kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Роль чтения в обучении учащихся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад о значении чтения в жизни и обучении детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Роль чтения в обучении учащихся"»

Горловская специальная общеобразовательная школа-интернат

І-ІІ ступеней №16 МОН ДНР






Доклад на педсовете:




Роль книги и чтения

в воспитании чувств и

в развитии речи школьников









Заместитель директора по УВР:

Скирта М.А.




г. Горловка

2016

«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать…!» Эта меткая фраза произнесена великим французским мыслителем Денни Дидро много-много лет назад. Можно удивляться только, насколько она актуальна сейчас. В современном обществе проблема детского чтения, увы, стоит очень остро. «Заговори, чтобы я тебя увидел», - говорил Сократ ещё в древности. Спустя века, А.П.Чехов скажет: «Для интеллигентного дурно говорить так же неприлично, как не уметь читать и писать». А ведь именно книга делает нас лучше, образованнее.

И существует уверенность в том, что чтение связано с большим количеством мифов. Например, читающий человек более успешен, ему открыты все ценности культуры, у него лучше развито воображение. Могу сейчас, наверное, большой список этих ценностей продиктовать, но это в целом мифы. Да, действительно, существуют данные, что люди, у которых хорошая грамотность чтения, дальше получают хорошее образование, делают хорошую карьеру и так далее. Но люди, которые хорошо читают ещё и относятся к семьям с высоким образовательным статусом, т.е. родители у них читающие, эти семьи ориентированы на хорошее образование, поэтому вклад самого по себе чтения выделить трудно в дальнейших успехах. Можно считать это мифом. Тем не менее, действительно, в культуре существует эта ценность, и хочется понять, на чём она базируется.

Был замечательный исследователь Нейл Постман, ещё в 1982 г., написавший брошюру, в которой сказал о том, что детство исчезает. Почему это я сейчас упоминаю в связи со чтением? Потому что главной причиной исчезновения детства он называет исчезновение чтения. Постман писал: «Разница между ребёнком и взрослым – это разница между грамотным и неграмотным». Пока не было грамотности, эта разница лежала либо в других сферах, либо её вообще не было. А когда люди разделились на тех, кто умеет читать, и тех, которые не умеют, тогда и возникло разделение на детей и взрослых. В 1982 году ещё не было интернета, поэтому он говорил о телевидении. Учёный отмечал, что люди, которые видят непосредственно картинки, реагируют не аналитически, а эмоционально. И в этом смысле эти люди без различия хронологического возраста: и не дети, и не взрослые. Т. е. тема чтения в этой работе стала очень важным индикатором принадлежности к якобы исчезающей группе людей, которые умеют мыслить, читать. Таким образом, чтение само по себе очень важная часть человеческой жизни, если верить Постману. Это значит, что, читая, ребёнок погружается в воображаемый мир, он представляет те обстоятельства, в которых оказался герой, он идентифицирует себя с этим героем. Он видит себя действующим и испытывает сильные чувства. И в этом смысле чтение – это способ проникновения в культуру, способ собственного развития, т.е., судя по всему, вещь довольно важная. Однако, если мы посмотрим на современные средства искусства, например, кино, то поймём, что там человек, погружающийся в видеоряд, тоже испытывает большое количество чувств. Но здесь есть тонкость, как утверждают психологи, потому что слишком мало приходится додумывать, анализировать контент, который предъявлен в фильме. А контент, предъявленный в вербальной и письменной форме, требует больших аналитических и личностных усилий. Поэтому, несмотря на то, что я начала с того, что ценность чтения – это миф, я бы всё-таки сказала, что есть много оснований думать о том, что этот миф отражает действительность.

Детское чтение – педагогически направляемый процесс приобщения детей и подростков к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное, что в конечном итоге приводит к развитию общей культуры ребёнка, в том числе её составляющей информационной.

Учёные, занимающиеся проблемами детского чтения, выделяют 3 аспекта готовности к чтению:

1 – готовность как мотивированность к такого рода обучению. У большинства детей любопытство к буквам появляется в 3-4 года. Однако устойчивый познавательный интерес к грамоте формируется в 5-7 лет. В редких случаях и раньше, то это исключение из правила;

2 – интеллектуальная готовность к изучению таких абстрактных явлений, как буквы и их сочетания. Как известно, устная речь – система условного обозначения объективной реальности с помощью слов, их сочетаний по определённым правилам. До конца дошкольного возраста ребёнок затрудняется в выражении своих мыслей, образов, впечатлений посредством речи. Развёрнутые речевые тексты взрослых он понимает фрагментарно. Значение многих слов ребёнок знает приблизительно, иногда неверно. Письменная речь для него является символом второго порядка, т.е. системой графических знаков, которыми обозначают знаки устной речи.

Трудность в усвоении грамоты связана не только с тем, что буквы – это символы второго порядка. Она обусловлена ещё и высокой степенью производительности акта чтения и наличием у него сложноорганизованной сенсомоторной базы. Необходимо, например, сосредоточить произвольно зрительное внимание на читаемом отрезке слова и распределить внимание на всём читаемом предложении и строке. Последнее необходимо для того, чтобы, дочитав одну строку, перейти к началу второй.

3 – языковая и метаязыковая готовность.

Примерно в 5-7 лет дети становятся в определенной степени способны понимать устноречевые тексты без опоры на контекст. Это позволяет им полноценно понимать книжные тексты.

Навык чтения включает два основных компонента:

  • декодирование текстов, представленных в графической форме, перевод их в устноречевую форму;

  • понимание значения письменных текстов.

Процесс декодирования состоит из определения букво-звуковых соответствий, слогослияния, воссоздания звукового облика целого слова → вытекают ступени овладения чтением: овладение звуко-буквенными обозначениями, послоговое чтение, ступени становления синтетических приёмов чтения; ступень синтетического чтения.

Процесс понимания письменных текстов изучен значительно хуже, чем процесс декодирования. При этом понимание значения прочитанного включает понимание значения каждого прочитанного слова и предложения в целом. Понимание смысла значительно сложнее и многограннее. Экспериментально доказано, что понимание текста слабо коррелирует с техникой чтения. Плохая техника чтения препятствует полноценному пониманию текста. Но быстрое, беглое чтение не гарантирует полноценное понимание.

Существует ряд методов обучения чтения:

1 – традиционная аналитико-синтетическая методика обучения, которая предполагает обязательное владение полным владением звуковым анализом устной речи и навыками реконструкции целого фонетического слова из отдельных звуков;

2 – глобальная методика, которая предполагает минимальные требования к анализу, основная опора делается на зрительный анализатор;

3 - полуглобальная методика обеспечивает возможность читать реальные, осмысленные фразы уже после освоения первых двух согласных.


Детское чтение по своей структуре состоит нескольких периодов:

- возраст 6-7 лет рассматривается как «детский» в читательском развитии, когда преобладают эмоциональное отношение к книге, вживание в образы героев, медленный переход от конкретного к понятийному мышлению;

- отроческий период – переход от детского к подростковому (10-11 лет), для которого характерна познавательная активность («поглощение информации»), переход от эмоционального к логическому восприятию, пристрастие к событийной стороне произведения. В это время начинает различаться чтение девочек и мальчиков.

- от 10 до 14 лет – подростковый период в детском чтении;

- дети от 14 лет – переход от подросткового к юношескому этапу развития личности. На этом этапе читатели утрачивают некоторые характеристики чтения, сужается диапазон чтения, углубляется дифференциация читателей: одни читают меньше, другие более активно, различаются мотивы и круг чтения, оценки прочитанного. Наблюдается активное приобщение к литературе для взрослых.

Детское чтение дифференцируется на учебное и личностное. Чтение художественных и научно-познавательных книг различается по мотивам, целям, способам чтения. Цель научно-познавательной книги – умственное развитие ребёнка и главное здесь – знание, информация. Художественная литература многофункциональна. В свободном детском чтении научно-познавательная литература занимает значительно меньше места, чем художественная. В структуре детского чтения различают также родную и инонациональную литературу.

Книга для современных детей перестала быть источником духовного роста. Известный педагог В.А.Сухомлинский считал, что самое страшное в воспитании ребёнка это то, когда ему не хочется читать. По его мнению, без книги наступает убогость умственной жизни, что ведёт к бездуховности.

В современном обществе проблемы в области детского чтения, к сожалению, существуют. Это доказывает тот факт, что над данной проблемой сегодня работают специалисты разных областей наук. Как утверждают учёные, фундамент данной проблемы состоит не в том, что книг нет, и дело не в том, что дети не хотят их читать, а в том, что их не всегда хорошо учат читать, т.е. у ребёнка не формируется адекватный, физиологически целесообразный навык чтения.

Задача обучения детей чтению - научить понимать ребёнка то, что он читает. Учёные, исследовав причины потери интереса современных детей к чтению, выявили 3 основные причины:

1 – не всегда качественное обучение ребёнка чтению;

2 – не поддержание интереса детей к чтению;

3 – необходимость переходить с чтения вслух на чтение «про себя».

По результатам исследований, современные дети сами считают, что уровень их знаний падает, они стали меньше читать. И сами респонденты указали конкретные причины этого явления:

  • слишком много отвлекающих моментов (интернет, телевидение, компьютерные игры);

  • не хватает свободного времени;

  • нет желания.

В этом учебном году мы провели небольшое исследование среди старшеклассников. На вопрос: «Любите ли вы читать?»

- положительно ответили – 48%;

- читают только по необходимости – 48%;

- не читают вообще – 4 %.

На 1 месте приключенческая литература, фантастика. Классическую литературу читают по необходимости. Итак, данные результаты показывают, что большинство детей не любят читать, а ведь роль печатного слова в формировании личности очень велика.

По мнению современных учёных на смену старой приходит новая «модель детского (подросткового) чтения» - «модель литературной социализации личности». Это процесс, в котором меняются практически все характеристики чтения подрастающего поколения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения. Меняются также и источники получения печатной продукции, информации в целом.

Кроме того, педагоги полны тревоги по поводу упрощения и огрубления речи у школьников, примитивных штампов. Школьники не осваивают язык классического наследия, ими не только утрачивается культура чтения, но и культура речи. А влияние «электронной культуры» на чтение усиливается.

«Электронная культура», в том числе видеопродукция и разнообразные мультимедиа, зачастую воспринимаются как конкуренты печатному слову.

Однако, по мнению учёных, на первом этапе освоения нового типа медиа и новых возможностей, которое оно представляет, к нему возникает острый интерес. Когда оно будет освоено, оно «устроится» в структуру жизнедеятельности, и займёт в ней своё место. Таким образом, сегодня меняется характер и отношение детей ко всему комплексу медиа-книгам, телевидению, мультимедиа и интернету.

Всё выше представленное доказывает, что сегодня действительно существуют проблемы в области детского чтения, но дело не в том, какое средство будет выбираться – книга или компьютер, где будет текст – на бумаге или на экране монитора. Дело в другом: что же именно там будет читаться, как будет идти процесс восприятия и понимания текста и какую информацию, какие знания, какую культуру и искусство будут представлять различные типы медиа для развития юной личности.

Хотелось бы, конечно, чтобы СМИ, интернет совсем не вытеснил литературу. По-моему мнению, они никогда не смогут заменить старые умные, добрые книги, на которых воспитывались миллионы людей, целые поколения…

Не секрет, что современный молодой человек, являясь вполне развитым в умственном плане, владея определёнными знаниями, в духовном и эмоциональном плане зачастую оказывается на самом низшем уровне.

Таким образом, приобщение юных читателей к подлинным ценностям мировой художественной литературы, формирование культуры чтения становится сложнейшей педагогической проблемой. Сегодня деформация личности молодого человека приобрела угрожающий характер. Он не всегда различает, где добро, где зло, где прекрасное, а где безобразное. Сегодня как никогда важно обратиться к духовным основам классической литературы, с помощью писателей-гуманистов дать нравственные ориентиры современному школьнику.

Вы помните, что выше я говорила о том, что меняется сейчас «модель чтения», и учёные отмечают следующие черты, которые характеризуют её:

- «любовь к чтению» (под которой мы выделяем высокий статус чтения; престиж в обществе «человека читающего», обязательность регулярного чтения);

- преобладание в круге чтения книг, а не журналов;

- разнообразный репертуар чтения, в котором представлены книги разных видов и жанров;

- наличие домашней семейной библиотеки.

Именно семья – главнейший социальный институт воспитания подрастающего поколения, именно в семье закладываются духовно-нравственные основы личности. И именно семья, по мнению учёных, является той средой, где формируется с раннего детства интерес и любовь к чтению, книге. Хорошая книга в руках родителей и их ребёнок - добрый знак того, что в этой семье будет царить читательская атмосфера, духовное единство. Семья в определенной степени руководит чтением детей, здесь ребёнок получает информацию о книгах, но, к сожалению, резкое снижение времени семейного чтения – факт общеизвестный. Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи, не способствует формированию ребёнка-читателя.

Поэтому нужно прикладывать усилия специалистам (учителям, библиотекарям) для возрождения семейного чтения, через реализацию следующих задач:

- формирование умения общаться с книгами, самостоятельное раскрытие смысла произведений;

- обогащение знаний о литературе;

- переход от привычки читать к потребности в чтении;

- создание духовной близости с родителями;

- формирование взглядов и мировоззрений.

Да, книга формирует ценности ребёнка, влияет на его нравственные идеалы. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, дети учатся понимать, что такое добро, зло, долг, честь.

Значение книги неоспоримо. Она не только учебник, с помощью которого овладевают знаниями, но и учебник жизни, который никогда не заменит телевизор или компьютер. Медики утверждают, что для нормального функционирования мозга человек должен прочитать 20-25 страниц художественного текста каждый день.

Читающий ребёнок – надёжное культурное будущее любого государства. Через какое-то время от него будет зависеть, какое место и какую роль займёт книга в обществе. Современным детям предстоит жить в информационно насыщенном мире, поэтому приобщение их к книгам, сегодня необычайно важно.


«Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку» (М.Горький).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Завучу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Роль чтения в обучении учащихся"

Автор: Скирта Марина Анатольевна

Дата: 21.02.2017

Номер свидетельства: 394381

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "коуч-сессия "Барьеры в обучении учащихся" "
    ["seo_title"] => string(51) "kouch-siessiia-bar-iery-v-obuchienii-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "104058"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402662894"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Педагогические условия повышения эффективности обучения истории "
    ["seo_title"] => string(77) "piedaghoghichieskiie-usloviia-povyshieniia-effiektivnosti-obuchieniia-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "142071"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418223061"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Задачи и организация уроков чтения в младших классах коррекционной школы. "
    ["seo_title"] => string(85) "zadachi-i-orghanizatsiia-urokov-chtieniia-v-mladshikh-klassakh-korriektsionnoi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "226009"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440008326"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Обучение в группах на уроках английского языка"
    ["seo_title"] => string(55) "obuchieniie-v-ghruppakh-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "257369"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448304136"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Статья "Особенности преподавания литературного  чтения на русском языке в казахской  школе" "
    ["seo_title"] => string(101) "stat-ia-osobiennosti-priepodavaniia-litieraturnogho-chtieniia-na-russkom-iazykie-v-kazakhskoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "139428"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417711788"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства