Современные методы работы с детьми из неблагополучных семей.
Современные методы работы с детьми из неблагополучных семей.
Современные методы работы с детьми из неблагополучных семей.
Цель работы школьной социально-психологической службы с детьми из неблагополучных семей – работа с внутренним миром ребенка, с его переживаниями, интересами, с его отношениями к себе, другим людям, к миру.
Результатом такой работы является социальный выход – презентация социуму «себя иного» через поведение. Задача школьного психолога, социального педагога – создать условия, в которых ребенок, обращаясь к любой деятельности, сумел бы найти себя, реализовать свои возможности, найти своё место в социуме.
Рассмотрим основные современные методы работы социально – психологической службы с детьми из неблагополучных семей.
Арттерапия. «Арттерапия – это динамическая система взаимодействия между участником (ребенком, взрослым), продуктом его изобразительной творческой деятельности и арттерапевтом (психологом, социальным работником, педагогом) в арттерапевтическом пространстве; арттерапия может рассматриваться в качестве терапевтической процедуры на основе изобразительного творчества и как здравоохранительная инновационная технология».
Результатом контакта участника арттерапии с изобразительными средствами и материалами в процессе спонтанной творческой деятельности являются различные способы самовыражения, проявления бессознательного, символические образы, отраженные в изобразительном продукте. Арттерапевтический процесс неразрывно связан с явлением проекции.
З. Фрейд рассматривал данное понятие как неосознанный перенос на других лиц или внешние предметы тех переживаний и свойств, носителем которых является сам субъект, по какой либо причине неспособный принять в себе эти переживания и свойства.
Игротерапия. Игровая терапия –это технология социопсихотерапевтического воздействия с использованием игры.
Игровая терапия - это комплекс реабилитационных игровых методик, форм, средств, ситуаций.
В процессе игры подросток проигрывает свой социальный опыт (позитивный и негативный), конструирует объективную реальную ситуацию жизни, психотравмирующих явлений, что в значительной мере способствует диагностированию степени воздействия на поведение личности подростка негативных факторов.
Игротерапия позволяет подросткам в ходе игрового процесса взять контроль над ситуацией в свои руки, что способствует повышению самооценки, самовосприятия, самоконтроля, а также снижению уровня тревожности и напряжения.
Игротерапия способствует изменению позиции подростка в направлении преодоления эгоцентризма, благодаря чему происходит
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современные методы работы с детьми из неблагополучных семей. »
Современные методы работы с детьми из неблагополучных семей.
Цель работы школьной социально-психологической службы с детьми из неблагополучных семей – работа с внутренним миром ребенка, с его переживаниями, интересами, с его отношениями к себе, другим людям, к миру.
Результатом такой работы является социальный выход – презентация социуму «себя иного» через поведение. Задача школьного психолога, социального педагога – создать условия, в которых ребенок, обращаясь к любой деятельности, сумел бы найти себя, реализовать свои возможности, найти своё место в социуме.
Рассмотрим основные современные методы работы социально – психологической службы с детьми из неблагополучных семей.
Арттерапия. «Арттерапия – это динамическая система взаимодействия между участником (ребенком, взрослым), продуктом его изобразительной творческой деятельности и арттерапевтом (психологом, социальным работником, педагогом) в арттерапевтическом пространстве; арттерапия может рассматриваться в качестве терапевтической процедуры на основе изобразительного творчества и как здравоохранительная инновационная технология».
Результатом контакта участника арттерапии с изобразительными средствами и материалами в процессе спонтанной творческой деятельности являются различные способы самовыражения, проявления бессознательного, символические образы, отраженные в изобразительном продукте. Арттерапевтический процесс неразрывно связан с явлением проекции.
З. Фрейд рассматривал данное понятие как неосознанный перенос на других лиц или внешние предметы тех переживаний и свойств, носителем которых является сам субъект, по какой либо причине неспособный принять в себе эти переживания и свойства.
Игротерапия. Игровая терапия –это технология социопсихотерапевтического воздействия с использованием игры.
Игровая терапия - это комплекс реабилитационных игровых методик, форм, средств, ситуаций.
В процессе игры подросток проигрывает свой социальный опыт (позитивный и негативный), конструирует объективную реальную ситуацию жизни, психотравмирующих явлений, что в значительной мере способствует диагностированию степени воздействия на поведение личности подростка негативных факторов.
Игротерапия позволяет подросткам в ходе игрового процесса взять контроль над ситуацией в свои руки, что способствует повышению самооценки, самовосприятия, самоконтроля, а также снижению уровня тревожности и напряжения.
Игротерапия способствует изменению позиции подростка в направлении преодоления эгоцентризма, благодаря чему происходит осознание собственного «Я» в игре и возрастает мера социальной компетентности и способности к решению проблемных ситуаций.
Психогимнастика. Это одна из форм психотерапии, при которой взаимодействие основывается на двигательной экспрессии, мимике, пантомиме.
Это метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Это эффективный метод оптимизаций социально перцептивной сферы личности, так как позволяет обратить внимание на «язык тела» и пространственно-временные характеристики общения.
Соединение мимики, жеста, движения и осязания создаёт более полную возможность выражения и передачи своих ощущений, переживаний и намерений без вербальной коммуникации.
Профилактический потенциал данной технологии заключается в следующем.
Уменьшение уровня тревожности и напряжения через сокращение эмоциональной дистанции участников группы в процессе занятий способствует формированию положительного опыта социального взаимодействия.
Психогимнастика способствует выработке умения выражать чувства и желания (свои и партнёров) социально приемлемым способом.
В процессе психогимнастических занятий подростками проецируется их социальный опыт, психотравмирующие явления, что позволяет своевременно выявить негативные факторы воздействия на их поведение.
Психогимнастика положительно влияет на формирование Я-концепции, повышается уровень самооценки и самопринятия.
Психодрама, или драмтерапия. Это технология, основанная на использовании драматических элементов(например, кукольной драматизации).
Технология психодрамы имеет следующие возможности в профилактике девиантного поведения.
Проигрывание в драматическом представлении подростками негативных психотравмирующих или конфликтных ситуаций позволяет диагностировать те факторы, которые негативно сказываются на поведении личности подростка.
Технология психодрамы способствует ролевому самоопределению подростка, повышению самооценки уверенности в себе, что положительно влияет на формирование социально-одобряемого поведения.
Проигрывание психотравмирующих явлений позволяет подростку осознать связь между подобной ситуацией и собственной реакцией на неё. Это позволяет минимизировать негативное воздействие на поведение личности.
Психодрама позволяет подростку выразить негативные эмоции (агрессия, страх, злость) в социально-приемлемом русле, исключая проявления девиации.
В процессе драматизации подростки получают опыт социально одобряемого поведения и конструктивного взаимодействия с другими людьми.
Музыкотерапия. Музыка используется как средство для поддержания здоровья, повышения творческого потенциала, креативности. Музыка также выступает в качестве языка диалога специалиста и клиента.
Вовлечение в «музыкально-звуковой» диалог подопечного моделирует коммуникацию и становится основой для перенесения этого коммуникативного опыта в другие сферы жизни.
Музыкотерапия способствует развитию нравственно-волевой сферы: активности, самостоятельности, решительности, толерантность, навыков сотрудничества, стремления к победе, что является основой формирования социально-одобряемого поведения.
Музыкальные занятия устраняют замкнутость, застенчивость, вызывают положительные эмоции, желание действовать совместно с другими, что способствует активизации конструктивного взаимодействия с другими людьми.
Терапия музыкой снижает уровень негативных эмоциональных состояний (агрессия, гнев, тревожность, напряжение и др.), что позволяет снижать риск появления девиаций.
Раскрытие своих музыкальных способностей, творческого потенциала способствует повышению самооценки, ощущению самореализации, гармонизации «Я-концепции».
Библиотерапия. Воздействие чтения заключается в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям.
Таким образом можно ослаблять или усиливать воздействие на чувства и эмоции подростка для восстановления его душевного равновесия.
Профилактический потенциал библиотерапии заключается в следующем.
Вместе с героями литературных произведений подростки переживают те же состояния и одновременно учатся тому каким образом можно поступить в том или ином случае, как решить проблемную ситуацию, что позволяет подопечным расширить свою социальную компетенцию, тем самым минимизировать проявления девиаций.