Просмотр содержимого документа
««Механизмы и инструменты реализации метапредметного содержания: средства обучения»»
Справка
о результатах проведения дня ДРК в Смирноской СОШ
по проблеме «Механизмы и инструменты реализации метапредметного содержания: средства обучения»
Тема «Механизмы и инструменты реализации метапредметного содержания при обучении работе с текстом: средства обучения».
Цель: изучение состояния вопроса по формированию универсальных учебных действий у обучающихся при работе с текстом, выявление проблемных зон, оказание методической помощи педагогам, выявление и распространение эффективного педагогического опыта по достижению метапредметного результата ФГОС.
В ходе дней ДРК, проходивших в школе с «18» по «23» января 2016 года, методической службой проводилось исследование результатов деятельности учителей по следующим направлениям:
1. Определить состояние работы с текстом учащихся 5 класса на уроках гуманитарного и естественнонаучного цикла. 2. Выделить единые формы работы с текстом, разработать плана работы. 3. Оценить и определить дальнейшие действия и наметить управленческие решения по регулированию и коррекции факторов и условий, обеспечивающих качественный уровень профессионального роста учителей по механизмам и инструментам реализации метапредметного содержания как средства обучения.
День диагностики, регулирования и коррекции проходил в соответствии с планом. День ДРК в школе стал связующим звеном методической работы с одним из компонентов системы повышения квалификации педагогов. Он предназначен для обеспечения творческой работы учителей, самообразования и совершенствования педагогического мастерства, а также для анализа и обобщения опыта методической работы, накопленного в коллективе педагогов. Проведение дня ДРК в школе осуществлялся в 3 этапа: 1. Подготовительно-организационный этап включает в себя подготовку и организацию проведения дня ДРК. 2. Собственно методический этап включает в себя проведение заранее распланированного дня ДРК, согласно разработанному сценарию. 3. Аналитико-заключительный и коррекционный этап проводился в завершении открытых уроков.
Посещено 5 уроков у учителей-предметников по программе наблюдения «Механизмы и инструменты реализации метапредметного содержания при обучении работе с текстом: средства обучения».
№
ФИО педагога
Предмет
Тема
Класс
1
Кириллова В.И.
биология
5
2
Шемякина С.И.
математика
5
3
Волоконцева М.Л.
история
5
4
Горшкова С.А.
география
5
5
Мануйлова Н.С.
русский язык
5
Все уроки даны на высоком методическом уровне, с использованием современных педагогических технологий. Обоснован правильный отбор методов, приемов и средств обучения, которые соответствуют содержанию учебного материала, способствуют повышению интереса к предмету, активизации учебной деятельности учащихся, повышению успеваемости и качества знаний, развитию навыков самостоятельной работы. Учителя творчески подходят к планированию и проведению уроков, дети активны, с большим интересом работают на всех этапах урока. Анализ посещенных уроков, самоанализ проведенных уроков учителями и собеседование с ними позволил выявить положительные тенденции в профессиональной деятельности учителя: соответствие содержания урока требованиям государственных программ, осуществление внутрипредметной связи, подготовка учащихся к восприятию нового на основе изученного ранее, способы интеграции современных средств обучения, механизмы «встраивания» метапредметности в урок, эффективность использования современных средств обучения (учебник (Волоконцева М.Л.), презентация (Волоконцева М.Л.), ИКТ-средства (Шемякина С.И.), речевая культура учителя (Мануйлова Н.С.), работа с текстом (Горшкова С.А.), рациональность нагрузки учащихся (чередование видов деятельности) (Кириллова В.И.)).
Однако наблюдаются и затруднения по следующим аспектам урока:
слабо обеспечен мотивационный этап урока;
не могут обеспечить высокий уровень активности учащихся за счет использования широкого спектра заданий развивающего характера;
редко используются задания, инициирующие проблемно-поисковую деятельность и творчество учащихся;
неразвитость монологической речи учащихся.
Затруднения учителей в подготовке и проведении метапредметного урока связаны с поисками такой организации урока, которая бы обеспечила не только усвоение учебного материала всеми учащимися, но и их самостоятельную познавательную деятельность, способствующую как умственному развитию, так и развитию ключевых компетенций школьников.
Вторая трудность – сложность формирования мотивов учения школьников, возбуждения их познавательного интереса по теме урока, а также методические затруднения в создании эмоционального фона урока и обеспечении единства обучения воспитания и развития.
Причины этих затруднений:
Изменилось соотношение деятельности учителя и учащихся в учебном процессе, что требует поиска новых взаимоотношений в системе «учитель-ученик».
Увеличилась доля самостоятельной познавательной деятельности ученика на уроке (выполнение практических заданий, творческих, исследовательских работ), а методические пособия часто слабо оказывают в помощь учителю в подборе таких заданий.
Многие учителя еще не могут избавиться от иллюстративно-объяснительного типа обучения.
Выводы:
Посещенные уроки свидетельствуют о положительной тенденции в освоении и реализации учителями школы идей метепредметного обучения школьников, но есть и проблемы в построении и проведении таких уроков. Анализ результатов по проведению дня ДРК в школе показывает положительные изменения в творческой активности педагогов школы. День ДРК способствует пополнению и обогащению методического опыта педагогов, дает возможность педагогам школы к развитию творческой активности не только как учителя, но и к активному саморазвитию своей личности в целом.
Рекомендации:
1) Одобрить опыт работы учителей, давших открытые уроки: Кирилловой В.И., Волоконцевой М.Л., Шемякиной С.И., Горшковой С.А., Мануйловой Н.С.
2) Активнее использовать в урочной деятельности современные педагогические технологии и средства обучения.