Социально- педагогическая деятельность по повышению культуры асоциальной семьи
Социально- педагогическая деятельность по повышению культуры асоциальной семьи
Социальное благополучие общества на прямую зависит от культуры семей, составляющих это общество. Сегодня в России актуальной остается проблема семей асоциальных, которые создают неблагополучные условия воспитания подрастающего поколения. Культурный уровень семьи, который состоит из культуры общения, уровня образования ее членов, манер поведения, социальных ценностей - это та база, которая закладывается как основа всей личности ребенка.
Современная педагогическая наука и практика активно занимаются разработкой методических и практических методов работы с асоциальными семьями. Особую популярность сегодня приобретают социально-педагогические методы, уникальность которых состоит в том, что их можно применять не только в рамках образования, но и в культурно-досуговой деятельности.
Под семьей «группы риска» М.В.Шакурова понимает семьи с низким материальным достатком, низкой педагогической культурой, асоциальным образом жизни. Проблемы семьи «группы риска» определяются, прежде всего, общегосударственными проблемами, в частности не только низким экономическим уровнем жизни, но неустойчивостью относительно своего будущего и своих детей, а также проводимой социальной политикой государства. К тому же стоит отметить, что отсутствие уверенности в завтрашнем дне, личная неустроенность, безработица, толкают современную семью в асоциальный круг, со всеми вытекающими последствиями. Это не только семьи, где родители злоупотребляют спиртным, но и семьи с авторитарным стилем воспитания или полным безразличием к своим детям.
В современной психолого-педагогической литературе приводятся различные определения асоциальных семей.
Так в работах М.А.Галагузовой, данный термин выражен следующими способами: Асоциальные семьи - признаком этих семей является наличие таких проблем как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей. При этом, однако, детско-родительские отношения полностью не разорваны (например, дети пытаются скрывать пьянство родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими детьми, продолжают учиться в школе).
Учитывая, что в настоящее время развитие коммуникативной и бытовой культур асоциальных семей остается актуальной, работу над совершенствованием средств и методов развития коммуникативной и бытовой культуры в работе с асоциальными семьями необходимо продолжать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Социально- педагогическая деятельность по повышению культуры асоциальной семьи»
СТАТЬЯ ПО КУРСОВОЙ РАБОТЕ
«Социально-педагогическая деятельность по повышению культуры асоциальной семьи»
Социальное благополучие общества на прямую зависит от культуры семей, составляющих это общество. Сегодня в России актуальной остается проблема семей асоциальных, которые создают неблагополучные условия воспитания подрастающего поколения. Культурный уровень семьи, который состоит из культуры общения, уровня образования ее членов, манер поведения, социальных ценностей - это та база, которая закладывается как основа всей личности ребенка.
Современная педагогическая наука и практика активно занимаются разработкой методических и практических методов работы с асоциальными семьями. Особую популярность сегодня приобретают социально-педагогические методы, уникальность которых состоит в том, что их можно применять не только в рамках образования, но и в культурно-досуговой деятельности.
Под семьей «группы риска» М.В.Шакуровапонимает семьи с низким материальным достатком, низкой педагогической культурой, асоциальным образом жизни. Проблемы семьи «группы риска» определяются, прежде всего, общегосударственными проблемами, в частности не только низким экономическим уровнем жизни, но неустойчивостью относительно своего будущего и своих детей, а также проводимой социальной политикой государства. К тому же стоит отметить, что отсутствие уверенности в завтрашнем дне, личная неустроенность, безработица, толкают современную семью в асоциальный круг, со всеми вытекающими последствиями. Это не только семьи, где родители злоупотребляют спиртным, но и семьи с авторитарным стилем воспитания или полным безразличием к своим детям.
В современной психолого-педагогической литературе приводятся различные определения асоциальных семей.
Так в работах М.А.Галагузовой, данный термин выражен следующими способами: Асоциальные семьи - признаком этих семей является наличие таких проблем как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей. При этом, однако, детско-родительские отношения полностью не разорваны (например, дети пытаются скрывать пьянство родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими детьми, продолжают учиться в школе).
Асоциальная семья - это семья, особенностью которой является отрицательная антиобщественная направленность, выражающаяся в передаче детям таких отношений к общественным ценностям, требованиям, традициям, которые чужды, а порой и враждебны нормальному образу жизни.
В этой работе под неблагополучной мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».
Отечественный ученый К.М.Хоруженко считает, что «культура – это определённая совокупность социально приобретённых и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность».
Культура семьи - это воспитание, образование, развитие морали, этики и нравственности в рамках малой социально-психологической группы, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, нравственной ответственностью.
На основе типологии С.В.Петериной, мы составили типологию культурных аспектов семьи.
1)Коммуникативная культура и культура социальных взаимоотношений:
культура человеческих отношений (сфера культуры человеческой деятельности, охватывающая общественные отношения, а также освоение человеком материальных и духовных ценностей);
культура общения (гуманное отношение человека к человеку, нормами которого является вежливость, правила поведения в общественных местах, общение женщин и мужчин, формы приветствий, благодарностей, извинений);
2)Бытовая культура (чистота, гигиена, ведение совместного хозяйства).
В исследованиях М.Г.Рудь коммуникативная культура представлена как:
— способность к согласованию и соотнесению своих действий с другими, принятию и восприимчивости другого, подбору и предъявлению аргументов, выдвижению альтернативных объяснений, обсуждению проблемы, пониманию и уважению мнений других и на основе этого к регулированию отношений для создания общности обучающихся в достижении единой цели деятельности;
— потребность в расширении границ коммуникаций, сопоставлении точек зрения, умение стать на позицию другого;
— готовность к гибкому тактичному взаимодействию с другим, к рефлексивной деятельности, к проектированию коммуникативных умений и применению их в новой ситуации.
Согласно Ю.М.Овсянникову,бытовая культура - это налаженный уклад повседневной жизни человека. Вся сфера внепроизводственной социальной жизни составляет систему бытовой культуры, которая предполагает удовлетворение потребностей людей в пище, одежде, жилище, лечении, а также освоение человеком духовных благ, общение, отдых, развлечения.
Бытовая культура связана с жизнью общества, так как быт тесно связан с трудовой и общественной деятельностью людей, их настроением и поведением. Богатое и процветающее общество характеризуется не в последнюю очередь налаженным бытом своих граждан.
Таким образом, асоциальная семья характеризуется в двух культурных аспектах, а именно:
- коммуникативная культура и культура социальных взаимоотношений, которая предполагает сферу культуры человеческой деятельности, охватывающую общественные отношения, а также освоение человеком материальных и духовных ценностей;
- бытовая культура, которая предполагает чистоту, гигиену и ведение совместного хозяйства.
Социально-педагогическая деятельность по повышению культуры асоциальной семьи реализуются по коммуникативному и бытовому направлениям, при помощи таких методов, как Т-группа, беседы, патронаж.
Условием развития культуры у неблагополучных семей может помочь работа социального-педагога в такой активной форме обучения как комплекс занятий. Для его проведения применяются следующие методики: методика диагностики уровня развития коммуникативной культуры, автор Л.П.Калининский, социально-педагогическая методика «Акт обследования жилищно-коммунальных условий проживания».
Проведенные с испытуемыми занятия способствуют развитию знаний адекватного понимания и получения вербальной и невербальной информации, навыков и умений общаться с разными группами людей, знаний о гуманном отношении человека к человеку, знаний и правил поведения в общественных местах, форм приветствий, благодарностей, извинений.
Учитывая, что в настоящее время развитие коммуникативной и бытовой культур асоциальных семей остается актуальной, работу над совершенствованием средств и методов развития коммуникативной и бытовой культуры в работе с асоциальными семьями необходимо продолжать.