Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме "Организация методической работы в школе"»
«Организация методической работы в школе»
заместитель директора
МБОУ г. Иркутска СОШ №46
Луковников Герман Сергеевич
Вопросы методического сопровождения образовательной практики в условиях введения и реализации ФГОС особенно актуальны. В период перехода на новые образовательные стандарты необходима мотивационная и методическая готовность учителей школы.
Так как главная роль в реализации основных требований Стандарта нового поколения отведена именно учителю, современный педагог должен быть креативным: быть открытым новшествам, владеющим современными образовательными технологиями; эффективно взаимодействующим с семьями учащихся; мотивированным на работу с учащимися, способным к личностному и профессиональному развитию.
Задачи повышения профессионального мастерства педагогов для эффективного управления качеством образовательного процесса решает методическая работа в школе.
Цель данной работы – определить, как должна быть организована методическая работа в школе.
Задачи:
дать определение методической работы;
выяснить, какие цели и задачи преследует методическая работа в школе;
определить структуру методической службы;
познакомиться с организацией работы методического совета школы.
Понятие «Методическая работа»
Итак, что же вкладывается в понятие «методическая работа в школе»?
Это понятие многогранное.
Методическая работа в школе – составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации.
Методическая работа – это постоянная и индивидуальная деятельность учителей по повышению своей научно-теоретической и методической подготовки, а также профессионального мастерства.
Методическая работа выступает необходимой организационной основой для формирования инновационной направленности инновационной среды.
Методическая работа может в значительной мере удовлетворить запросы учителей по совершенствованию научно-методической подготовки при условии принципов индивидуализации и дифференциации.
Управление методической работой в школе может протекать эффективно, если ее задачи, содержание ясно представляют себе учителя.
Миссия, цели и задачи методической работы.
Миссия методической работы - создание условий для:
смены типа образовательной деятельности, предполагающей переход от «знаниевой» модели образования в школе к «деятельностной»;
успешной работы педагогического коллектива в режиме развития;
формирования атмосферы заинтересованности в росте педагогического мастерства, приоритета педагогической компетентности, творческих поисков коллектива.
Цель методической работы:
Создание модели методического сопровождения перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты, создание предпосылок для реализации ФГОС нового поколения в ОУ основной школы.
Обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития.
Задачи методической работы:
внедрение технологий системно-деятельностного, компетентностно-ориентированного подхода в образовании для обеспечения формирования базовых компетентностей современного человека (информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования);
обеспечение в ОО современных условий образовательного процесса в соответствии с новым ФГОС;
обеспечение научно-методического сопровождения разработки и реализации основной образовательной программы в общеобразовательной организации;
совершенствование деятельности ОО по введению и реализации ФГОС нового поколения: подготовка предложений по нормативной базе, согласование целей, задач всех элементов системы, планирование, анализ результатов, коррекция по итогам мониторинга и анализа, выстраивание сетевого взаимодействия всех субъектов образовательного процесса;
формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива школы;
повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей.
обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания;
оказание научно-методической помощи учителям на диагностической индивидуализированной и дифференцированной основе;
оказание консультативной помощи учителям в организации педагогического самообразования;
повышение общего уровня профессионально-педагогической культуры.
Функции методической работы:
1 группа функций - формирование индивидуальной, творческой, авторской, высокоэффективной системы, педагогической деятельности:
обогащение знаний педагогов;
развитие мировоззрения, ценностных ориентаций, убеждений;
развитие мотивов творческой деятельности;
развитие устойчивых нравственных качеств личностей;
развитие современного стиля педагогического мышления;
развитие педагогической техники;
развитие умений эмоционально-волевой саморегуляции.
2 группа функций – функции по отношению к педагогическому коллективу:
сплочение педколлектива как коллектива единомышленников;
выработка единой позиции, общих ценностей, традиций;
организацию диагностики реальных учебных возможностей учащихся;
контроль и анализ качества знаний, умений и навыков, воспитанности и развития школьников;
выявление, обобщение, распространение внутришкольного педагогического опыта;
стимулирование группового творчества и инициативы членов педагогического коллектива;
приобщение коллектива к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе, к целенаправленному созданию нового опыта своей школы.
3 группа функций – обеспечивает посредничество между школой и широкими системами:
творчество осмысления социального заказа, новых нормативных актов и документов, доведение их смысла до сознания каждого педагога;
внедрение достижений передового и педагогического, и новаторского педагогического опыта;
внедрение и использование достижений психолого-педагогической науки, других научных дисциплин;
распространение за рамки школы лучшего опыта, созданного внутри данного коллектива.
Структура методической службы
Педагогический совет является высшей формой самоуправления в школе, необходим для решения задач развития и самосовершенствования образовательной деятельности, повышения педагогического мастерства и творческого роста учителей и учащихся в ОО. Педагогический совет определяет ведущие направления деятельности школы, в ходе его обсуждаются вопросы учебно-воспитательного процесса, плана работы, даётся оценка деятельности руководства школы, учителей, в целом педагогического коллектива, решаются организационные вопросы. Членами педагогического совета являются все педагогические работники, состоящие в трудовых отношениях с ОО, заведующий библиотекой, руководители структурных подразделений ОО.
Методический совет создаётся с целью координации деятельности всех структурных подразделений методической службы ОО, является консультативным органом по вопросам организации методической работы, способствует формированию творческого подхода к педагогической, проектно-исследовательской, инновационной деятельности. Методический совет объединяет на добровольной основе педагогических работников ОО и осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением методическом совете ОО.
Методическое объединение учителей-предметников является структурным подразделением методической службы ОО. В методическое объединение учителей-предметников входят учителя, преподающие один и тот же предмет (или дисциплины одной образовательной области) или предметы в одной ступени обучения, или классные руководители.
Работа методического объединения учителей-предметников строится в соответствии с программой развития школы, решениями педагогического совета, планом работы, утверждённым методическим советом.
Организация работы методического совета школы.
К компетенции методического совета относится:
проведение проблемного анализа результатов образовательной деятельности;
внесение предложений по изменению содержания и структуры обязательных учебных курсов, их учебно-методического обеспечения;
внесение предложений по организации и содержанию аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности;
внесение предложений по организации и содержанию исследований, направленных на улучшение усвоения знаний учащимися учебного материала в соответствии с ФГОС;
разработка методических рекомендаций в помощь учителям и оказание помощи в их освоении;
организация работы с молодыми педагогическими работниками.
В своей работе методический совет подчиняется педагогическому совету.
Порядок организации деятельности методического совета ОО определяется Уставом ОО и Положением о методическом совете, утверждённом приказом директора школы.
Документация методического совета (вариативный список)
Для регламентации работы методического совета необходимы следующие документы:
Положение о методическом совете школы ;
Приказ директора школы о создании методического совета и назначении на должность председателя методического совета;
анализ работы методического совета за прошедший учебный год;
план работы на текущий учебный год;
картотека данных об учителях;
сведения об индивидуальных темах методического самообразования учителей;
график проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий;
планы проведения предметных недель;
сроки проведения конкурсов и олимпиад различных уровней;