kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер - класс "Развитие исследовательских умений младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер – класс

Тема: Развитие  исследовательских умений младших школьников.

Актуальность: тема, на мой взгляд, очень актуальна, так как исследовательской деятельностью по настоящему занимаются единицы, многие не умеют правильно работу оформить, у кого-то она занимает слишком много времени, а ведь, применение исследовательских методов позволяет поставить ребенка в активную позицию, познающего окружающий мир с его закономерностями, противоречиями и загадками.

Цель: Познакомить с методом исследования. Развивать готовность к поиску новой информации, наблюдений,  знаний, новых способов мышления и поведения, что поможет реализовать себя, свой творческий потенциал.

Мы с детьми  уже не первый год занимаемся исследовательской деятельностью, находим интересные проблемы,   те, которые, нас, в самом деле, очень волнуют и исследуя находим решения. На одну работу уходит очень много времени, но мои дети, прикоснувшись к новым открытиям, испытывают радость, это затягивает, увлекает и когда есть результат -  окрыляет.

Одна из тем, которую мы исследовали: «Открыть чудо, которое несёт в себе книга», так как тема очень актуальна, ведь современные дети стали очень мало читать, из-за того что появилось большое количество источников информации.

      Исследуя тему: «Моя родословная» мы составили генеалогическую роспись семьи, выяснили какие традиции и обычаи присущи этой семье и что на протяжении семи поколений в семье рождались только мальчики.

Еще одна тема нас взволновала, это: «Проблема утилизации твердых бытовых отходов», потому что очень интересно было узнать, куда люди должны выбрасывать мусор, как его перерабатывать и как сделать так, чтобы наше село стало чище.

Все работы заняли призовые места, в школе, в районе, в зональном конкурсе, некоторые из них участвовали в республиканских  и интернет конкурсах.

Эпиграфом к нашей работе я взяла слова В. П. Вахтерова «Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать и кто умеет добывать эти знания», вот и сегодня мы с вами будем сами добывать знания, проведем собственное исследование и сделаем выводы по изученной теме.

       Давайте, познакомимся с основными элементами исследования.

Слайд

       Я   предлагаю вам разделиться на две группы.

Так как у нас мало времени я заранее заготовила тему.  Тема нашей исследовательской  работы:   «Многодетные семьи, какие они, плюсы и минусы»

Я предлагаю вам посмотреть Слайд-шоу, чтобы с головой окунуться в тему.

      Для того чтобы начать исследование, я предлагаю выяснить, насколько тема актуальна?

2-3 мин на обсуждение

      Да, конечно наше общество сталкивается с проблемой многодетности, но она пока  очень слабо решается.

На следующем этапе нашей работы мы поставим цель. Одна группа будет исследовать плюсы, а другая минусы.

2-3 мин на обсуждение, озвучьте тему.

  1. Выяснить,   плюсы многодетной семьи…
  2. Выяснить, минусы многодетной семьи…

     Нам осталось выдвинуть гипотезу со слов, а правда ли что….

А теперь самое сложное – обработка литературы, литература у вас на столах, у вас есть несколько минут, чтобы её изучить и зафиксировать самое главное.

3-5 мин на обсуждение

Что вы узнали из изученной литературы?

     Приступаем к собственному исследованию. Вы все разные люди, живете в разных селах, но проблема многодетных семей есть повсеместно. Внутри своей группы проработайте, как живут многодетные семьи, много ли их, какие проблемы у них существуют, какую помощь оказывает государство.(на личности переходить не стоит),

    На основании того, что «нарыли», делаем выводы, но это и будет решением к выдвинутой гипотезе.

Защита

Мы, с ребятами исследуя эту тему, выдвинули гипотезу, а правда ли, что дети из многодетных семей, когда вырастут,  внесут вклад в развитие государства.

       И вот такие выводы у нас получились.

     Дима из многодетной семьи, но его семья льготами не пользуется, так как родители достаточно получают, и он три года плакал, когда детям из многодетных семей давали паек, когда нужно было платить за питание. Отсюда у нас и родилась тема для исследования.

Дима: Моя семья даёт мне всё, но государство мою семью не поддерживает, тогда, как многодетные неблагополучные семьи государство поддерживает в полном объёме.  Нужно платить по долгам. Пройдёт несколько десятков лет, и получит ли государство от этих детей, все то, что когда-то затратило?  

Юлия:  Мы считаем, что все люди должны приносить пользу государству и если есть руки, ноги, голова, то и лениться и ждать помощи  от государства не нужно, нужно хорошо учиться, много работать, радоваться жизни и  тогда  семья будет счастливой.

Исследуя данную тему, мы взрослые видим ее совсем в другом свете, нежели дети, но все же мысли перекликаются, а проблема, к сожалению остаётся.  С одной стороны позиция государства увеличить низкую рождаемость, с другой стороны – нехватка мест в детских садах, большинство многодетных семей, на селе, как правило: неблагополучные, малоимущие, в таких семьях чаще рождаются дети-инвалиды.

     В заключении исследовательской  работы, нужно выражать благодарность, тем людям которые помогли в исследовании темы.

 Кому сегодня вы выражаете благодарность?  Похлопаем.

      Закончить свое выступление хочу на позитивной нотке, уважаемые коллеги я вас поздравляю с началом весны, с наступающим международным женским днем 8 марта, желаю, чтобы вы от своей семьи получали, как можно больше доброты, красоты, уюта, счастья, любви и чтобы у вас была тысяча причин для улыбок.

                                    Спасибо за внимание.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс "Развитие исследовательских умений младших школьников" »

«Ситуация затруднения на уроках

открытия нового знания»


Сегодня обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде всего человек, который умеет думать.

Жизненно важно создать и сохранить баланс традиции и инновации в образовании. Сегодняшняя педагогика нуждается в специалистах, фундамент умений которых закладывается в рамках стандартной традиционной педагогики, но при этом чутких к инновациям, непрерывно происходящим в образовательной среде. Существование традиций невозможно без внедрения инноваций. Чтобы это доказать, нужно всего лишь вспомнить поговорку «Все новое - это хорошо забытое старое». А если говорить об образовательном процессе, то можно сказать, что всё старое когда-то было новым, те методы, формы и подходы к образованию, которые когда-то были инновационными, теперь стали традиционными.

По своей сущности традиции и инновации сосуществуют в неразрывном единстве, под которым следует понимать их гармоничное взаимодействие.

Тема мастер-класса: Ситуация затруднения на уроках открытия нового знания.

Цель: Умение планировать, создавать на уроке открытия нового знания ситуации затруднения и управлять этим процессом, для достижения качества знаний.

Актуальность: заключается в том, что самое сложное, при подготовке к уроку по ФГОС, это планирование ситуаций затруднения в этапе урока актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии, а современные методические пособия не отражают этот этап урока, соответственно учителю самому приходится искать пути решения. Учитель должен уметь организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести их к выявлению места и причины затруднения.

В этом я хочу сегодня помочь разобраться и поделиться своим опытом.

Эпиграфом к мастер-классу я взяла слова Джона Дьюи «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Гипотеза: Если, понятие «традиция» и «новация» диалектически взаимосвязаны, то традиция существует, как база для новаций, а новация служит основой для зарождения традиции. Традиционная деятельность лучше всего осуществляется в беспроблемной ситуации, а инновационная – только в проблемной.

Посмотрите на структуру урока (ОНЗ) по ФГОС и сравните с традиционной структурой.


Мне бы хотелось с вами рассмотреть все этапы урока, но это не возможно в рамках одного мастер-класса. Сегодня подробно остановимся на втором этапе. Принципиальным отличием данного этапа от традиционной актуализации знаний является осознание и фиксация учащимися индивидуального затруднения при выполнении пробного учебного действия, что является мотивом к его решению, к преодолению возникшего затруднения. Хочу подчеркнуть, что затруднение – это фиксация того, что человек не может что-то сделать, то есть фиксация невозможности получить планированный результат.

Для реализации этой задачи необходимо использовать индивидуальные формы работы: математический диктант, задания для самостоятельной работы и т.д. Для фиксации каждым учащимся возникшего затруднения, можно организовать диалог, в результате которого, класс разделится на несколько групп и ученик сумеет определить, какое затруднение у него возникло:

  1. Ученик не смог выполнить задание.

  2. Ученик не смог правильно решить поставленную задачу. (Получил неверный ответ.)

  3. Ученик получил верный ответ, но не смог его правильно обосновать. (Не смог предъявить правило, алгоритм, определение, с помощью которого осуществлено решение.)

  4. Ученик получил верный ответ, его обосновал, но не смог объяснить способ получения правила, способа действий.

  5. Ученик не смог выполнить условия задания. (Выполнил задание, но не уложился во времени.)

Затруднение может возникнуть с разбросом мнений или с удивлением.

В отличие от традиционной актуализации знаний, на данном этапе осуществляется подготовка мышления учащихся к самостоятельному построению нового знания, тогда, как в традиционном уроке речь идет в основном, о повторении материала, пройденном на прошлом уроке.

Все мы, не первый год, работаем по ФГОС, расскажите коллеги, а как вам удается построить этот этап урока, как ваши дети на уроке сами выводят тему и ставят цели?

Чтобы было понятно, я предлагаю вашему вниманию рассмотреть и проиграть несколько вариантов этапа актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии в предложенных уроках.

Тема урока: «Правописание букв о, ё после шипящих»

- Запишите под диктовку: черный, шов, шепот, шорты. Поработайте в парах. Проверьте друг у друга запись. Задание было одно? (Да.) А как вы его выполнили? (По-разному, у кого в словах о, у кого ё.) Почему так получилось? Что вы еще не знаете? (Не знаем правописание букв о, е.) Обратите внимание, после каких букв стоят эти гласные? (После шипящих.) Какая тема урока? (Правописание букв о, ё после шипящих.) Какие цели поставим на урок? (Познакомиться с правилом правописания букв о, ё после шипящих и применять его на письме.)

Тема урока: «Сравниваем числа»

Учитель показывает две похожие картинки.

- Найдите отличия? Школьники находят отличия. Какой метод вы использовали? (Метод сравнения.) Учитель показывает два числа и снова предлагает найти отличия. Вы смогли выполнить задание? (Нет.) В чем затруднение? (Не умеем сравнивать числа.) Чем это задание не похоже на предыдущее? Какой возникает вопрос? Какая тема урока? (Сравнение чисел.) Хорошо, а какие цели вы должны достичь на уроке, чему вы должны научиться? (Сегодня на уроке мы будем учиться сравнивать числа и количество предметов.)

Тема: К. И. Чуковский. Путаница

- Начнём урок чтения с речевой разминки. Ученики читают на карточках отрывки произведений. Прочитайте «жужжащим» способом.


«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,

Неумытый поросёнок!

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя:

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали даже брюки,

Даже брюки, даже брюки

Убежали от тебя.»

«Кому велено чирикать —

Не мурлыкайте!

Кому велено мурлыкать —

Не чирикайте!

Не бывать вороне коровою,

Не летать лягушатам под облаком!»



- К какому жанру относятся эти произведения? (Стихотворение - сказка.) Прочитайте эти отрывки с удивлённой интонацией. Прочитайте эти отрывки с весёлой интонацией? Кто знает автора этих отрывков? (У первого отрывка автор К. И. Чуковский, а у второго не знаем, еще не изучали это произведение.) Вы встретились с затруднением? Как нужно относиться к затруднениям? (Не бояться, т.к. они помогают открывать новые знания.) Что у этих произведений общего? (Жанр, возможно автор.) Молодцы, какая тема урока? (К. И. Чуковский.) Какую поставим цель урока? (Познакомиться с новым произведением К. И. Чуковского.)

Давайте поделимся на две группы. Я раздам вам фрагменты уроков, ваша задача будет состоять в том, чтобы проработать ситуацию затруднения в пробном действии и проиграть ее с коллегами.

Учитель, его опыт и традиции, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс.

Именно на лучших традициях отечественной педагогики и поиска новых форм, методов и содержания образования строится будущее современной школы.

Если мой мастер-класс, кому-то показался полезным, я очень рада! Всем желаю успехов!



Урок 64. «Считаем десятками»

Тип урока: открытие новых знаний

Задачи урока: формировать представления о последовательности расположения десятков в числовом ряду; закреплять названия круглых чисел и запись их цифрами; отрабатывать сложение и вычитание в пределах 10 и 100 десятками; формировать учебно-познавательную мотивацию; актуализировать знания и умения, приобретённые ранее.


2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

Распределите в два столбика числовые выражения: 3-3, 50-40, 6-4, 40-10, 1+3, 8-3, 3+3, 90-20, 4+4, 2+7, 1-0, 10+10, 20+10. Расскажите, какие выражения в первом столбике, какие во втором? (В первом столбике выражения в пределах 10, а во втором столбике – сложные.) Найдите значение выражений. Проверьте с доски. Оцените свою деятельность: зелёный - сделал всё верно; жёлтый - допустил ошибку; красный - есть недочёты. (Ученики поднимают кружек одного из данных цветов.) Почему не все справились с заданием? Где возникли затруднения? (Не можем решить второй столбик, не умеем считать десятками.) Скажите, какая тема урока? (Считаем десятками.) Какую цель вы должны достичь на уроке? (Научиться считать десятками, опираясь на числовой луч.)

Побуждает учеников к высказыванию своего мнения.

Развивает мыслительные операции.

Фиксирует ситуацию затруднения.

В сотрудничестве с учителем ставят конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

Проявляют познавательный интерес.
















Тема: «Знакомьтесь: числа от 11 до 20»

Тип урока: открытие новых знаний

Задачи урока: познакомить с названиями, записью и десятичным составом чисел второго десятка; закреплять названия круглых чисел и запись их цифрами; отрабатывать сложение и вычитание в пределах 10 и 100 десятками; формировать учебно-познавательную мотивацию; актуализировать знания и умения, приобретённые ранее.


2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

На карточке даны числа в клеточках: 4, 7, 50, 17, 20, 8, 6, 30, 2, 19, 13, 6, 40, 5, 90, 18.

- Закрасьте клеточки с числами первого десятка красным цветом, клеточки с круглыми десятками закрасьте желтым цветом. Прочитайте числа, клеточки которых остались не раскрашенными. Где возникло затруднение? (Прочитать числа не можем, так как не знаем их названия.) Какая тема урока? (Числа от 11 до 20.) Чем похожи все эти числа? (Во всех этих числах первая цифра 1.) Что означает первая цифра в числе? (Количество десятков.) Что означает вторая цифра? (Количество единиц в числе.) В какую группу можно отнести все эти числа? (Числа второго десятка.) Какую цель вы должны достичь на уроке? (Познакомиться с названием и записью чисел второго десятка.)

Включает в постановку задач.

Фиксирует ситуацию затруднения, через задание не сходное с предыдущим.

Показывает – что ошибка это нормально, надо уметь учиться на ошибках.

В сотрудничестве с учителем учатся ставить учебные задачи.

Самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем практического характера.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мастер - класс "Развитие исследовательских умений младших школьников"

Автор: Зверева Валентина Николаевна

Дата: 01.10.2015

Номер свидетельства: 235319

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Мастер-класс "Организация исследовательской деятельности младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(86) "mastier-klass-orghanizatsiia-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "101883"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402463989"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Мастер  класс на тему: «Исследовательское обучение младших школьников». "
    ["seo_title"] => string(77) "mastier-klass-na-tiemu-issliedovatiel-skoie-obuchieniie-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "170922"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423594740"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Мастер класс "Интеллектуальное картирование: от информации к смыслам""
    ["seo_title"] => string(72) "mastier-klass-intielliektual-noie-kartirovaniie-ot-informatsii-k-smyslam"
    ["file_id"] => string(6) "308454"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458582010"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект мастер - класса на тему: "Развитие ритмического слуха на уроках музыки и во внеурочной деятельности с детьми с ОВЗ". "
    ["seo_title"] => string(134) "konspiekt-mastier-klassa-na-tiemu-razvitiie-ritmichieskogho-slukha-na-urokakh-muzyki-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-s-diet-mi-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "246286"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446321438"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Рабочая программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» (базовый уровень) для 1 класса "
    ["seo_title"] => string(95) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-umielyie-ruchki-bazovyi-urovien-dlia-1-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "110879"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1406724317"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства