Место ФГОС ОО в государственной образовательной политике
Место ФГОС ОО в государственной образовательной политике
Федеральные государственные стандарты общего образования признаны ориентировать современное образование на создание более качественной инновационной системы, важнейшей задачей которых является ориентация на новые образовательные результаты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Место ФГОС ОО в государственной образовательной политике»
Место ФГОС ОО в государственной образовательной политике
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (утверждены приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.09 г. № 373 и 17.12.10г. № 1897) признаны ориентировать образование на создание инновационной системы образования, важнейшим критерием которой является ориентация на новые образовательные результаты.
Место и роль ФГОС в государственной образовательной политике отчётливо прописаны в общих положениях ФГОС, а именно:
«1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».
«Требования (ФГОС) к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени основного общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость ступени общего образования для дальнейшего развития обучающихся.
Стандарт является основой для разработки системы объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени основного общего образования.
3. Стандарт разработан с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
4.Стандарт направлен на обеспечение:
Формирования российской гражданской идентичности обучающихся
единства образовательного пространства Российской Федерации; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
доступности получения качественного основного общего образования;
преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования;
духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья;
развития государственно-общественного управления в образовании;
формирования содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;
условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.
5. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательной деятельности с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристиквыпускника («портрет выпускника основной школы»):
любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
7. Стандарт должен быть положен в основу деятельности:
работников образования, разрабатывающих основные образовательные программы основного общего образования с учётом особенностей развития региона Российской Федерации, образовательного учреждения, запросов участников образовательного процесса;
руководителей образовательных учреждений, их заместителей, отвечающих в пределах своей компетенции за качество реализации основной образовательной программы основного общего образования;
сотрудников организаций, осуществляющих оценку качества образования, в том числе общественных организаций, объединений и профессиональных сообществ, осуществляющих общественную экспертизу качества образования в образовательных учреждениях;
разработчиков примерных основных образовательных программ основного общего образования;
сотрудников учреждений основного и дополнительного профессионального педагогического образования, методических структур в системе общего образования;
авторов (разработчиков) учебной литературы, материальной и информационной среды, архитектурной среды для основного общего образования;
руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, обеспечивающих и контролирующих финансирование образовательных учреждений общего образования;
руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, контроль и надзор за соблюдением законодательства в области общего образования;
руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти, обеспечивающих разработку порядка и контрольно-измерительных материалов итоговой аттестации выпускников основной школы;
руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих разработку положений об аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений…».
Инновационный характер стандарта нового поколения заложен в целостной системе
1. требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования;
2. обеспечения системных изменений всей деятельности образовательной организации (своеобразная конституция школьной жизни).
Впервые основой эффективного внедрения стандарта в реальную жизнь должна стать новая организационно-экономическая модель образования, призванная обеспечить эффективность этой системы.
ФГОС сконструирован как система рамочных ограничений, внутри которых могут быть реализованы различные модели образования.
В завершении хочется подчеркнуть, что требования к условиям реализации основных образовательных программ начального и основного общего образования представляют систему требований на уровне государства к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых общего образования.
Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды:
обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;
гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
комфортной по отношению к учащимся и педагогическим работникам.
Реализация современных требований требует от учителя особого профессионализма:кроме функции координатора, организатора, помощника, консультанта, он должен владеть командной, совместной, коллективной формой работы; быть союзником психолога, социального педагога и пр.
Выполнение данных функций определяет и выбор педагогом приоритетных образовательных технологий - проектного, исследовательского, рефлексивного обучения, информационно-коммуникативных технологий. Указанные технологии не только решают задачи освоения содержания предмета, но и способствуют становлению компетентностей учащихся: информационной, социальной, личностной, коммуникативной, что в полной мере соответствует задачам развития современного образования в условиях новой социально-образовательной ситуации.
Таким образом, введение в российские школы федеральных государственных образовательных стандартов потребовало серьёзной подготовки российской педагогической общественности и осуществления ряда мероприятий:
- разработка и утверждение основной образовательной программ начального и основного общего образования образовательной организации, занимающейся образовательной деятельностью;
- приведение нормативной базы образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС (цели образовательной деятельности, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т. п.);
- приведение в соответствие с требованиями ФГОС общего образования и новых тарифно-квалификационных характеристик должностных инструкций работников образовательных организаций;
- определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС начального и основного общего образования;
- разработка локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ;
- заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками;
- определение оптимальных для реализации модели организации образовательной деятельности, обеспечивающей организацию внеурочной деятельности учащихся (например, модель взаимодействия с учреждениями (ем) дополнительного образования детей);
- разработка плана методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;
- обновление содержания внутришкольного контроля;
- осуществление повышения квалификации педагогических работников;
- обеспечение кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий реализации ООП НОО и ООО в соответствии с требованиями ФГОС.