Формирование профессиональной компетентности учителей
Формирование профессиональной компетентности учителей
Развитие модернизация образования в Казахстане является возможным благодаря пониманию руководством страны необходимости и важности развития человеческого капитала и всесторонней поддержки при инициировании и проведении реформ в сфере образования. Инвестиции в человеческий капитал повышают производительность труда и способствуют устойчивому экономическому росту любого предприятия и государства в целом. Именно поэтому главная цель Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы - повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала для улучшения материального и духовного благосостояния граждан и устойчивого роста экономики страны.
Институты повышения квалификации играют роль связующего звена между потребностями общества, возможностями базового профессионально-педагогического образования и требованиями постоянно изменяющегося социально-образовательного заказа к уровню профессиональной компетентности работников образования.
Модернизация образования требует от учителя повышения его профессионального уровня, формирования и совершенствования педагогической культуры, соответствующей запросам современной жизни.
Профессиональная компетентность лежит в основе повышения квалификации педагогов и дополняется методической, социальной и личной компетентностью. Повышение квалификации педагогов – это постоянный процесс обновления профессиональных знаний, умений и навыков. В современных условиях развития образования - это тенденция перехода от знаний к навыкам и мастерству, т.к. необходим обмен знаниями, перенос их в жизненные, рабочие ситуации, их преобразование, т.е. внедрение в практику. В связи с этим можно выделить основные и дополнительные формы повышения квалификации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование профессиональной компетентности учителей »
Формирование профессиональной компетентности учителей
Макитова Мара Жумабековна,
начальник отдела методического
обеспечения инновационного развития
филиала АО НЦПК «Өрлеу»
«ИПК ПР по Акмолинской области»
Развитие модернизация образования в Казахстане является возможным благодаря пониманию руководством страны необходимости и важности развития человеческого капитала и всесторонней поддержки при инициировании и проведении реформ в сфере образования. Инвестиции в человеческий капитал повышают производительность труда и способствуют устойчивому экономическому росту любого предприятия и государства в целом. Именно поэтому главная цель Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы - повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала для улучшения материального и духовного благосостояния граждан и устойчивого роста экономики страны.
Институты повышения квалификации играют роль связующего звена между потребностями общества, возможностями базового профессионально-педагогического образования и требованиями постоянно изменяющегося социально-образовательного заказа к уровню профессиональной компетентности работников образования.
Модернизация образования требует от учителя повышения его профессионального уровня, формирования и совершенствования педагогической культуры, соответствующей запросам современной жизни.
Профессиональная компетентность лежит в основе повышения квалификации педагогов и дополняется методической, социальной и личной компетентностью. Повышение квалификации педагогов – это постоянный процесс обновления профессиональных знаний, умений и навыков. В современных условиях развития образования - это тенденция перехода от знаний к навыкам и мастерству, т.к. необходим обмен знаниями, перенос их в жизненные, рабочие ситуации, их преобразование, т.е. внедрение в практику. В связи с этим можно выделить основные и дополнительные формы повышения квалификации.
Основной формой повышения квалификации, конечно же, будет прохождение курсовой подготовки с получением документа государственного образца. В основу повышения квалификации педагогов должна быть заложена многомерная система обучения, т.е. развитие знаний, способностей и навыков в сферах мышления, мотивации, практического применения. Развитие профессиональной компетентности педагогов в процессе повышения квалификации строится с учетом:
специфики его профессиональной деятельности, сущностными чертами которой являются: практико-ориентированная, индивидуальная и творческая направленность; личностно-профессиональных особенностей их деятельности; органического соединения теоретических знаний и собственного практического опыта педагогов на основе использования исследовательских, проектных, диалоговых форм курсовой подготовки; адекватности программно-методического обеспечения развития профессиональной компетентности педагогов целям и содержанию повышения квалификации. В рамках обновления содержания образования вводятся изменения и в системе повышения квалификации педагогических работников. А именно реализуются новые и обновленные учебные программы краткосрочных курсов повышения квалификации, внедряются Программы уровневых курсов для реализации инновационных идей и мирового опыта в области образования. Расширяются возможности у педагогов в выборе программ, способствующих повышению профессионального мастерства, развитию профессиональной компетентности, распространению успешного инновационного педагогического опыта.
К дополнительным формам можно отнести: методическую работу в школе, саморазвитие и самообразование педагога, изучение, обобщение и распространение педагогического опыта.
Главной целью методической работы в школе является постоянное совершенствование квалификации педагога, непрерывное содействие повышению его эрудиции и компетентности в области методики преподавания в связи с корректировкой учебно-воспитательной работы для перспективного развития процессов обучения и воспитания. В области методики следует уделить особое внимание приемам дифференцированного обучения, мыслительной деятельности учащихся, развитию самостоятельности, практических навыков и установлению связей урочных и внеурочных занятий по своему предмету. В существующей системе основное внимание уделяется методическим вопросам того или иного направления, так как профессиональная компетентность педагога связана с реальными проблемами и задачами практики, ориентирована на овладение педагогическими, образовательными технологиями, обеспечивающими достижение желаемого результата в профессиональной деятельности. Уровень профессионализма в значительной мере зависит от уровня активности педагога, его способности продолжать самообразование.
Педагогическое самообразование осуществляется различными средствами: систематическое изучение новинок художественной, специальной и педагогической литературы, при этом делаются выписки, составляются конспекты или тезисы. Многие учителя имеют специальные картотеки, помогающие использовать необходимый материал. Самообразование дает положительные результаты в том случае, если оно ведется целенаправленно, планомерно и систематически. Полезно составить индивидуальный план самообразования. Как показывает опыт, учитель в состоянии выделить на повышение квалификации примерно 7-9 часов в неделю (исключая непосредственную подготовку к урокам). В эти часы включаются посещение методических объединений, лекториев, музеев, экскурсий, диспуты, практикумы, проблемные семинары и другие виды коллективной и индивидуальной работы по изучению научной литературы и передового опыта лучших учителей.
В настоящее время возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее осмысления и применения достижений науки и передового педагогического опыта. Поэтому необходимо создать все условия для повышения профессионального мастерства педагога через изменение функций методического сопровождения деятельности учителя.
Профессиональный общекультурный уровень учителя зависит от его информированности. Данную функцию информационного обеспечения выполняют творческие группы учителей, которые обобщают и распространяют педагогический опыт. Творческие группы совместно разрабатывают и внедряют в практику приемы и методы работы. Начинается работа группы с изучения литературы по той или иной проблеме, посещения уроков различных учителей, выработки определенных гипотез, предложений, которые затем проверяются на практике и доводятся до нужного уровня. В ходе самостоятельной работы происходит активное формирование педагогического мастерства. Деятельность творческих групп при глубокой заинтересованности руководства и общественных организаций школы способствует созданию в коллективе творческой атмосферы, что в свою очередь привлекает в творческие группы все новых и новых учителей. Распространение эффективного педагогического опыта на районном, областном, республиканском уровнях, через печатные издания, публикации в СМИ дают огромную возможность педагогическим работникам для достижения более высоких результатов в своей деятельности.
Таким образом, современная общеобразовательная школа, независимо от того, городская она или сельская, нуждается в учителе с новым педагогическим мышлением и высокой информационной культурой, способном к рефлексии, постоянному анализу результатов собственной деятельности, стремящемся к непрерывному развитию и саморазвитию. Проблемы качества учебно-воспитательного процесса могут быть решены при условии обеспечения высокой компетентности и соответствующего профессионального мастерства каждого преподавателя. Профессиональная компетентность педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к деятельности и характеризует его профессионализм. Содержание профессиональной компетентности педагога определяется квалификационной характеристикой. Она представляет собой нормативную модель компетентности педагога, отображая научно-обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Грамотно продуманный, дифференцированный и последовательный подход к непрерывному повышению профессиональной компетентности педагога является залогом не только эффективной методической работы, но и неотъемлемой основой обеспечения целей, содержания и направленности современного образования.
Литература:
Государственная программа развития образования в РК на 2011-2020г.г.
Молчанов С.Г. Профессиональная компетентность в системе повышения квалификации.
Молчанов С.Г. Интеграция методической работы в системе повышения квалификации кадров.
Молчанов С.Г. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 1. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2001. -122 с.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(292) "Развитие профессиональной компетентности учителя иностранного языка как средство повышения языкового образования в условиях подготовки и введения ФГОС ООО "
["seo_title"] => string(176) "razvitiie-profiessional-noi-kompietientnosti-uchitielia-inostrannogho-iazyka-kak-sriedstvo-povyshieniia-iazykovogho-obrazovaniia-v-usloviiakh-podghotovki-i-vviedieniia-fgos-ooo"
["file_id"] => string(6) "139068"
["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1417633834"
}
}