Школьная система мониторинга как фактор влияния на повышение качества образования
Школьная система мониторинга как фактор влияния на повышение качества образования
В работе «Школьная система мониторинга как фактор влияния на повышение качества образования» представлен опыт работы по ведению различных мониторинговых исследований учебных достижений школьников, который может быть адресован заместителям директора по УВР, руководителям школьных методических объединений учителей. Особое внимание обращено на цели и задачи таких исследований. Работа содержит рекомендации по использованию рейтинговых таблиц на основе разработок В.Н. Зайцева. Отмечена результативность такой работы. Подчеркнуто, что ведение мониторинга качества образования – это систематическая работа, требующая огромных усилий всего педагогического коллектива школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Школьная система мониторинга как фактор влияния на повышение качества образования »
Школьная система мониторинга как фактор влияния
на повышение качества образования
Наговицына Е.И., зам. директора по УВР
МБОУ Лицей №15 г. Химки
В настоящее время каждое образовательное учреждение пытается найти ответы на актуальные вопросы: от чего зависит результативность работы школы? Каким образом сделать школу успешной? В современных условиях школа несет полную ответственность за качество образования, поэтому возникает потребность в информации о результатах деятельности ОУ, их динамике и выявлении факторов, влияющих на них. Для решения этих задач становится необходимым построение целостной системы мониторинга качества образования в каждой школе.
В разных источниках существует несколько понятий и определений мониторинга. На наш взгляд, для мониторинга вполне приемлемо общеизвестное определение: мониторинг – это постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью сопоставления наличного состояния с ожидаемыми результатами, отслеживание хода каких-либо процессов по четко определенным показателям. В данном определении отражен основной принцип мониторинга качества образования, который в более развернутом виде можно сформулировать как системность в проведении исследований и наблюдений, доступность и открытость полученной информации.
Целью мониторинга в нашей школе является обеспечение объективного отражения состояния образования, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза ее обеспечения и развития. Решаются следующие задачи:
Определить уровень обученности учащихся, их достижений
Реализовать индивидуальные возможности школьников
Отслеживать результаты
Наиболее распространенными являются мониторинговые исследования по отдельным учебным предметам. Алгоритм этого вида мониторинга следующий:
Подготовка и проведение диагностических материалов
Диагностическое оценивание уровня обученности
Определение задач по коррекции учебных достижений обучающихся
Проведение коррекционной работы
Промежуточное оценивание
Коррекционная работа по устранению пробелов и расширению ЗУН
Итоговое оценивание уровня учебных достижений
Оформление результатов мониторинга (таблицы, графики и др.)
Анализ процесса отслеживания достижений и обобщение результатов
Корректирование рабочей программы педагога (календарно-тематическое планирование)
В нашем лицее, как и в других ОУ, является обязательным ведение независимого мониторинга обученности школьников I ступени обучения. На II и III ступенях ведется мониторинг качества образования совместно с Московским институтом открытого образования (СтатГрад) Диагностические работы предоставляются институтом по многим учебным предметам.
Особое место занимает мониторинг учебных достижений выпускников 9-х и 11-х классов в рамках подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Например, в 11-х классах мониторинговые исследования проводятся по материалам, аналогичным ЕГЭ. Вводный мониторинг оформляется таблицей, анализируется результат выполнения заданий каждым учеником, процент выполнения заданий всеми обучающимися каждого класса. Используется цветовой показатель, который нам был рекомендован Лабораторией новых технологий образования СарИПКиПРО:
Желтый (катасрофический) – менее 50% выполнено верно;
Зеленый (критический) – от 51% до 74%;
Синий (тревожный) – от 75% до 94%;
Красный (оптимальный) – от 95% до 100%.
После проведения промежуточного этапа мониторинга (конец декабря) проводится сравнительный анализ. Итоговый – в апреле. На основе анализа результатов планируется и ведется коррекционная работа в целом классе, а также индивидуальная работа с отдельными учениками в течение всего учебного года.
Методикой вышеуказанных мониторинговых исследований владеют все учителя лицея. Она, безусловно, широко применяется и в других ОУ.
Нельзя забывать, что оценивание качества обучения по четвертным и годовым отметкам остается основным показателем работы школы. Именно поэтому отслеживание уровня обученности по итогам четверти и года, анализ полученных результатов являются особенно важными в системе школьного мониторинга качества образования.
В связи с этим, на наш взгляд, заслуживает особого внимания методика, разработанная В.Н. Зайцевым. Позволим себе напомнить ее суть. Автор полагает, что успех может быть достигнут за счет применения новой системы управления педагогическим процессом. Если у ученика много троек, то у него нет физических возможностей для улучшения учения по всем предметам. Надо выделить лишь 2-3 предмета, по которым создать режим повышенного внимания. Трудность, по мнению В.Н. Зайцева, состоит в налаживании взаимодействия учителей и учеников – и она может быть очень легко преодолена расчетом и построением зоны повышенного внимания. Автором разработаны шаги, которые включают в себя сведение данных по успеваемости за четверть к дихотомии: «4» и «5» обозначаются единицами, более низкие отметки – нулями, затем производится суммирование по строкам и столбцам, проводится двойная ранжировка в порядке убывания столбцов. В каждой строке выделяются первые два нуля – это и есть ЗПВ. На основе этих таблиц ведется анализ, позволяющий выстроить работу по повышению качества знаний.
Изучив методику Зайцева, лично познакомившись с ним, рассмотрев некоторые нюансы составления таких таблиц, мы пришли к мысли, что мониторинг обученности школьников с использованием универсальных таблиц успеваемости может быть разносторонним, дающим возможность охватить всех участников образовательного процесса, ибо полученные данные при определенном анализе позволяют организовать работу с ШМО учителей-предметников, отдельным педагогом, обучающимися и их родителями.
Нельзя сказать, что в лицее была взята методика В.Н. Зайцева в исключительно авторском виде. Из вышеназванной методики мы взяли идею составления рейтинговых таблиц успеваемости обучающихся каждого класса за учебную четверть, метод ранжирования столбцов в порядке убывания. От идеи двухуровневой шкалы отказались, потому что, на наш взгляд, выставленная по пятибалльной шкале оценка позволяет расширить поле деятельности педагога. Например, можно спланировать работу в зоне повышенного внимания не только с «троечниками», но и с «хорошистами», имеющими 1-2 «4».
Таким образом, таблицы приобрели несколько иной вид (см. «Таблица №1»). Ввели дополнительные графы: по вертикали «Средний балл ученика», по горизонтали «Сумма на «4» и «5» (показатель качества знаний), «Индекс качества» (% качества знаний). Принцип выделения зоны повышенного внимания заимствовали у автора.
На обороте листа можно заполнить две таблицы (см. «Таблица № 2, 3). В первой из них записываются все предметы в порядке убывания предмета качества знаний, указывается учитель-предметник. Во второй таблице по каждому предмету записываются фамилии обучающихся ЗПВ. Заполнение таблиц обязательно в каждой четверти. Выделение ЗПВ является обязательным за II четверть (соблюдение авторской редакции), т.е. работа с обучающимися ЗПВ обязательна в III и IV четвертях. В случае резкого снижения уровня качества знаний в I четверти, классный руководитель может рекомендовать учителям-предметникам уделить внимание ряду обучающихся и во II четверти, выделить ЗПВ в таблицах за I четверть.
По данным таблицам достаточно легко отследить уровень успеваемости и качества знаний каждого обучающегося 5-11 классов, а также проанализировать уровень обученности по всем предметам образовательного (учебного) плана.
Как правило, и у учителя-предметника, и у обучающегося возрастает мотивация к повышению уровня качества знаний. Безусловно, осуществляется контроль и со стороны администрации школы. Так, при посещении уроков заместитель директора по УВР анализирует работу учителя с обучающимися ЗПВ. В большинстве случаев результат бывает положительным.
Таблица легко трансформируется в таблицу успеваемости и качества знаний по отдельному предмету, ряду предметов, которые преподают педагоги одного школьного методического объединения учителей. Такие таблицы могут составлять руководители ШМО учителей-предметников. Это позволяет провести мониторинг результативности работы каждого учителя, с учетом полученных данных и их анализа спланировать работу как ШМО, так и отдельного педагога.
Исходя из опыта работы, можно сказать, что динамика качества знаний при выполнении рекомендаций, данных в ходе мониторинга, составляет примерно 10%-20%. Ежегодно лучшие выпускники школы награждаются медалями «За особые успехи в учении». На II и III ступени нет второгодников. Все выпускники получили аттестаты.
Ведение мониторинга качества образования – это систематическая работа, требующая огромных усилий всего педагогического коллектива школы.