Просмотр содержимого документа
«Современные подходы к моделированию организованной учебной деятельности по средством образовательных технологий»
Современные подходы к моделированию организованной учебной деятельности по средством образовательных технологий
Уразбекова Кульбарам Жаксылыковна - методист
Учреждения детский сад «Бөбек» города Костаная»
Одной из программных целей Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг является обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям.
Повышение качества дошкольного воспитания и обучения должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на воспитанников, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых.
В настоящее время педагогические коллективы дошкольных организаций интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Основной задачей педагогов дошкольного учреждения – этовыбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствовали бы поставленной цели развития личности.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании должны быть направлены на реализацию Государственногообщеобязательного стандарта образования по дошкольному воспитанию и обучению.
Важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми должен придерживаться положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.
Сегодня мы поговорим о современных педагогических технологиях и их эффективном использовании в организованной учебной деятельности. Что же означает сам термин «технология».
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса [Б.Т.Лихачёв].
Основными требованиями педагогической технологии являются: -концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
-системность – технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью.
-управляемость– возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
-эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
-воспроизводимость–возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.
Структура образовательной технологии должна состоять из трех частей:
-концептуальная часть– это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
- содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
-процессуальная часть– совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
Таким образом, если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.
Сегодня насчитывается большое количество образовательных технологий. Хотелось бы подробнее остановиться на следующих технологиях.
- технология проектной деятельности;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технология портфолио дошкольника и воспитателя;
- технология «ТРИЗ»
Технология проектной деятельностиориентирована наразвитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, считают, что использование данной технологии позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
Какие бывают типы проектов? Типы проектов бывают: по доминирующему методу:исследовательские,информационные,творческие,игровые,приключенческие, практико-ориентированные; по характеру содержания: включают ребенка и его семью,ребенка и природу,ребенка и рукотворный мир,ребенка, общество и его культурные ценности; по характеру участия ребенка в проекте: заказчик,эксперт,исполнитель,участник от зарождения идеи до получения результата; по характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы,в контакте с другой возрастной группой, внутри ДО,в контакте с семьей,учреждениями культуры,общественными организациями(открытый проект); по количеству участников: индивидуальный,парный,групповой, фронтальный; по продолжительности: краткосрочный,средней продолжительности, долгосрочный.
Информационно –коммуникационные технологии на занятиях - главный помощник. Организованная учебная деятельность с использованием информационных технологий становится более интересной для детей, в результате, происходит более эффективное усвоение знаний, улучшается уровень наглядности на уроке. Использование данных технологий выигрывает по сравнению с традиционным обучением по ряду причин: на организованной учебной деятельности создаётся положительный эмоциональный настрой: красивая графика, элементы сказки, «волшебства» в обучающих программах вовлекают детей в атмосферу творчества. В итоге повышается мотивация обучения.Игровая цель выходит на первый план по сравнению с учебной, поэтому удаётся организовать такое обучение, которое даёт прочные знания и не утомительно для детей, например,ребёнок спасает космическую станцию от метеоритов, а на самом деле решается задача совершенствования навыков устного счета. Ребенок ищет выход из пещеры дракона, а между тем развиваются его память, внимание и т. д. Параллельно у ребёнка формируется потребность использовать компьютер как инструмент, который помогает ему учиться. Он осваивает клавиатуру, умеет ввести требуемую информацию, исправить ошибку, т.е. приобретает навыки пользователя.Однако следует помнить, что компьютер не заменяет педагога, а только дополняет!Разумное использование компьютера на организованной учебной деятельности продвигает детей в интеллектуальном развитии, воспитывает любознательность, научное мировоззрение, стремление к саморазвитию и творческому росту.
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками следующие задачи. Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.
При использовании информационно-коммуникационных технологий многие педагоги допускают следующие ошибки:недостаточная методическая подготовленность педагога, неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях, бесплановость, случайность применения ИКТ, перегруженность занятия демонстрацией.
В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология “Портфолио». Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс дошкольника, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях, а педагогу самостоятельно конструировать педагогический процесс, уметь прогнозировать свой конечный результат.
Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.
И. Руденко предлагает вариант портфолио, который будет удобен в использовании педагогам дошкольных организаций. Л. Орлова предлагает такой вариант портфолио, содержание которого в первую очередь будет интересно родителям.
У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога.Таким досье может стать портфолио педагога.Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы: общие сведения о педагоге, результаты педагогической деятельности, научно-методическая деятельность, работа с родителями.
Таким образом, портфолио позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и его семье, а педагогу позволит самому проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессионального роста.
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.Дошкольный возраст уникален, как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!»
Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах.
Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог недостаточно освоил ТРИЗ-технологию.Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.
Таким образом, технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Литература
Белькович В.Ю. Современные образовательные технологии дошкольного образования [текст]2013 год
Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг.
Государственный Общеобязательный Стандарт Образования Республики Казахстан Дошкольное воспитание и обучение
Караев Ж.А. Активизация познавательной деятельности учащихся в условиях применения компьютерной технологии обучения.
Караев Ж.А., Кобдикова Ж.У. Оценка деятельности учащихся в условиях применения педагогической технологии1998 год.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии[текст]1998 год