Просмотр содержимого документа
««Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС»»
ПЕДСОВЕТ: «ФГОС: преемственность при переходе из начальной школы в основную»
1.Вступительное слово директора школы
2. «Преемственность начального и основного общего
образования в условиях реализации ФГОС»
Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…
А. Дистервег,
немецкий педагог-демократ XIX в.,
последователь Песталоцци
СЛАЙД
«От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система отношений школы и общества, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование, зависит благосостояние… всех будущих поколений. Именно поэтому инициатива «Наша новая школа» должна стать делом всего нашего общества.»
Д.А.Медведев
Основным приоритетным направлением развития современного образования является переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), главная задача которых – создать социально-педагогическую среду, способствующую формированию и развитию человеческого потенциала России, реализовать социально-образовательные проекты, культурно-образовательные инициативы. ФГОС создает основу для перехода от школы знаниевой к школе деятельностной, развивающей, где:
начальная школа дает первичные навыки самостоятельного поиска знаний;
основная школа развивает самостоятельность в использовании знаний и навыков при решении конкретных задач, развивает первичные навыки целеполагания и рефлексии;
старшая школа закрепляет навыки и способности к самостоятельному целеполаганию, выбору инструментария и средств достижения поставленной цели, способствует закреплению навыков применения полученных знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне
СЛАЙД
Стандарт – это средство обеспечения стабильности качества образования, его постоянного воспроизводства и развития.
Стандарт, будучи стабильным, в то же время динамичен и открыт для изменений, отражающих общественные потребности и возможности системы образования.
СЛАЙД
В основе ФГОС лежит принцип:
Единство преемственности и инновационности.
СЛАЙД
Стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, среднего образования.
СЛАЙД
С введением ФГОС принципиально изменились ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня – развитие надпредметных навыков, универсальных учебных действий, позволяющих перевести учащегося в режим саморазвития. Под результатами образования понимаются не столько предметные знания, сколько умения применять эти знания в практической деятельности
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к построению всего учебного процесса. Ключевыми принципами построения современной развивающей учебной деятельности являются принципы непрерывности и преемственности образования. Именно успешное решение проблем преемственности позволяет создать целостную систему непрерывного образования, адекватно удовлетворяющую образовательные запросы каждой личности в соответствии с её способностями, а также обеспечить достижение необходимых образовательных результатов.
Преемственность в образовании- это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.
СЛАЙД
Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться.
СЛАЙД_ЗАСТАВКА
Путь достижения этой цели – формирование УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного и успешного усвоения новой учебной компетентности.
Преемственностьпри переходе от начального к общему образованию должна осуществляться на уровне:
- целей и задач;
- содержания образования;
- организационных форм;
- планируемых результатов
Сейчас мы затронули вопросы преемственности начального и основного уровней образования, поскольку переход учащихся из начальной школы в основную сегодня связан с внедрением ФГОС основного общего образования, а следовательно с изменением всей системы организации учебной деятельности в основной школе.
Следует отметить, что проблема преемственности начального и основного уровней общего образования, была актуальной всегда. Процесс перехода ребенка с одного уровня образования на другой для многих детей, родителей и учителей всегда был связан с рядом сложностей. Сложности эти имеют как объективный, так и субъективный характер, и связаны со следующими проблемными вопросами и затруднениями
СЛАЙД
Психологическими особенностями возраста (кризисные переходные периоды, изменение типа ведущей деятельности разных возрастных периодов):
- Увеличением учебной нагрузки.
- Изменением режима дня.
- Различием требований со стороны учителей предметников.
- Изменением стиля общения учителей с детьми.
Современная педагогика имеет достаточно большой опыт решения обозначенных проблемных вопросов. Однако внедрение стандартов второго поколения добавляет к перечисленным и уже известным нам проблемам преемственности еще ряд вопросов, связанных с организацией в основной школе образовательной среды нового типа, обеспечением деятельностного и развивающего характера учебной деятельности. Необходимо создать условия не только для успешной адаптации учащихся при переходе из начальной школы в основную, но и для сохранения и развития тех новых ценных образовательных результатов, которые были получены учащимися за время обучения в начальной школе. Необходимо обеспечить перенос нового педагогического опыта учителей начальной школы на уровень основного общего образования.
СЛАЙД
На наш взгляд, для обеспечения преемственности в условиях перехода ФГОС из начальной школы на уровень основного общего образования необходимо сосредоточить свое внимание на решении следующих ключевых задач:
1.Создание условий для психологической и технологической подготовки учителей основной школы к переходу на стандарты второго поколения.
2.Обеспечение единства подходов к построению учебной деятельности на начальном и основном уровнях образования.
3.Обеспечение преемственности программ внеурочной деятельности на начальном и основном уровнях образования.
Создание условий для психологической и технологической подготовки учителей основной школы к переходу на стандарты второго поколения.
Как получить учителя, способного и готового изменить привычные способы работы, качественно, по-новому, организовать учебный процесс? Для решения этой задачи необходимо запланировать и реализовать, как минимум, 4 вида мероприятий:
1) курсовую подготовку учителей;
2) практические семинары, мастер-классы;
3) инструктивно-методические совещания, заседания школьных методических объединений (кафедр) и педсоветы;
4) самообразование учителей.
Самое важное условие успешности решения поставленной задачи – неформальное отношение к подготовке учителей. Обучение не должно пройти формально, каждый учитель должен принять нововведения, применять их в своей практике. Руководителям образовательных учреждений важно, не только планировать, но и осуществлять контроль за тем, как учитель использует новое в работе с учениками, как и где передает полученный опыт. Необходимо побуждать учителей к тому, чтобы они по итогам обучения делились новыми знаниями и приобретенным опытом с коллегами: выступали на заседаниях школьных методических объединений, совещаниях, педагогических советах, проводили открытые уроки.
Помимо курсовой подготовки важно побуждать учителей к самостоятельному изучению стандартов, коллективному обсуждению различных аспектов их внедрения. В школе должна быть создана особая развивающая среда, способствующая формированию учителей, готовых и способных изменить привычные способы работы с учащимися. В работе с кадрами должна быть система, позволяющая планировать и отслеживать процесс проведения обозначенных мероприятий и получения качественного результата.
Обеспечение единства подходов к построению учебной деятельности. Решение этой задачи может быть достигнуто при соблюдении следующих условий:
- наличии логических связей в программно-методических документах, регламентирующих образовательный процесс;
- соблюдении преемственности содержания используемых УМК;
Основным системообразующим документом в решении этой задачи является Основная образовательная программа основного общего образования, которая должна стать логическим продолжением образовательной программы начального образования. Этот документ должен стать результатом творческой работы педагогического коллектива, его стратегической команды.
СЛАЙД
В программе ООО нашёл отражение принцип преемственности НОО, в ней предусматривается дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД, продолжается формирование умения учиться.
При выборе учебно-методических комплексов необходимо руководствоваться соображениями преемственности содержания. Выбор УМК должен осуществляться в непосредственном взаимодействии учителей начальной школы и основного звена. Здесь мы видим определенные сложности, связанные с привычками и стереотипами некоторых педагогов. Учителя, привыкая работать по определенным учебникам, с трудом перестраиваются на новые учебники. Зачастую, в среде учителей возникает некоторое сопротивление, связанное с нежеланием принимать, осваивать, изучать новое содержание, адаптировать его под конкретный класс. Эта напряженная работа, требующая творческих усилий и интереса к новому, не всякому педагогу по душе. Необходимо мотивировать педагогов к такой работе, побуждать его к поискам, помогать преодолевать затруднения.
Самая большая трудность все-таки заключается в обеспечении технологической преемственности, т.е. преемственности форм и методов организации учебной деятельности. Технологическая преемственность является ключевым вопросом, требующим решения. Именно технологическая согласованность и обеспечивает планомерное и систематичное развитие надпредметных навыков, способности к самообразованию и непрерывному развитию. Технологии нужно изучать, процесс должен быть организованным, системным. Педагогам полезно побыть в роли учеников, прожить учебную ситуацию, прочувствовать результаты работы технологий на себе. Важно перенять опыт работы учителей начальной школы, а затем отслеживать применение технологий в основной школе, но делать это разумно: исходя из целей урока, особенностей учащихся, возможностей самого педагога.
СЛАЙ Д-заставка
Решению этой задачи может помочь традиция тесного сотрудничества учителей-предметников и учителей начальных классов. Учителя должны чувствовать себя частью целого коллектива, в котором всегда можно найти помощь, поддержку, получить совет. На совместных заседаниях ШМО и педагогических советах учителям нужно совместно обсуждать вопросы технологической и содержательной преемственности, индивидуально-психические особенности будущих пятиклассников, формы и методы работы с детьми, специфику класса как детского коллектива.
Организация внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность – это еще одна инновация стандартов второго поколения. Сегодня школам предложен большой спектр программ организации внеурочных занятий, но практически все они в той или иной степени требуют адаптации, переработки с учетом специфики конкретного образовательного учреждения. В этом и заключается основная сложность. Необходимо продумать, каким образом будут продолжены программы внеурочной деятельности, начатые в начальной школе. Каким образом могут быть продолжены содержательные тематические линии, какие технологии и методики организации внеурочной деятельности могут быть использованы. Здесь также требуется творчество педагогов, их тесное взаимодействие и обмен опытом и творческими наработками.
Итак, обеспечение преемственности в условиях перехода на стандарты второго поколения возможно за счет решения обозначенных задач, самой сложной из которых нам видится задача обеспечения технологической преемственности, однозначного понимания устройства современной учебной деятельности в середе педагогов школы. Решение этих задач требует создания особой развивающей среды для педагогов, позволяющей организовать распространение положительного педагогического опыта, обеспечить условия для тесного сотрудничества педагогов всех уровней образования. Только в таком тесном сотрудничестве и взаимодействии может быть обеспечен эффективный переход стандартов второго поколения из начальной школы в основную. Только в таких условиях можно говорить о непрерывном развитии учащихся.
Также отметим, что обязательным условием успешности решения вопросов преемственности и изменения привычных подходов в работе педагогов является управленческий контроль со стороны администрации образовательного учреждения.
Сочетание мероприятий, направленных на развитие педагогов и создание благоприятной развивающей среды в школе и мероприятий по осуществлению контроля за происходящими изменениями, помогут эффективно решать как уже известные, так и вновь возникающие вопросы, связанные с обеспечением преемственности образования.
СЛАЙД
Преемственность – это двухсторонний процесс. С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.
В заключении отмечу, что размышляя о вопросах преемственности, я ориентировались на опыт нашего образовательного учреждения. Вполне вероятно, что коллеги, дополнят перечень обозначенных мной задач, найдут новые способы их решения. В этой связи неоценимым оказывается обмен опытом. Проблемы внедрения ФГОС, а соответственно и проблемы преемственности образования, являются системными, и решать их нужно сообща, так же привлекая положительный опыт разных образовательных учреждений.
СЛАЙД « Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи (Американский философ, педагог-идеалист 19-20в.)
3. В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне, т. е. формирование умения учиться.
Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.
Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
И с этим умело справляются наши коллеги –учителя начальной школы. С какими трудностями им приходится столкнуться реализуя СДП, чтобы подготовить выпускника начальной школы? М.Т.А. и М.А.С.
«Преемственность в реализации системно-деятельностного подхода в начальной и основной школе»
4.Урок это клеточка педагогического процесса. В нем как солнце в капле воды отражаются все его стороны. Так каков по вашему представлению
«Современный урок в рамках введения и реализации ФГОС ООО» Чем он отличается от традиционного? Поделится опытом Васильченко О.В.
С какими трудностями вы встречаетесь при подготовке к такому уроку? И как их обойти?
Готовясь ежедневно к уроку мы продумываем каждый его этап, оформляя его графически т.е. проектируем урок в виде таблицы, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.
Технологическаякартаурока – это современная форма методической продукции, которая обеспечивает качественное и эффективное преподавание учебных предметов. Разработка_технологической_карты_урока-дело очень трудоемкое. Какие возникли сложности при апробации Образцов технологических карт? Поделится опытом Гордеева С.Г.
5. «Роль внеурочной деятельности в достижении личностных результатов ФГОС НОО и ООО»
Великая ценность образования – это не знания, а действия.
Герберт Спенсер, англ. философ, социолог, педагог
Организация внеурочной деятельности играет огромную роль в формировании УУД, так как внеурочная деятельность является продолжением того, над чем проводится работа в урочное время (ВД направлена на закрепление, развитие и совершенствование УУД).
Универсальное учебное действие (УУД) – элемент преемственности урочной и внеурочной деятельности. УУД –это не только формулировка результатов образования, но и результатов внеурочной деятельности. Ученик должен уметь учиться не только овладению знаниями, умениями, навыками, но и способности и готовности к сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию. А это заложено во внеурочной деятельности. О том какова роль внеурочной деятельности в достижении личностных результатов ФГОС НОО и ООО поделится Кухар Г.Ю.
6. Метапредметные результаты обучения – это результаты деятельности на разных учебных предметах, применяемые учащимися в обучении, на практике и перенос во внеучебную (жизненную) деятельность.
Метапредметное задание – задание, предусматривающее овладение системой знаний и операций, обеспечивающих понимание информации, включая умение структурирования, выделение главного и второстепенного, основной идеи, выстраивание последовательность действий; овладение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения, рефлексии.
Другими словами основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной и основной школе строится вокруг умения учиться.
О работе по «Преемственности в достижении метапредметных результатов обучения в начальной и основной школе» поделятся опытом Романова Н.И и Шаблиенко М.В.
Какие возникли сложности? И как их обойти?
7. О «Содержании, видах и формах организации учебной деятельности по развитию ИКТ-компетенций учащихся школы» в рамках ФГОСС Поделится опытом Мокрий Р.С.
С какими трудностями вы встречаетесь? И как их обойти?
8.Основным системообразующим документом является Основная образовательная программа, которая разрабатываеися на основе примерной ОП.А приложениями к ней является Рабочая программа учителя по каждому предмету.(семинар был посвящен этой теме)но в школе много новых учителей и молодых специалистов. С какими трудностями вы встречаетесь при составлении этого документа? И как их обойти?
Как происходит « Конструирование программы учебного предмета» Павлова С.В.
9. Какое обучение может быть без «Современные средства оценивания результатов освоения ООП НОО и ООО». Как выйти на результат.? Какие существуют системы оценивания в рамках ФГОС? С какими трудностями вы сталкиваетесь при оценивании результатов освоения ООП? И как их обойти? Рафальская Т.А.
Закончить педсовет хочется притчей Джорджа Риверса «Школа для животных» и комментарием Евгения Александровича Ямбурга, заслуженного учителя России, доктора педагогических наук.
Школа для животных
Однажды, животные решили, что должны совершить что-нибудь героическое, чтобы достойно решать проблемы "нового мира". И они организовали школу. Они составили программу занятий, которая состояла из бега, лазанья, плавания и полета. Чтобы было легче контролировать выполнение программы, она была одинаковой для всех животных. Утка отлично преуспевала в плавании, даже лучше своего наставника, но у нее были посредственные оценки за полет и еще хуже - за бег. Поскольку она так медленно бегала, ей приходилось оставаться после уроков и отказываться от плавания, чтобы учиться бегу. От этого ее бедные лапки совсем ослабли, так что она и плавать стала неважно. Кролик сначала был лучшим в классе по бегу, но у него случился нервный срыв из-за того, что нужно было так много наверстывать в плавании. Белка была отличницей по лазанью, но вскоре у нее начались неприятности на занятиях по полету, где учитель заставлял ее взлетать с земли, а не спускаться с верхушки дерева. Орел вообще оказался трудным учеником, и его постоянно строго наказывали. На занятиях по лазанью он первым добирался до вершины дерева, но упорно делал это по-своему. В конце года аномальный лось, который умел отлично плавать, а также бегал, лазал и немного летал, получил самые высокие средние оценки и выступал на выпускном вечере от имени своего класса. Луговые собачки не стали ходить в школу, потому что администрация не включила в программу рытье нор. Они научили своих детей охотиться и позднее, объединившись с лесными сурками и сусликами, создали преуспевающую частную школу. Есть ли у этой басни мораль?
Беда и одновременно вина устроителей этой школы в том, что они не удосужились учесть индивидуальные особенности своих подопечных, забыв о том, что рожденный ползать летать не может. Оптимальный выход - это создание системы вариативного образования. Совместима ли она с образовательными стандартами? Да, если понимать под стандартом необходимый каждой живой особи минимум, обеспечивающий ей двигательную активность, а в человеческом варианте еще интеллектуальное развитие и нравственный рост личности. Трудности отбора такого минимального содержания образования очевидны, но преодолимы. Есть большая вероятность, что при наличии новых образовательных стандартов, мы сможем обеспечить орлиный полет одаренного математика и стремительный заплыв в океане гуманитарных знаний утенку, который со временем может преобразиться в прекрасного белого лебедя филологии.
Мораль сей притчи такова: необходим учет индивидуальных способностей, не надо развивать то, на что ребенок не способен. Развить можно только то, на что ребенок способен.
Мораль очевидна — перестать выстраивать образовательную стратегию в расчете на аномальных лосей.