Значение профессионально – методических конкурсов в формировании профессиональной компетентности учителя и развития школы
Значение профессионально – методических конкурсов в формировании профессиональной компетентности учителя и развития школы
ТЕМА моего выступления «Значение профессионально – методических конкурсов в формировании профессиональной компетентности учителя и развития школы».
ЦЕЛЬ: изменение вашего мышления, ваших взглядов на профессионализм вообще и на самооценку в частности, потому, что в школе работает опытный коллектив, способный проводить на высоком уровне уроки, мероприятия. Хотелось бы, чтобы этот опыт не только просматривался, но и распространялся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Значение профессионально – методических конкурсов в формировании профессиональной компетентности учителя и развития школы »
Значение профессионально – методических конкурсов в формировании профессиональной компетентности учителя и развития школы
Уважаемы коллеги!
ТЕМА моего выступления «Значение профессионально – методических конкурсов в формировании профессиональной компетентности учителя и развития школы».
ЦЕЛЬ: изменение вашего мышления, ваших взглядов на профессионализм вообще и на самооценку в частности, потому, что в школе работает опытный коллектив, способный проводить на высоком уровне уроки, мероприятия. Хотелось бы, чтобы этот опыт не только просматривался, но и распространялся.
В настоящее время в России, хотим мы этого или не хотим, идёт становление новой системы образования. Такие понятия как МОДЕРНИЗАЦИЯ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН, АКТУАЛИЗАЦИЯ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НОМИНАЦИЯ - пришли в моё понимание только тогда, когда я начала принимать участие в конкурсах. Надо сказать, что об этом виде деятельности до определённого времени мы не имели и понятия. Но время движется вперёд, время заставляет искать в своей практике что – то новое.
Участие в семинаре, урок на область, аттестация – это всего лишь первый шаг к успеху, за которым последовали разочарования, упрёки, достижения. В связи с этим потребовался поиск новых форм и методов, которые должны способствовать повышению уровня педагогической компетентности. Для меня, как учителя, которому ещё работать и работать важно, чтобы жила школа в целом, чтобы развивался коллектив, поэтому участив конкурсах – это прежде всего осмысление своего педагогического опыта, испытание на трудоспособность, выносливость, концентрация физических и душевных сил, желание выявить проблему в методике, поиск и применение на практике новых технологий.
Первым опытом участив методическом конкурсе был ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «От формирования познавательной деятельности - к навыкам самостоятельной работы».
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ – это одна из номинаций методического конкурса. Он стал продолжением отчёта по самообразованию на методическом объединении, результатом которого стала рабочая тетрадь для учащихся 9 класса по разделу «Костромская область», а так же тестовые самостоятельные работы по географии для 6 класса. Что из себя представляет ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ? Надо найти проблему в работе. В данном случае это была самостоятельная работа учащихся. Затем была поставлена цель для её достижения, намечены пути реализации, исследованы потенциальные возможности учащихся по уровням обучения. Таким образом, копится и систематизируется дидактический материал.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. В этой номинации предпочтение отдаётся серии уроков или занятий, так как учитывается система работы. Я на региональный конкурс посылала две методические разработки. Это уроки географии в 6 классе по разделу «Ориентирование на местности». Здесь разработано 5 уроков. К каждому из них имеется презентация. Для призового места не хватило 1 балла. Вывод сделан: есть над чем работать. На следующий год я послала методическую разработку по географии 7 класса «Лесная зона». Она включает уже 17 уроков. Методическая разработка представляет собой: пояснительную записку, актуальность изучения раздела, принцип содержания разработки, психолого – педагогические объяснения специфики и усвоения учебного материала, элементы образовательных технологий, система уроков их этапы, цели и задачи раздела, технологические карты уроков, ожидаемые результаты, использованная литература, приложение, презентации к каждому уроку.
Технологическая карта представляет собой описание работы учителя, учащихся, дозированность каждого этапа урока, предполагаемый результат каждого этапа. Чётких рекомендаций в оформлении методической разработки нет. Каждый учитель это может делать по – своему.
На Всероссийском конкурсе я так же осмелилась принять участие в номинации «Интегрированный урок» по географии и биологии по теме: «Сельское хозяйство России. Части растений» и в номинации «Лучшее оформление школьного кабинета». Здесь я слала только участником.
Проанализировав свои ошибки и недочёты, я не остановилась в своей работе. В прошлом году была проведена предметная неделя экологи. Конкурсную программу из этой недели я оформила и отправила на Всероссийский конкурс в номинации «Мультимедио проекты в образовании». Результат меня порадовал.
Конкурсы учащихся на муниципальном уровне вам знакомы. В прошлом учебном году наши ребята приняли участие в конкурсе сочинений о железнодорожном транспорте. Возможности учащихся с ОВЗ мы все прекрасно знаем, но сам факт работы в этом направлении значит многое, в первую очередь для социализации учащихся. На уроках географии мы постоянно касаемся темы «Транспорт». Несколько отступив от программ по географии и письму, мы коснулись на уроке истории Байкало – Амурской магистрали, истории железнодорожного транспорта в Буе, безопасности движения через железнодорожный переход, правил поведения на вокзале. Оказалось, что у некоторых учеников родственники работают в данной отрасли. Ребята с энтузиазмом взялись за работу. В выходные дни с помощью родителей писали сочинения. Пользовались, видимо, литературой, Интернетом, ходили в нашу библиотеку, где Ирина Анатольевна помогла подобрать материал. Потом корректировали, переписывали раз по 5 и не один день. Для учителя это огромная нагрузка, но дети получили Благодарственные письма и эти очень довольны. Хотелось, конечно, им получить по 50 рублей, как было обещано, но они остались и так довольны.
Кстати, о СОЦИОЛИЗАЦИИ. Эта тема актуальна на сегодняшний день. Для меня, как и для моих коллег, принявших участие в семинаре – форуме на межрегиональном уровне, было интересно познакомится с работами коллег из коррекционных школ. Даже если статья оказалась не опубликованной, учитель всё равно что – то узнал новое, перешагнул на другую ступеньку, чуть повыше предыдущей. Небольшая выдержка из моей статьи «Роль географии в социализации учащихся»: «Л.С. Выготский сравнивал развитие ребёнка с ОВЗ с образом растения, корни которого не соответствуют «слоям» питающим им почвы. Сами корни не могут проникнуть в тесные почвы, которые могли бы дать им питание. В адекватных условиях такие растения могли бы зацвести, но в обычных чахнут. Следовательно, нужно обогащать «почву», то есть создавать условия для развития личности с ОВЗ. А для того, чтобы личность стала более активной нужно взаимодействие учителя и ученика. Процесс взаимодействия взрослых и детей должен иметь цель – создание условий для саморазвития личности». Что это значит, учитель, работая над созданием условий для учащихся, работает и над собственным саморазвитием. То, что не удалось сегодня на уроке, получится позднее. К этому только надо стремиться. Познакомиться со сборником, в который вошли статьи наших коллег (Геннадьевой Л.К., Кузнецовой М.А., Смирновой О.В.) вы можете на сайте КОИРО. На сегодняшний день это у меня настольная книга.
Подводя итог о роли конкурсов, мне бы хотелось сказать, что к положительным сторонам конкурсов можно отнести:
развитие компетенций педагогов, развитие творческого потенциала, приобщение к исследовательской деятельности;
развитие активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию, самопознанию, самоактуализации;
создание благоприятной мотивационной среды для профессионального развития педагогов;
внедрение новых педагогических технологий в муниципальную сферу образования;
замена административных методов оценки членов коллектива;
повышение рейтинга не только отдельного педагога, но и школы в целом.
Кстати, участие в конкурсе ПНПО образовательных учреждений позволило школе приобрести ИКТ оборудование. В наше время условия для работы каждая школа создаёт сама. Надеется только на бюджетные вливания не всегда перспективно.
Но есть в конкурсах и издержки:
проблемы в организации трудового дня;
стрессовость, напряжённость, которая может привести не только к признанию и успеху, но и к неудаче. Понято, что разбудить всех сразу невозможно, но если есть хорошая разработка, апробированная с детьми, пропущенная через себя, почему бы и не принять участи в конкурсе, путь к которому идёт через живую работу.
Самым сложным моментом является первый шаг – решиться участвовать в конкурсах. Для участников конкурсов необходимо определить правильный мотивирующий фактор. Важными побудительными факторами являются возможность подготовить статью, дать мастер-класс, открытый урок и т.д., то есть продемонстрировать свой опыт педагогической аудитории, что является необходимым условием для квалификационного подтверждения или квалификационного роста. Главным внутренним мотивом в ходе конкурса становится мотив достижения успеха.
С чего начинается конкурсант? Прежде всего, со способности к анализу своего педагогического опыта. Это наиболее трудоемкий и наукоемкий процесс, самый важный этап. Происходит систематизация собственных находок, используемых приемов, дидактического материала ит.д. То есть учитель проводит большую исследовательскую работу по обобщению своего педагогического опыта.
Таким образом, конкурсы профессионального мастерства являются сильным источником стимулирования мотивации для саморазвития и профессионального роста учителя.
Сейчас я работаю над исследовательским проектом по биологии.
Рассказывать можно много и до такой степени, что вы можете устать. Лучше будет, если кого что – либо заинтересовало, вы зададите вопросы. Возможно, таким образом будет постепенно формироваться сообщество единомышленников.
Возможные вопросы.
-как пройти аттестацию? Как оформить папку?
+в былые годы говорили так: «Первые 10 лет работай на авторитет, а потом он будет работать на тебя». Сейчас это не проходит, так как требуется отчёт за межаттестационный период.
-помогают ли Вам?
+Скажу так: «Лучше нет милого друга, чем родная матушка». Так вот она нас приучила все знания добывать самостоятельно, в школе уроки мы делали сами. Как говорит мой брат своей дочери: «Пусть тройка, но своя». Так же и моя дочь учит уроки самостоятельно.