В настоящее время многие исследователи озабочены разработкой новой более усовершенствованной системы образования и развития человека. Современная практика образования уже исчерпала традиционные методы обучения и стремится найти и разработать новые приёмы воздействия на развитие человека.
Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений качеств, обеспечивающих ”готовность к жизни ”, в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование всё более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности изменениям общества.
Анализ образовательной терминологии последних лет, в том числе и нормативных документов, показывает, что достаточно много внимания уделяется условиям реализации инновационных процессов как средству обучения, часто встречается понятие «среда » и сопутствующие ему понятия « социально – образовательная среда », «образовательная среда », «воспитательная среда », « инновационная среда » и др. которые, надо это признать, определяются достаточно неоднозначно.
Среда – это совокупность условий обстоятельств, окружающая индивида обстановка. Основные понятия теории средового подхода (Ю.С.Мануйлов) как методологии данного исследования. Среда – это то, среди чего пребывает субъект, посредством чего формируется его образ жизни, что опосредует его развитие и определяет личность.
Среда – потенциальное средство управления, а не только условие этого процесса. Окружающая среда играет важную роль в развитии и обучении личности, так как всегда этот процесс происходит в определённых пространственно – предметных, межличностных, социокультурных условиях, которые наравне с действиями педагогов оказывают влияние на участников этих процессов и на эффективность этих процессов в целом.
Инновационная среда – это совокупность принципиально нового информационного, технического, учебно – методического обеспечения, которая является средством обучения и развития субъектов образовательного процесса, а также предметом проектирования и моделирования.
Инновационная среда является развитие содержания и организации нового в личности. Сейчас важно научить школьников самостоятельно добывать знания, учитель должен идти не со знаниями к ученикам, а с учениками к знаниям, т.е. необходима педагогика сотрудничества. Возможность создать условия, при которых учащиеся могут самостоятельно овладеть знаниями, формировать собственное мнение, умение его отстоять и аргументировать даёт технология «Критическое мышление через чтение и письмо», авторами которой являются Дженни Стал, Куртис Мередит,Чарльз Темпл.Определяя навыки критического мышления как основу успешной жизнедеятельности в гражданском обществе, в правовом государстве, в рыночных экономических условиях, в нашем
нестабильном мире, поэтому останавливаясь именно на этом аспекте воспитания гражданина. Тем более, что и анализ последних научно – теоретических, методологических документов, определяющих цели и задачи образования Республики Казахстан показал, что
необходимость «научить человека мыслить», развитие критического мышления подрастающего на сегодня является одним из приоритетных в образовании. Неотъемлемым показателем демократического общества является не только право свободного выражения своего мнения, выбора своего варианта решения проблемы, но и возможность осуществить такое право, так как только владеющий навыками, критического мышления гражданин сможет оценить, принять и защитить свою позицию – сможет реализовать это право. «Навыки участия и взаимодействия в демократических сообществах, способность думать критически и действовать обдуманно в плюралистичеком мире, проявление эмпатии которая позволяет нам услышать и таким образом понять других,- все эти умения могут быть приобретены только посредством специально организованного, целенаправленного процесса.» ( Бенжамин Барбер,1992г.) [ 3,6]
Для достижения результатов по данной технологии ученики должны довериться учителю, в этом случае они научатся выражать и отстаивать свои мысли, учитывать при этом мнение других. Такие уроки в рамках технологии «Критическое мышление» помогают учителю сделать деятельность своих учеников интересной, полезной, активной и в конечном результате, успешной. (Приложение 3,4)
Главной идеей, является из выше сказанного, состоит в следующем: человеку просто необходимо принять и оценить установку на критическое мышление. Человеку, пользующемуся критическим мышлением свойственны следующие качества: готовность к планированию, гибкость, настойчивость, готовность исправлять свои ошибки, осознание, поиск компромиссных решений. (Приложение 5)
Когда демократия и рыночные отношения в стадии развития, формирование соответствующих времени демократического стиля мышления и типа поведения личности должно вестись целенаправленно, должно входить в задачи воспитания граждан Казахстана.
Литература
1. Загашев И.О., Заир - Бек С.И. Критическое мышление: технология развития.- СПб : Альянс – Дельта ,2003. -248с. 2. Имжарова З.У. Оценивание учебных достижений обучающихся.- Актобе, 2009г 3. Имжарова З.У.Критическое мышление в образовательном процессе. - Актобе,2010г
4.Имжарова З.У. Оценивание в условиях модернизации системы образования.- Актобе,2011г. 5.Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках, 1994г 6. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. -М. «Ось»-89,2006.-480с. 7.Федоров А.В. Развитие критического мышления в медиаобразовании: основные понятия //Инновации в образовании.2007.№4.С.30-47
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Направленной на развитие личности.»
НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ.
Д.М. Имжарова
г. Кандыагаш СШ №5
В настоящее время многие исследователи озабочены разработкой новой более усовершенствованной системы образования и развития человека. Современная практика образования уже исчерпала традиционные методы обучения и стремится найти и разработать новые приёмы воздействия на развитие человека.
Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений качеств, обеспечивающих ”готовность к жизни ”, в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование всё более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности изменениям общества.
Анализ образовательной терминологии последних лет, в том числе и нормативных документов, показывает, что достаточно много внимания уделяется условиям реализации инновационных процессов как средству обучения, часто встречается понятие «среда » и сопутствующие ему понятия « социально – образовательная среда », «образовательная среда », «воспитательная среда », « инновационная среда » и др. которые, надо это признать, определяются достаточно неоднозначно.
Среда – это совокупность условий обстоятельств, окружающая индивида обстановка. Основные понятия теории средового подхода (Ю.С.Мануйлов) как методологии данного исследования. Среда – это то, среди чего пребывает субъект, посредством чего формируется его образ жизни, что опосредует его развитие и определяет личность.
Среда – потенциальное средство управления, а не только условие этого процесса. Окружающая среда играет важную роль в развитии и обучении личности, так как всегда этот процесс происходит в определённых пространственно – предметных, межличностных, социокультурных условиях, которые наравне с действиями педагогов оказывают влияние на участников этих процессов и на эффективность этих процессов в целом.
Инновационная среда – это совокупность принципиально нового информационного, технического, учебно – методического обеспечения, которая является средством обучения и развития субъектов образовательного процесса, а также предметом проектирования и моделирования.
Инновационная среда является развитие содержания и организации нового в личности. Сейчас важно научить школьников самостоятельно добывать знания, учитель должен идти не со знаниями к ученикам, а с учениками к знаниям, т.е. необходима педагогика сотрудничества. Возможность создать условия, при которых учащиеся могут самостоятельно овладеть знаниями, формировать собственное мнение, умение его отстоять и аргументировать даёт технология «Критическое мышление через чтение и письмо», авторами которой являются Дженни Стал, Куртис Мередит ,Чарльз Темпл .Определяя навыки критического мышления как основу успешной жизнедеятельности в гражданском обществе, в правовом государстве, в рыночных экономических условиях , в нашем
нестабильном мире, поэтому останавливаясь именно на этом аспекте воспитания гражданина. Тем более, что и анализ последних научно – теоретических, методологических документов, определяющих цели и задачи образования Республики Казахстан показал, что
необходимость «научить человека мыслить», развитие критического мышления подрастающего на сегодня является одним из приоритетных в образовании. Неотъемлемым показателем демократического общества является не только право свободного выражения своего мнения, выбора своего варианта решения проблемы, но и возможность осуществить такое право, так как только владеющий навыками, критического мышления гражданин сможет оценить, принять и защитить свою позицию – сможет реализовать это право. «Навыки участия и взаимодействия в демократических сообществах, способность думать критически и действовать обдуманно в плюралистичеком мире, проявление эмпатии которая позволяет нам услышать и таким образом понять других,- все эти умения могут быть приобретены только посредством специально организованного, целенаправленного процесса.» ( Бенжамин Барбер ,1992г.) [ 3,6]
Для достижения результатов по данной технологии ученики должны довериться учителю, в этом случае они научатся выражать и отстаивать свои мысли, учитывать при этом мнение других. Такие уроки в рамках технологии «Критическое мышление» помогают учителю сделать деятельность своих учеников интересной, полезной, активной и в конечном результате, успешной. (Приложение 3,4)
Главной идеей, является из выше сказанного, состоит в следующем: человеку просто необходимо принять и оценить установку на критическое мышление. Человеку, пользующемуся критическим мышлением свойственны следующие качества: готовность к планированию, гибкость, настойчивость, готовность исправлять свои ошибки, осознание, поиск компромиссных решений. (Приложение 5)
Когда демократия и рыночные отношения в стадии развития, формирование соответствующих времени демократического стиля мышления и типа поведения личности должно вестись целенаправленно, должно входить в задачи воспитания граждан Казахстана.
Литература
1. Загашев И.О., Заир - Бек С.И. Критическое мышление: технология развития .- СПб : Альянс – Дельта ,2003. -248с. 2. Имжарова З.У. Оценивание учебных достижений обучающихся.- Актобе, 2009г 3. Имжарова З.У.Критическое мышление в образовательном процессе. - Актобе,2010г
4.Имжарова З.У. Оценивание в условиях модернизации системы образования .- Актобе,2011г. 5.Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках, 1994г 6. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. -М. «Ось»-89 ,2006.-480с. 7.Федоров А.В. Развитие критического мышления в медиаобразовании: основные понятия //Инновации в образовании.2007.№4.С.30-47.