Просмотр содержимого документа
«Проект "Внутренняя мотивация как средство профессионального развития педагогов"»
ПРОЕКТ
Внутренняя мотивация как средство профессионального развития педагогов
2012г.
Оглавление
Обоснование: 3
Актуальность. 3
Проблема 3
Концепция 4
Цель 5
Гипотеза 5
Ожидаемые результаты 5
Ресурсное обеспечение 6
Этапы реализации 6
Примерная система мотивации и стимулирования 8
Источники 9
Обоснование:
Ключевой фигурой, определяющей состояние образования, выступает личность учителя. От уровня его профессионализма, способности к профессиональному развитию напрямую зависят результаты качества образования. Поэтому важно побудить педагогических работников к продуктивной деятельности, создавая условия для удовлетворения их потребностей и мотивов
Актуальность.
В сложившихся социально-экономических условиях важно усиление позитивных факторов развития учителя и нейтрализация негативных, что позволит постоянно подкреплять его внутренний потенциал. Необходима специально разработанная система методического сопровождения профессионального роста учителя для оказания ему адресной помощи в саморазвитии. Только при таком подходе учитель может показать подлинные потребности и обеспечить полноценную профессиональную деятельность, ориентированную на повышение ее качества
Проблема
Желание работать продуктивно подчас становится ключевым фактором достижения успеха организацией. Не секрет, что можно поставить привлекательные и перспективные цели, разработать великолепные планы преобразования школы, установить в ней самое современное оборудование, но всё это окажется напрасным, если педагоги не захотят трудиться в полную силу. Отсюда возникают вопросы:
что побуждает учителей хорошо работать;
почему работники, имеющие одинаковую квалификацию, трудятся с различной эффективностью;
что надо сделать, чтобы сотрудник работал лучше?
Все эти вопросы связаны с проблемой мотивации.
Концепция:
В общем виде мотивация представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают её границы и формы, придают ей направленность, ориентированную на достижения определённых целей (О.С, Виханский, А.И. Наумов). Впервые для объяснения поведения человека термин «мотивация» применил А. Шопенгауэр. Мотивация может рассматриваться как процесс сопряжения целей организации и целей работника для наиболее полного удовлетворения потребностей обоих. Процесс этот определяет возникновение, направления, способы осуществления конкретных форм деятельности педагога, а также отражает набор производственных ситуаций, которых нужно избежать.
По мнению многих исследователей, в основе мотивации труда лежит процесс удовлетворения потребностей работника, отражающих нужды человека, которые он пытается удовлетворить в своей деятельности. Поэтому можно рассматривать потребности как причины его поведения, которые не только побуждают к действию, но и некоторым образом влияют на систему ценностей, убеждений и мировоззрения человека.
Потребности формируются под воздействием внутренних (внутренняя мотивация) и внешних (внешняя мотивация) факторов. Внутренние представляют собой систему ценностей, в которую входят его идеалы, влечения, склонности, мечты и другие компоненты, характеризующие внутренний мир человека. Эти ценности в процессе жизни человека становятся относительно устойчивыми и определяющими в ситуациях сложного личностного или профессионального выбора
Мотивация профессионального роста процесс побуждения педагога к активной педагогической деятельности, направленной на получение нового качественного результата и сфокусированной на достижении личного смысла в профессии.
Цель: создание условий для мотивации профессионального развития педагогов в системе повышения профессиональной компетентности
Задачи:
Провести диагностику на уровень мотивации и потребностей педагогов
Разработать систему повышения профессиональной компетентности
Создать организационно педагогические условия позволяющие реализовать данную систему.
Гипотеза:
Благодаря реализации проекта повысится уровень профессионализма педагогов, что поможет им решить проблемы, создать программы преобразований, связанных с повышением качества образования в школе. Программа саморазвития каждого педагога будет направлена на коррекцию « +западающих» у него профессионально-ключевых компетенций и повышение их творческогопотенциала.
Ожидаемые результаты:
Ожидаемые результаты
Критерии оценки
Получение гранта
1 проект
Участие в разнообразных конкурсах
25%
Прохождение стажировки в лучших школах края
10%
Распространение опыта работы через проблемные конференции, педагогические чтения, семинары, публикации
5%
Проведение районных семинаров
1
Работа в экспертных группах
5%
Ресурсное обеспечение:
Кадры:
Директор школы;
Зам.директора по УВР;
Зав.кабинетом информатики школы
Психолог:
Организатор внеклассной работы
Педагоги школы
Материальные ресурсы:
Научно-методическая литература
Учебные кабинеты, компьютерный класс, медиатека
Оргтехника
Информационные ресурсы
Интернет - ресурсы
Методические совещания
ЦОРы
Этапы реализации
Этап
Задачи
Виды деятельности
Сроки
Ответственные
Результаты
1 Подготовительный
Провести теоретический семинар «Внутренняя мотивация. Мотивы к профессиональному развитию.»
Разработать анкеты.
Семинар
3 неде-
ля
Психолог
Анкеты
Провести анкетирование по выявлению уровня мотивации и потребностей педагогов
Анкетирование
4 неделя сентября
Психолог
Результаты анкет
Проанализировать полученные результаты
Обработка анкет
1- 2 неделя октября
Психолог, зам директора
Анализ
2. Деятельностный
1. Разработать систему повышения профессиональной компетентности
1. Выбор тем проектов самообразования
2. Собеседование и уточнение выбранных тем
3. Разработка системы
3-4 неделя октября
Заместители директора
Темы проектов, система
2. Создать условия для реализации данной системы
Индивидуальное консультирование по определению реализации этапов проектов
Оказание методической помощи в реализации проектов
Ноябрь-май
Заместители директоров
Реализация проектов
Аналитический
Проанализировать выполнение целей и задач проекта
Проведение методической конференции по итогам реализации проектов
Анализ реализации системы
июнь
Презентации проектов, аналитическая справка
Педагоги, заместители директора
Примерная система мотивации и стимулирования кпрофессиональному развитию
Мотивы к профессиональному развитию
Стимулы, которые можно использовать для профессионального развития
1.Реализация себя в профессиональной деятельности как творческой личности
1.1.Открытие творческой мастерской для учителей школы.
1.2.Содействие в получении гранта на реализацию интересующего учителя проекта.
1.3.Содействие в разработке дидактических и методических материалов
2.Личное развитие, приобретение новой информации.
2.1.Направление на стажировку или престижные курсы.
2.2.Предоставление времени на методическую работу(работа на дому)
2.3.Творческий отпуск в каникулярное время.
2.4.Дополнительные дни к отпуску.
3.Самоутверждение, достижение социального успеха.
3.1.Предоставление возможности распространения опыта работы через проблемные конференции, педагогические чтения, семинары.
3.2.Организация обобщения опыта, содействие в подготовке собственных публикаций и пособий в печати.
3.3.Представительство от школы на ответственных мероприятиях городского, областного значения.
3.4.Привлечение к руководству структурными подразделениями методической службы школы.
3.5.Получение права на проведение семинаров для своих коллег.
3.6.Рекомендация учителя для работы в экспертных группах.
4.Потребность быть в коллективе
4.1.Вхождение в состав различных органов, решающих важные проблемы жизни школы.
5.Стабильность, защищенность.
5.1.Гарантия имеющегося статусного положения в коллективе.
6.Состязательность.
6.1.Методическое сопровождение различных конкурсов профессионального мастерства.
6.2.Присвоение звания победителя школьного конкурса профессионального мастерства
« Лучший учитель школы»
Источники
Научно –практический журнал Управление школой. Завуч №6 2010 Кирдянкина С.В. «Комплексно-целевая программа «Оптимизация профессионального роста педагогов»»
Научно –практический журнал Управление школой. Завуч №8 2008 Коваленко Н.В. «Мотивация и система стимулирования педагога»
Библиотека журнала «Директор школы» №3 2005 Бакурадзе А.Б «Мотивация»