Дистанционные технологии как средство инновационной деятельности руководителя организации образования
Дистанционные технологии как средство инновационной деятельности руководителя организации образования
В «Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года» принятым Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 отмечено, что основной целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Социально-экономические преобразования, происходящие в Республике Казахстан сегодня, требуют максимального приспособления системы образования к реалиям общественной жизни, т.е. требуют ее модернизации.
Важнейшим средством обновления и модернизации образования являются инновационные процессы, происходящие в организациях образования и предназначенные для развития организации образования как педагогической системы и особой социальной организации, для достижения качественно новых, более высоких результатов образования и повышения конкурентно способности организации образования.
О необходимости ведения инновационной деятельности в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом приоритетных направлений государственной политики в сфере образования, перспектив социально-экономического развития, более полного удовлетворения образовательных потребностей граждан, интеграции региональной системы образования в федеральное и международное образовательное пространство подчеркивается в современной нормативно-правовой базе и стратегических документах в области образования РК (Закон Республики Казахстан «Об образовании», Стратегия «Казахстан - 2050», Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы и т.д.).
В большинстве организаций образования в том или ином виде осуществляется инновационная деятельность: разрабатываются и реализуются программы развития школ, ведется экспериментальная работа, осваиваются новые образовательные программы и технологии.
Однако исследования инновационной деятельности в организации образования в основном ориентируются на педагогов, что оставляет вне поля зрения управленческий сегмент работы организации образования. Кроме того, процессы современного развития обуславливают динамичность и неоднозначность объема, содержания и характера образовательных инноваций в организациях образования, в силу чего деятельность руководителя организации образования в системе инноваций требует своего структурирования и систематизации. Постоянно изменяющееся содержание деятельности, мобильность организационных структур, обеспечивающих инновационный потенциал организации образования, потребовали особых умений и навыков от руководителя.
Соответственно назрела необходимость в углубленном изучении организации инновационной деятельности и разрешении противоречия между необходимостью активного внедрения инноваций в педагогическую практику и структурой и содержанием организации инновационной деятельности руководителя организации образования.
Возникает проблема: как организовать инновационную деятельность руководителя организации образования, чтобы повысить качество учебно-воспитательного процесса и образования в целом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дистанционные технологии как средство инновационной деятельности руководителя организации образования»
Дистанционные технологии как средство инновационной деятельности руководителя организации образования.
Гаджиева Л.В.
В «Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года» принятым Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 отмечено, что основной целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Социально-экономические преобразования, происходящие в Республике Казахстан сегодня, требуют максимального приспособления системы образования к реалиям общественной жизни, т.е. требуют ее модернизации.
Важнейшим средством обновления и модернизации образования являются инновационные процессы, происходящие в организациях образования и предназначенные для развития организации образования как педагогической системы и особой социальной организации, для достижения качественно новых, более высоких результатов образования и повышения конкурентно способности организации образования.
О необходимости ведения инновационной деятельности в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом приоритетных направлений государственной политики в сфере образования, перспектив социально-экономического развития, более полного удовлетворения образовательных потребностей граждан, интеграции региональной системы образования в федеральное и международное образовательное пространство подчеркивается в современной нормативно-правовой базе и стратегических документах в области образования РК (Закон Республики Казахстан «Об образовании», Стратегия «Казахстан - 2050», Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы и т.д.).
В большинстве организаций образования в том или ином виде осуществляется инновационная деятельность: разрабатываются и реализуются программы развития школ, ведется экспериментальная работа, осваиваются новые образовательные программы и технологии.
Однако исследования инновационной деятельности в организации образования в основном ориентируются на педагогов, что оставляет вне поля зрения управленческий сегмент работы организации образования. Кроме того, процессы современного развития обуславливают динамичность и неоднозначность объема, содержания и характера образовательных инноваций в организациях образования, в силу чего деятельность руководителя организации образования в системе инноваций требует своего структурирования и систематизации. Постоянно изменяющееся содержание деятельности, мобильность организационных структур, обеспечивающих инновационный потенциал организации образования, потребовали особых умений и навыков от руководителя.
Соответственно назрела необходимость в углубленном изучении организации инновационной деятельности и разрешении противоречия между необходимостью активного внедрения инноваций в педагогическую практику и структурой и содержанием организации инновационной деятельности руководителя организации образования.
Возникает проблема: как организовать инновационную деятельность руководителя организации образования, чтобы повысить качество учебно-воспитательного процесса и образования в целом.
Качество в этом случае трактуется как нормативная результативность образовательной работы, достижимая в заданные сроки при оптимальных усилиях участников образовательного процесса, т.е. не только количественными показателями качества обученности и воспитанности, но и успешной социализации учащихся при обеспечении заботы об их здоровье.
В образовательных стандартах нового поколения обращается особое внимание на необходимость формирования у обучающихся метаумений (общих умений, востребованных в разных предметных областях), на повышение доли самостоятельной работы, на формирование у них оценочной самостоятельности. Прежде всего, актуализируется задача формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучаемых. Основной целью учебного процесса становится не только усвоение знаний, но и овладение способами этого усвоения, развитие познавательных потребностей и творческого потенциала учащихся. Достижение личностных результатов обучения, развитие мотивационных ресурсов обучаемых требует осуществления личностно - ориентированного образовательного процесса, построения индивидуальных образовательных программ и траекторий для каждого обучающегося. В этих условиях широкое использование дистанционного обучения и его технологий в образовании становится требованием времени.
Дистанционное обучение определяется как способ обучения, базирующийся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий и технических средств, которые предоставляют обучаемому свободу выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового обмена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространстве и во времени. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Использованию дистанционного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовании посвятили свои исследования С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, М.В. Моисеева, М.Ю.Бухаркина, Е.С. Полат, И.В. Роберт, A.B. Хуторской и другие. Разработке проблем использования компьютерных технологий в обучении посвящены труды К.К. Колина, С.М. Окулова, С. Пейперта, В.Ф. Шолоховича и других, В них отмечается, что принципиальным отличием дистанционного обучения от традиционных форм обучения является то, что в его основе лежит самостоятельная познавательная деятельность учащегося.
Посредством дистанционных технологий, которые мы рассматриваем как инновационные, реализуется адекватное современным требованиям содержание образования, совершенствуются формы и методы обучения, осуществляется эффективное управление учебным процессом и учебно-познавательной деятельностью учащихся.
Комплексное изучение проблемы потребовало анализа понятий «инновация», «инновационная деятельность». Понятие «инновация» впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Это его значение до сих пор сохранилось в этнографии. В начале XX века стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения примерно с конца 50-х годов в зарубежной педагогике и в последние двадцать лет в нашей стране, когда с вышедшим в те годы законом «Об образовании» законодательно закрепилось право на свободу педагогического творчества и развитие профессионального потенциала педагогов. Один из существующих подходов в определении понятия «инновация» - это выявление категории «изменение» в его содержании (С. Д. Ильенкова, А. И. Пригожин, К. Ангеловски, И. Перлаки и др.). По мнению этих ученых, изменение составляет специфическое содержание инновации, а функция изменения является главной функцией инновационной деятельности.
«Инновационная деятельность» - комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств, то есть это деятельность, направленная на осуществление инновации. Она включает в себя новшества; инновации; взаимодействие учащихся, педагогических кадров, родителей, социума; условия материально-технического, информационного, программно-методического, кадрового, социально-психологического обеспечения; достижение более эффективных результатов деятельности.
Эффективность и качество использования новшеств, инноваций, управления инновационной деятельностью в организации образования будут зависеть от правильного определения ориентиров, содержания и организационной структуры управления, от наличия эффективных и оптимально сочетаемых методов, средств, процедур, форм, организационных механизмов управления.
Для нас важен тот подход, который предусматривает толкование понятия «управление» не просто как воздействие субъектов на объекты, но и как целенаправленную деятельность, обеспечивающую достижение цели, получение эффективных результатов, развитие всей системы и ее отдельных частей, а также как взаимодействие и сотрудничество между всеми субъектами деятельности.
Поэтому мы придерживаемся определения, сформулированного П. И. Третьяковым, который утверждает, что «...управление - это целенаправленная деятельность субъектов управления различного уровня, обеспечивающая оптимальное функционирование и развитие всей управляемой системы организации образования.».
Управление организацией и инновационной деятельностью в ней строится на ряде ведущих принципов менеджмента. Мы выделяем следующие принципы:
• идейности (своя концептуальная идея, свой взгляд на организацию образования);
научности (научное обоснование всех действий);
системности (организация образования - открытая социально-педагогическая система, которая состоит из взаимосвязанных элементов;
простоты связей (упорядочение всех связей в организации образования как целостной системе);
основного (главного) звена (определение главного направления деятельности, вычленение важных проблем и принятие решений, позволяющих решать эти проблемы: последовательно - актуальные проблемы и параллельно - проблемы средней и дальней срочности);
ритмичности (выбор темпоритма, оптимального для деятельности всех субъектов образовательного процесса);
личностного подхода;
индивидуального (дифференцированного) подхода;
объективности (оценка деятельности субъектов процесса по результатам); и др.
И еще один очень важный принцип, который является актуальным для управления организацией образования в быстро меняющихся условиях деятельности. Это принцип технологизации, который предполагает использование технологий (управленческих, педагогических и т. д.) руководителями развивающихся организаций образования.
Практическая реализация и проверка эффективности модели инновационной деятельности осуществлялась в естественных условиях учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы и проводилась в течение 2014-2015 г.г. в три этапа: констатирующий, формирующий и итоговый.
Цель констатирующего этапа эксперимента – оценка исходного состояния инновационной деятельности и ИКТ-компетентности руководителей организации образования. На данном этапе были решены следующие задачи: выбор плана эксперимента, определение выборочной совокупности участников эксперимента, создание экспертной группы, разработка диагностического аппарата (критерии, показатели, уровни, методы диагностики), анализ полученных результатов и вывод об исходном уровне инновационной деятельности и владении ИКТ-технологиями руководителями организации образования.
Для проверки результативности модели и значимости педагогических условий разработан план исследования, включающий:
- использование контрольной и трех рабочих групп, обеспечивающих варьирование выявленных условий;
-проведение констатирующего, формирующего (промежуточного) и итогового контроля, показывающих динамику изменений в процессе инновационной деятельности на основе дистанционных технологий;
- осуществление сравнительного анализа в группах, участвующих в эксперименте.
В исследовании участвовали заместитель директора по учебно-воспитательной работе и три рабочие группы «Учителя», «Учащиеся», «Родители». Для оценивания результатов исследования была создана экспертная группа, состоящая из учителей математики, информатики, учащегося и его родителя.
Критерии, показатели и уровни инновационной деятельности, диагностические методы определял диагностический аппарат. Основными критериями эффективности реализации модели явились влияние изменений, полученных в результате инновационной деятельности, на качество образования обучающихся и на рост профессиональных компетенций педагогических и руководящих работников.
Данные констатирующего контроля показали, что на начало эксперимента большинство руководителей показывало низкий (34%) и средний (56%) уровень инновационной деятельности и владения ИКТ-технологиями, что доказало необходимость реализации модели.
Формирующий этап эксперимента решал задачу внедрения модели и успешного ее функционирования.
В процессе апробации модели был проведен мониторинг эффективности ее использования в условиях учебно-воспитательного процесса.
Инновационная деятельность руководителя осуществлялась системно и в этот процесс были вовлечены группы «Учителя», «Учащиеся», «Родители» рис.1.
В группу «Учителя» вошли учителя предметники в количестве 27 человек. На этом этапе были проведены дистанционные курсы повышения квалификации учителей по теме «Дистанционные технологии в процессе обучения», разработаны внешний сайт организации образования и внутренний сайт сетевого сообщества учителей, на котором размещены методические материалы сопровождения инновационной деятельности. Проводились очные и дистанционные семинары, консультации по темам «Организация процесса обучения с помощью дистанционных технологий», «Создание электронных образовательных ресурсов», «Разработка электронных учебно-методических комплексов», «Создание электронного портфолио учителя и учащегося», по вопросам применения АИС «Электронная школа», СДО Moodle, Skype. Проведены обучающий семинар «Интеграция дистанционных технологий в образовательный процесс как средство реализации индивидуальной образовательной траектории обучающихся», конференция «Внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс» в рамках международного форума «Твое будущее зависит от тебя», педагогический совет «Интеграция дистанционных технологий в образовательный процесс».
В группу «Учащиеся» вошли учащиеся 7а, 10а классов, цель работы с данной группой - создание современными средствами ИКТ условий для индивидуализации обучения, построение адекватной запросам личности индивидуальной образовательной траектории, развитие творческого потенциала разных категорий обучающихся. Главная идея заключалась в создании условий для оптимального развития всех категорий обучающихся, в том числе и одаренных школьников (включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся), а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, посредством привлечения возможностей дистанционных образовательных технологий. Всех учащихся можно разделить на три группы – посещающие занятия, временно не посещающие занятия, находящиеся на домашнем обучении (учащиеся с ограниченными возможностями).
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
ПРОЦЕСС
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ
УЧЕБНЫЙ
1 группа Учащиеся, посещающие школу.
2 группа Учащиеся, временно не посещающие школу.
Дистанционные курсы.
3 группа Учащиеся, находящиеся на домашнем обучении.
Сетевое взаимодействие между учащимися разных школ.
Участие в тематических сетевых площадках.
Участие в дистанционных конкурсах, фестивалях, олимпиадах.
Родительский лекторий, обратная связь, подготовка к родительским собраниям, оповещение, контроль посещаемости, участие в совместных сетевых проектах, консультации, опросы, анкетирование.
Организация учебного процесса.
Методическое сопровождение учебного процесса.
Повышение квалификации педагогических работников.
Сетевое взаимодействие.
Изучение передового педагогического опыта.
Участие в конкурсах, фестивалях, олимпиадах.
Творческие мастерские, проблемные группы.
Разработка ЭУМК, портфолио, создание сайта.
Ведение отчетной документации..
Учителя
Корректирующие действия
Мониторинг
Рис.1 Организация учебно-воспитательного процесса с использованием дистанционных технологий.
Дистанционное обучение с данной группой осуществлялось не только в рамках Интернет сети, но и в рамках границ информационно-образовательной среды школы, которая обеспечивает внедрение электронного обучения, и отрабатывает применение дистанционных образовательных технологий, обеспечивает равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Здесь реализуется синтез электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, при котором очная и дистанционная форма обучения дополняют друг друга. Реализация модели инновационной деятельности руководителя велась по следующим направлениям: обеспечение возможности изучения учебных предметов на расширенном и углубленном уровне; повышение качества подготовки учащихся государственной итоговой аттестации; поддержка познавательного интереса одаренных детей; организация помощи в обучении неуспевающим детям; поддержка учащихся при неблагоприятных погодных условиях, карантине; развитие информационно-образовательной среды организации образования.
Целью итогового этапа эксперимента являлось определение уровня инновационной деятельности на основе дистанционных технологий после внедрения модели. Задачи данного этапа: проведение диагностики по определению уровня инновационной деятельности у заместителя директора по учебно-воспитательной работе; интерпретация результатов и определение выводов о конечном уровне инновационной деятельности; формулировка вывода об уровне действия разработанной модели на процесс инновационной деятельности и развития организации образования.
В ходе экспериментальной работы сравнительный анализ итогов констатирующего и итогового этапов эксперимента позволил подтвердить положительную динамику, которая произошла в процессе реализации модели: общая успеваемость по группе «Учащиеся» повысилась с 94,8% до 100%, качественная успеваемость с 48,7% до 69,2%, средний балл с 3,4 до 3,8. Повысился процент желающих участвовать в олимпиадах, конкурсах, проектной деятельности (30,8%/74,3%, 17,9%/66,6%, 20.5%/100%); повысилась профессиональная активность педагогического состава образовательной организации: участие в конкурсах профессионального мастерства (общая 70,3%, результативность 29,6%), участие в семинарах (100%), участие в конференциях различного уровня (44,4%) и пр. По теме инновационной деятельности проведены 9 мероприятия (семинары, мастер-классы, конференция, педсовет).
Результаты исследования показали, что между первоначальными данными и итоговыми показателями прослеживаются значительные изменения, что подтверждает эффективность функционирования разработанной нами модели инновационной деятельности руководителей организации образования на основе дистанционных технологий.
В ходе итогового эксперимента был проведен опрос групп респондентов.
Группа «Учителя». Приняли участие 27 педагогов. Результаты опроса показали, что 92% (25 чел.) удовлетворены своим участием в инновационной деятельности, в частности применении дистанционных технологий в процессе обучения, 3% (1 чел.) считает, что ему необходимо сменить должность. На вопрос «Мои отношения с учащимися» ответили: партнерские, мы учимся друг у друга разному - 88% (24 чел.), я иногда не могу понять своего ученика- 3% (1 чел.), конструктивные, мы часто спорим, но приходим к единой точке зрения - 7% (2 чел.), мне кажется, что мой ученик меня не понимает очень часто - 0%, конфликтные - 0%. На вопрос «Я удовлетворён тем, как работают ученики в сети Интернет по моему предмету» 85% (23 чел.) ответили «да», 4% (1 чел.) ответил «нет», 11% (3 чел.) ответили «другое». Учителя используют ЭОР в следующих видах учебной деятельности (возможность выбора нескольких вариантов): организация самостоятельной работы учащихся - 33% (9 чел.), организация проектной деятельности учащихся-18% (5 чел.), проведение уроков разного типа (при изучении нового материала; для закрепления Ранее изученного; для контроля знаний индивидуально и по группам) - 37% (10 чел.), организация консультационных занятий - 40% (11чел.), организация дополнительных занятий с учащимися - 59% (16 чел.). В сетевых педагогических обществах принимают участие - 70% (19 чел.). Учителя, принявшие участие в опросе отметили для себя ряд преимуществ в использовании Электронной школы (АИС «Электронная школа»): доступность, удобство, всегда поддерживается связь с детьми, дополнительные ЭОР "Новый диск", ведение электронного дневника учащегося, родители видят результат, преимущества в большой экономии времени, гибкость, учащиеся могут работать в удобном для себя месте, в удобное время, в удобном темпе, доступно более тесное общение, возможность варьировать время занятий, удобное для детей, обмен информацией через чат, использование электронного журнала, учебных материалов, ведение журнала в электронной форме - очень удобно, независимость от местонахождения учащегося и учителя, корректировка времени проведения занятий в зависимости от проведения лечебных процедур ребёнка просмотр презентаций, просмотр фильмов Электронная школа позволяет следить за результатами успеваемости, отменить обычный журнал, работа с ЭОР, быстрый доступ информации до родителей, в использовании Электронной школы происходит обмен качественной информацией с помощью информационных технологий, что позволяет повысить результативность обучения, разнообразный дидактический материал, у ребёнка больше возможностей изучить естественные науки, провести опыты, лабораторные работы дома и т.д. В использовании Электронной школы (АИС «Электронная школа») учителя отметили, что есть недостатки, большая часть ответов, говорит о низком качестве связи Интернет и о технических сбоях (не всегда есть доступ к ЭШ, к ЭОР на ЭШ) -25% (7чел.) Планирование и организацию образовательного процесса дистанционного обучения называют эффективным - 96% (26 чел.), неэффективным - 0% (0чел), другое - 3% (1 чел.). В этом году в опрос мы ввели графу «Свободное мнение», где каждый педагог высказал свое мнение и предложения относительно состояния и развития инновационной деятельности с использованием дистанционных технологий.
По группе «Учащиеся» получены следующие результаты. В опросе приняли участие 39 человек, учащихся женского пола 16 (41%), учащихся мужского пола 23 (59%). На вопрос «Легко ли Вам обучаться при помощи дистанционных технологий?» ответили «легко» - 92% (36 чел.), «трудно» - 8% (3 чел.). На вопрос «Нравится ли Вам такая форма обучения?» 92% (36 чел.) ответили «да», 8% (3 чел.) ответили «нет». На вопрос «Как Вы можете оценить свои успехи в обучении при помощи дистанционных технологий?»: отлично - 25% (10 чел.), хорошо - 61% (24 чел.), удовлетворительно - 12% (5 чел.), неудовлетворительно - 2% (1 чел.). 94%(37 чел.) опрошенных, хотят продолжать обучение с помощью дистанционных технологий и только 6% (2 чел.) предпочитают традиционную форму организации обучения.
Группа «Родители». Вопросы родителям и результаты, выглядят, следующим образом: «Я доволен условиями обучения моего ребенка с помощью дистанционных технологий» - «да» ответили 84% (33 чел.), «есть моменты, которые требуют внимания» - 16% (6 чел.), «мне все равно» - 0%, «нет» - 0%; «По Вашему мнению, по всем изучаемым предметам Ваш ребенок получает знания» - «интересные и необходимые для жизни в обществе» - 87% (34 чел.), «интересные, но вряд ли они пригодятся в повседневной жизни» - 5% (2 чел.), «совсем не интересные» - 2% (1чел.), «другое» - 6% (3 чел.), «не знаю, я не интересуюсь какие знания у моего ребенка» - 0%; «Педагоги правильно и своевременно контролируют результаты обучения моего ребёнка» - «да» - 94% (37 чел.), «другое» - 6% (3 чел.), «нет» - 0%; «Есть ли у Вас доступ к электронному дневнику (в АИС «ЭШ») в котором Вы отслеживаете успехи Вашего ребенка?» - «да» - 89% (35 чел.), «нет» - 10% (4 чел.); «Какую оценку Вы поставите системе дистанционного образования?» - «отлично» - 51% (20 чел.), «хорошо» - 41% (16 чел.), «удовлетворительно» - 8% (3 чел.), «неудовлетворительно» - 0%; «Я доволен(а) обучением моего ребенка, осуществляемого с помощью дистанционных технологий» - «да» - 97% (38 чел.), «нет» - 3% (1 чел.), «не доволен, но у меня есть идеи и мысли об усовершенствовании дистанционного обучения, и я готов ими поделиться» - 0%.
Проведенные исследования (опросы, анкетирования, мониторинговые исследования) говорят о наличии положительного опыта, полученного в результате инновационной деятельности. Созданы условия для повышения квалификации педагогических и руководящих работников через деятельностное освоение отдельных направлений образовательной политики (разработаны курсы для руководителей «Управление инновационной деятельностью», «Развитие инновационного потенциала», для учителей «Разработка и создание электронных обучающих ресурсов для дистанционного обучения»). С 2014-2015 у.г. учителя и руководители школы участвуют в сетевом взаимодействии с учителями организаций образования г.Костаная по направлению деятельности инновационной площадки.
Таким образом, с помощью выбранных критериев и показателей мы проверили эффективность разработанной нами модели инновационной деятельности руководителя организации образования на основе дистанционных технологий.
В нашем исследовании нашли подтверждение гипотеза о том, что инновационная деятельность руководителей организации образования будет проходить эффективно, если: она будет осуществляться в соответствии с моделью, которая:
- разработана на основании системно – деятельностного, личностно-ориентированного и компетентностного подходов, с использованием идей инновационного управления в образовании;
- характеризуется системностью, вариативностью, индивидуализированностью;
- основана на принципах открытости, распределенности, доступности.