О преемственности федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
О преемственности федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
Вопрос о преемственности федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является принципиальным, поскольку стандарты разрабатываются и утверждаются по ступеням общего образования.
В нормативных документах говорится, что образовательные стандарты должны «обеспечивать единство образовательного пространства Российской Федерации», преемственность основных образовательных программ. Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Этот компонент стандарта считается ведущим и системообразующим. Новые образовательные стандарты — это переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов. Для осуществления преемственности при введении ФГОС НОО и ООО педагог должен знать основные положения стандартов начальной и основной ступеней образования.
Ведущими принципами ФГОС являются преемственность и развитие. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующего уровня. Позиции, характеризующие учыщегося основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы.
При практической реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования вопросу преемственности стандартов необходимо уделить особое внимание:
– использованию и совершенствованию методик образовательного процесса и образовательных технологий;
– разработке и утверждению образовательных программ и учебных планов;
– определению списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях и т.д.
Подростковый период, который не случайно принято называть переходным, так как подросток во многом уже не ребенок, и не взрослый, но активно желающий быть взрослым. Он болезненно переживает, если старшие не признают за ним права на самостоятельность. В этот период происходят существенные изменения в физиологическом развитии школьника, которые накладывают отпечаток на его эмоциональность, способствуют повышенной возбудимости. Кроме того, эти изменения являются важными предпосылками для более полного отображения учащимися окружающего мира, отношений между предметами и явлениями, более глубокого понимания изучаемых правил и законов. Появляется склонность к самоанализу и самооценке, стремление анализировать поведение окружающих, определиться как личность, разобраться в своих действиях. Представление о себе самом складывается на основе наблюдений и анализа отношений как со сверстниками, так и взрослыми, в сравнении себя с ними. Это представление может быть неустойчивым, зависеть от меняющихся обстоятельств жизни школьника, от чужих оценок и суждений, значимых для него людей. Возникает новая система требований по отношению к собственной личности, стремление к самосовершенствованию на основе тех ценностных ориентаций, которые приняты подростком и определяют характер всей его жизни и отношений с окружающим миром.
Педагогам необходимо помочь им разобраться в потоке разнообразной информации, ориентируясь на абсолютные духовные ценности и всестороннее гармоничное развитие. Чем больше знает и умеет ребенок, тем больше у него возможностей познать себя и принять свою индивидуальность, достигнуть социальной интеграции и проявить творческий потенциал. В соответствии с требованиями ФГОС ООО методика работы и стиль деятельности учителя должны обеспечить ребенку позицию субъекта, поддержать его желание быть индивидуальностью, проявлять инициативу.
Переход от начальной к основной ступени образования является для школьников наиболее сложным с точки зрения адаптации. Практически все начинается сначала. Большое количество новых предметов и новых учителей предполагает наличие новой системы отношений, новые требования и новый режим работы. В этой ситуации школьникам временами катастрофически не хватает ощущения, что за них переживают, что их кто-то любит просто так, просто потому, что они есть. Очень важно научить ребенка ценить и уважать свою личность, находить в жизни светлые стороны. Им необходима поддержка педагога, признание их достоинств и значимости в жизни взрослых людей, просто родительская забота, которая дает чувство защищенности и уверенности в себе. Вера в ребенка, в его возможности гораздо эффективнее всяких нотаций, проповедей и нравоучений. К сожалению, именно в период первых месяцев учебы в 5 классе возникает проблема в оценке деятельности своих детей родителями. Страх не оправдать ожидания родителей приводит иногда к сильным стрессовым ситуациям, может навсегда перечеркнуть желание ребенка изучать какой-либо предмет, а может и желание учиться.
Проблема адаптации ребенка в коллективе была всегда актуальной, и каждый раз беспокоит родителей. Задача психолого-педагогического сопровождения при переходе со ступени начального образования на основную ступень предполагает работу по следующим направлениям:
помощь учащимся в решении актуальных вопросов развития, обучения, социализации;
создание эмоционально благополучной образовательной среды;
создание условий для раскрытия потенциальных возможностей школьников;
развитие психолого-педагогической компетентности всех участников
образовательного процесса.
Особая роль принадлежит классному руководителю пятиклассников как координатору процесса сотрудничества. Именно ему необходима наиболее полная информация о своих воспитанниках, это информация для его размышлений об организации успешной работы своего класса. Конечно, эта работа может быть успешной и способствовать формированию у школьников положительных установок на саморазвитие только при условии доверия к учителю, однозначно предполагая уважение учителя к своим ученикам. С этих позиций требуется внимание и кропотливая работа, как в познавательной сфере, так и сфере общения. Различными могут быть направления самой деятельности учителя: урок (совершенствование форм, применение современных технологий организации процесса обучения); система классных часов; родительский лекторий; психологический практикум (диагностическая, коррекционная и развивающая программа тренинговых занятий).
Для познавательной сферы в период перехода на основную ступень характерны следующие проблемы:
замедленный темп работы;
неумение работать с текстом;
недостаточный уровень развития мыслительных операции и устной речи;
недостаточный уровень развития навыков самоорганизации и умения учиться;
неумение работать в рамках учебного сотрудничества.
В сфере общения существуют проблемы, связанные с возрастными особенностями взаимоотношений с окружающим миром, конфликт взаимоотношений. Можно отметить следующие аспекты:
повышенная тревожность;
уверенность в учительской несправедливости;
частая смена настроения;
неадекватная реакция на замечания;
страх не оправдать ожидания значимых взрослых;
самооценка и самопринятие;
недостаточное знание способов организации общения с окружающим.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«О преемственности федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»
Кобченко Н.В., Торопцева Н.В. МОУ СШ № 128 г. Волгоград,
заместители директора по УВР
О преемственности федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
Вопрос о преемственности федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является принципиальным, поскольку стандарты разрабатываются и утверждаются по ступеням общего образования.
В нормативных документах говорится, что образовательные стандарты должны «обеспечивать единство образовательного пространства Российской Федерации», преемственность основных образовательных программ. Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Этот компонент стандарта считается ведущим и системообразующим. Новые образовательные стандарты — это переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов. Для осуществления преемственности при введении ФГОС НОО и ООО педагог должен знать основные положения стандартов начальной и основной ступеней образования.
Ведущими принципами ФГОС являются преемственность и развитие. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующего уровня. Позиции, характеризующие учыщегося основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы.
При практической реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования вопросу преемственности стандартов необходимо уделить особое внимание:
– использованию и совершенствованию методик образовательного процесса и образовательных технологий;
– разработке и утверждению образовательных программ и учебных планов;
– определению списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях и т.д.
Подростковый период, который не случайно принято называть переходным, так как подросток во многом уже не ребенок, и не взрослый, но активно желающий быть взрослым. Он болезненно переживает, если старшие не признают за ним права на самостоятельность. В этот период происходят существенные изменения в физиологическом развитии школьника, которые накладывают отпечаток на его эмоциональность, способствуют повышенной возбудимости. Кроме того, эти изменения являются важными предпосылками для более полного отображения учащимися окружающего мира, отношений между предметами и явлениями, более глубокого понимания изучаемых правил и законов. Появляется склонность к самоанализу и самооценке, стремление анализировать поведение окружающих, определиться как личность, разобраться в своих действиях. Представление о себе самом складывается на основе наблюдений и анализа отношений как со сверстниками, так и взрослыми, в сравнении себя с ними. Это представление может быть неустойчивым, зависеть от меняющихся обстоятельств жизни школьника, от чужих оценок и суждений, значимых для него людей. Возникает новая система требований по отношению к собственной личности, стремление к самосовершенствованию на основе тех ценностных ориентаций, которые приняты подростком и определяют характер всей его жизни и отношений с окружающим миром.
Педагогам необходимо помочь им разобраться в потоке разнообразной информации, ориентируясь на абсолютные духовные ценности и всестороннее гармоничное развитие. Чем больше знает и умеет ребенок, тем больше у него возможностей познать себя и принять свою индивидуальность, достигнуть социальной интеграции и проявить творческий потенциал. В соответствии с требованиями ФГОС ООО методика работы и стиль деятельности учителя должны обеспечить ребенку позицию субъекта, поддержать его желание быть индивидуальностью, проявлять инициативу.
Переход от начальной к основной ступени образования является для школьников наиболее сложным с точки зрения адаптации. Практически все начинается сначала. Большое количество новых предметов и новых учителей предполагает наличие новой системы отношений, новые требования и новый режим работы. В этой ситуации школьникам временами катастрофически не хватает ощущения, что за них переживают, что их кто-то любит просто так, просто потому, что они есть. Очень важно научить ребенка ценить и уважать свою личность, находить в жизни светлые стороны. Им необходима поддержка педагога, признание их достоинств и значимости в жизни взрослых людей, просто родительская забота, которая дает чувство защищенности и уверенности в себе. Вера в ребенка, в его возможности гораздо эффективнее всяких нотаций, проповедей и нравоучений. К сожалению, именно в период первых месяцев учебы в 5 классе возникает проблема в оценке деятельности своих детей родителями. Страх не оправдать ожидания родителей приводит иногда к сильным стрессовым ситуациям, может навсегда перечеркнуть желание ребенка изучать какой-либо предмет, а может и желание учиться.
Проблема адаптации ребенка в коллективе была всегда актуальной, и каждый раз беспокоит родителей. Задача психолого-педагогического сопровождения при переходе со ступени начального образования на основную ступень предполагает работу по следующим направлениям:
помощь учащимся в решении актуальных вопросов развития, обучения, социализации;
создание эмоционально благополучной образовательной среды;
создание условий для раскрытия потенциальных возможностей школьников;
развитие психолого-педагогической компетентности всех участников
образовательного процесса.
Особая роль принадлежит классному руководителю пятиклассников как координатору процесса сотрудничества. Именно ему необходима наиболее полная информация о своих воспитанниках, это информация для его размышлений об организации успешной работы своего класса. Конечно, эта работа может быть успешной и способствовать формированию у школьников положительных установок на саморазвитие только при условии доверия к учителю, однозначно предполагая уважение учителя к своим ученикам. С этих позиций требуется внимание и кропотливая работа, как в познавательной сфере, так и сфере общения. Различными могут быть направления самой деятельности учителя: урок (совершенствование форм, применение современных технологий организации процесса обучения); система классных часов; родительский лекторий; психологический практикум (диагностическая, коррекционная и развивающая программа тренинговых занятий).
Для познавательной сферы в период перехода на основную ступень характерны следующие проблемы:
замедленный темп работы;
неумение работать с текстом;
недостаточный уровень развития мыслительных операции и устной речи;
недостаточный уровень развития навыков самоорганизации и умения учиться;
неумение работать в рамках учебного сотрудничества.
В сфере общения существуют проблемы, связанные с возрастными особенностями взаимоотношений с окружающим миром, конфликт взаимоотношений. Можно отметить следующие аспекты:
повышенная тревожность;
уверенность в учительской несправедливости;
частая смена настроения;
неадекватная реакция на замечания;
страх не оправдать ожидания значимых взрослых;
самооценка и самопринятие;
недостаточное знание способов организации общения с окружающим.