kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогические условия повышения эффективности обучения истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические условия повышения эффективности обучения истории.

 

Известно, что даже в общеобразовательных школах учащиеся испытывают немалые трудности в усвоении исторических знаний, поэтому неудивительно, что еще больше проблем в изучении истории возникает у школьников с нарушением интеллекта. Дети с  нарушением интеллекта нуждаются в помощи при осмыслении окружающего мира и происходящих в нем процессов. В связи с этим в условиях специального обучения возрастает роль пропедевтического периода, позволяющего подготовить школьников к изучению истории как самостоятельного предмета в 7 -9 классах. Именно предшествующие шесть лет обучения становятся базой для обучения истории учащихся с нарушением интеллекта.

Пути расширения социального опыта, накопления общественно – исторических представлений и понятий достаточно разнообразны. Это могут как индивидуальные, так и групповые (с классом) беседы по общественно – исторической тематике. Например,  доступными и важными являются такие темы, как «С чего начинался наш город?», «Праздники, которые мы отмечаем», «Достопримечательности нашего района», «Моя семья в прошлом и настоящем» и др. Знания учащихся, приобретенные и уточненные в ходе таких бесед, обязательно подкрепляются различными видами деятельности: общественно - полезным трудом, подготовкой и проведением праздников, посвященных знаменательным датам, событиям (Дню защитника Отечества, Дню Победы); организацией театрализованных представлений, в которых принимают участие учащиеся разных классов, активным изучением истории своего города, знакомством с его достопримечательностями, экскурсиях по городу, посещением музеев, просмотром видеофильмов, внеклассным чтением и т. п. Таким образом, разнообразные виды внеклассной работы позволяют учащимся накапливать сведения, на которые можно будет опираться в дальнейшем при обучении истории.

 Пропедевтика изучения истории осуществляется на базе разных учебных предметов. На уроках русского языка происходит знакомство с текстом общественно – исторического содержания, происходит обогащение словаря; на уроках чтения; на уроках математики формируются временные представления и понятия; на уроках географии учащиеся знакомятся с положением Родины на карте мира, на уроках ИЗО и музыки осуществляется знакомство с искусством и т. д. Большая роль в исторической пропедевтике принадлежит урокам чтения, где решается задача обучения детей правильному, осознанному чтению, формируются навыки работы с печатным текстом, знакомство с произведениями исторической тематики.

В задачу пропедевтического периода не входит формирование определенной системы исторических знаний (это задача уроков истории), но за это время накапливаются, уточняются, исправляются и расширяются первоначальные общественно – исторических представления и понятия школьников с нарушением интеллекта.

Вводя школьников в мир сложных общественных отношений отдельных эпох, учитель  истории должен обеспечить благоприятные условия для эффективного усвоения исторического материала.

 Основные методы обучения истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Изучение курса истории идет под непосредственным руководством учителя, организующего процесс усвоения исторического материала с использованием различных методов, приемов, средств в целях более прочного усвоения знаний и развития познавательной активности детей. Выбор методов осуществляется с учетом возможностей учащихся и воздействия на их развитие, коррекции имеющихся недостатков в познавательной деятельности, формирования личности.

На уроках истории в специальной (коррекционной) школе используются те же методы, приемы и средства обучения, что и в общеобразовательной школе, но с учетом содержания курса истории для школ VIII вида и познавательных возможностей учащихся с нарушением интеллекта. В обучении истории учащихся специальной (коррекционной) школы роль устного слова неизмеримо возрастает.

К методам устного изложения широко применяемым в специальной (коррекционной) школе относятся: повествование, описание, объяснение, беседа.

  • Рассказ.

        Рассказ на уроке истории в  специальной (коррекционной) школе строится исходя из учебника, его структуры и фактического материала. Живое слово играет ведущую роль при обучении истории. Рассказ учителя об исторических событиях должен быть исторически точным и не слишком длинным (10 – 15 минут). Сообщая новый материал, учитель должен показать его взаимосвязь с изученным ранее.

  • Описание.

         В отличие от рассказа, в описании нет сюжета, но есть конкретный объект, признаки которого сообщаются учащимся.  Описание может быть картинным и аналитическим.

Разновидность описания – характеристика. Она включает только точно сформулированное перечисление существенных черт и особенностей исторического явления в их внутренней связи. В обучении учащихся с нарушением интеллекта важное место занимают характеристики выдающихся исторических деятелей (с опорой на портрет). Они помогают понять, что историю делали люди, но их взгляды, стремления и действия были обусловлены конкретной эпохой, классовой принадлежностью. На примере характеристики исторического героя воспитываются такие важные черты и качества личности учащихся, как патриотизм, мужество, справедливость и т. д. Характеристики участников событий способствуют лучшему пониманию самих событий.

  • Объяснение. С помощью объяснения облегчается понимание и сознатель-

ное усвоение исторического    материала учащимися, тем более в специальной (коррекционной) школе, где иные вопросы приходится объяснять неоднократно, возвращаясь к пройденному материалу. Объяснение используется в тех случаях, когда учитель дает инструктаж учащимся по выполнению самостоятельного задания на уроке.

  • Беседа является устным методом обучения в форме диалога. Предполагает

активное участие школьников в обсуждении, осмыслении исторического материала, выступает как метод проверки знаний. На уроках истории в специальной (коррекционной) школе беседа выполняет коррекционную функцию, так как обратная связь позволяет учителю вовремя увидеть проблемы или неточности в знаниях и провести работу по их устранению.

В учебном процессе используются различные печатные тексты, но место и роль их в обучении истории неодинакова.

       Учащиеся специальной (коррекционной) школы к 7 классу уже имеют навыки объяснительного чтения, полученные в начальных классах (пересказ по частям, составление плана по картинкам, выяснение главной мысли текста, ответы на вопросы и т. д.) Эти навыки следует закреплять и при чтении исторических текстов со значительно усложненным смыслом и большим запасом слов.

 

К методам работы с письменными источниками относятся: работа с учебником, работа с историческим документом, работа с периодической печатью, использование художественной литературы.

  • Работа  с учебником.

      Использовать учебник следует непосредственно на уроке, иногда прочитывая вслух важный отрывок, иногда предлагая учащимся  прочесть про себя какую – нибудь часть рассказа и ответить на вопросы, данные в задании или поставленные учителем. Можно обращаться к учебнику для поиска фразы, даты, доказательства, главной мысли, для подтверждения какого – либо пункта плана урока, соотнесения  иллюстративного материала с текстом учебника.

  • Работа с историческими документами.

      В процессе обучения истории учащиеся специальной (коррекционной) школы приучаются работать с историческими документами, но под четким руководством учителя. Самостоятельная работа с документальными источниками, требующая глубокого анализа, обобщения, оценки содержания документа, не планируется.

Чаще всего учитель сам использует исторические документы, включая их в свой рассказ по теме урока, предварительно переработав и упростив содержание, наметив словарную работу.

  • Работа с периодической печатью.

Наибольшую роль периодическая печать играет при изучении современного периода развития России, давая учащимся возможность полнее представить события, происходящие в социально – экономической, политической и культурной жизни страны. В процессе выполнения заданий, связанных с поиском и изучением необходимого материала периодической печати, развивается активность и самостоятельность, мыслительная и речевая деятельность школьников, расширяется кругозор. Таким образом, использование в процессе обучения истории материалов периодической печати будет способствовать социальной адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

  • Использование художественной литературы.

       Значение художественной литературы в обучении истории учащихся с нарушением интеллекта заключается в следующем:

- повышает наглядность изложения материала учителем;

- служит конкретизации учебного материала;

-  помогают формированию представлений о прошлом;

- способствуют лучшему запоминанию учебного материала;

- повышает эмоциональное воздействие рассказа учителя на учеников;

- воспитывает определенное отношение учащихся к событиям и героям.

        Подбирая отрывок из художественного произведения для урока истории в специальной (коррекционной школе), учитель всегда должен помнить о том, чтобы не перегрузить свое изложение литературными образами.

 

В обучении истории учащихся с нарушением интеллекта методы наглядного обучения занимают особое место, поскольку мышление учащихся специальной (коррекционной) школы требует образности и конкретности воспринимаемого материала. Наглядные образы являются основой для формирования представлений и понятий.  Роль наглядности в условиях специальной (коррекционной) школы  по мере взросления учащихся не снижается. На уроках используются разные наглядные средства.

  • Предметная наглядность имеет особую познавательную ценность,

предполагает непосредственное восприятие подлинных вещественных памятников исторического прошлого и его материальных следов.  Она включает архитектурные памятники (Софийский собор в Киеве, Московский Кремль), памятные места исторических событий (Сенатская площадь, красная Пресня в Москве), орудия труда, предметы быта, оружие и др.

  • Изобразительные средства в наглядном обучении занимают главное

место. Изобразительная наглядность, используемая на уроках истории, представлена различными макетами, моделями, рисунками, фотографиями, учебными картинами, кинофильмами.

  • Условно – графическая наглядность отражает сущность историче

ских явлений, их взаимосвязь и динамику языком условных знаков. Она представлена картами, планами, схемами, графиками, диаграммами, аппликации. Графики и диаграммы в силу присущих им специфических особенностей редко используется на уроках истории в специальной (коррекционной) школе. Учащиеся с нарушением интеллекта не всегда понимают язык цифр, не связывают цифровой материал с социально – экономическими процессами. Учащимся более доступен схематический рисунок на доске, возникающий по мере изложения материала учителем, обеспечивающий одновременность восприятия слова и образа. Закрепляя пройденное, ученики сами рисуют в тетради, копируя рисунок учителя или учебника. Таким образом, рисование на классной доске является одним из методов коррекции, так как привлекает ученика к активному восприятию и разбору материала, развивает наблюдательность, интерес к истории. Наряду с рисунками на доске при объяснении событий или процессов используются аппликации. Их применение оживляет схематический рисунок, лучше иллюстрирует рассказ учителя, развивает представления учащихся. Карты, карты – схемы, планы местности в основном используются для формирования пространственных представлений, но их другая функция состоит в раскрытии связи между историческими событиями, явлениями, их динамики и сущности.

Широкое применение на уроках истории находит демонстрация зрительной и звуковой наглядности с помощью технических средств обучения.

Учитель должен установить, что из наглядных пособий следует взять, а что видоизменить и упростить.  Критериями отбора являются, прежде всего, достоверность изображения, доступность для восприятия учащимися, соответствие содержанию изучаемого материала, дозировка наглядных пособий.

В условиях  специальной (коррекционной) школы какой – то один метод не может быть ведущим в течение всего урока истории; методы и приемы обучения, сочетаясь друг с другом, должны варьироваться, обеспечивая разнообразие видов учебной деятельности учащихся с нарушением интеллекта и разнообразие используемых источников познания. При таком подходе осуществляется реализация словесных, наглядных и практических методов обучения истории, что позволяет школьникам лучше усвоить учебный материал.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогические условия повышения эффективности обучения истории »

Педагогические условия повышения эффективности обучения истории.


Известно, что даже в общеобразовательных школах учащиеся испытывают немалые трудности в усвоении исторических знаний, поэтому неудивительно, что еще больше проблем в изучении истории возникает у школьников с нарушением интеллекта. Дети с нарушением интеллекта нуждаются в помощи при осмыслении окружающего мира и происходящих в нем процессов. В связи с этим в условиях специального обучения возрастает роль пропедевтического периода, позволяющего подготовить школьников к изучению истории как самостоятельного предмета в 7 -9 классах. Именно предшествующие шесть лет обучения становятся базой для обучения истории учащихся с нарушением интеллекта.

Пути расширения социального опыта, накопления общественно – исторических представлений и понятий достаточно разнообразны. Это могут как индивидуальные, так и групповые (с классом) беседы по общественно – исторической тематике. Например, доступными и важными являются такие темы, как «С чего начинался наш город?», «Праздники, которые мы отмечаем», «Достопримечательности нашего района», «Моя семья в прошлом и настоящем» и др. Знания учащихся, приобретенные и уточненные в ходе таких бесед, обязательно подкрепляются различными видами деятельности: общественно - полезным трудом, подготовкой и проведением праздников, посвященных знаменательным датам, событиям (Дню защитника Отечества, Дню Победы); организацией театрализованных представлений, в которых принимают участие учащиеся разных классов, активным изучением истории своего города, знакомством с его достопримечательностями, экскурсиях по городу, посещением музеев, просмотром видеофильмов, внеклассным чтением и т. п. Таким образом, разнообразные виды внеклассной работы позволяют учащимся накапливать сведения, на которые можно будет опираться в дальнейшем при обучении истории.

Пропедевтика изучения истории осуществляется на базе разных учебных предметов. На уроках русского языка происходит знакомство с текстом общественно – исторического содержания, происходит обогащение словаря; на уроках чтения; на уроках математики формируются временные представления и понятия; на уроках географии учащиеся знакомятся с положением Родины на карте мира, на уроках ИЗО и музыки осуществляется знакомство с искусством и т. д. Большая роль в исторической пропедевтике принадлежит урокам чтения, где решается задача обучения детей правильному, осознанному чтению, формируются навыки работы с печатным текстом, знакомство с произведениями исторической тематики.

В задачу пропедевтического периода не входит формирование определенной системы исторических знаний (это задача уроков истории), но за это время накапливаются, уточняются, исправляются и расширяются первоначальные общественно – исторических представления и понятия школьников с нарушением интеллекта.

Вводя школьников в мир сложных общественных отношений отдельных эпох, учитель истории должен обеспечить благоприятные условия для эффективного усвоения исторического материала.


А) Соблюдение принципов коррекционного обучения.

Специальная педагогика опирается на соответствующие общепедагогические принципы организации образования и управления познавательной деятельностью. Собственные принципы специальной педагогики отражают важнейшие, концептуальные положения специального образования лиц с особыми образовательными потребностями. Эти принципы являются специфическими для специальной педагогики.

Принципы специального образования:

- Принцип педагогического оптимизма. Этот принцип основывается на гуманистическом мировоззрении, признающем право каждого человека независимо от его способностей и ограниченных возможностей жизнедеятельности быть включенным в образовательный процесс.

- Принцип ранней педагогической помощи. Одним из ключевых условий успешной коррекционно-педагогической помощи обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка для определения его особых образовательных потребностей и предоставление специальных образовательных услуг с первых месяцев и на протяжении всей жизни человека.

- Принцип коррекционно – компенсирующей направленности образования. Этот принцип строится с опорой на сохранные функции с тем, чтобы обеспечить условия для процесса компенсации утраченных или неполноценных функций или систем организма.

- Принцип социально - адаптирующей направленности образования. Коррекция и компенсация недостатков развития рассматриваются в специальном образовательном процессе не как самоцель, а как средство обеспечения человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности максимально возможной для него самостоятельности и независимости в социальной жизни.

- Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования. Коррекция речи, мышления и коммуникации является важнейшей образовательной потребностью детей с ограниченными возможностями, а также необходимым условием успешной социокультурной адаптации.

- Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании. Специальное образование обеспечивает оптимальную организацию собственной развернутой деятельности учеников, направляемую педагогом.

- Принцип необходимости специального педагогического руководства. Организация процесса учебно – познавательной деятельности и управление этим процессом осуществляется специальным педагогом, знающим закономерности и особенности развития и познавательных возможностей данного ребенка, а также возможные пути и способы коррекционной и компенсирующей помощи.


Естественно, что в специальной школе общедидактические принципы обучения общей педагогики реализуются с учетом особенностей всего учебно-воспитательного процесса, и в первую очередь его коррекционной и практической направленности.

К основным дидактическим принципам специальной коррекционной школы относятся:

- Принцип развивающего обучения. Обучение должно всесторонне развивать личность каждого учащегося.

- Принцип воспитывающего обучения. Обучение должно быть воспитывающим.

- Принцип систематичности и системности в обучении. Обучение должно быть систематическим и системным.

- Принцип научности в обучении. Все сообщаемые школе знания должны быть строго научными.

- Принцип доступности. Обучение строится на основе учета возрастных и психофизических особенностей детей и доступности для них учебного материала.

Положение Л. С. Выготского об опережающем умственном развитии ребенка в учебном процессе позволяет предположить, что обучение должно вести за собой развитие. Учебный процесс может быть построен на механизмах мышления, которые ёще полностью не сформировались, но которые достаточны для усвоения нового содержания. Исследования Н. А. Менчинской, Е. Н Кабановой – Меллер, А. А. Люблинской показали, что опора на развивающиеся, но еще не созревшие механизмы познавательной деятельности значительно ускоряет развитие школьников и повышает результативность обучения.

- Принцип наглядности обучения. В обучении должна широко использоваться наглядность.

В XVII веке Я. А Коменский обосновал принцип наглядности как основу успешности всякого обучения. И. Г Песталоцци превратил наглядность в основное средство обучения. Значительным шагом вперед в разработке этой проблемы являются научные и учебные книги К. Д. Ушинского.

- Принцип сознательности и активности в обучении. Обучение должно основываться на сознательности и активности учащихся. Необходимо чаще задавать вопросы, начинающиеся со слов «почему», «к чему это привело» и добиваться от учеников полных ответов.

- Принцип прочности усвоения. Обучение должно обеспечивать прочность усвоения знаний, умений и навыков.

- Принцип индивидуализации в обучении. Обучение обеспечивает индивидуальный подход к ребенку при коллективных формах обучения.

- Принцип дифференцированного подхода в обучении. Весь учебно-воспитательный процесс в специальной школе строится с учетом психофизических особенностей учащихся, которые еще более индивидуализируют личность ученика. В условиях классно – урочной системы (даже при наполняемости класса в 12 – 16 человек) индивидуализация обучения с учетом всех индивидуальных особенностей каждого ученика практически невозможна. В этом случае на помощь приходит принцип дифференцированного подхода в обучении, на основе которого выделяются группы учащихся по степени усвоения учебного материала.

Опираясь на принципы коррекционного обучения, в определенно созданных педагогических условиях, можно значительно повысить продуктивность обучения истории детей с ограниченными возможностями.

Б) Основные методы обучения истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Изучение курса истории идет под непосредственным руководством учителя, организующего процесс усвоения исторического материала с использованием различных методов, приемов, средств в целях более прочного усвоения знаний и развития познавательной активности детей. Выбор методов осуществляется с учетом возможностей учащихся и воздействия на их развитие, коррекции имеющихся недостатков в познавательной деятельности, формирования личности.

На уроках истории в специальной (коррекционной) школе используются те же методы, приемы и средства обучения, что и в общеобразовательной школе, но с учетом содержания курса истории для школ VIII вида и познавательных возможностей учащихся с нарушением интеллекта. В обучении истории учащихся специальной (коррекционной) школы роль устного слова неизмеримо возрастает.

К методам устного изложения широко применяемым в специальной (коррекционной) школе относятся: повествование, описание, объяснение, беседа.

  • Рассказ.

Рассказ на уроке истории в специальной (коррекционной) школе строится исходя из учебника, его структуры и фактического материала. Живое слово играет ведущую роль при обучении истории. Рассказ учителя об исторических событиях должен быть исторически точным и не слишком длинным (10 – 15 минут). Сообщая новый материал, учитель должен показать его взаимосвязь с изученным ранее.

  • Описание.

В отличие от рассказа, в описании нет сюжета, но есть конкретный объект, признаки которого сообщаются учащимся. Описание может быть картинным и аналитическим.

Разновидность описания – характеристика. Она включает только точно сформулированное перечисление существенных черт и особенностей исторического явления в их внутренней связи. В обучении учащихся с нарушением интеллекта важное место занимают характеристики выдающихся исторических деятелей (с опорой на портрет). Они помогают понять, что историю делали люди, но их взгляды, стремления и действия были обусловлены конкретной эпохой, классовой принадлежностью. На примере характеристики исторического героя воспитываются такие важные черты и качества личности учащихся, как патриотизм, мужество, справедливость и т. д. Характеристики участников событий способствуют лучшему пониманию самих событий.

  • Объяснение. С помощью объяснения облегчается понимание и сознатель-

ное усвоение исторического материала учащимися, тем более в специальной (коррекционной) школе, где иные вопросы приходится объяснять неоднократно, возвращаясь к пройденному материалу. Объяснение используется в тех случаях, когда учитель дает инструктаж учащимся по выполнению самостоятельного задания на уроке.

  • Беседа является устным методом обучения в форме диалога. Предполагает

активное участие школьников в обсуждении, осмыслении исторического материала, выступает как метод проверки знаний. На уроках истории в специальной (коррекционной) школе беседа выполняет коррекционную функцию, так как обратная связь позволяет учителю вовремя увидеть проблемы или неточности в знаниях и провести работу по их устранению.

В учебном процессе используются различные печатные тексты, но место и роль их в обучении истории неодинакова.

Учащиеся специальной (коррекционной) школы к 7 классу уже имеют навыки объяснительного чтения, полученные в начальных классах (пересказ по частям, составление плана по картинкам, выяснение главной мысли текста, ответы на вопросы и т. д.) Эти навыки следует закреплять и при чтении исторических текстов со значительно усложненным смыслом и большим запасом слов.


К методам работы с письменными источниками относятся: работа с учебником, работа с историческим документом, работа с периодической печатью, использование художественной литературы.

  • Работа с учебником.

Использовать учебник следует непосредственно на уроке, иногда прочитывая вслух важный отрывок, иногда предлагая учащимся прочесть про себя какую – нибудь часть рассказа и ответить на вопросы, данные в задании или поставленные учителем. Можно обращаться к учебнику для поиска фразы, даты, доказательства, главной мысли, для подтверждения какого – либо пункта плана урока, соотнесения иллюстративного материала с текстом учебника.

  • Работа с историческими документами.

В процессе обучения истории учащиеся специальной (коррекционной) школы приучаются работать с историческими документами, но под четким руководством учителя. Самостоятельная работа с документальными источниками, требующая глубокого анализа, обобщения, оценки содержания документа, не планируется.

Чаще всего учитель сам использует исторические документы, включая их в свой рассказ по теме урока, предварительно переработав и упростив содержание, наметив словарную работу.

  • Работа с периодической печатью.

Наибольшую роль периодическая печать играет при изучении современного периода развития России, давая учащимся возможность полнее представить события, происходящие в социально – экономической, политической и культурной жизни страны. В процессе выполнения заданий, связанных с поиском и изучением необходимого материала периодической печати, развивается активность и самостоятельность, мыслительная и речевая деятельность школьников, расширяется кругозор. Таким образом, использование в процессе обучения истории материалов периодической печати будет способствовать социальной адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

  • Использование художественной литературы.

Значение художественной литературы в обучении истории учащихся с нарушением интеллекта заключается в следующем:

- повышает наглядность изложения материала учителем;

- служит конкретизации учебного материала;

- помогают формированию представлений о прошлом;

- способствуют лучшему запоминанию учебного материала;

- повышает эмоциональное воздействие рассказа учителя на учеников;

- воспитывает определенное отношение учащихся к событиям и героям.

Подбирая отрывок из художественного произведения для урока истории в специальной (коррекционной школе), учитель всегда должен помнить о том, чтобы не перегрузить свое изложение литературными образами.


В обучении истории учащихся с нарушением интеллекта методы наглядного обучения занимают особое место, поскольку мышление учащихся специальной (коррекционной) школы требует образности и конкретности воспринимаемого материала. Наглядные образы являются основой для формирования представлений и понятий. Роль наглядности в условиях специальной (коррекционной) школы по мере взросления учащихся не снижается. На уроках используются разные наглядные средства.

  • Предметная наглядность имеет особую познавательную ценность,

предполагает непосредственное восприятие подлинных вещественных памятников исторического прошлого и его материальных следов. Она включает архитектурные памятники (Софийский собор в Киеве, Московский Кремль), памятные места исторических событий (Сенатская площадь, красная Пресня в Москве), орудия труда, предметы быта, оружие и др.

  • Изобразительные средства в наглядном обучении занимают главное

место. Изобразительная наглядность, используемая на уроках истории, представлена различными макетами, моделями, рисунками, фотографиями, учебными картинами, кинофильмами.

  • Условно – графическая наглядность отражает сущность историче

ских явлений, их взаимосвязь и динамику языком условных знаков. Она представлена картами, планами, схемами, графиками, диаграммами, аппликации. Графики и диаграммы в силу присущих им специфических особенностей редко используется на уроках истории в специальной (коррекционной) школе. Учащиеся с нарушением интеллекта не всегда понимают язык цифр, не связывают цифровой материал с социально – экономическими процессами. Учащимся более доступен схематический рисунок на доске, возникающий по мере изложения материала учителем, обеспечивающий одновременность восприятия слова и образа. Закрепляя пройденное, ученики сами рисуют в тетради, копируя рисунок учителя или учебника. Таким образом, рисование на классной доске является одним из методов коррекции, так как привлекает ученика к активному восприятию и разбору материала, развивает наблюдательность, интерес к истории. Наряду с рисунками на доске при объяснении событий или процессов используются аппликации. Их применение оживляет схематический рисунок, лучше иллюстрирует рассказ учителя, развивает представления учащихся. Карты, карты – схемы, планы местности в основном используются для формирования пространственных представлений, но их другая функция состоит в раскрытии связи между историческими событиями, явлениями, их динамики и сущности.

Широкое применение на уроках истории находит демонстрация зрительной и звуковой наглядности с помощью технических средств обучения.

Учитель должен установить, что из наглядных пособий следует взять, а что видоизменить и упростить. Критериями отбора являются, прежде всего, достоверность изображения, доступность для восприятия учащимися, соответствие содержанию изучаемого материала, дозировка наглядных пособий.

В условиях специальной (коррекционной) школы какой – то один метод не может быть ведущим в течение всего урока истории; методы и приемы обучения, сочетаясь друг с другом, должны варьироваться, обеспечивая разнообразие видов учебной деятельности учащихся с нарушением интеллекта и разнообразие используемых источников познания. При таком подходе осуществляется реализация словесных, наглядных и практических методов обучения истории, что позволяет школьникам лучше усвоить учебный материал.


В) Учет психофизических особенностей детей с ограниченными возможностями, использование различных приемов.


Преподавание истории в специальной (коррекционной) школе осуществляется с учетом умственных и физических возможностей ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

Поскольку внимание у детей с нарушением интеллекта неустойчиво, то они через 10 – 15 минут от начала урока перестают воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы. Невозможность сосредоточиться на задании вызывает у одних раздражение, у других – категорический отказ от работы. Как следствие, у детей развивается крайняя неуверенность в своих силах, неудовлетворенность учебной деятельностью. Поэтому на одном уроке часто чередуется сюжетное изложение захватывающего события и объяснение менее интересного материала, используются разнообразные приемы учебной деятельности.

Учитель должен обеспечить условия для совершенствования сенсорной деятельности учащихся, для возникновения у них соответствующих ощущений (зрительных, слуховых, осязательных), так как от остроты силы этих ощущений будет в определенной степени зависеть правильность восприятия исторических сведений.

Учащиеся на каждом уроке истории знакомятся с разнообразными событиями, явлениями, деятелями, и все это рассматривается в непрерывном движении (каждый урок – новая тема), поэтому история относится к предметам, где важна полноценность восприятия происходившего (без этого нельзя усвоить процесс развития общества, особенности жизни в разные эпохи). Учитывая имеющиеся у учащихся нарушения восприятия, учитель должен, прежде всего, сообщать конкретные, образные сведения, отделяя главное от второстепенного. Речь учителя и отвечающих учеников не должна напрягать слух и утомлять громкостью, монотонностью. Необходимо помнить, что плохо воспринимаются и утомляют зрение мелкие и неразборчивые записи на доске, демонстрация пособий, которые трудно рассмотреть, поэтому учитель должен тщательно подходить к наглядному оформлению уроков истории.

История знакомит школьников с событиями прошлого, и полнота их восприятия достигается с помощью восприятия учащихся; иногда оно изменяет представления, совершенствует их, поэтому важно предупреждать возникновение неверных представлений, привлекая разнообразные средства наглядности для создания верных образов, точного описания объектов. Поэтому на каждом уроке учащиеся четко должны представлять себе место и время действия, внешний вид людей, предметы их быта, вооружение и т. д.

Учитывая особенности мышления детей с интеллектуальным недоразвитием, учитель должен тщательно отбирать сообщаемые факты и явления, разъяснять учащимся суть того или иного сложного события, явления, давать подробную характеристику героя, выделить и положительные, моменты и отрицательные. Учителю важно объяснить учащимся заслуги отдельных исторических личностей, показать роль народных масс в том или ином историческом событии. Связывая в своем рассказе внешний облик исторического деятеля с тем, за что он борется, как он сам к этому относится, как к нему относятся другие люди, учитель помогает формированию у учащихся чувств (долг, совесть, любовь к Родине).

Работа по разбору нового материала, его обобщению и закреплению проводится с помощью следующих приемов:

- Изложение материала по плану;

- Эмоциональность рассказа, выделение главного в содержании, опора на наглядность;

- Запись исторических терминов – понятий на доске или на карточках;

- Неоднократное возвращение к пройденному в связи с изучением нового материала и т. д.

Поскольку учащимся с нарушением интеллекта трудно выразить свою мысль, связно и последовательно передать содержание рассказа, поэтому на уроках истории используются внешние опоры, помогающие ученику составить рассказ (исторические картины, иллюстрации учебника, схематичный рисунок, опорные слова, таблица); задаются вопросы, облегчающие речевое высказывание ребенка, осуществляется постоянная тренировка школьников в полных ответах на вопросы, постепенно их сокращая и приближая его к самостоятельному рассказу. Кроме того, на уроках истории дети учатся не только отвечать на вопросы, но и самостоятельно задавать их, что является одной из форм выражения речевой активности.

Много внимания на уроках истории уделяется осознанию читаемого текста учебника. В связи с этим отрабатываются умения выделять в прочитанном главную мысль, выявлять своё отношение к поступкам исторических личностей, давать им характеристику, делить текст параграфа на части, озаглавливать их, составлять план.

Проводится работа и над развитием связной письменной речи. Используются упражнения: закончи предложение, вставь пропущенные слова в предложение, составь по данным словам предложение и др.

Целесообразно вводить строго отобранный минимум новых слов, исторических терминов, расширяя постепенно словарь учащихся, добиваясь правильного произношения и написания, используя для этого вопросы и задания, помогающие правильно ответить (словарные карточки, сюжетные картинки, план и др.).

Изложение учителя, его логика, умение экономично и точно распоряжаться своими словами являются примером для школьников, на основе которого формируются речь и мышление учащихся специальной (коррекционной) школы.

Такие источники познания как печатное слово, наглядные пособия привлекаются для создания конкретных представлений, эмоционального воздействия, для упорядочения и закрепления в сознании учащихся первоначальных представлений; реже – как самостоятельный источник знания.

Соблюдение всех вышеназванных условий позволяет повысить эффективность работы по формированию исторических знаний.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Педагогические условия повышения эффективности обучения истории

Автор: Анисимов Юрий Евгеньевич

Дата: 10.12.2014

Номер свидетельства: 142071

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(304) "Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерные технологии на уроках истории как педагогическая проблема повышения эффективности урока"
    ["seo_title"] => string(185) "obiasnitiel-no-illiustrativnyi-mietod-obuchieniia-s-ispol-zovaniiem-komp-iutiernyie-tiekhnologhii-na-urokakh-istorii-kak-piedaghoghichieskaia-probliema-povyshieniia-effiektivnosti-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "252208"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447343468"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "из опыта работы "формирование хронологических навыков на уроках истории" "
    ["seo_title"] => string(77) "iz-opyta-raboty-formirovaniie-khronologhichieskikh-navykov-na-urokakh-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "121910"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414087724"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Педсовет «Педагогические условия внедрения исследовательских методов в проблемное обучение»"
    ["seo_title"] => string(101) "piedsovietpiedaghoghichieskiieusloviiavniedrieniiaissliedovatielskikhmietodovvprobliemnoieobuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "283265"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453810181"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ"
    ["seo_title"] => string(69) "mietod-proiektov-kak-innovatsionnaia-piedagogichieskaia-tiekhnologiia"
    ["file_id"] => string(6) "278868"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453139360"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Использование электронных тестов для мониторинговых исследований соответствия предметных умений обучающихся на уроках истории "
    ["seo_title"] => string(147) "ispol-zovaniie-eliektronnykh-tiestov-dlia-monitoringhovykh-issliedovanii-sootvietstviia-priedmietnykh-umienii-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "106382"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403003622"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства