная форма организации методической работы с педагогическими кадрами
(мастер-класс)
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
Полтавец Ольга Анатольевна
Донецк 2015
Тема. Тренинг – современная форма организации методической работы с педагогическими кадрами
Цель. Создать условия для профессионального самосовершенствования заместителя директора по учебно-воспитательной работе, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды педагога, формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.
Оборудование: электронная презентация, проектор, лист А1, разноцветные стикеры, анкеты на каждого участника, набор смайликов.
Уважаемые коллеги! Рада Вас приветствовать на мастер-классе, посвященному теме: «Тренинг – современная форма организации методической работы с педагогическими кадрами».
На мастер-классе Вы узнаете:
- что такое «интерактивные технологии»
- определите для себя, что такое «тренинг»
- познакомитесь с этапами подготовки и проведения тренингов
- ошибками, которых следует избегать при организации тренинга
Презентация опыта проведения мастер-класса (с использованием презентации)
Информационное общество выдвигает перед современным образованием определенные цели и задачи. Постоянно растущий, бесконечный ежедневный поток информации накладывает отпечаток на деятельность современного педагога. С каждым днем все выше и выше поднимается планка требований, предъявляемая к учителю ХХI века. Учитель не просто должен дать ученику базовые знания по предмету, но и обязан научить применять эти знания на практике.
Более востребованными становятся учителя, добивающиеся высокой результативности по предметам, имеющие первую и высшую категории, имеющие навык работы в профильных классах, занимающиеся созданием проектов вместе со школьниками. Учитель, стремящийся к профессиональному росту, владеющий новыми педагогическими технологиями обучения и воспитания и апробирующий их на практике, будет работать более эффективно, чем коллеги, идущие по традиционному пути обучения. Педагогическая деятельность сегодня предполагает обмен опытом с коллегами, для этого созданы образовательные сайты, можно и нужно иметь и свой сайт. Учитель должен быть готов к творческой деятельности сам, чтобы уметь помочь ребенку раскрыть его творческий потенциал.
Школе, родителям, ученикам нужен успешный учитель, а это значит, он должен иметь высокие личностные качества: социальную ответственность, искренность, оптимизм, готовность соучастия, должен иметь индивидуальный стиль работы.
На этом этапе очень важна роль методической работы в школе. Исходя из высказывания классика отечественной педагогики К.Ушинского: «Учитель до тех пор остается учителем пока учится сам, как только он перестает учиться - в нем умирает учитель», следует обратить внимание на тот факт, что самообразовательная деятельность учителя должна быть активной.
Все большую популярность сегодня приобретают интерактивные формы методической работы с педагогическими кадрами. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные формы работы ориентированы на более широкое взаимодействие учителей друг с другом и на доминирование активности педагогов в процессе обучения.
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.
Задачами интерактивных форм обучения являются:
- пробуждение у слушателей интереса;
- эффективное усвоение материала;
- самостоятельный поиск педагогами путей и вариантов решения поставленной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
- установление воздействия между учителями, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
- формирование у педагогов мнения и отношения;
- формирование жизненных и профессиональных навыков;
- выход на уровень осознанной компетентности педагога.
Особенности интерактивного обучения состоят в следующем:
– пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве;
– совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т. е.
включение в единое творческое пространство;
– согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;
– совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.
Одной из форм интерактивного обучения педагогов является тренинг.Термин «тренинг» имеет несколько определений. Вот некоторые из них:
- Тренинг — это запланированный заранее процесс, цель которого изменить отношение, знания или поведение участников с помощью обучающего опыта, и направленный на развитие навыков выполнения определенной деятельности или нескольких видов деятельности. (Комиссия по трудовым ресурсам Великобритании)
- Тренинг — обучение технологиям действия на основе определенной концепции реальности в интерактивной форме.
(Сидоренко Е. В)
- «Социально-психологический тренинг — средство психологического воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения». (Л. А. Петровская)
- «...Термин "тренинг" в структуре русской психологической речи должен использоваться не для обозначения методов обучения, а для обозначения методов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности, в частности общением».
(Ю. Н. Емельянов)
- «Тренинги (обучающие игры) являются синтетической антропотехникой, сочетающей в себе учебную и игровую деятельность, проходящей в условиях моделирования различных игровых ситуаций...»
(А. П. Ситников)
- Слово "тренинг" не означает ничего другого, кроме хорошо известного нам понятия "тренировка". (А. С. Прутченков)
- Тренинг – это любая спланированная последовательность действий, предназначенная и направленная на то, чтобы помочь индивиду или группе людей научиться эффективно выполнять работу или задание
(Л. Рай)
- Тренинг — форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении (Коджаспирова Г.М.)
Таким образом, тренингом принято считать обучение, основанное на опыте самих участников обучения непосредственно в тренинговой группе.
Обучение в тренинге предполагает циклическое прохождение группой четырех этапов: опыт, осмысление, концептуализация, экспериментирование.
Опыт — ваше участие в ролевых играх, упражнениях, видеопробах, дискуссиях, неструктурированных взаимодействиях с другими участниками, тренером и группой в целом.
Рефлексия — осмысление собственного опыта, то есть подробный ответ на вопрос «как это было». Если в упражнении или игре ваши действия были неэффективными, вы, вероятно, почувствуете неудовлетворенность собой, которая может стать источником мотивации к самосовершенствованию. Возможно, наоборот, вы убедитесь в том, что определенный навык у вас сформирован, и вы обретете уверенность в своих силах. Рефлексия способствует осознанию имеющихся ресурсов и зон компетентности, требующих развития, что ведет к росту самопонимания и развитию эффективности. Небольшая теоретическая вставка со стороны тренера позволяет выделить плоскости для анализа и осмысления опыта, приобретенного на предыдущем этапе.
Концептуализация подразумевает выводы, которые вы делаете относительно собственной эффективности, а также рекомендации, полученные от тренера о том, как можно ее повысить. «Вкрапления» теории происходит чаще всего на этом этапе.
Экспериментирование — действия, направленные на тестирование сделанных выводов и полученных рекомендаций, то есть проверка, действительно ли это работает. Также важный момент, присущий этапу экспериментирования, — практическая отработка рекомендаций, полученных на этапе концептуализации вплоть до формирования соответствующих умений.
Тренинг состоит из нескольких этапов. Первый этап, предпроектная подготовка, включает в себя формирование замысла и гипотезы, диагностику ситуации, определение решаемых в ходе проекта задач, требований к реализации проекта, подготовку проектной команды. На этапе подготовки закладывается ход событий, определяется содержание и методы тренинга. Второй этап - непосредственно реализация проекта. Этап предпроектной работы - ключевой. Именно на нем формируется концепция тренинга, определяются структура, цели, задачи и содержание обучения, готовится необходимый для работы инвентарь. Подготовка определяет ход событий и результаты тренинга. И условие успешного тренинг-проекта только одно - нужно очень тщательно готовиться.
Предлагаю пошаговую подготовку тренинга:
Шаг 1: Ставим цели тренинга.
Первое важное правило тренинга ответить на вопросы: «Кого учить?», «Чему учить?», «Где учить?» После ответа на эти вопросы у вас появится достаточно материала для постановки целей тренинга.
Шаг 2: Создаем концепцию тренинга.
Это самая творческая часть всего процесса, здесь нужно точно определить основную идею, мысль и подход. Будьте уверены - нет концепции, нет органики. Про создание концепции можно много говорить, но главное для себя понять необходимость и пользу такого мероприятия. Концепция должна быть сформулирована кратко и емко: «карнавал», «совещание экспертов», «детский утренник» или «выставка тщеславия», да мало ли еще идей может прийти в голову профессионалу. Главное это придаст целостность тренингу.
Шаг 3: Составляем план тренинга.
Теперь уже можно составить предварительный план тренинга, в котором важно соединить цели тренинга с его концепцией, в результате чего станет возможным выделить тематические модули.
Шаг 4: Создаем технологии работы.
Тренинг как метод позволяет использовать множество технологий и в рабочем арсенале каждого тренера есть набор готовых, рабочих (в смысле реально работающих, адаптированных под специфику деятельности коллектива) алгоритмов, технологий и схем.
Если не хочется использовать старые технологии, а новые придумать не получается, то есть отличный вариант - выработка технологии силами участников в процессе тренинга.
Шаг 5: Подбираем методы обучения.
Арсенал методов обучения в тренинге очень широк. При выборе методов стоит обратить внимание на следующее:
- Если цель тренинга – новые знания, значит, в ходе тренинга усильте информационный блок (мини-лекция, видеопросмотр материалов, модерация, групповая дискуссия).
- Если тренинг направлен на формирование практических навыков продаж, то основными методами будут ролевая игра, видеоанализ, метод кейсов, анализ и решение практических ситуаций.
- Если группа открыта, участники доброжелательны и позитивно настроены на обучение, то уместны будут методы, направленные на межличностное взаимодействие, самоанализ и самораскрытие участников (рисуночная методика, визуализация, ролевые и деловые игры).
- Помните, что наиболее предсказуемы по временным затратам методы: мини-лекция, выполнение практического задания, ролевая игра (с ограничением времени), видеопросмотр. А значительных временных затрат требуют такие методы как модерация, групповая дискуссия, деловая игра, мозговой штурм, ролевая игра со свободным сюжетом.
Шаг 6: Пишем программу тренинга
Процесс усвоения нового материала в тренинге, выработка умений, изменение установок базируется на групповых процессах. За счет управления этими процессами, возрастает и эффективность обучения. Таким образом, структура программы тренинга основывается на закономерностях групповой динамики. Программа формируется из описания содержания знаний, умений, инструментов, методов и технологий.
Во время подготовки тренинга следует избегать следующих ошибок:
- Непродуманная концепция: то ли праздник, то ли лекция, то ли театр одного актера;
- Предоставление неадекватного теоретического материала (включая нерабочие технологии – не эффективные, громоздкие);
- Ориентация не на результат тренинга, а на свой профессиональный багаж (расскажу, что знаю);
- Предоставление материала без учета уровня и потребностей группы;
- Отсутствие четкой структуры материала;
- Раздаточный и стимульный материал не соответствует заявленным целям тренинга или вообще от другой программы;
При проведении любого тренинга следует учитывать, что тренинг проходит в три основных этапа:
Вводный этап. Он преследует сразу ряд целей. Во-первых, разумеется, это введение участников в курс дела: им сообщается информация о целях тренинга и его структуре, дается примерный план конкретного содержания предстоящей им деятельности. Участники делятся друг с другом и с тренерами своими ожиданиями, тренеры, в свою очередь, осмысляют и оценивают услышанное. Важнейшая цель здесь – знакомство и налаживание первичного контакта между участниками и тренерами и внутри группы. На первом этапе тренинга участники последовательно представляются и рассказывают о себе и своих целях на тренинге. Проводятся те или иные упражнения на знакомство.
Основной этап тренинга. Этот этап подразумевает собственно передачу знаний, умений, навыков – иными словами, нового опыта в целом. Этот опыт должен быть вначале обозначен, затем объяснен и передан. Участники призваны воспринять и осмыслить этот опыт, таким образом присвоив его. Далее следует практика, попытки непосредственного применения полученного опыта в условиях тренинга. И только после этого может быть проведена оценка усвоения опыта участниками, а значит, оценка достижения цели данного этапа тренинга и курса в целом. Такова в общем виде схема любого учебного процесса. Соответственно, подбор упражнений и иных видов активности в плане вашего тренинга должен логически следовать именно такой схеме. Было бы ошибкой бомбардировать участников большими объемами информации без перерыва. Любая информация требует времени для рефлексии и усвоения, иначе человек перестает воспринимать. Чтобы избежать этого, и используется индивидуальная и коллективная рефлексия, выделяются промежутки для обратной связи. Практическая фаза является важнейшей в любом курсе. Без нее любые, даже ценнейшие сведения, рискуют остаться в сознании участников оторванными от жизни абстракциями или и вовсе вскоре забыться. Здесь уместно использование примеров реальных случаев из практики и специальной созданных кейсов, в зависимости от специфики вашей темы. Основной этап тренинга завершается оценкой достигнутого. Это может быть организовано разными способами, от прохождения участниками стандартного теста на усвоение материала, до коллективной завершающей дискуссии. Оценка позволяет тренеру получить более-менее ясное представление о результатах.
Завершающий этап. Данный этап представляет собой подведение итогов и прощание. В это время обсуждается, насколько были удовлетворены первоначальные ожидания участников, что, по их мнению, они для себя вынеси с тренинга, что понравилось, а что можно было сделать лучше. Приносятся взаимные благодарности тренеров и участников.
При проведении тренинга особую роль играет личность тренера или ведущего, который должен уметь действовать в изменяющихся обстоятельствах, быть креативным, избегать стандартов и стереотипов в подходах и оценках.
Проведение имитационной игры
Уважаемые слушатели! Предлагаю Вам сегодня принять участие в элементах педагогического тренинга, которые вы сможете использовать в своей деятельности по повышению профессионального уровня педагогических кадров. Эти элементы возможно использовать при проведении целого тренинга, а также, разнообразить тематику педагогических советов, методических объединений. Эффективно работают данные методики при проведении занятий «Школы молодого учителя». Предлагаю вашему вниманию элементы тренинга по теме: «Позитивное решение конфликтных ситуаций»
Цель тренинга: помочь участникам преодолеть внутренние барьеры и страхи перед кризисной ситуацией; популяризация тренинга как формы обучения и методы развязывания конфликтов; развитие навыков доверительного общения участников тренинга; активизация творческого поиска и опыта участников тренинга; создание доброжелательной, доверительной атмосферы в группе.
Интерактивное упражнение «Знакомство-ассоциация»
Участникам тренинга предлагается стать в круг и назвать свое имя, цветок с которым они себя ассоциируют и кратко объяснить «Почему?» и назвать свое хобби.
Интерактивное упражнение «Мое представление конфликта»
(записывается на большом листе, прикрепляется на доску)
Сейчас каждый подумает и для себя решит, как вы понимаете, что такое конфликт?! Но писать мы будем не просто, а на каждую букву слова.
К –
О –
Н –
Ф –
Л –
И –
К –
Т –
Рефлексия: каких больше характеристик конфликта – положительных или отрицательных?
А теперь предлагаю всем по очереди продолжить предложение «Конфликт для меня – это…»
Деление на группы
На ваших столах лежат стикеры красного и синего цветов. В соответствии с цветом предлагаю вам разделиться на 3 группы для выполнения последующих заданий.
Работа в группах
1 группа- записать как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций
2 группа - описать негативные последствия конфликтов.
Приметные ответы:
Позитивные следствия конфликта
Негативные следствия конфликта
Конфликт вскрывает «слабое звено» в организации, во взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта).
Конфликт дает возможность увидеть скрытые отношения.
Конфликт дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение.
Конфликт – это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное.
Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации.
Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом
Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям.
Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально-психологический климат.
Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений.
Представление о победителях или побежденных как о врагах.
Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.
Рефлексия:
Сложно было выполнять упражнение? Как вы думаете, что легче написать – «+» или «-»?
Работа над притчей «Забирайте своё себе»
Однажды Будда проходил со своими учениками мимо деревни, в которой жили противники буддистов. Жители деревни выскочили из домов, окружили Будду и учеников, и начали их оскорблять. Ученики тоже начали распаляться и готовы были дать отпор, однако присутствие Будды действовало успокаивающе. Но слова Будды привели в замешательство и жителей деревни, и учеников.
Он повернулся к ученикам и сказал:
– Вы разочаровали меня. Эти люди делают своё дело. Они разгневаны. Им кажется, что я враг их религии, их моральных ценностей. Эти люди оскорбляют меня, и это естественно. Но почему вы сердитесь? Почему вы позволили этим людям манипулировать вами? Вы сейчас зависите от них. Разве вы не свободны?
Жители деревни не ожидали такой реакции. Они были озадачены и притихли. В наступившей тишине Будда повернулся к ним:
– Вы всё сказали? Если вы не всё сказали, у вас ещё будет возможность высказать мне всё, что вы думаете, когда мы будем возвращаться.
Люди из деревни были в полном недоумении, они спросили:
– Но мы же оскорбляли тебя, почему же ты не сердишься на нас?
– Вы – свободные люди, и то, что вы сделали, – ваше право. Я на это не реагирую. Я тоже свободный человек. Ничто не может заставить меня реагировать, и никто не может влиять на меня и манипулировать мною. Я хозяин своих проявлений. Мои поступки вытекают из моего внутреннего состояния. А теперь я хотел бы задать вам вопрос, который касается вас. Жители деревни рядом с вашей приветствовали меня, они принесли с собой цветы, фрукты и сладости. Я сказал им: «Спасибо, но мы уже позавтракали. Заберите эти фрукты с моим благословением себе. Мы не можем нести их с собой, мы не носим с собой пищу». Теперь я спрашиваю вас: «Что они должны делать с тем, что я не принял и вернул им назад?»
Один человек из толпы сказал:
– Наверное, они забрали это домой, а дома раздали фрукты и сладости своим детям, своим семьям.
Будда улыбнулся:
– Что же будете делать вы со своими оскорблениями и проклятиями? Я не принимаю их. Если я отказываюсь от тех фруктов и сладостей, они должны забрать их обратно. Что можете сделать вы? Я отвергаю ваши оскорбления, так что и вы уносите свой груз по домам и делайте с ним всё, что хотите…
- Наибольшей силой в плане изменения человеком самого себя обладает воображение. Каждый из нас обижался и не один раз. Но одни люди умеют быстро расстаться с обидами, потому что обида - это ни что иное, как «ржавчина, разъедающая душу». Другие относятся к своим обидам как к большой ценности. Они их прячут, берегут, накапливают. А в конфликте предъявляют, усиливая, как им кажется, свою позицию. Результат такого собирательства – болезни. Давайте напишем все свои обиды на листок.
(участники тренинга записывают обиды)
- Внимательно на них посмотрите и скажите им: «Обиды, вы простите меня, но я отправляю вас в музей обидных воспоминаний. Вы остаетесь в прошлом, а я живу в настоящем и будущем. Лишняя тяжесть мне ни к чему! Прощайте!» И порвите этот лист, или сомните. В душе должны быть всегда уют и комфорт, спокойствие и мудрость. И помните слова Эмерсона : «Человек сам загораживает себе свет». Так что не загораживайте себе свет, живите всей полнотой жизни и радуйтесь каждому дню.
Интерактивное упражнение «Пожелание другу»
Уважаемые участники тренинга! Станьте пожалуйста в круг. Протяните руки стоящему рядом с Вами коллеге, и передайте друг другу лучшие пожелания, на которые Вы способны.
Рефлексия
Подведем итог нашей совместной деятельности. Заполните предложенные Вам анкеты:
1. Цели прихода на мастер-класс.
2. Что взяли полезного?
3. Хочется ли что-то отметить?
Перед вами набор смайликов. Оцените, свое настроение после нашего мастер-класса