Просмотр содержимого документа
«Организация самостоятельной работы студентов в образовательном учреждении среднего профессионального образования»
Организация самостоятельной работы студентов в образовательном учреждении среднего профессионального образования
Основная задача среднего профессионального образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний «от преподавателя» в активного «партнера», умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой. Именно она формирует готовность к самообразованию, создает базу непрерывного образования, дает возможность быть сознательным и активным гражданином и созидателем. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.
Никакие инструкции, наставления и приказы не могут заменить самостоятельной деятельности человека и не сравнятся с ней по эффективности. Как бы ни был квалифицирован преподаватель, читающий курс, основную работу, связанную с овладением знаниями, студент должен проделать самостоятельно. Однако самостоятельная работа студентов не подразумевает отсутствие контроля со стороны преподавателя как за ее организацией, так и результатами. Поэтому под самостоятельной работой обычно понимают деятельность студентов по усвоению знаний и умений, которая протекает в отсутствии непосредственного руководства преподавателя, но направляется им.
Основная цель самостоятельной работы студентов совпадает с целью обучения – подготовка специалиста среднего звена. В ходе этой работы у студентов также формируются умения самостоятельного приобретения знаний и организации учебного и научного труда.
Задачами самостоятельной работы студента являются:
-привитие студентам навыков самостоятельной учебной работы, формирование у них потребностей в самообразовании;
- освоение содержания дисциплины, выносимого на самостоятельное изучение студента;
- дальнейшая отработка, осознание и углубление содержания, разобранного на лекциях, семинарах, практических и лабораторных занятиях.
Под самостоятельной работой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне её, в контакте с преподавателем и в его отсутствии.
Самостоятельная работа реализуется:
- непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ; - в контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.;
- в библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач.
Границы между этими видами работ достаточно размыты, а сами виды самостоятельной работы пересекаются.
Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Существуют внутренние факторы, способствующие активизации самостоятельной работы. Среди них можно выделить следующие:
1. Полезность выполняемой работы.
2. Участие студентов в творческой деятельности.
3. Интенсивная педагогика.
4. Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ и т.д.
5. Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры).
6. Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу.
7. Индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и вне ее, постоянное их обновление.
8. Личность преподавателя.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов, оказывающая эффективное влияние на формирование личности будущего специалиста, планируется студентом самостоятельно. Каждый студент сам определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием по каждой дисциплине. Он выполняет внеаудиторную учебную работу по личному, индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, располагаемого времени и других условий. В настоящее время существовавшая ранее проблема доступа к информации начинает активно замещаться другой: поиска необходимых сведений в огромном море информации. В связи с этим ставится задача формирования коммуникативных навыков, умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать, хранить, обмениваться ею с помощью современных компьютерных технологий.
Многие из видов самостоятельной работы студентов имеют исследовательский характер. На первом этапе выбирается и согласовывается с преподавателем тема работы. Затем составляется план исследования, проводится анализ имеющейся педагогической методической и другой литературы по изучаемой проблеме, изучается ее теория и история. На следующем этапе происходит осмысление собранного материала. При необходимости выдвигается рабочая гипотеза и проводится опытно-экспериментальная работа, завершающаяся анализом и обобщением полученных результатов. Далее оформляется текст работы, происходит публичное выступление или защита полученных результатов.
Разработка комплекса методического обеспечения учебного процесса является важнейшим условием эффективности самостоятельной работы студентов. К такому комплексу следует отнести тексты лекций, учебные и методические пособия, лабораторные практикумы, банки заданий и задач, сформулированных на основе реальных данных, банк расчетных, моделирующих, тренажерных программ и программ для самоконтроля, автоматизированные обучающие и контролирующие системы, информационные базы дисциплины или группы родственных дисциплин и другое. Это позволит организовать проблемное обучение, в котором студент является равноправным участником учебного процесса. Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля. Существуют следующие виды контроля:
- входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения очередной дисциплины;
- текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях;
- промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса;
- самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;
- итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена;
- контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.
Весьма полезным может быть тестовый контроль знаний и умений студентов по вопросам самостоятельной работы, который отличается объективностью, экономит время преподавателя, обладает высокой степенью дифференциации испытуемых по уровню знаний и умений и очень эффективен при реализации рейтинговых систем, дает возможность в значительной мере индивидуализировать процесс обучения путем подбора индивидуальных заданий, позволяет прогнозировать темпы и результативность обучения каждого студента.
Нужно помнить, что контроль со стороны преподавателя нужен не только как средство стимулирования и мотивации работы студента, но и для получения информации о ходе формирования соответствующих знаний и умений, что позволит при необходимости провести своевременную коррекцию и устранить появившиеся недостатки. В противном случае высок риск формирования искаженных (несоответствующих действительности) представлений, а также недостаточного уровня овладения приемами и умениями, необходимыми в будущей профессиональной деятельности.
От организации самостоятельной работы студентов, ее эффективности во многом зависит качество подготовки будущего специалиста среднего звена, востребованного работодателем и имеющего потенциала к дальнейшему профессиональному росту. Конкретные пути и формы организации самостоятельной работы студентов с учетом курса обучения, уровня подготовки обучающихся и других факторов определяются в процессе творческой деятельности преподавателя, поэтому данные рекомендации не претендуют на универсальность. Их цель - помочь преподавателю сформировать свою творческую систему организации самостоятельной работы.
Литература:
1. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2001. 192 с.
2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.
3. Краевский, В. В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара: Изд-во Сам. ГПИ, 1994. 165 с.
4. Кукушкин В.С. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие /. – Ростов н/Д: МарТ, 2002. – 217 с.
5. Соколова Г.Н. Труд и профессиональная культура (опыт социологического исследования) / Науч. ред. Е.М. Бабосов. – Мн.: Изд-во БГУ, 1980. – 144 с.
6. Фаустова Э.Н. Студент нового времени: социокультурный профиль. – М., 2004.–72 с. – (Система воспитания в высшей школе: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО; Вып.4)