kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Социально- педагогическая деятельность по повышению культуры асоциальной семьи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социальное благополучие общества на прямую зависит от культуры семей, составляющих это общество. Сегодня в России актуальной остается проблема семей асоциальных, которые создают неблагополучные условия воспитания подрастающего поколения. Культурный уровень семьи, который состоит из культуры общения, уровня образования ее членов, манер поведения, социальных ценностей - это та база, которая закладывается как основа всей личности ребенка.

     Современная педагогическая наука и практика активно занимаются разработкой методических и практических методов работы с асоциальными семьями. Особую популярность сегодня приобретают социально-педагогические методы, уникальность которых состоит в том, что их можно применять не только в рамках образования, но и в культурно-досуговой деятельности.

Под семьей «группы риска» М.В.Шакурова понимает семьи с низким материальным достатком, низкой педагогической культурой, асоциальным образом жизни. Проблемы семьи «группы риска» определяются, прежде всего, общегосударственными проблемами, в частности  не только низким экономическим уровнем жизни, но неустойчивостью  относительно своего будущего и своих детей, а также проводимой социальной политикой государства. К тому же стоит отметить, что отсутствие уверенности в завтрашнем дне, личная неустроенность, безработица, толкают современную семью в асоциальный круг, со всеми вытекающими последствиями. Это не только семьи, где родители злоупотребляют спиртным, но и семьи с авторитарным стилем воспитания или полным безразличием к своим детям.

     В современной психолого-педагогической литературе приводятся различные определения асоциальных семей.

Так в работах  М.А.Галагузовой,  данный термин выражен следующими способами: Асоциальные семьи - признаком этих семей является наличие таких проблем как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей. При этом, однако, детско-родительские отношения полностью не разорваны (например, дети пытаются скрывать пьянство родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими детьми, продолжают учиться в школе). 

Учитывая, что в настоящее время развитие коммуникативной и бытовой культур асоциальных семей остается актуальной, работу над совершенствованием средств и методов развития коммуникативной и бытовой культуры в работе с асоциальными семьями необходимо продолжать.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Социально- педагогическая деятельность по повышению культуры асоциальной семьи»

СТАТЬЯ ПО КУРСОВОЙ РАБОТЕ

«Социально-педагогическая деятельность по повышению культуры асоциальной семьи»

Социальное благополучие общества на прямую зависит от культуры семей, составляющих это общество. Сегодня в России актуальной остается проблема семей асоциальных, которые создают неблагополучные условия воспитания подрастающего поколения. Культурный уровень семьи, который состоит из культуры общения, уровня образования ее членов, манер поведения, социальных ценностей - это та база, которая закладывается как основа всей личности ребенка.

Современная педагогическая наука и практика активно занимаются разработкой методических и практических методов работы с асоциальными семьями. Особую популярность сегодня приобретают социально-педагогические методы, уникальность которых состоит в том, что их можно применять не только в рамках образования, но и в культурно-досуговой деятельности.

Под семьей «группы риска» М.В.Шакурова понимает семьи с низким материальным достатком, низкой педагогической культурой, асоциальным образом жизни. Проблемы семьи «группы риска» определяются, прежде всего, общегосударственными проблемами, в частности не только низким экономическим уровнем жизни, но неустойчивостью относительно своего будущего и своих детей, а также проводимой социальной политикой государства. К тому же стоит отметить, что отсутствие уверенности в завтрашнем дне, личная неустроенность, безработица, толкают современную семью в асоциальный круг, со всеми вытекающими последствиями. Это не только семьи, где родители злоупотребляют спиртным, но и семьи с авторитарным стилем воспитания или полным безразличием к своим детям.

В современной психолого-педагогической литературе приводятся различные определения асоциальных семей.

Так в работах М.А.Галагузовой, данный термин выражен следующими способами: Асоциальные семьи - признаком этих семей является наличие таких проблем как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей. При этом, однако, детско-родительские отношения полностью не разорваны (например, дети пытаются скрывать пьянство родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими детьми, продолжают учиться в школе).

Асоциальная семья - это семья, особенностью которой является отрицательная антиобщественная направленность, выражающаяся в передаче детям таких отношений к общественным ценностям, требованиям, традициям, которые чужды, а порой и враждебны нормальному образу жизни.

В этой работе под неблагополучной мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».

Отечественный ученый К.М.Хоруженко считает, что «культура – это определённая совокупность социально приобретённых и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность».

Культура семьи - это воспитание, образование, развитие морали, этики и нравственности в рамках малой социально-психологической группы, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, нравственной ответственностью.

На основе типологии С.В.Петериной, мы составили типологию культурных аспектов семьи.

1)Коммуникативная культура и культура социальных взаимоотношений:

  • культура человеческих отношений (сфера культуры человеческой деятельности, охватывающая общественные отношения, а также освоение человеком материальных и духовных ценностей);

  • культура общения (гуманное отношение человека к человеку, нормами которого является вежливость, правила поведения в общественных местах, общение женщин и мужчин, формы приветствий, благодарностей, извинений);

2)Бытовая культура (чистота, гигиена, ведение совместного хозяйства).

В исследованиях М.Г.Рудь коммуникативная культура представлена как:

— способность к согласованию и соотнесению своих действий с другими, принятию и восприимчивости другого, подбору и предъявлению аргументов, выдвижению альтернативных объяснений, обсуждению проблемы, пониманию и уважению мнений других и на основе этого к регулированию отношений для создания общности обучающихся в достижении единой цели деятельности;

— потребность в расширении границ коммуникаций, сопоставлении точек зрения, умение стать на позицию другого;

— готовность к гибкому тактичному взаимодействию с другим, к рефлексивной деятельности, к проектированию  коммуникативных  умений и применению их в новой ситуации.

Согласно Ю.М.Овсянникову, бытовая культура - это налаженный уклад повседневной жизни человека. Вся сфера внепроизводственной социальной жизни составляет систему  бытовой   культуры, которая предполагает удовлетворение потребностей людей в пище, одежде, жилище, лечении, а также освоение человеком духовных благ, общение, отдых, развлечения.

 Бытовая   культура  связана с жизнью общества, так как быт тесно связан с трудовой и общественной деятельностью людей, их настроением и поведением. Богатое и процветающее общество характеризуется не в последнюю очередь налаженным бытом своих граждан.

Таким образом, асоциальная семья характеризуется в двух культурных аспектах, а именно:

- коммуникативная культура и культура социальных взаимоотношений, которая предполагает сферу культуры человеческой деятельности, охватывающую общественные отношения, а также освоение человеком материальных и духовных ценностей;

- бытовая культура, которая предполагает чистоту, гигиену и ведение совместного хозяйства.

Социально-педагогическая деятельность по повышению культуры асоциальной семьи реализуются по коммуникативному и бытовому направлениям, при помощи таких методов, как Т-группа, беседы, патронаж.

Условием развития культуры у неблагополучных семей может помочь работа социального-педагога в такой активной форме обучения как комплекс занятий. Для его проведения применяются следующие методики: методика диагностики уровня развития коммуникативной культуры, автор Л.П.Калининский, социально-педагогическая методика «Акт обследования жилищно-коммунальных условий проживания».

Проведенные с испытуемыми занятия способствуют развитию знаний адекватного понимания и получения вербальной и невербальной информации, навыков и умений общаться с разными группами людей, знаний о гуманном отношении человека к человеку, знаний и правил поведения в общественных местах, форм приветствий, благодарностей, извинений.

Учитывая, что в настоящее время развитие коммуникативной и бытовой культур асоциальных семей остается актуальной, работу над совершенствованием средств и методов развития коммуникативной и бытовой культуры в работе с асоциальными семьями необходимо продолжать.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Социально- педагогическая деятельность по повышению культуры асоциальной семьи

Автор: Айбулатова Мярьям Мунировна

Дата: 18.11.2015

Номер свидетельства: 254970

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Программа  социально педагогического сопровождения  детей «группы риска»"
    ["seo_title"] => string(75) "proghrammasotsialnopiedaghoghichieskoghosoprovozhdieniiadietieighruppyriska"
    ["file_id"] => string(6) "292192"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455248795"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Отчёт воспитательной деятельности за 2013-2014 учебный год. "
    ["seo_title"] => string(67) "otchiot-vospitatiel-noi-dieiatiel-nosti-za-2013-2014-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "203052"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1429381870"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Сотрудничество семьи и школы "
    ["seo_title"] => string(32) "sotrudnichiestvo-siem-i-i-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "123324"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414469720"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Статья "Применение инновационных здоровьесберегающих технологий при формировании  здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната VIII вида" "
    ["seo_title"] => string(166) "stat-ia-primienieniie-innovatsionnykh-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-pri-formirovanii-zdorovogho-obraza-zhizni-u-vospitannikov-shkoly-intiernata-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "158419"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421743595"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Основные направления патриотического воспитания в школе "
    ["seo_title"] => string(64) "osnovnyie-napravlieniia-patriotichieskogho-vospitaniia-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "213621"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432107509"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства