kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Особенности информационных технологий применяемых в дистанционном образовании.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье освещена эффективность использования дистанционного обучения в образовательном процессе, а также виды дистанционного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Особенности информационных технологий применяемых в дистанционном образовании.»


особенности информационных технологий применяемых в дистанционном образовании.

Самойлова Ираида Анатольевна

г. Тамбов, Россия

Ключевые слова и фразы: управление обучением, дистанционное обучение, самостоятельное обучение, информатизация обучения.

Аннотация: Модели дистанционного обучения различаются используемыми технологиями и степенью управления и ответственности педагога и ученика. Учебное заведение и преподаватели, в отдельных моделях сохраняют классические функции управления в образовательном процессе, как и в случае традиционной системы классного обучения. Сегодня дистанционное обучение характеризуется процессом информатизации, глобального социального процесса, его особенность заключается в том, что превалирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, обработка, хранение, информационный обмен.

Впервые использование телекоммуникаций в практике определило место дистанционному обучению, которое является дополнительным, а не базовым. Ординарные занятия проводятся в очной форме, как и прежде, несмотря на значительное развитие информационных и телекоммуникационных технологий. Сегодня дистанционное образование достаточно быстро развивается, но не столько масштабно как хотелось бы современному сообществу. Дистанционному обучению предполагали большое будущее для массового распространения во всех учебных заведениях разного уровня. Действительность внесла свои коррективы и место дистанционного обучения определено там, где это действительно уместно и эффективно.

Сегодня важно прогнозировать будущее информации, решать с помощью дистанционных технологий вопросы сегодняшнего дня. Сейчас своего первого ученика ожидают около 95% дистанционных курсов, доступных в Интернете. Некоторые методы получения образования - корреспондентский, заочный, экстернат как средства обучения на расстоянии - претендуют на звание дистанционных. Нынешнее представление дистанционного образования базируется, во-первых, на информационных и телекоммуникационных технологиях и технических средствах, хотя и довольно широко распространены. Дистанционное обучение связано с интернет-образованием, однако они не тождественны. Интернет-образование отличается от дистанционного, более жестко устанавливающим технологическую специфику с применением глобальных ресурсов. Удаленность преподавателя и ученика в Интернет-обучении не обязательна, так как возможно проведение занятий в компьютерном классе, подключённому к Сети.

Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс привело к изменению традиционной модели взаимодействия «преподаватель»- «ученик", хотя во всех учебных и дистанционных занятиях есть ученик, преподаватель и образовательный процесс. К уже существующим субъектам образовательного процесса добавились новые субъекты с новыми функциями: дистанционный педагог, очный педагог, технический инструктор, координатор или администратор дистанционного обучения, локальный координатор, авторы-разработчики учебных материалов. Все перечисленные функции в силах исполнять любой из перечисленных субъектов. Необходимо выделить два различных подхода.

Первый, популярный на сегодня подход предполагает под дистанционным обучением обмен информацией между учеником и преподавателем. Ученику отводится роль получателя определенного информационного содержания и заданий по его изучению. Преподавателю направляются результаты самостоятельной работы ученику, для оценки качества и уровня изучения материала.

Личная продуктивная деятельность учеников с помощью современных средств телекоммуникаций выступает доминантой обучения во втором подходе, предполагающем интеграцию педагогических и информационных технологий, обеспечивающих интерактивность согласованности субъектов образования и эффективность образовательного процесса. Роль вспомогательной среды для организации продуктивной образовательной деятельности обучающихся играют обмен и передача информации. Обучение происходит одновременно в реальном времени (чат, видео, общие для удаленных учеников и педагога "виртуальные доски" с графикой и т. д.) и не одновременно (телеконференции на основе электронной почты). Основные признаки дистанционного обучения данного типа – творческий, личностный, теле коммуникативный характер образования –, а его цель - творческое самовыражение удаленного ученика.

Практика показывает эффективность использования дистанционного обучения следующими видами деятельности:

- Вводное занятие проводятся с целью всего курса в целом, обзора его проблематики, предстоящих занятий. Целесообразно его оформлять в виде набора веб-страниц на образовательном сервере.

- Индивидуальное занятие- консультация проводится в различных формах с учетом особенностей каждого ученика.

- Дистанционная конференция по электронной почте требует разработки структуры и регламента обсуждения проблемы в рамках дистанционной переписки.

- Чат-занятие проводится в реальном времени и требует четкого расписания и формулировки вопросов-проблем, а также возможность записывать текст для анализа и использования в будущем.

- Веб-занятие имеет множество вариантов: дистанционные занятия на основе веб-квестов (специально подготовленных страниц со ссылками по изучаемой теме), конференций в виде форума, семинаров, деловых игр и т. д.

Понятие "дистанционное образование" значит разнообразные образовательные модели, общим для которых является то, что обучаемые и педагоги пространственно разделены. Различные модели дистанционного образования основываются на главных компонентах процесса обучения:

- изложение предметного содержания;

- выполнение практических заданий;

- взаимодействие с преподавателями.

Разные модели дистанционного обучения различаются используемыми технологиями и степенью управления и ответственности педагога и ученика. Учебное заведение и преподаватели, в отдельных моделях сохраняют классические функции управления в образовательном процессе, в остальных случаях управление обучением осуществляют сами студенты. Модели дистанционного образования, отображающие два крайних случая и середину на континууме от управления обучением педагогом к управлению самим учащимся приведены ниже.

а) Модель распределённого класса используется в случаях, когда телекоммуникационные интерактивные технологии распространяют курс, рассчитанный на один класс, группы обучаемых, находящихся в разных точках характеризуется следующим:

-обучение включает синхронные коммуникации; педагоги и обучаемые должны находиться в определенном месте в определенное время (не реже одного раза в неделю);

-численность обучаемых составляет от одного и более. От количества зависят техническая, логическая и познавательная сложности;

-ученикам удобнее организовать учебное место дома или на работе, чем находясь в учебном заведении;

-учебные заведения могут вместить небольшое количество учеников, находящихся в том или ином месте;

-мимика и другая не вербальная информация, важная в процессе занятия, не имеет места.

б) Модель самостоятельного обучения избавляет учеников от нужды находиться в определенное время, в определенном месте. Обучаемые обеспечиваются комплектом материалов, включающим изложение курса, детальную программу и имеют возможность обращения к специалисту учебного заведения, осуществляющего руководство, отвечающего на вопросы учеников и оценивающего работу.

Характеристики:

-занятия в учебном заведении не проводятся: обучаемые занимаются самостоятельно, руководствуясь подробным предписаниями программы;

-обучающиеся взаимодействуют с педагогом и не редко с другими учениками;

-содержательная часть курса представляется посредством печатных изданий, электронных носителей, которые студенты могут осваивать во всякое подходящее время;

-материалы курса, являющиеся общими для методистов, это итог процесса разработки, в котором участвуют создатели курса, эксперты и специалисты по средам обучения.

в) «Открытое обучение + класс» - модель, которая включает в себя как печатный материал курса, так другие средства (электронные носители), позволяющие студенту изучать курс с наиболее удобной скоростью в сочетании с телекоммуникационными технологиями для организации работы учеников внутри дистанционной группы.

Характеристики:

-содержательная часть курса представляется посредством печатных изданий, электронных носителей, которые студенты могут осваивать во всякое подходящее время в группе или индивидуально;

-материалы курса, отличающиеся для каждого педагога, используются более одного семестра (например, видеозапись его лекций);

-обучаемые регулярно встречаются для обсуждения и проведения занятий с участием педагога, с использованием интерактивных технологий (в соответствии с моделью распределенного класса);

-занятия в классе проводятся с целью обсуждения учениками и уточнения основных понятий, получения навыков выполнения лабораторных работ, групповой работы, моделирования, решения задач и других практических исследований.

Значительным фактором типологии дистанционных университетов является совокупность используемых в учебном процессе педагогических методов и приемов. Сегодня дистанционное обучение характеризуется процессом информатизации, глобального социального процесса, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, хранение, обработка, а также на базе разнообразных средств информационный обмен.

Приоритетным направлением процесса информатизации общества является информатизация образования – внедрение средств новых информационных технологий в систему образования.

Использование потенциалов систем искусственного интеллекта создает убедительные предпосылки для организации процесса самообучения; способствует интеллектуализации учебной деятельности; инициирует вырабатывание аналитико-синтетических видов мышления, формирование элементов теоретического мышления. Все это является основой форсирования процессов развития личности обучаемого.

Литература

  1. Боброва И. И. Методика использования электронных учебно-методических комплексов как способ перехода к дистанционному обучению // Информатика и образование. - 2009. - N 11. - С. 125.

  2. Информатизация профессиональной подготовки: корпоративное обучение, учебные курсы, методика их разработки // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2006. - N 6. - С.20.

  3. Можаев Е.Е. Дистанционное образование с применением компьютерных технологий. Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. 2014. № 4-6. С.24

  4. Раинкина Л. Н. Опыт проектирования и реализации виртуальной обучающей среды // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2008. - N 9. - С. 48-53.




Нажмите, чтобы подать заявку на олимпиады проекта Компэду


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Завучу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Особенности информационных технологий применяемых в дистанционном образовании.

Автор: Самойлова Ираида Анатольевна

Дата: 26.04.2017

Номер свидетельства: 411684

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(295) "Компьютерная грамотность - как фактор развития образовательных компетенций и стандарт подготовки высококвалифицированного конкурентоспособного специалиста "
    ["seo_title"] => string(168) "komp-iutiernaia-ghramotnost-kak-faktor-razvitiia-obrazovatiel-nykh-kompietientsii-i-standart-podghotovki-vysokokvalifitsirovannogho-konkurientosposobnogho-spietsialista"
    ["file_id"] => string(6) "173805"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424025114"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Доклад, тема "Использование ИКТ в преподавании физики" "
    ["seo_title"] => string(54) "doklad-tiema-ispol-zovaniie-ikt-v-priepodavanii-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "225040"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439371055"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "методическая копилка "Внедрение ФГОС в учебный процесс""
    ["seo_title"] => string(64) "mietodichieskaia-kopilka-vniedrieniie-fgos-v-uchiebnyi-protsiess"
    ["file_id"] => string(6) "256137"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448050542"
  }
}

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя




ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей




Нажмите, чтобы узнать подробности


Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства