kopilkaurokov.ru - сайт для учителей
Файл удален или неудачно загружен. Попробуйте загрузить файл повторно

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические аспекты организации самостоятельной работы студентов как способа формирования общих и профессиональных компетенций выпускников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические аспекты организации самостоятельной работы студентов как способа формирования общих и профессиональных компетенций выпускников.

Кошелева Елена Анатольевна

ГБОУ СПО «ВПТ»

преподаватель математики

В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования  общество поставило перед учреждениями среднего профессионального образования серьезнейшие задачи воспитания человека, который не только сможет по окончании учебного заведения правильно ориентироваться в окружающей жизни, но и будет готовым эту жизнь преобразовывать и совершенствовать. Профессиональное образование сегодня – это процесс формирования и развития установок (ценностно-смысловых отношений), представлений, знаний, умений, необходимых для занятий определенной профессией. Молодые люди получают профессиональное образование в процессе профессионального обучения, воспитания и развития.

Федеральный государственный образовательный стандарт регламентирует для выпускников овладение общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями.

К сожалению, слабым местом компетентностного подхода в настоящее время является как слабая методологическая и методическая разработка средств и способов формирования компетенций, так и почти полное отсутствие инструментария проверки их сформированности.

Средством формирования общих и профессиональных компетенций может выступать самостоятельная работа. В общем случае это любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего профессионала. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента, связан с самостоятельной работой. В широком смысле под самостоятельной работой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне ее, в контакте с преподавателем и в его отсутствие. 

Самостоятельная работа может реализоваться непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических занятиях, при выполнении лабораторных работ. Также самостоятельная работа может проводиться в контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д. Самостоятельная работа без непосредственного контакта с преподавателем осуществляется студентом в библиотеке, дома при выполнении учебных и творческих задач. 

Границы между этими видами работ достаточно размыты, а сами виды самостоятельной работы пересекаются. Тем не менее, рассматривая вопросы самостоятельной работы студентов, обычно имеют в виду в основном внеаудиторную работу. 

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно рабочей программе учебной дисциплины. Распределение объема времени на внеаудиторную самостоятельную работу в режиме дня студента не регламентируется расписанием. 

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студента. 

По целевому признаку виды самостоятельной работы студентов можно разделить на несколько групп: 
для овладения знаниями:

различные виды работ с текстом; работа со словарями, справочниками; ознакомление с нормативными документами; исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписи; работа с ресурсами Интернета; 
для закрепления и систематизации знаний:

работа с конспектом лекции, работа над учебным материалом, составление плана и тезисов ответа; составление схем, таблиц, ребусов, кроссвордов для систематизации учебного материала; выполнение тестовых заданий; ответы на контрольные вопросы; аннотирование, реферирование, рецензирование текста; написание эссе, писем, размышлений, сочинений; подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление глоссария, кроссворда или библиографии по конкретной теме; работа с компьютерными программами; подготовка к сдаче экзамена; 
для формирования умений:

решение задач по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; решение ситуационных производственных задач; подготовка к деловым играм; участие в научных и практических конференциях; выпуск газеты, организация выставки; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; создание проспектов, проектов, моделей; составление памяток, рекомендаций, советов; экспериментальная работа, участие в научно-исследовательской работе; рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники, компьютерных расчетных программ и электронных практикумов; подготовка курсовых и дипломных работ; 
–  для самопроверки:

подготовка информационного сообщения; написание реферата, конспекта первоисточника, эссе, рецензии, аннотации; составление опорного конспекта, глоссария, сводной таблицы по теме, графологической структуры, тестов и эталонов ответов к ним; составление и решение ситуационных задач (кейсов); составление схем, иллюстраций, графиков, диаграмм, кроссвордов по теме и ответов к ним; создание материалов презентаций. 

Многие из вышеперечисленных видов и форм самостоятельной работы применяются преподавателями П(Ц)К физико-математических дисциплин. Остановлюсь на двух видах самостоятельной работы студентов, которые применяют преподаватели П(Ц)К физико-математических дисциплин, таких как составление сборника задач по дисциплине Теория вероятностей и математическая статистика (Кошелева Е.А., Чертихина Л.П.) и участие студентов в дистанционных олимпиадах (Кошелева Е.А., Чертихина Л.П., Курлович Е.П., Свечникова И.Н., Жаурова Л.А,, Кулькова С.С., Белянин В.Н.).

Самостоятельная работа по составлению сборника задач по дисциплине Теория вероятностей и математическая статистика была предложена студентам 2 курса групп ЭВТ-53,54 в 1 семестре 2014-2015 учебного года. Подборка задач требует самостоятельных занятий для овладения знаниями, закрепления и систематизации знаний, таких как, работа с текстом учебников, конспектирование и прорабатывание лекций, самостоятельное изучение отдельных тем, знакомство с дополнительной литературой и т.д. Составление сборника задач предусматривает самопроверку знаний, их систематизацию, исследование нескольких источников информации. Таким образом, составление сборника задач по дисциплине Теория вероятностей и математическая статистика–это комплексная самостоятельная работа. Она может быть расценена как эффективная форма самостоятельной работы, которая не только улучшает успеваемость по предмету, но и способствует формированию общих компетенций ОК-2,ОК-3,ОК-4,ОК-5,ОК-6,ОК-8.

Дистанционные олимпиады – своеобразные мероприятия. Они во многом отличаются от Обычных олимпиад для студентов. Тогда как главной задачей Очной олимпиады является проверка знаний студентов и выявление самых-самых в техникуме, городе, регионе или стране, для Дистанционной олимпиады это не главное. Участники Дистанционной олимпиады не собираются все в одном месте, им не запрещено пользоваться дополнительными ресурсами, предлагаемые им задания не обязательно четко соответствуют материалу, пройденному на занятиях. Так в чем же главная задача Дистанционных олимпиад? Самое главное,– показать студенту насколько глубок и обширен мир науки и знаний, сколько еще неизвестного и неизученного. Участник получает навыки поиска и анализа информации (ОК-4). Главный приз для него здесь–новые знания, осознание своих сильных и слабых мест. А главный приз для педагога,– повышение мотивации у студентов к изучению своего предмета.

Активное привлечение студентов к внеаудиторной работе позволяет готовить специалистов более высокого уровня и  в дальнейшем способствует лучшей профессиональной адаптации выпускников, закреплению их на рабочих местах.

Источники:

1. www.tcek.ru/2014-04-01-05-12-30/871

2. http://cyberleninka.ru/article/n/samostoyatelnaya-rabota-studentov-kak-sposob-formirovaniya-kompetentsiy

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические аспекты организации самостоятельной работы студентов как способа формирования общих и профессиональных компетенций выпускников »

Методические аспекты организации самостоятельной работы студентов как способа формирования общих и профессиональных компетенций выпускников.

Кошелева Елена Анатольевна

ГБОУ СПО «ВПТ»

преподаватель математики

В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования общество поставило перед учреждениями среднего профессионального образования серьезнейшие задачи воспитания человека, который не только сможет по окончании учебного заведения правильно ориентироваться в окружающей жизни, но и будет готовым эту жизнь преобразовывать и совершенствовать. Профессиональное образование сегодня – это процесс формирования и развития установок (ценностно-смысловых отношений), представлений, знаний, умений, необходимых для занятий определенной профессией. Молодые люди получают профессиональное образование в процессе профессионального обучения, воспитания и развития.

Федеральный государственный образовательный стандарт регламентирует для выпускников овладение общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями.

К сожалению, слабым местом компетентностного подхода в настоящее время является как слабая методологическая и методическая разработка средств и способов формирования компетенций, так и почти полное отсутствие инструментария проверки их сформированности.

Средством формирования общих и профессиональных компетенций может выступать самостоятельная работа. В общем случае это любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего профессионала. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента, связан с самостоятельной работой. В широком смысле под самостоятельной работой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне ее, в контакте с преподавателем и в его отсутствие. 

Самостоятельная работа может реализоваться непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических занятиях, при выполнении лабораторных работ. Также самостоятельная работа может проводиться в контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д. Самостоятельная работа без непосредственного контакта с преподавателем осуществляется студентом в библиотеке, дома при выполнении учебных и творческих задач. 

Границы между этими видами работ достаточно размыты, а сами виды самостоятельной работы пересекаются. Тем не менее, рассматривая вопросы самостоятельной работы студентов, обычно имеют в виду в основном внеаудиторную работу. 

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно рабочей программе учебной дисциплины. Распределение объема времени на внеаудиторную самостоятельную работу в режиме дня студента не регламентируется расписанием. 

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студента. 

По целевому признаку виды самостоятельной работы студентов можно разделить на несколько групп: 
для овладения знаниями:

различные виды работ с текстом; работа со словарями, справочниками; ознакомление с нормативными документами; исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписи; работа с ресурсами Интернета; 
для закрепления и систематизации знаний:

работа с конспектом лекции, работа над учебным материалом, составление плана и тезисов ответа; составление схем, таблиц, ребусов, кроссвордов для систематизации учебного материала; выполнение тестовых заданий; ответы на контрольные вопросы; аннотирование, реферирование, рецензирование текста; написание эссе, писем, размышлений, сочинений; подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление глоссария, кроссворда или библиографии по конкретной теме; работа с компьютерными программами; подготовка к сдаче экзамена; 
для формирования умений:

решение задач по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; решение ситуационных производственных задач; подготовка к деловым играм; участие в научных и практических конференциях; выпуск газеты, организация выставки; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; создание проспектов, проектов, моделей; составление памяток, рекомендаций, советов; экспериментальная работа, участие в научно-исследовательской работе; рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники, компьютерных расчетных программ и электронных практикумов; подготовка курсовых и дипломных работ; 
для самопроверки:

подготовка информационного сообщения; написание реферата, конспекта первоисточника, эссе, рецензии, аннотации; составление опорного конспекта, глоссария, сводной таблицы по теме, графологической структуры, тестов и эталонов ответов к ним; составление и решение ситуационных задач (кейсов); составление схем, иллюстраций, графиков, диаграмм, кроссвордов по теме и ответов к ним; создание материалов презентаций. 

Многие из вышеперечисленных видов и форм самостоятельной работы применяются преподавателями П(Ц)К физико-математических дисциплин. Остановлюсь на двух видах самостоятельной работы студентов, которые применяют преподаватели П(Ц)К физико-математических дисциплин, таких как составление сборника задач по дисциплине Теория вероятностей и математическая статистика (Кошелева Е.А., Чертихина Л.П.) и участие студентов в дистанционных олимпиадах (Кошелева Е.А., Чертихина Л.П., Курлович Е.П., Свечникова И.Н., Жаурова Л.А,, Кулькова С.С., Белянин В.Н.).

Самостоятельная работа по составлению сборника задач по дисциплине Теория вероятностей и математическая статистика была предложена студентам 2 курса групп ЭВТ-53,54 в 1 семестре 2014-2015 учебного года. Подборка задач требует самостоятельных занятий для овладения знаниями, закрепления и систематизации знаний, таких как, работа с текстом учебников, конспектирование и прорабатывание лекций, самостоятельное изучение отдельных тем, знакомство с дополнительной литературой и т.д. Составление сборника задач предусматривает самопроверку знаний, их систематизацию, исследование нескольких источников информации. Таким образом, составление сборника задач по дисциплине Теория вероятностей и математическая статистика–это комплексная самостоятельная работа. Она может быть расценена как эффективная форма самостоятельной работы, которая не только улучшает успеваемость по предмету, но и способствует формированию общих компетенций ОК-2,ОК-3,ОК-4,ОК-5,ОК-6,ОК-8.

Дистанционные олимпиады – своеобразные мероприятия. Они во многом отличаются от Обычных олимпиад для студентов. Тогда как главной задачей Очной олимпиады является проверка знаний студентов и выявление самых-самых в техникуме, городе, регионе или стране, для Дистанционной олимпиады это не главное. Участники Дистанционной олимпиады не собираются все в одном месте, им не запрещено пользоваться дополнительными ресурсами, предлагаемые им задания не обязательно четко соответствуют материалу, пройденному на занятиях. Так в чем же главная задача Дистанционных олимпиад? Самое главное,– показать студенту насколько глубок и обширен мир науки и знаний, сколько еще неизвестного и неизученного. Участник получает навыки поиска и анализа информации (ОК-4). Главный приз для него здесь–новые знания, осознание своих сильных и слабых мест. А главный приз для педагога,– повышение мотивации у студентов к изучению своего предмета.

Активное привлечение студентов к внеаудиторной работе позволяет готовить специалистов более высокого уровня и  в дальнейшем способствует лучшей профессиональной адаптации выпускников, закреплению их на рабочих местах.

Источники:

1. www.tcek.ru/2014-04-01-05-12-30/871

2. http://cyberleninka.ru/article/n/samostoyatelnaya-rabota-studentov-kak-sposob-formirovaniya-kompetentsiy




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Кошелева Елена Анатольевна

Дата: 12.06.2015

Номер свидетельства: 219335


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства