«Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться»
А.С.Макаренко
Тема: «Инновационная деятельность как форма профессионального совершенствования педагога».
Цель: активизация профессионального процесса саморазвития педагога через один из путей повышения профессионального мастерства – инновационную деятельность |
План проведения:
Подготовительный этап
Накануне педагогического совета было проведено анкетирование педагогов, которое преследовало цели:
подготовить педагогов к разговору об инновационной деятельности. Отвечая на вопросы анкеты, каждый из педагогов определял для себя понятие инновационной деятельности, признаки, причины, определяющие необходимость инноваций в образовании, анализировал свой практический опыт в данном направлении.
проанализировать уровень инновационной деятельности педагогов с точки зрения понимания педагогами сути инновационной деятельности,
с позиций требований современного образования.
II. Основной этап.
Вступление – директор гимназии.
2. Доклад по теме педагогического совета –заместитель директора по УВР
3. Выступления:
деятельность педагогического коллектива по развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся – руководитель НОУ «Гимназист»
повышение уровня профессиональной компетентности через включение педагога в инновационную деятельность - учитель информатики
применение интерактивной доски на уроках математики (работа над ошибками)– учитель начальных классов;
поисково-исследовательская (заданная) технология обучения –учитель физики
использование инновационных технологий на уроках математики как средство повышения познавательной активности
«Метаморфозы моей профессии» - учитель МХК
Инновационная деятельность педагога-предметника через реализацию внеурочной деятельности - учитель информатики
реализация проекта «Живой язык» - зам. директора по УВР
4.Рефлексия с установкой на саморазвитие
Доклад заместителя директора по УВР Солдатовой Г.Н.
Тема: «Инновационная деятельность как форма профессионального совершенствования педагога».
Инновационная деятельность педагога в современном образовании – важнейшая составляющая образовательного процесса. Именно поэтому одно из заседаний педагогического совета посвящено рассмотрению данной проблемы.
Что же такое «Инновационная деятельность»?
Практически все педагоги видят в данном понятии две основные составляющие: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества образования. В целом суть определения обозначена достаточно верно. В современном понимании инновация - это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Синонимом инновации является понятие «новшество».
В педагогике понятие «инновационная деятельность» рассматривается несколько глубже и имеет широкий смысловой диапазон. Это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования. Это социально-педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога.
Как педагогическая категория этот термин относительно молод, и в этом одна из причин того, что существуют разные подходы к определению данного понятия.
Современный словарь по педагогике так трактует этот термин: «Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности».
М.В. Кларин, например, в понятие «инновация» вкладывает следующий смысл: «Инновация относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан».
Авторы работ по педагогической инноватике М.С. Бургин, В.И. Загвязинский, С.Д. Поляков, В.М. Полонский, М.М. Поташник, Н.Р. Юсуфбекова и другие понятие «новое в педагогике» соотносят с такими характеристиками, как полезное, прогрессивное, положительное, современное, передовое..
Несмотря на различные трактовки понятия, главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии ОУ по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой.
Какие обстоятельства в современной системе образования определяют необходимость инновационной деятельности педагога?
Необходимость инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств:
- происходящими социально-экономическими преобразованиями, которые обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методики и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности педагогов выступает средством обновления образовательной политики;
- усилением гуманитаризации содержания образования, непрерывным изменением объема, состава учебных дисциплин; введением новых учебных предметов, требующих постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде, актуализируются задачи роста
- вхождением образовательных учреждений в рыночные отношения, которые формируют реальную ситуацию их конкурентоспособности.
Если говорить более просто и однозначно, то главной причиной, заставляющей обращаться к инновационной деятельности, является острая конкуренция, с которой приходится сталкиваться практически каждому коллективу, оказывающему услуги в сфере образования. Сегодня коллективы ОО обязаны самостоятельно заботиться о сохранении конкурентоспособности, отслеживать и прогнозировать ситуацию на образовательном рынке, линию поведения основных и потенциальных конкурентов, появление новых научных и технологических достижений.
На современном этапе развития общества все образовательные учреждения, в т.ч. и наша гимназия, жизненно заинтересованы в нововведениях для обеспечения собственных конкурентных преимуществ.
В научно-педагогической литературе отражены различные направления исследования инновационной деятельности: общие и специфические особенности этой деятельности как творческой рассмотрены в работах Ф.Н. Гоноболина, В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, А.К. Марковой, Н.Д. Никандрова, Н.Р. Юсуфбековой; с точки зрения изучения педагогических достижений и распространения передового опыта инновационная деятельность учителя исследуется Ю.К. Бабанским, М.М. Поташником; особенности инновационных явлений в современной системе образования рассмотрены М.С. Бургиным, В. Клариным, С.Д. Поляковым, Л.С. Подымовой, А.В. Хуторским.
В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики.
В основе саморазвития и самоорганизации лежит потребность человека в новых достижениях, стремление к успеху, к совершенству, активная жизненная позиция, позитивное мышление, вера в свои возможности.
К основным функциям инновационной деятельности относится изменение компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т.д.
Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, если она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога-мастера.
Конечно, характер инновационной деятельности педагога зависит и от существующих в конкретном образовательном учреждении условий, но прежде всего от уровня его личностной готовности к этой деятельности.
Инновации могут быть представлены в виде:
· абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов);
· относительной новизны (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику).
В историческом плане новизна всегда относительна. Она носит конкретный характер, т.е. может возникать раньше своего времени, затем может стать нормой или устареть. ЮНЕСКО определяет инновации как попытку изменить систему образования, осуществить сознательно и намеренно улучшение нынешней систем. Новшество не обязательно является чем - то новым, но обязательно чем - то лучшим и может быть продемонстрировано само по себе.
· изменения в ценностях и установках детей (изменение отношения детей к образованию, к значимым ценностям влечёт за собой поиск новых форм общения и профессионального поведения);
· новые знания (новые концепции, подходы к образованию, конкретные методики и технологии).
Отличительные черты инновационной деятельности педагога:
Основные признаки инновационной деятельности педагога.
творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а главное - проектировать и моделировать их в практических формах;
открытость личности новому, отличному от своих представлений, что базируется на --толерантности личности, гибкости и панорамности мышления;
культурно-эстетическая развитость и образованность;
новизна в постановке целей и задач;
глубокая содержательность;
оригинальность применения ранее известных и использование новых методов решения педагогических задач;
разработка новых концепций, содержания деятельности, педагогических технологий на основе гуманизации и индивидуализации образовательного процесса;
способность сознательно изменять и развивать себя, вносить вклад в профессию.
Главная цель инновационной деятельности - развитие педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания.
Наблюдения показывают, что для эффективного обеспечения процесса непрерывного профессионального развития педагога -- как преподавателя-специалиста в предметной области, как педагога-воспитателя, как педагога-исследователя, наконец как педагога-новатора -- необходимы по крайней мере следующие два основных фактора:
1) психологическая готовность педагога к инновационной деятельности и особая группа навыков и умений рефлексивно-аналитического и деятельностно-практического порядка;
2) переориентация всех форм профессионального образования, повышения квалификации педагога на задачи поддержки его как педагога-профессионала в стремлении к непрерывному профессиональному росту.
Организация опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности в образовательном учреждении на современном уровне - это необходимое условие реализации инновационной деятельности педагогического коллектива, образовательного учреждения, работающего в режиме развития.
Проблема влияния инновационной деятельности на личностно-профессиональное саморазвитие учителя особо актуальна в связи с процессами гуманизации и демократизации образования с одной стороны и с недостаточной подготовкой учителя к этому. Возникает необходимость в осуществлении педагогического сопровождения педагога в самостоятельном личностно-профессиональном саморазвитии. Одним из механизмов, побуждающих учителя к саморазвитию, является инновационная деятельность.
Она как неотъемлемый компонент инновационных процессов в образовании мотивирует педагогов на последующее развертывание своей профессиональной деятельности, активизирует самосознание, самообразование, саморазвитие, развивает креативные, коммуникативные, рефлексивные и прогностические способности.
Сегодня в гимназии работает 54 педагога, из них 28 имеют высшую категорию, 15- первую квалификационную категории.
Коллективом гимназии накоплен большой материал по методической и экспериментальной работе, учителя готовы к диссеминации опыта работы, о значимости которого свидетельствует результативное участие в конкурсах, проектах, конференциях
Неоспоримо то, что деятельность по внедрению различных образовательных изменений есть в то же самое время деятельность по развитию самой гимназии.
И поэтому цель инновационной работы нашего педагогического коллектива - создание условий для обеспечения дальнейшего плодотворного развития и функционирования образовательного учреждения, повышение уровня преподавания за счёт использования новых технологий, апробирования УМК, повышения профессионального мастерства педагогов и развитие одаренности способных обучающихся.
Инновационные процессы затрагивают в большей или меньшей степени все образовательные области. Все нововведения вызваны стремлением педагогического коллектива реализовать социальный запрос общества, стремлением повысить качество предоставляемых услуг, раскрыть и развить индивидуальные способности обучающихся, своё профессиональное мастерство.
Области инноваций:
обновление содержания образования
внедрение новых педагогических технологий и методик (учителя физики, математики, МХК)
инновации в организации образовательного процесса
интеллектуально-творческая деятельность учителей (учитель информатики)
Работа по формированию единой информационной среды и повышению ИКТ-компетентности педагогов (учитель начальных классов)
организация интеллектуально-творческой деятельности обучающихся
работа с одаренными детьми, детьми с повышенной мотивацией к учебе (руководитель НОУ.)
организация благоприятной воспитательной среды (классный руководитель)
организация опытно-экспериментальной работы
организация методической работы с педагогическими кадрами, осуществляющими инновационную деятельность (зам. директора по УВР)
развитие внешних связей, создание определенного микроклимата
работа над созданием имиджа гимназии
Ведется работа по внедрению новых технологий обучения.
Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям, к внедрению новых технологий обучения
Работа с одаренными детьми, с детьми, имеющими высокую мотивацию к учебе
В гимназии уже сложилась система работы с одарёнными детьми. В первую очередь – это ранее выявление талантливости, потом создание благоприятных условий к обучению.
Работа с одаренными детьми в рамках научного общества «Гимназист»
Цель – создать систему деятельности педагогического коллектива по развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
Работа по данному направлению осуществлялась посредством внедрения проблемно-исследовательских, проектных методов обучения, участия школьников в олимпиадах различного уровня, смотрах, творческих и интеллектуальных конкурсах:
В гимназии активно внедряются проектные и исследовательские методики обучения и воспитания. Учащиеся школы реализуют мини-проекты в рамках учебного процесса, активное участие принимают в исследовательской деятельности, научно-практических конференциях различного уровня.
Из года в год обучающиеся гимназии принимают с участие в конкурсах, предметных олимпиадах. Наши успехи, победы и достижения – это результат работы педагогов школы, которые не просто учат и воспитывают детей, а работают творчески, профессионально.
При проведении внеурочных занятий учителя - предметники широко используют методы и приёмы, активизирующие мыслительную деятельность обучающихся, развивающие их интеллектуальный потенциал и интерес к изучению различных предметов.
Гимназия располагает материально-технической базой, высококвалифицированными специалистами для ведения внурочной работы. Работа по реализации социальных проектов, участие в опытно-экспериментальной работе, система дополнительного образования дает детям уникальную возможность непосредственного человеческого общения, недостающего большинству детей; дает импульс приобщиться к тому или иному интересному делу, найти применение своим нереализованным способностям; обеспечить занятость детей и подростков во внеурочное время.
Работа по формированию единой информационной среды и повышению ИКТ-компетентности педагогов
Информатизация является необходимым компонентом и условием общей модернизации образования, обновления содержания и форм учебной деятельности, всего уклада жизни школы. Поэтому информатизация образования является приоритетом развития социальной сферы РФ, обозначенным в документах Правительства России.
Одним из важнейших направлений является создание модели информационно-педагогической деятельности педагога, модели эффективного использования информационных технологий в преподавании ряда учебных предметов.
На современном этапе развития российского образования учитель, владеющий информационными технологиями, уже просто необходим современной школе. Дополняя традиционные методы обучения современными информационными технологиями, можно снять остроту проявления некоторых противоречий, присущих классно-урочной системе обучения.
В современной школе ИКТ не подменяют собой традиционные методы взаимодействия между участниками образовательного процесса, в том числе между учителем и учеником, они решают определенный круг задач, таких как, например, высвобождение времени учителя, осуществление индивидуального подхода к ученику, содействие самостоятельной и творческой работе ученика, поддержка коллективной работы.
Задачами учителя-наставника становятся не только поддержка педагогического общения, взаимодействия, координации процесса обучения, но и новые дидактические задачи развития востребованных современным обществом навыков - критического мышления, эффективной коммуникации при устном и письменном общении, умения работать в группе, быстро адаптироваться к изменениям в ИКТ, а также интеллектуальных навыков для постановки проблемного вопроса, осуществления поиска и систематизации полученных знаний.
Монитор компьютера (экран) выступает в качестве модернизированной школьной доски, на которой демонстрируется необходимый для освоения материал. Такой способ имеет свои преимущества перед традиционным. В частности, сочетание классического объяснения нового материала с электронными иллюстрациями существенно расширяет спектр способов предъявления информации. Закрепление изученного материала можно успешно сочетать с использованием электронных заданий для индивидуальной работы. Следует отметить, что проведение контроля усвоения знаний при использовании электронных материалов развивает самоконтроль и самостоятельную деятельность школьников по применению полученных знаний.
Если говорить о результатах работы, ее распространении, то можно отметить следующее: учителя – экспериментаторы открыты к распространению накопленного материала:
предоставляют созданные в электронном виде уроки коллегам как в своей школе, так и в других школах города
создают собственные сайты наполняя их как ученическими работами, так и своими по вышеназванным проблемам. Поэтому информатизация образования является приоритетом развития социальной сферы РФ, обозначенным в документах Правительства России.
Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что информационные технологии становятся базой современного образования. Но они эффективны лишь в сочетании с соответствующими педагогическими технологиями: если учитель мыслит прежними категориями, то использование технических средств не меняет сути образовательного процесса и традиционного репродуктивного метода подачи материала.
Для оказания педагогам методической помощи в режиме индивидуального консультирования работают электроник, учителя информатики, руководители методических объединений. Практическая деятельность таких консультаций включает в себя проведение уроков, внеклассных мероприятий, родительских собраний с применением современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий.
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:
улучшить организацию урока, разнообразить его формы,
усилить образовательные эффекты,
повысить качество усвоения материала,
осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями;
активизировать познавательную деятельность учеников,
организовать самостоятельную и совместную работу учащихся и учителей на более высоком творческом уровне.
Внедрение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс
осуществляется по направлениям:
организация обучения педагогов приемам эффективной работы с новой техникой и соответствующими педагогическими технологиями (индивидуальное консультирование, мастер – классы), как итог - создание презентаций к урокам, участие в конкурсах и проектах.
проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ, в т.ч. в рамках ОЭР и инновационных проектов,
работа с ресурсами Интернет,
Информационно-техническое оснащение образовательного процесса в ОУ
Показатели | Значение (количество) |
Наличие в образовательном учреждении компьютеров* - всего - из них используется в образовательном процессе | 137 118 |
Количество компьютерных классов | 2 |
Количество кабинетов, оборудованных ПК | 11 |
Количество компьютеров в сети | 83 |
Количество МФУ | 23 |
Количество интерактивных досок | 5 |
Количество проекторов | 20 |
Количество сканеров | 2 |
Количество принтеров | 12 |
Имеют доступ к электронному журналу | 52 |
Использование ресурсов Интернет
Глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса – мощный инструмент, который должен органично вписаться и в предметы образовательных областей.
Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, развивает коммуникативные качества, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.
Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, фотографии, русские народные костюмы, шедевры русского искусства. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках изобразительного искусства, окружающего мира, литературного чтения. Также ресурсы сети Интернет позволяют прослушать аудиофайлы или просмотреть он-лайн фрагмент какого-либо фильма, телеспектакля, что очень ценно для учителей литературы, иностранного языка (подобный дидактический материал в своей работе использует практически все учителя нашей школы).
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что Интернет
дает возможности для профессионального роста и профессионального творческого общения;
открывает творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала;
позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся
интернет предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией
Сайты педагогов используются как дополнение к урочной деятельности:
- предложение дополнительных заданий, публикация домашних заданий, решений и ответов к наиболее сложным заданиям домашним и олимпиадным, публикация полезных ссылок, информация об истории предмета, о практическом применении знаний, занимательные задачи, новости науки.
Подводя итоги сказанному
Характер инновационной деятельности педагога зависит и от существующих в конкретном образовательном учреждении условий, но прежде всего от уровня его личностной готовности к этой деятельности. Под готовностью к инновационной деятельности мы понимаем совокупность качеств педагога, определяющих его направленность на совершенствование собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива гимназии, а также его способность выявлять актуальные проблемы образования, находить и реализовать эффективные способы их решения.
Анализ анкет (слайд)
к решению
продолжить работу по:
созданию условий, обеспечивающих личностный рост всех участников образовательного процесса;
внедрению технологий обучения, обеспечивающих расширение творческого потенциала школьников, в том числе ИКТ;
внедрению технологий здоровьесбережения участников УВП;
организации системы внеурочной деятельности, обеспечивающей высокий уровень интеллектуально-творческого, физического и общекультурного развития личности;
с этой целью:
определить ответственных за предоставление информации о проведенных мероприятиях в рамках работы ШМО для размещения на сайте гимназии, обеспечить динамичное функционирование и постоянное обновление школьного сайта - отв. руководители ШМО
с воспитательной целью на сайтах необходимо размещать:
советы учащимся и родителям, списки художественной литературы, рекомендуемой для прочтения учащимися данного возраста, информацию о достижениях детей и творческие работы учащихся, планы мероприятий, проекты, отзывы, фоторепортажи, лучшие работы учащихся – отв. классные руководители
Список использованной литературы
1. Гнездилова О.Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 4. - С. 61-65
2. Гуров В. Инновационная деятельность педагога // Дополнительное образование и воспитание. - 2008. - № 2. - С. 9-15
3. Калачикова О.Н. Исследование содержания и этапов вхождения педагогов в инновационную деятельность // Вестник Томского государственного университета. - 2008. - № 316. - С. 174-177
4. Разина Н.А. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 1. - С. 14
5. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности //
6. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. Минск, 2001.
7. Солодухина О.А. Классификация инновационных процессов в образовании, № 10, 2011, с. 12 – 13.